Креативная съёмка на плёнку с двойной экспозицией. Телесъемка на пленку
Пересъемка пленки
Со времен Тальбота (1835 г.) и появления двуступенчатого негативно-позитивного процесса работа фотографа неизбежно связана с копированием. Пленка существует тоже очень давно. Ее создание связано с работами Гудвина (1887 г.) и Истмена (1888 г.), приоритетный спор между которыми закончился получением 1898 году Гудвиным патента на кинопленку.
Кино дало толчок развитию копирования с целью тиражирования продукции для возможности просмотра ее максимальным количеством зрителей.
Вначале основным способом было контактное копирование. Однако необходимость изменять масштаб копии по сравнению с оригиналом привела к появлению различных способов оптического копирования с помощью аппарата или специально придуманного фотографами устройства под названием увеличитель.
Появление обращаемых материалов также не сняло с повестки дня вопрос копирования, поскольку у фотографа была необходимость создать копии своих произведений для их распространения.
Дополнительным, хотя и не решающим толчком к развитию оптического копирования, явилось появление разработанных 1907 в году братьями Люмьер растровых автохромных пластинок, которые в силу своей природы (случайно расположенные на пластинке окрашенные в основные цвета капельки желатины) не допускают контактного копирования, поскольку невозможно добиться совпадения точек одного цвета на пластинках, с которой и на которую копируют. (Вообще-то справедливости ради стоит добавить, что первый линейный растр был запатентован в 1892 году Дж. Джолли).
Замечу, что контактное копирование все же еще очень долго оставалось основным методом и, с моей точки зрения, сыграло немалую роль в появлении и распространении многослойных цветных эмульсий, в середине прошлого века практически полностью вытеснивших растровые.
В цифровую эру вопрос копирования был наконец окончательно решен — копия неотличима от оригинала, но остался открытым вопрос преемственности, т. е. оцифровки изображений. Тут об идентичности говорить не приходится, можно только рассуждать о достаточности или избыточности информации.
Процесс оцифровки сам по себе тоже очень старый, поскольку восходит еще к фототелеграфным аппаратам. Современные барабанные сканеры практически ничем не отличаются от первых фототелеграфных аппаратов и успешно справляются с поставленной перед ними задачей. Появление массовых относительно дешевых цифровых зеркальных камер дает фотографу возможность не покупать для оцифровки собственного архива сканер, а попытаться переснять его с помощью имеющейся у него камеры. У этого решения есть явные преимущества. Во-первых, не надо тратиться на агрегат, который по стоимости сравним, а то и существенно превосходит цифровую камеру. Во-вторых, не требует приобретения специальных навыков, поскольку пересъемка по своей сути ближе к привычной работе фотографа, чем сканирование. Можно работать с пленкой любого формата. В отличие от сканера нет предела разрешения: всегда, хотя и только фрагмент, можно переснять с таким увеличением, что вся информация, содержащаяся на пленке, будет оцифрована. Сканер за раз фотографирует только одну строку, аналогично с помощью аппарата можно переснять по частям — «отсканировать» любой кадр. Нет проблемы очень плотных кадров — вспышка или длительная экспозиция позволяют без проблем вытянуть все, что было на пленке. И, наконец, архивы многих фотографов столь велики, что на их качественное сканирование жизни не хватит. А процесс пересъемки может быть достаточно быстрым. В принципе, камеры с несъемной оптикой тоже могут использоваться для пересъемки, но они уже не реальный конкурент сканеру, а решение типа — «на безрыбье и рак рыба». О том, как заставить работать камеры с несменными объективами с установками, подобными описанным в данном материале, см. в статье Труба Кеплера — макроконвертер и фоторужье в одном флаконе.
За 100 с лишним лет непрерывного копирования фотографы придумали массу приспособлений для комфортного осуществления этого процесса. Ясно, что процесс контактного копирования никак не может быть применен к оцифровке изображений. Установки для пересъемки
Устройства можно разделить на две основных группы: установки для пересъемки 1:1 и фотоувеличители. На нижеприведенной фотографии изображена классическая конструкция, состоящая из аппарата Зенит, приставки для макросъемки ПЗФ, объектива Гелиос-44 и приставки диарепродукционной ПД.
Приставка диарепродукционная ПД предназначена для крепления 35 мм пленки или диапозитивов в рамках 50×50 мм, крепится к подвижной рельсе ПЗФ. В оригинале снабжена матовым стеклом, однако у него столь крупное матирование, что при сильном диафрагмировании его зерно становится заметным на копии. Поэтому на приведенной фотографии оно демонтировано. В качестве рассеивателя предлагается использовать молочное, матовое стекло или даже лист бумаги, но расположенные достаточно далеко от пленки, чтобы даже при максимальной глубине резкости структура и неоднородность рассеивателя не проявлялась на снимке.
Если у вас цифровая камера с размером матрицы, совпадающим с размером кадра 24×36 мм, типа Canon EOS 5D, Canon EOS 1Ds, то достаточно приобрести адаптерное кольцо М42-EOS и установить вместо Зенита цифровую камеру. Однако массовыми и относительно дешевыми являются фотоаппараты с матрицами размером близким к 15×22 мм, такие как Canon EOS D30, D60, 10D, 20D, 300D, 350D, Pentax *ist D, KONICA MINOLTA DYNAX 7D и 5D, Nikon D50, D70, D100, Sigma SD9 и 10. Эти камеры, если их установить на место Зенита, позволят переснимать только центральную часть кадра или кадры меньших форматов, в том числе и совсем маленьких, о чем я писал в статье, посвященной камерам Minox. Если же надо переснять кадр размером 24×36 на матрицу 15×22 мм, то возникают проблемы, При съемке 1:1 оптическая схема представляет собой симметричную конструкцию, при которой расстояние от объекта до объектива и от объектива до матрицы равно двум фокусным расстояниям. Фокусное расстояние объектива Гелиос-44 — 58 мм, минимальное же расстояние между объективом и пленкой, которое можно получить с помощью приставки ПЗС, — 90 мм. Этого оказывается недостаточно, чтобы изображение кадра полностью уместилось на матрице. Соответственно, для получения нужного масштаба есть два пути. Либо воспользоваться объективом с большим фокусным расстоянием, например, Индустар 100, либо переделать приставку, чтобы сдвинуть объектив ближе к камере.
Большее фокусное расстояние объектива позволяет расположить его на нужном расстоянии от аппарата. Однако длины рельсы недостаточно, чтобы на нужном расстоянии расположить объект. На приведенной фотографии рельса удлинена за счет использования еще одной приставки ПЗФ. Другими словами, ПД крепится к рельсе второй приставки, а объектив Индустар 100 через переходные кольца является связующим звеном между двумя приставками. Меха второй приставки могут использоваться как раздвижная бленда.
Другой вариант — это заглубить объектив внутрь мехов и, таким образом, уменьшить расстояние между ним и аппаратом. Более подробно о том, как это сделать, описано в статье «О попытках максимально использовать возможности оптической системы». Основным недостатком этой конструкции является достаточно неудобный процесс изменения диафрагмы.
Можно отрезать часть меха, при этом его удастся подвинуть на сантиметр ближе к аппарату. Эта переделка мехов необратима, она позволит снимать с меньшим масштабом, но уменьшит максимальное увеличение, поскольку длины мехов после обрезания не хватит, чтобы растянуться на всю длину рельсы.
В целом, конструкция получилась достаточно удачной, и одним из ее дополнительных преимуществ является возможность использовать автоматическую согласованную вспышку, установленную прямо на аппарат, без дополнительных соединительных кабелей. В этом случае установка располагается перед белым отражающим экраном, расположенным примерно на расстоянии полуметра от приставки, по предварительной вспышке камера оценивает необходимую мощность импульса для получения правильно экспонированного кадра.
Однако пленки бывают не только 35 мм, но и еще большего размера, например, 6×6; 6×4,5 см. В этом случае стоит воспользоваться техническими решениями, заложенными в стандартный увеличитель, предназначенный для печати фотографий, как с широкой пленки, так и с 35 мм кинопленки. К счастью, раньше фотографические приспособления, сделанные самыми разными фирмами, имели много общих стандартов. Поэтому мне удалось создать несколько установок на базе польского увеличителя Крокус, мехов для макросъемки Pentacon и приставки ПЗФ.
Данная установка представляет собой:
- Столик для просмотра диапозитивов hama LP554, имеет достаточно высокую цветовую температуру 8000К, что позволяет добиться приемлемой цветопередачи, может использоваться как для фокусировки, так и для съемки. Видоискатель у Nikon D50 существенно темнее чем у Canon D60, однако яркость лампы столика достаточна, чтобы не испытывать дискомфорта при фокусировке. Минусом использования вспышки, на мой взгляд, является необходимость иметь второй источник света для точного контроля фокусировки. И в этом случае слабый источник света создает существенные трудности при работе с камерой Nikon D50. Вспышка удобная для массовой съемки диапозитивов в рамке, когда фокусировка осуществляется один раз перед всей серией. Но диапозитивы в рамках — это как раз тот единственный случай, к которому увеличительно плохо приспособлен.
- Стандартное крепление для пленки в увеличителе. Позволяет закрепить пленку размером 6×6 см или меньше между двумя стеклами, а также большинство кадров стандартных форматов в специальных прижимных рамках без стекол. Снабжено подвижными шторками, позволяющими отсечь паразитный свет при съемке фрагментов кадра.
- Расстояние между объективом и объектом регулируется с помощью системы перемещения объектива увеличителя.
- Меха PENTACON. В данном случае служат для сопряжения между резьбой увеличителя и резьбой объектива, позволяют увеличить расстояние между объектом и объективом существенно больше, чем ход штанги перемещения объектива увеличителя. Являются также дополнительной раздвижной блендой.
- Объектив Индустар 100.
- Приставка сдвига Jolos, служащая для выбора фрагмента кадра или съемки кадра по частям.
- Приставка ПЗФ, служащая для изменения масштаба съемки.
- Собственно сам аппарат, в данном случае, Canon D60.
На снимке изображена система, суммирующая удлинение мехов PENTACON и ПЗФ, расположенных между камерой и объективом, что позволяет получить максимально возможное для данной установки увеличение.
В целом, неплохая установка, но устройство перемещения объектива увеличителя чересчур хлипкое, чтобы перемещать не один объектив, а всю громаду, возвышающуюся над ним.
Установки с независимым креплением рамки для пленки. Перемещение объектива осуществляется по мощным рельсам, раньше предназначенным для перемещения осветительной головки увеличителя. На снимке система с двумя мехами, аналогичная описанной ранее.
На снимке наиболее простая, и потому жесткая, конструкция, на которой я в конце концов и остановился. Меха PENTACON не имеют плавной регулировки растяжения, поэтому для фокусировки используется только перемещение аппарата с объективом относительно объекта. Грубое перемещение осуществляется по рельсе увеличителя, тонкое же — салазками, сопряженными с мехами PENTACON. Меха увеличителя используются как дополнительная бленда, защищающая от бликов, которые может создавать освещение помещения. Пыль — вечный враг фотографа, одним из способов борьбы с ней является миниатюрный пылесос, который на фотографии стоит на доске увеличителя.
Крепление камер Nikon в данном случае проблем не создает. Больший на 2,5 мм рабочий отрезок погоды при макросъемке не делает. Подходит любой переходник М42-Nikon поскольку на бесконечность фокусироваться не надо, да и используется не объектив для фотоаппарата с рабочим отрезком 45 мм, а длиннофокусный (110 мм) объектив от увеличителя Индустар 100.
На снимке хорошо видна приставка Jolos , ее можно вращать как относительно объектива, так и камеру относительно нее. Повернув приставку под углом в 45 градусов, можно легко сфокусироваться на любом из четырех углов. В случае, если не предполагается сшивка снимка из нескольких кадров, вопрос, что лучше, перемещать камеру в фокальной плоскости или объектив вместе с камерой относительно кадра, остается открытым. В данном случае используется объектив, рассчитанный на работу с широкими пленками. Поэтому заметной разницы между этими вариантами не наблюдается. В случае же, если используется объектив, рассчитанный на 35 мм пленку, есть смысл разместить приставку перед объективом и перемещать одновременно объектив и камеру относительно кадра. Съемка
Дистанционное управление и настройки камеры
При пересъемке в качестве пульта дистанционного управления стоит использовать компьютер. Это решение как и любой тросик, позволяет не сотрясать установку при съемке и практически сразу наблюдать результат на большом экране компьютера. Последнее очень важно, поскольку позволяет сразу исправить ошибки, которые легко пропустить, рассматривая снимок на экране камеры. Если камера соединена с компьютером через USB 1 (Canon D60), то для 6 Мп перекачка файла в RAW занимает 53 с, а в JPEG — 20 с, если через USB 2 (Nikon D50), — то соответственно, 6 и 4 с. Для дистанционного управления старыми камерами Canon можно использовать программу Remote Capture, а для последних моделей EOS Capture.
В описании к камере Nikon D50 написано, что «программное обеспечение Nikon Capture 4 версии 4.3 или более поздней версии (приобретается отдельно) можно использовать для управления фотокамерой с помощью компьютера». В комплекте с камерой поставляется только 30-дневная демонстрационная версия. Однако оценить возможности дистанционного управления камерой этот подарок вам не позволит, поскольку в комплекте, который был у меня на тестировании, наличествует версия 4.2, которая действительно не видит этой камеры. При наличии Интернета задача легко решается, но осадок остался. Программа позволяет не только осуществлять съемку, но и менять выдержку, формат записи файлов и т.д. Кроме того, на экран выводится служебная информация, которая видна в видоискателе камеры. В совокупности с быстрой передачей данных по USB 2 это несколько скрашивает невозможность работать в режиме приоритета диафрагмы с объективами без микропроцессора.
Если снимать одиночные кадры, то лучше пользоваться RAW. Если же задача максимально быстро перевести архив в цифровой вид или планируется сшивать кадр из нескольких снимков, то, возможно, стоит снимать в JPEG, предварительно настроив камеру. Стоит уменьшить контраст и правильно подобрать баланс белого, ведь в данном случае он зависит не только от лампы, но и от пленки, которую вы переснимаете. При склейке из нескольких кадров не стоит полагаться на автоматику, ведь она может по-разному оценить отдельные фрагменты. Это относится не только к автоматике камеры, но и к автоматическому преобразованию RAW.
Сшивка изображения из нескольких снимков
Если перемещать аппарат относительно объектива, то дополнительных искажений, которые надо исправлять при склейке, не возникает. Приставка Jolos, подробно описанная в наших статьях (см, здесь и здесь), позволяет это сделать. Сшивку можно осуществлять без особых проблем в любом графическом редакторе. Можно воспользоваться и специализированными программами сшивки панорам . В этом случае в меню следует выбрать — склейка изображения, отсканированного по частям. Например, как это выглядит в программе PhotoStitch, поставляемой вместе с камерами Canon, показано на снимке.
В приобретаемой отдельно программе The Panorama Factory это выглядит так:
Можно воспользоваться и распространяемыми свободно (open source) программами, основанными на пакете Panorama Tools, созданном профессором Helmut Dersch. Есть множество оболочек, работающих с этим кодом, которые позволяют в комфортном графическом режиме подготовить снимки для сшивки, однако в большинстве из них нет комплексного параметра для сшивки неискаженных изображений и придется поставить нули в графах, отвечающих за исправление дисторсии и другие искажения.
Моя версия программы PhotoStich в ручном режиме работала достаточно корректно, позволяла склеивать как линейные, так и мозаичные панорамы. К ее минусам следует отнести невозможность работать с 16-битными файлами, т. е. если вы снимаете в RAW, то коррекцию надо проводить до сшивки, что требует повышенной внимательности, чтобы не оказалось, что разные кадры одной панорамы обработаны без нужды по совершенно разным алгоритмам. В этом случае могут возникнуть проблемы с переходами по яркости и цвету между соседними кадрами. Программа The Panorama Factory позволяет работать с 16-битными файлами, но только с линейными панорамами. Программы на основе Panorama Tools могут все, если вы смогли научиться ими пользоваться. Кстати, они позволяют работать и на компьютере с любой операционной системой. Разбор полетов
Результаты пересъемки
На примере снимка 4,5×6, снятого на пленке Kodak E100SW камерой Zenza BRONICA ETR Si с объективом Zenzanon PE 2,8/75, попытаемся разобраться, сколь малый фрагмент снимка можно снять и стоит ли его снимать. Иначе говоря, извечный вопрос последнего времени: сколько же пикселей содержится в пленке? На снимке отмечены прямоугольники, соответствующие последующим увеличениям этого кадра.
Снимок всего кадра
Миниатюра всего кадра. Весь кадр имеет размер 2048×3072 пикселей, если его снять 6 Мп камерой, или, если переснимать по частям, сделав 3, снимка то 2941×4357.
Фрагменты 1:1 | |
Снимок вмещает весь кадр | Кадр сшит из 3-х снимков |
Увеличение первое Снимок вмещает фрагмент исходного кадра. Линейные размеры в пикселях увеличены в 2,3 раза по сравнению со снимком, вмещающим кадр целиком. Миниатюра всего снимка.
Фрагмент 1:1
Для контроля предельных возможностей приведен снимок с тем же увеличением миры на пленке Микрат 200, имеющей существенно более высокое разрешение и позволяющей количественно оценить качество съемки, считая кольца миры.
В данном случае видно 5 черных колецУвеличение второе Линейные размеры в пикселях увеличены в 4,1 раза по сравнению со снимком, вмещающим кадр целиком
Фрагмент 1:1
В данном случае видно 7 черных колец
Увеличение третье(10х)
Фрагмент 1:1
В данном случае видно 9 черных колец. Последние скорее угадываются
На этом возможности увеличения нашей установки закончились. Еще более крупно миру можно снять под микроскопом с помощью установки, описанной в статье «Об истории создания фотокамер, стандартах и самодельных фотоаппаратах».
Миниатюра снимка под микроскопом. Видно 9 колец
Зерно сильно отвлекает. Если рассматривать снимок 1:1 (нижний фрагмент), то кольца различить даже сложнее, чем на миниатюре. На слегка расфокусированном или уменьшенном снимке считать кольца легче, хотя очевидно, что изображение содержит меньше информации. Чтобы проинтегрировать его идеальным инструментом, данным нам природой, надо подальше отойти от экрана — тогда они становятся заметны. Нужно ли такое увеличение? Возможно, и нужно, если, как в фильме Антониони «Увеличение», вы знаете, что хотите увидеть. Однако убедить других, что там это действительно изображено, вам, возможно, и не удастся.
Пленка содержит избыточную информацию, которая не нужна зрителю, но полезна с точки зрения оптического преобразования при фотоувеличении снимков или цифровой обработки в графическом редакторе. Максимальный по качеству результат достигается при пересъемке или сканировании с запасом, последующей обработке и уменьшении снимка перед его показом или печатью на принтере. В этом случае на уменьшенном снимке сохраняется вся полезная информация, доступная только при большом увеличении, но устраняется паразитная и отвлекающая информация, связанная с зерном или шумами матрицы. Можно провести аналогию со сканированием отпечатанных в типографии растровых отпечатков в режиме удаления муара.
Сравнение фрагментов 1 и 3, снятых с разным увеличением и уменьшенных до одного размераПриведу еще несколько рассуждений, которые мне кажутся полезными при вычислении необходимого увеличения при пересъемке.
Сперва надо определиться, какую площадь занимает точка изображения на пленке. Этот размер, очевидно, будет зависеть от характера изображения и от типа эмульсии. Изображение создается кристаллами серебра. От их количества и распределения по размерам зависит диаметр кружка на пленке, когда две соседние точки изображения будут различимы. В предельном случае штрихового рисунка: черная точка — это единичный кристалл серебра, белая — его отсутствие, то есть надо увеличивать так, чтобы был виден каждый кристалл. Если у нас изображение содержит 10 полутонов, диаметр кружка на пленке должен вмещать как минимум десять кристаллов серебра, тогда кружки, содержащие от одного до десяти кристаллов, дадут нам возможность различить 10 градаций серого. В случае 8 битного изображения у нас есть возможность зарегистрировать 82 = 256 оттенков, те минимальный кружок на пленке, который стоит рассматривать, должен вмещать 256 кристаллов серебра. ( Естественно, в предположении, что они все одинакового размера. В более общем случае кристаллов переменного размера, надо чтобы в кружок помещались кристаллы суммарной площадью сечения, превышающие минимальный кристалл в 256 раз). В случае цветной многослойной пленки этот кружок должен быть сфокусирован в точку диаметром 2 пикселя на матрице. Его площадь будет соответствовать 4 пикселям, перекрытым 3 разными фильтрами. ( В цветной многослойной пленке серебра уже не осталось, оно замещено красителем). Чтобы теперь получить правильное изображение, нам надо усреднить значения в 4 пикселях и по максимуму за соответствующим фильтром определить цвет точки, после чего изображение без потери информации может быть уменьшено в 2 раза. Другими словами, в идеальном случае на 8 Мп матрицу можно переснять участок кадра, содержащий 2 миллиона вышеописанных кружков. Хотя информация и не теряется, уменьшать изображение очень жалко, и это часто не делают; зная это, издательства от всех требуют пресловутые 300 точек на дюйм.
Уменьшать результирующее изображение не имеет смысла, если изображение точки изображения меньше чувствительного элемента матрицы. В этом случае при уменьшении мы потеряем часть точек, яркость которых мы зарегистрировали правильно, Что касается цвета мелких деталей, то он будет осреднен по двум соседним точкам, которые на исходном изображении при таком увеличении могут оказаться окрашенными в разные цвета. Таким образом, если в предельном случае изображение содержит, например, 12 миллионов точек (4000×3000 значащих точек), то чтобы их все сохранить, придется сделать более 8 снимков на 6 Мп камеру. Если же мы готовы сохранить только половину значащих точек, то достаточно сделать всего один снимок.
Пересъемка архивных кадров
Пересъемка позволяет устроить фотосессию в длинные зимние вечера и путешествовать в пространстве и времени по своему архиву. В заключение, несколько примеров с оценкой того, что можно ожидать от старых кадров.
1977 г. Домбай, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Зенит Е, объектив Гелиос 44. Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100.
Качество на удивление высокое. Вполне оправдана сшивка из трех кадров. Возможно, это связано с мелкозернистостью первого проявителя. Я не помню, чем проявлял эту пленку, но в то время еще были доступны родные комплекты для обоработки пленки фирмы ORWO. Имеет смысл после обработки уменьшить изображение до 8 Мп. Полученное изображение близко к идеалу — т. е. к изображению, составленному только из значащих точек, дальнейшее удаление которых уже приведет к ухудшению, как информативности, так и зрелищности.
Фрагменты двух снимков, уменьшенные до одинакового размера. Верхний — 70 % процентов от оригинала (весь кадр 8 Мп), нижний — 49%. В результате можно заметить, что микроконтраст нижнего снимка выше, хотя после сжатия в JPEG для публикации это почти не заметно, т. е. можно переснимать с большим увеличением, но это охота за блохами.
1981 г. Река Шуя, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Любитель 166. Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100.
Миниатюра | Фрагмент |
Если уместить изображение всего квадратного кадра на матрице то получим снимок размером 1900 на 1900 пикселей.
Миниатюра | Фрагмент |
Реально качества хватает только на кадрирование и пересъемку фрагмента 4,5×6 см. Получаемый результат 2048×3020 вполне адекватен изображению на пленке. Дальнейшее увеличение нецелесообразно. Вероятно, предел в основном связан с качеством объектива.
То же самое, но на негативную пленку ДС4
Миниатюра | Фрагмент |
Разрешение аналогично предыдущему, хотя определяется уже не только объективом, поскольку структура пленки заметна и при таком увеличении. Стоит воспользоваться какой-нибудь программой шумопонижения, например Neat Image ( Естественно, профиль надо создавать для пленки при определенном увеличении. Шумами матрицы в данном случае можно пренебречь). Привожу снимок исключительно для того, чтобы показать, что работа с негативами не вносит существенных осложнений в работу. Работать с немаскированной пленкой проще, чем с маскированной, но в эпоху массового распространения маскированных пленок уже появились фотолабы, и переводить эти кадры в цифру лучше с сохранившихся отпечатков 10×15 см. Отпечатки же на немаскированной пленке, делавшиеся в домашних условиях, сохранились плохо, да и в силу трудоемкости процесса отпечатки я делал отнюдь не со всех кадров. Кстати, замечу что дубли которые первоначально были забракованы из-за избыточной или недостаточной плотности и с которыми не работали, зачастую сохранились лучше и более пригодны сегодня для цифровой обработки. В данном случае вся обработка свелась к инверсии изображения и его автоматической коррекции.
1988 г. Португалия, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Киев 88, объектив Мир 38 (F=65 мм). Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100.
Миниатюра (3090×2975) | Фрагмент |
Ситуация чуть лучше, чем в предыдущем случае, можно без проблем вырезать меньший фрагмент при кадрировании, но сшивать кадр из более чем двух снимков нецелесообразно.
1988 г. Португалия, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Киев 88, объектив Волна (F=80 мм). Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100. Снимок с той же точки, что и в предыдущем случае.
Миниатюра (3307×3000) | Фрагмент |
Если сшить снимок из 6 кадров, а потом уменьшить до размеров снимка, который сделан с увеличением, при котором длинная сторона кадра совпадает со стороной квадрата, то можно заметить небольшое улучшение качества. Если снимок не улучшать то он явно содержит лишние точки, которые не добавляют информации, но создают ощущение неряшливости. Таким образом, можно считать, что широкий снимок, сделанный на пленку ORWO хорошим объективом, содержит 9 Мп, но чтобы его получить, нужно предварительно получить 16 Мп изображение. Учитывая перекрытие, необходимое для сшивки, получается, что для получения сочного изображения, содержащего всю информацию об объекте, а не о зерне пленки, необходимо снять 6 кадров суммарной площадью 36 Мп.
1988 г. Португалия, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Киев 88, объектив Волна (F=80 мм). Пересъемка камерой Nikon D50 с объективом Индустар 100.
Миниатюра (3583×2862) | Фрагмент |
1988 г. Португалия, негативная пленка ФОТО 65, аппарат Киев 88, объектив Волна (F=80 мм). Пересъемка камерой Nikon D50 с объективом Индустар 100.
Миниатюра (2000×2864) | Фрагмент |
1995 г. Хребет Хамар-Дабан. Байкальский заповедник. Kodak EPD 100, аппарат Mamiya 33, объектив F=65 мм. Пересъемка камерой Nikon D50 с объективом Индустар 100.
Оригинал имеет очень высокую плотность и с помощью большинства сканеров не получается оцифровать его с приемлемой проработкой деталей в тенях.
Миниатюра ( 2933×2966) | Фрагмент |
Итак, что можно ожидать от архивов? В большинстве случаев можно получить кадр, не уступающий по качеству снимку, сделанному с натуры цифровой 6 Мп камерой. Иногда можно добиться существенно более высокого качества. Однако это зависит от такого большого числа факторов — пленка, проявитель, режим проявления, объектив, диафрагма, камера, — что предсказать результаты заранее сложно. Снимки, сделанные среднеформатными камерами, обычно несущественно превосходят по качеству 35 мм и имеют существенно меньший разброс. Это связано с тем, что 35 мм камеры всегда стремились сравняться с массовыми среднеформатными и свою задачу выполнили за счет качественных объективов и мелкозернистой пленки. Фотографы же, продолжавшие снимать на среднеформатные камеры, в большинстве случаев стремились получить стабильные, а не рекордные результаты, а посему пользовались более чувствительными пленками, считая, что необходимое качество за счет площади кадра они получат и при более крупном зерне. Исключение составляют снимки, сделанные дорогими среднеформатными камерами на низкочувствительную пленку при идеальных условиях освещения. В большинстве случаев при пересъемке целесообразно делать один снимок на 6 или 8 Мп камеру с кадрированием. Насущная необходимость сшивки возникает, если не ясно, как обрезать квадратный кадр или вы хотите сохранить именно это соотношение сторон. В этом случае обычно достаточно двух снимков, хотя, как уже упоминалось выше, возможно, чтобы взять всю информацию, содержащуюся в пленке, придется сделать 9 или даже больше снимков.
Увеличитель — технически очень хорошо продуманная конструкция, на базе которой можно сделать установку для пересъемки с использованием любых сегодня существующих цифровых зеркальных камер. Реально в этом случае используется только матрица камеры и видоискатель для ручной наводки на резкость. Учитывая достаточно комфортные условия съемки, принципиальной разницы, какую камеру использовать, нет. Дополнительное удобство для работы с компьютером имеют камеры, имеющие интерфейс USB2. Вероятно, еще удобнее было бы фокусироваться по экрану компьютера, совсем отказавшись от оптического видоискателя. Однако серийно выпускаемых камер, позволяющих это делать, сегодня практически нет. Теоретически это возможно у камер Canon 20 Da и FUJIFILM FinePix S3 Pro. В своих ощущениях по этому вопросу я основываюсь на опыте работы с самодельной 3 Мп камерой.
Камера предоставлена представительством фирмы NIKON SVENSKA ABwww.ixbt.com
Со времен Тальбота (1835 г.) и появления двуступенчатого негативно-позитивного процесса работа фотографа неизбежно связана с копированием. Пленка существует тоже очень давно. Ее создание связано с работами Гудвина (1887 г.) и Истмена (1888 г.), приоритетный спор между которыми закончился получением 1898 году Гудвиным патента на кинопленку. Кино дало толчок развитию копирования с целью тиражирования продукции для возможности просмотра ее максимальным количеством зрителей. Вначале основным способом было контактное копирование. Однако необходимость изменять масштаб копии по сравнению с оригиналом привела к появлению различных способов оптического копирования с помощью аппарата или специально придуманного фотографами устройства под названием увеличитель. Появление обращаемых материалов также не сняло с повестки дня вопрос копирования, поскольку у фотографа была необходимость создать копии своих произведений для их распространения. Дополнительным, хотя и не решающим толчком к развитию оптического копирования, явилось появление разработанных 1907 в году братьями Люмьер растровых автохромных пластинок, которые в силу своей природы (случайно расположенные на пластинке окрашенные в основные цвета капельки желатины) не допускают контактного копирования, поскольку невозможно добиться совпадения точек одного цвета на пластинках, с которой и на которую копируют. (Вообще-то справедливости ради стоит добавить, что первый линейный растр был запатентован в 1892 году Дж.Джолли). Замечу, что контактное копирование все же еще очень долго оставалось основным методом и, с моей точки зрения, сыграло немалую роль в появлении и распространении многослойных цветных эмульсий, в середине прошлого века практически полностью вытеснивших растровые. В цифровую эру вопрос копирования был наконец окончательно решен - копия неотличима от оригинала, но остался открытым вопрос преемственности, т.е. оцифровки изображений. Тут об идентичности говорить не приходится, можно только рассуждать о достаточности или избыточности информации. Процесс оцифровки сам по себе тоже очень старый, поскольку восходит еще к фототелеграфным аппаратам. Современные барабанные сканеры практически ничем не отличаются от первых фототелеграфных аппаратов и успешно справляются с поставленной перед ними задачей. Появление массовых относительно дешевых цифровых зеркальных камер дает фотографу возможность не покупать для оцифровки собственного архива сканер, а попытаться переснять его с помощью имеющейся у него камеры. У этого решения есть явные преимущества. Во-первых, не надо тратиться на агрегат, который по стоимости сравним, а то и существенно превосходит цифровую камеру. Во-вторых, не требует приобретения специальных навыков, поскольку пересъемка по своей сути ближе к привычной работе фотографа, чем сканирование. Можно работать с пленкой любого формата. В отличие от сканера нет предела разрешения: всегда, хотя и только фрагмент, можно переснять с таким увеличением, что вся информация, содержащаяся на пленке, будет оцифрована. Сканер за раз фотографирует только одну строку, аналогично с помощью аппарата можно переснять по частям - "отсканировать" любой кадр. Нет проблемы очень плотных кадров - вспышка или длительная экспозиция позволяют без проблем вытянуть все, что было на пленке. И, наконец, архивы многих фотографов столь велики, что на их качественное сканирование жизни не хватит. А процесс пересъемки может быть достаточно быстрым. В принципе, камеры с несъемной оптикой тоже могут использоваться для пересъемки, но они уже не реальный конкурент сканеру, а решение типа - " на безрыбье и рак рыба". О том, как заставить работать камеры с несменными объективами с установками, подобными описанным в данном материале, см. в статье Труба Кеплера - макроконвертер и фоторужье в одном флаконе. За 100 с лишним лет непрерывного копирования фотографы придумали массу приспособлений для комфортного осуществления этого процесса. Ясно, что процесс контактного копирования никак не может быть применен к оцифровке изображений. Установки для пересъемкиУстройства можно разделить на две основных группы: установки для пересъемки 1:1 и фотоувеличители. На нижеприведенной фотографии изображена классическая конструкция, состоящая из аппарата Зенит, приставки для макросъемки ПЗФ, объектива Гелиос-44 и приставки диарепродукционной ПД. Приставка диарепродукционная ПД предназначена для крепления 35 мм пленки или диапозитивов в рамках 50х50 мм, крепится к подвижной рельсе ПЗФ. В оригинале снабжена матовым стеклом, однако у него столь крупное матирование, что при сильном диафрагмировании его зерно становится заметным на копии. Поэтому на приведенной фотографии оно демонтировано. В качестве рассеивателя предлагается использовать молочное, матовое стекло или даже лист бумаги, но расположенные достаточно далеко от пленки, чтобы даже при максимальной глубине резкости структура и неоднородность рассеивателя не проявлялась на снимке. Если у вас цифровая камера с размером матрицы, совпадающим с размером кадра 24х36 мм, типа Canon EOS 5D, Canon EOS 1Ds, то достаточно приобрести адаптерное кольцо М42-EOS и установить вместо Зенита цифровую камеру. Однако массовыми и относительно дешевыми являются фотоаппараты с матрицами размером близким к 15х22 мм, такие как Canon EOS D30, D60, 10D, 20D, 300D, 350D, Pentax *ist D, KONICA MINOLTA DYNAX 7D и 5D, Nikon D50, D70, D100, Sigma SD9 и 10. Эти камеры, если их установить на место Зенита, позволят переснимать только центральную часть кадра или кадры меньших форматов, в том числе и совсем маленьких, о чем я писал в статье, посвященной камерам Minox. Если же надо переснять кадр размером 24х36 на матрицу 15х22 мм, то возникают проблемы, При съемке 1:1 оптическая схема представляет собой симметричную конструкцию, при которой расстояние от объекта до объектива и от объектива до матрицы равно двум фокусным расстояниям. Фокусное расстояние объектива Гелиос-44 - 58 мм, минимальное же расстояние между объективом и пленкой, которое можно получить с помощью приставки ПЗС, - 90 мм. Этого оказывается недостаточно, чтобы изображение кадра полностью уместилось на матрице. Соответственно, для получения нужного масштаба есть два пути. Либо воспользоваться объективом с большим фокусным расстоянием, например, Индустар 100, либо переделать приставку, чтобы сдвинуть объектив ближе к камере. Большее фокусное расстояние объектива позволяет расположить его на нужном расстоянии от аппарата. Однако длины рельсы недостаточно, чтобы на нужном расстоянии расположить объект. На приведенной фотографии рельса удлинена за счет использования еще одной приставки ПЗФ. Т.е. ПД крепится к рельсе второй приставки, а объектив Индустар 100 через переходные кольца является связующим звеном между двумя приставками. Меха второй приставки могут использоваться как раздвижная бленда. Другой вариант - это заглубить объектив внутрь мехов и, таким образом, уменьшить расстояние между ним и аппаратом. Более подробно о том, как это сделать, описано в статье "О попытках максимально использовать возможности оптической системы". Основным недостатком этой конструкции является достаточно неудобный процесс изменения диафрагмы. Можно отрезать часть меха, при этом его удастся подвинуть на сантиметр ближе к аппарату. Эта переделка мехов необратима, она позволит снимать с меньшим масштабом, но уменьшит максимальное увеличение, поскольку длины мехов после обрезания не хватит, чтобы растянуться на всю длину рельсы. В целом, конструкция получилась достаточно удачной, и одним из ее дополнительных преимуществ является возможность использовать автоматическую согласованную вспышку, установленную прямо на аппарат, без дополнительных соединительных кабелей. В этом случае установка располагается перед белым отражающим экраном, расположенным примерно на расстоянии полуметра от приставки, по предварительной вспышке камера оценивает необходимую мощность импульса для получения правильно экспонированного кадра. Однако пленки бывают не только 35 мм, но и еще большего размера, например, 6х6; 6х4,5. В этом случае стоит воспользоваться техническими решениями, заложенными в стандартный увеличитель, предназначенный для печати фотографий, как с широкой пленки, так и с 35мм кинопленки. К счастью, раньше фотографические приспособления, сделанные самыми разными фирмами, имели много общих стандартов. Поэтому мне удалось создать несколько установок на базе польского увеличителя Крокус, мехов для макросъемки Pentacon и приставки ПЗФ. Данная установка представляет собой:
На снимке изображена система, суммирующая удлинение мехов PENTACON и ПЗФ, расположенных между камерой и объективом, что позволяет получить максимально возможное для данной установки увеличение. В целом, неплохая установка, но устройство перемещения объектива увеличителя чересчур хлипкое, чтобы перемещать не один объектив, а всю громаду, возвышающуюся над ним. Установки с независимым креплением рамки для пленки. Перемещение объектива осуществляется по мощным рельсам, раньше предназначенным для перемещения осветительной головки увеличителя. На снимке система с двумя мехами, аналогичная описанной ранее. На снимке наиболее простая, и потому жесткая, конструкция, на которой я в конце концов и остановился. Меха PENTACON не имеют плавной регулировки растяжения, поэтому для фокусировки используется только перемещение аппарата с объективом относительно объекта. Грубое перемещение осуществляется по рельсе увеличителя, тонкое же - салазками, сопряженными с мехами PENTACON. Меха увеличителя используются как дополнительная бленда, защищающая от бликов, которые может создавать освещение помещения. Пыль - вечный враг фотографа, одним из способов борьбы с ней является миниатюрный пылесос, который на фотографии стоит на доске увеличителя. Крепление камер Nikon в данном случае проблем не создает. Больший на 2,5 мм рабочий отрезок погоды при макросъемке не делает. Подходит любой переходник М42-Nikon поскольку на бесконечность фокусироваться не надо, да и используется не объектив для фотоаппарата с рабочим отрезком 45 мм, а длиннофокусный (110 мм) объектив от увеличителя Индустар 100. На снимке хорошо видна приставка Jolos , ее можно вращать как относительно объектива, так и камеру относительно нее. Повернув приставку под углом в 45 градусов, можно легко сфокусироваться на любом из четырех углов. В случае, если не предполагается сшивка снимка из нескольких кадров, вопрос, что лучше, перемещать камеру в фокальной плоскости или объектив вместе с камерой относительно кадра, остается открытым. В данном случае используется объектив, рассчитанный на работу с широкими пленками. Поэтому заметной разницы между этими вариантами не наблюдается. В случае же, если используется объектив, рассчитанный на 35 мм пленку, есть смысл разместить приставку перед объективом и перемещать одновременно объектив и камеру относительно кадра. СъемкаДистанционное управление и настройки камерыПри пересъемке в качестве пульта дистанционного управления стоит использовать компьютер. Это решение как и любой тросик, позволяет не сотрясать установку при съемке и практически сразу наблюдать результат на большом экране компьютера. Последнее очень важно, поскольку позволяет сразу исправить ошибки, которые легко пропустить, рассматривая снимок на экране камеры. Если камера соединена с компьютером через USB 1 (Canon D60), то для 6 Мп перекачка файла в RAW занимает 53 с, а в JPEG - 20 с, если через USB 2 (Nikon D50), - то соответственно, 6 и 4 с. Для дистанционного управления старыми камерами Canon можно использовать программу Remote Capture, а для последних моделей EOS Capture. Управление камерами Nikon осуществляется с помощью программы Nikon Capture.В описании к камере Nikon D50 написано, что "программное обеспечение Nikon Capture 4 версии 4.3 или более поздней версии (приобретается отдельно) можно использовать для управления фотокамерой с помощью компьютера". В комплекте с камерой поставляется только 30-дневная демонстрационная версия. Однако оценить возможности дистанционного управления камерой этот подарок вам не позволит, поскольку в комплекте, который был у меня на тестировании, наличествует версия 4.2, которая действительно не видит этой камеры. При наличии Интернета задача легко решается, но осадок остался. Программа позволяет не только осуществлять съемку, но и менять выдержку, формат записи файлов и т.д. Кроме того, на экран выводится служебная информация, которая видна в видоискателе камеры. В совокупности с быстрой передачей данных по USB 2 это несколько скрашивает невозможность работать в режиме приоритета диафрагмы с объективами без микропроцессора. Если снимать одиночные кадры, то лучше пользоваться RAW. Если же задача максимально быстро перевести архив в цифровой вид или планируется сшивать кадр из нескольких снимков, то, возможно, стоит снимать в JPEG, предварительно настроив камеру. Стоит уменьшить контраст и правильно подобрать баланс белого, ведь в данном случае он зависит не только от лампы, но и от пленки, которую вы переснимаете. При склейке из нескольких кадров не стоит полагаться на автоматику, ведь она может по-разному оценить отдельные фрагменты. Это относится не только к автоматике камеры, но и к автоматическому преобразованию RAW. Сшивка изображения из нескольких снимковЕсли перемещать аппарат относительно объектива, то дополнительных искажений, которые надо исправлять при склейке, не возникает. Приставка Jolos, подробно описанная в наших статьях (см, здесь и здесь), позволяет это сделать. Сшивку можно осуществлять без особых проблем в любом графическом редакторе. Можно воспользоваться и специализированными программами сшивки панорам . В этом случае в меню следует выбрать - склейка изображения, отсканированного по частям. Например, как это выглядит в программе PhotoStitch, поставляемой вместе с камерами Canon, показано на снимке. В приобретаемой отдельно программе The Panorama Factory это выглядит так: Можно воспользоваться и распространяемыми свободно (open source) программами, основанными на пакете Panorama Tools, созданном профессором Helmut Dersch. Есть множество оболочек, работающих с этим кодом, которые позволяют в комфортном графическом режиме подготовить снимки для сшивки, однако в большинстве из них нет комплексного параметра для сшивки неискаженных изображений и придется поставить нули в графах, отвечающих за исправление дисторсии и другие искажения. Моя версия программы PhotoStich в ручном режиме работала достаточно корректно, позволяла склеивать как линейные, так и мозаичные панорамы. К ее минусам следует отнести невозможность работать с 16-битными файлами, т.е. если вы снимаете в RAW, то коррекцию надо проводить до сшивки, что требует повышенной внимательности, чтобы не оказалось, что разные кадры одной панорамы обработаны без нужды по совершенно разным алгоритмам. В этом случае могут возникнуть проблемы с переходами по яркости и цвету между соседними кадрами. Программа The Panorama Factory позволяет работать с 16-битными файлами, но только с линейными панорамами. Программы на основе Panorama Tools могут все, если вы смогли научиться ими пользоваться. Кстати, они позволяют работать и на компьютере с любой операционной системой. Разбор полетовРезультаты пересъемкиНа примере снимка 4,5 х 6 см, снятого на пленке Kodak E100SW камерой Zenza BRONICA ETR Si с объективом Zenzanon PE 2,8/75, попытаемся разобраться, сколь малый фрагмент снимка можно снять и стоит ли его снимать. Т.е. извечный вопрос последнего времени: сколько же пикселей содержится в пленке? На снимке отмечены прямоугольники, соответствующие последующим увеличениям этого кадра. Снимок всего кадра Миниатюра всего кадра. Весь кадр имеет размер 2048 х 3072 пикселей, если его снять 6 Мп камерой, или, если переснимать по частям, сделав 3, снимка то 2941 x 4357.
Увеличение первое Снимок вмещает фрагмент исходного кадра. Линейные размеры в пикселях увеличены в 2,3 раза по сравнению со снимком, вмещающим кадр целиком. Миниатюра всего снимка. Фрагмент 1:1 Для контроля предельных возможностей приведен снимок с тем же увеличением миры на пленке Микрат 200, имеющей существенно более высокое разрешение и позволяющей количественно оценить качество съемки, считая кольца миры. В данном случае видно 5 черных колец.Увеличение второе Линейные размеры в пикселях увеличены в 4,1 раза по сравнению со снимком, вмещающим кадр целиком. Фрагмент 1:1 В данном случае видно 7 черных колец. Увеличение третье (10х) Фрагмент 1:1 В данном случае видно 9 черных колец. Последние скорее угадываются. На этом возможности увеличения нашей установки закончились. Еще более крупно миру можно снять под микроскопом с помощью установки, описанной в статье "Об истории создания фотокамер, стандартах и самодельных фотоаппаратах". Миниатюра снимка под микроскопом. Видно 9 колец. Зерно сильно отвлекает. Если рассматривать снимок 1:1 (нижний фрагмент), то кольца различить даже сложнее, чем на миниатюре. На слегка расфокусированном или уменьшенном снимке считать кольца легче, хотя очевидно, что изображение содержит меньше информации. Чтобы проинтегрировать его идеальным инструментом, данным нам природой, надо подальше отойти от экрана - тогда они становятся заметны. Нужно ли такое увеличение? Возможно, и нужно, если, как в фильме Антониони "Увеличение", вы знаете, что хотите увидеть. Однако убедить других, что там это действительно изображено, вам, возможно, и не удастся. Пленка содержит избыточную информацию, которая не нужна зрителю, но полезна с точки зрения оптического преобразования при фотоувеличении снимков или цифровой обработки в графическом редакторе. Максимальный по качеству результат достигается при пересъемке или сканировании с запасом, последующей обработке и уменьшении снимка перед его показом или печатью на принтере. В этом случае на уменьшенном снимке сохраняется вся полезная информация, доступная только при большом увеличении, но устраняется паразитная и отвлекающая информация, связанная с зерном или шумами матрицы. Можно провести аналогию со сканированием отпечатанных в типографии растровых отпечатков в режиме удаления муара. Сравнение фрагментов 1 и 3, снятых с разным увеличением и уменьшенных до одного размера.Приведу еще несколько рассуждений, которые мне кажутся полезными при вычислении необходимого увеличения при пересъемке. Сперва надо определиться, какую площадь занимает точка изображения на пленке. Этот размер, очевидно, будет зависеть от характера изображения и от типа эмульсии. Изображение создается кристаллами серебра. От их количества и распределения по размерам зависит диаметр кружка на пленке, когда две соседние точки изображения будут различимы. В предельном случае штрихового рисунка: черная точка - это единичный кристалл серебра, белая - его отсутствие. Т.е. надо увеличивать так, чтобы был виден каждый кристалл. Если у нас изображение содержит 10 полутонов, диаметр кружка на пленке должен вмещать как минимум десять кристаллов серебра, тогда кружки, содержащие от одного до десяти кристаллов, дадут нам возможность различить 10 градаций серого. В случае 8 битного изображения у нас есть возможность зарегистрировать 82 = 256 оттенков, те минимальный кружок на пленке, который стоит рассматривать, должен вмещать 255 кристаллов серебра. ( Естественно, в предположении, что они все одинакового размера. В более общем случае кристаллов переменного размера, надо чтобы в кружок помещались кристаллы суммарной площадью сечения, превышающие минимальный кристалл в 256 раз). В случае цветной многослойной пленки этот кружок должен быть сфокусирован в точку диаметром 2 пикселя на матрице. Его площадь будет соответствовать 4 пикселям, перекрытым 3 разными фильтрами. ( В цветной многослойной пленке серебра уже не осталось, оно замещено красителем). Чтобы теперь получить правильное изображение, нам надо усреднить значения в 4 пикселях и по максимуму за соответствующим фильтром определить цвет точки, после чего изображение без потери информации может быть уменьшено в 2 раза. Т.е. в идеальном случае на 8 Мп матрицу можно переснять участок кадра, содержащий 2 миллиона вышеописанных кружков. Хотя информация и не теряется, уменьшать изображение очень жалко, и это часто не делают; зная это, полиграфисты от всех требуют пресловутые 300 точек на дюйм, двукратно превышающие возможности большинства печатных машин. Уменьшать результирующее изображение не имеет смысла, если изображение точки изображения меньше чувствительного элемента матрицы. В этом случае при уменьшении мы потеряем часть точек, яркость которых мы зарегистрировали правильно, Что касается цвета мелких деталей, то он будет осреднен по двум соседним точкам, которые на исходном изображении при таком увеличении могут оказаться окрашенными в разные цвета. Т.о. если в предельном случае изображение содержит, например, 12 миллионов точек (4000 х 3000 значащих точек), то чтобы их все сохранить, придется сделать более 8 снимков на 6 Мп камеру. Если же мы готовы сохранить только половину значащих точек, то достаточно сделать всего один снимок. Пересъемка архивных кадровПересъемка позволяет устроить фотосессию в длинные зимние вечера и путешествовать в пространстве и времени по своему архиву. В заключение, несколько примеров с оценкой того, что можно ожидать от старых кадров. 1977 г. Домбай, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Зенит Е, объектив Гелиос 44. Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100. Качество на удивление высокое. Вполне оправдана сшивка из трех кадров. Возможно, это связано с мелкозернистостью первого проявителя. Я не помню, чем проявлял эту пленку, но в то время еще были доступны родные комплекты для обоработки пленки фирмы ORWO. Имеет смысл после обработки уменьшить изображение до 8 Мп. Полученное изображение близко к идеалу - т.е. к изображению, составленному только из значащих точек, дальнейшее удаление которых уже приведет к ухудшению, как информативности, так и зрелищности. Фрагменты двух снимков, уменьшенные до одинакового размера. Верхний - 70 % процентов от оригинала (весь кадр 8 Мп), нижний - 49%. В результате можно заметить, что микроконтраст нижнего снимка выше, хотя после сжатия в JPEG для публикации это почти не заметно. Т.е. можно переснимать с большим увеличением, но это охота за блохами. 1981 г. Река Шуя, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Любитель 166. Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100.
Если уместить изображение всего квадратного кадра на матрице то получим снимок размером 1900 на 1900 пикселей.
Реально качества хватает только на кадрирование и пересъемку фрагмента 4,5 х 6 см. Получаемый результат 2048 х 3020 вполне адекватен изображению на пленке. Дальнейшее увеличение нецелесообразно. Вероятно, предел в основном связан с качеством объектива. То же самое, но на негативную пленку ДС4
Разрешение аналогично предыдущему, хотя определяется уже не только объективом, поскольку структура пленки заметна и при таком увеличении. Стоит воспользоваться какой-нибудь программой шумопонижения, например Neat Image ( Естественно, профиль надо создавать для пленки при определенном увеличении. Шумами матрицы в данном случае можно пренебречь). Привожу снимок исключительно для того, чтобы показать, что работа с негативами не вносит существенных осложнений в работу. Работать с немаскированной пленкой проще, чем с маскированной, но в эпоху массового распространения маскированных пленок уже появились фотолабы, и переводить эти кадры в цифру лучше с сохранившихся отпечатков 10х15 см. Отпечатки же на немаскированной пленке, делавшиеся в домашних условиях, сохранились плохо, да и в силу трудоемкости процесса отпечатки я делал отнюдь не со всех кадров. Кстати, замечу что дубли которые первоначально были забракованы из-за избыточной или недостаточной плотности и с которыми не работали, зачастую сохранились лучше и более пригодны сегодня для цифровой обработки. В данном случае вся обработка свелась к инверсии изображения и его автоматической коррекции. 1988 г. Португалия, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Киев 88, объектив Мир 38 (F=65 мм). Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100.
Ситуация чуть лучше, чем в предыдущем случае, можно без проблем вырезать меньший фрагмент при кадрировании, но сшивать кадр из более чем двух снимков нецелесообразно. 1988 г. Португалия, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Киев 88, объектив Волна (F=80 мм). Пересъемка камерой Canon D60 с объективом Индустар 100. Снимок с той же точки, что и в предыдущем случае.
Если сшить снимок из 6 кадров, а потом уменьшить до размеров снимка, который сделан с увеличением, при котором длинная сторона кадра совпадает со стороной квадрата, то можно заметить небольшое улучшение качества. Если снимок не улучшать то он явно содержит лишние точки, которые не добавляют информации, но создают ощущение неряшливости. Таким образом, можно считать, что широкий снимок, сделанный на пленку ORWO хорошим объективом, содержит 9 Мп, но чтобы его получить, нужно предварительно получить 16 Мп изображение. Учитывая перекрытие, необходимое для сшивки, получается, что для получения сочного изображения, содержащего всю информацию об объекте, а не о зерне пленки, необходимо снять 6 кадров суммарной площадью 36 Мп. 1988 г. Португалия, пленка ORWO CHROM UT 18, аппарат Киев 88, объектив Волна (F=80 мм). Пересъемка камерой Nikon D50 с объективом Индустар 100.
1988 г. Португалия, негативная пленка ФОТО 65, аппарат Киев 88, объектив Волна (F=80 мм). Пересъемка камерой Nikon D50 с объективом Индустар 100.
1995 г. Хребет Хамар-Дабан. Байкальский заповедник. Kodak EPD 100, аппарат Mamiya 33, объектив F=65 мм. Пересъемка камерой Nikon D50 с объективом Индустар 100. Оригинал имеет очень высокую плотность и с помощью большинства сканеров не получается оцифровать его с приемлемой проработкой деталей в тенях.
P.S.Итак, что можно ожидать от архивов? В большинстве случаев можно получить кадр, не уступающий по качеству снимку, сделанному с натуры цифровой 6 Мп камерой. Иногда можно добиться существенно более высокого качества. Однако это зависит от такого большого числа факторов - пленка, проявитель, режим проявления, объектив, диафрагма, камера, - что предсказать результаты заранее сложно. Снимки, сделанные среднеформатными камерами, обычно несущественно превосходят по качеству 35 мм и имеют существенно меньший разброс. Это связано с тем, что 35 мм камеры всегда стремились сравняться с массовыми среднеформатными и свою задачу выполнили за счет качественных объективов и мелкозернистой пленки. Фотографы же, продолжавшие снимать на среднеформатные камеры, в большинстве случаев стремились получить стабильные, а не рекордные результаты, а посему пользовались более чувствительными пленками, считая, что необходимое качество за счет площади кадра они получат и при более крупном зерне. Исключение составляют снимки, сделанные дорогими среднеформатными камерами на низкочувствительную пленку при идеальных условиях освещения. В большинстве случаев при пересъемке целесообразно делать один снимок на 6 или 8 Мп камеру с кадрированием. Насущная необходимость сшивки возникает, если не ясно, как обрезать квадратный кадр или вы хотите сохранить именно это соотношение сторон. В этом случае обычно достаточно двух снимков, хотя, как уже упоминалось выше, возможно, чтобы взять всю информацию, содержащуюся в пленке, придется сделать 9 или даже больше снимков. Увеличитель - технически очень хорошо продуманная конструкция, на базе которой можно сделать установку для пересъемки с использованием любых сегодня существующих цифровых зеркальных камер. Реально в этом случае используется только матрица камеры и видоискатель для ручной наводки на резкость. Учитывая достаточно комфортные условия съемки, принципиальной разницы, какую камеру использовать, нет. Дополнительное удобство для работы с компьютером имеют камеры, имеющие интерфейс USB2. Вероятно, еще удобнее было бы фокусироваться по экрану компьютера, совсем отказавшись от оптического видоискателя. Однако серийно выпускаемых камер, позволяющих это делать, сегодня практически нет. Теоретически это возможно у камер Canon 20 Da и FUJIFILM FinePix S3 Pro. В своих ощущениях по этому вопросу я основываюсь на опыте работы с самодельной 3 Мп камерой. 07.12.2005 Камера предоставлена представительством фирмы NIKON SVENSKA ABУстановите проигрыватель Flash |
Облако тегов: ... |
www.rwpbb.ru
Новые технологии архивирования записей многокамерных съемок
Все большее число съемочных групп переходит на беспленочные технологии съемки, подчиняясь пожеланиям продюсеров, которые видят в этом способе видеозаписи огромный потенциал экономии затрат.
Сходства и различия пленочных и беспленочных съемок
Многие признанные технические консультанты и "гуру" телевизионного производства уверены, что все, что Вы делаете в процессе мультикамерных съемок, собирая беспленочные материалы с отдельных телевизионных камер, ничем не отличается от того, что Вы делали бы, снимая отдельные сцены на отдельные пленки. Иными словами, и в том и в другом случае Вы импортируете куда-то готовые кадры. В любом случае Вы делаете один раз.И затем уже используете программные продукты для видеомонтажа и редактирования отснятых изображений. Сегодня имеется множество беспленочных систем, которые уверенно вытемянют пленочные технологии с этого рынка.
Продукция долгосрочного хранения
Если вы снимаете на пленку, Вы сразу получаете материал, который можно переписать и поместить в специальный архив. Когда вы снимаете в беспленочном формате, Вам необходимо принять дополнительные меры для защиты полученных кадров от нечаянного или намеренного удаления, а также для надежного архивирования съемочного материала. Например, телекамера XDCAM использует для этого Blu-Ray DVD , поэтому эта модель считается больше похожей на пленочную, так как отснятый ею материал действительно может храниться достаточно долго.
Если важно не потерять отснятое
При выполнении особо ответственных съемок, вы можете во время производства использовать систему, которая называется "обязательство по окончании". Выбор режима "обязательство по окончании" может потребовать от Вас в конце каждого съемочного дня создавать архив определенного формата. В условиях беспленочной съемки вы работаете с картами памяти, Вы ничего не записываете на пленку и все, что имеете, это файлы данных. Иногда все, что вам необходимо сделать, это узнать заранее, как установить драйвер видеокарты nvidia и использовать все предоставляемые ею возможности. Для работы с иными форматами, Вам придется архивировать полученные кадры непосредственно на съемочной площадке, и, убедившись, что резервное копирование завершено, сделать еще одну резервную копию резервной копии.
Стандартная процедура голливудских студий
На студиях «Фабрики грез» принято несколько методов, направленных на В одном из утвержденных методов используется пленка Linear Tape Open (LTO) в комбинации с проверенной и протестированной система архивирования записей, которая также используется на глобальном уровне ведущими мировыми банками и предприятиями финансового сектора. Такая универсальная пленка LT04 может хранить до 800 ГБ несжатого видео-это колоссальные объемы – около 26 часов видеозаписи в формате 720/24p с камеры, 38 часов видео в формате 1080/24p или почти 8 часов видеозаписи формата 4К с камеры RED. Пленка LT04 хранится около 30 лет в нормальных условиях хранения, если, конечно, Вы не оставите ее на неопределенный срок в багажнике автомобиля. Некоторые драйверы LT04 могут читать/записывать данные со скоростью до 120 Мбит/с, то есть гораздо быстрее, чем чтение/запись обычных жестких дисков, поэтому наращиваемая архивация происходит достаточно быстро.
www.rfcmd.ru
Как можно превратить плёночный фотоаппарат в цифровой.
Думаю, каждому из нас время от времени хочется достать с чердака дедушкин "Зенит", открыть футляр, пахнущий кожей, и сделать пару кадров. Но стоит только вспомнить, что для этого придётся купить плёнку, потом проявлять её, затем сканировать, как ностальгический порыв улетучивается навсегда. Вот если бы можно было как-то вставить в "Зенит" цифровую плёнку, это было бы другое дело! И мало кто знает, что такое устройство уже не за горами.С первого дня своего существования цифра пыталась вытеснить традиционную плёнку, и занять её место. Годы шли, вскоре качество цифры сравнялось с плёнкой, а потом и превзошло её. В этот момент даже самым упоротым плёнколюбам стало понятно, что старые фотоаппараты вскоре придётся выбросить. Горе профессиональных фотографов нельзя было описать словами.Но вдруг разнеслась благая весть — компания Silicon Film пообещала превратить все старые плёночные фотоаппараты в цифровые. Революционный продукт назывался "Digital Film", и выглядел как обычный ролик плёнки. После установки внутрь аналоговой камеры, как по мановению волшебной палочки он превращал её в цифровую, и решал все проблемы несчастных профессионалов, которые ни в какую не желали расставаться со своей старой, проверенной техникой.Старые фотографы плохо разбирались в нюансах технической революции, и не обратили внимания на то, что размер сенсора ожидаемой новинки был крошечным, разрешение составляло всего 1.3 (один и три!) мегапиксела, а внутренняя память вмещала всего двадцать четыре кадра. Они радостно потирали руки, надеясь совершить лёгкий апгрейд своей фотоаппаратуры, и избежать дополнительных расходов. Но дни шли за днями, молодые светописцы, вооружённые цифрозеркалками, оттяпали большую часть рынка, а долгожданный "Digital Film" так и не появился в продаже.Мечты пожилых профессионалов разбились вдребезги, но когда пыль рухнувшего волшебного замка рассеялась, на горизонте вдруг появилась компания Leica. Она подхватила знамя плёночного цифроадаптера из ослабевших рук Silicon Film, и на крови пожилых фотографов, покончивших с собой от безысходности, поклялась закончить начатое. Прошло немного времени, и немецкие инженеры явили миру вполне работоспособную приставку для своих камер R8 и R9.
В полном соответствии с производственными традициями "Leica Camera AG" больше всего в новинке впечатляла цена — четыре с половиной тысячи евро. Остальные характеристики были откровенно слабоваты: всего десять мегапикселов при кропе 1.37, всего два кадра в секунду, и остальное в том же духе. К тому же вдруг выяснилось, что даже те кто покупает камеры Лейка, не хотят платить охулиард бабла за приставку с функциональностью самой дешёвой зеркалки Кэнон. Так что к 2007 году немцы свернули этот проект, и поклялись никогда больше к нему не возвращаться.С тех пор сегмент цифровых приставок к узкоплёночным камерам оставался свободен, и не подавал никаких признаков жизни. Вместе с тем компании, производившие широкоплёночную аппаратуру, успешно наклепали кучу задников к своим камерам, которые подарили старым фотоаппаратам вторую жизнь. И вот, шестого октября 2017г. на Nikon Rumors появилась новость о сборе средств на разработку цифрового задника для камер Никон. В этот раз потребителю обещаны 16 мегапикселов, 128Гб памяти, и даже съёмка видео. Весьма символично, новинка называется "I'm Back", создавая нехорошие ассоциации с возвращениями Терминатора, которые от раза к разу становятся всё хуже.
Лично я сомневаюсь в том, что сей девайс ждёт хоть какое-то будущее, этот продукт мало того, что странно выглядит, так ещё и запоздал лет на пятнадцать.А с другой стороны, может быть он породит новую волну плёнкодрочерства — снимать на старый аналоговый Никон, присобачив к нему матрицу с картинкой как у Holga?
Тем, кто не поленился дочитать до конца, пара видосов:P.S. Да, вспомнил, одна серийная приставка для плёночных камер у Никон уже была. Спросите, где она сейчас? Да там же, где и все предыдущие.
strravaganza.livejournal.com
Как имитировать 16 мм на зеркальной камере
Практика- Продажа
- Видео
- Ручные камкордеры
- Наплечные камкордеры
- Кинокамеры
- Студийные камеры
- Все видео
- Звук
- Микрофоны и радиосистемы
- Микшерные пульты
- Рекордеры и плееры
- Наушники и гарнитуры
- Все звук
- Свет
- Постоянный видео-свет
- Постоянный и импульсный фото-свет
- Накамерные светильники
- Отражатели и рассеиватели
- Все свет
- Штативы и системы стабилизации
- Фотоштативы
- Штативные головки для фотоаппаратов
- Системы стабилизации
- Моноподы
- Все штативы и системы стабилизации
- Операторское оборудование
- Краны и тележки
- Компендиумы для камкордеров
- Слайдеры
- Риг
- Все операторское оборудование
- Видеомонтаж
- Радиовещание
- Источники питания, аккумуляторы и зарядные устройства
- Передача видео по IP сетям
- Измерительное оборудование
- Коммутационно-распределительное оборудование
- Кабели и разъемы
- Генераторы спецэффектов
- Аксессуары для мобильных устройств
- Чистящие средства
- Видео
- Аренда
- Аудио
- Микрофоны
- Рекордеры/плееры
- Микшерные пульты
- Все аудио
- Видео
- Видеокамеры и камкордеры
- Операторское оборудование
- Объективы
- Все видео
- Осветительное оборудование
- Направленные светильники
- Заполняющие светильники
- Гелиосферы
- Все осветительное оборудование
- Фотоаппараты
- Проекционное оборудование
- Проекторы
- Экраны
- Светодиодные экраны
- Все проекционное оборудование
- IT оборудование
- Системы захвата и оцифровки видеоматериала (ingest)
- Все it оборудование
- Системы служебной связи
- Генераторы
- Автомобили для съемок
- Генераторы эффектов
- Камеры 360 градусов
- Аудио
- Локации
- Павильоны
- Фотопавильоны
- Кинопавильоны
- Все павильоны
- Аппаратные нелинейного монтажа
- Киноконцертные комплексы
- Конференц-залы
- Павильоны
- Статьи
- Новости
- События
- Вход
tvkinoradio.ru
Креативная съёмка на плёнку с двойной экспозицией
Фотосъёмка на плёнку у некоторых фотографов вызывает ностальгию, но всё же для многих это нечто новое. В плёночной фотографии есть нечто особенное: цветопередача, зернистая текстура, широкий динамический диапазон и, конечно же, совершенно отличный от цифрового тип получения снимков.
В плёночной фотографии не так просто создавать эффекты. В процессе съёмки или печати снимков можно использовать цветовые фильтры, можно создавать снимки с двойной экспозицией, но это всё плохо поддаётся контролю. Давайте рассмотрим интересный способ создания фотогарфии с двойной экспозицией, где контроль будет в большей степени в ваших руках, а результат заранее предусмотрен. Для этого метода понадобится плёночный фотоаппарат и половина крышки объектива.
Важно, чтобы камера имела ручную систему перемотки плёнки. Вам нужно будет сделать два снимка в одном кадре, поэтому после создания первой фотографии плёнку перематывать не нужно.
Крышку, которая должна закрывать половину кадра можно самостоятельно сделать из плотного чёрного картона или другого материала.
В зависимости от сюжета вам нужно закрыть половину кадра вертикально или горизонтально. После того, как половина кадра будет проэкспонирована, крышку нужно развернуть на 180 градусов.
Вы можете придумывать невероятные сюжеты. Чтобы понять, чего можно добиться при помощи данной техники, посмотрите на следующие работы:
Перевернув камеру вверх ногами, вы можете создать зеркальное отображение одного и того же объекта или повернуть крыши домов по направлению к земле:
Для того, чтобы научиться строить правильную композицию понадобится некоторая практика, но со временем эксперименты приведут к созданию уникальных и неповторимых работ. Практиковаться вы можете и с цифровой камерой, только объединять фотогарфии всё же придётся в графическом редакторе. Очень немногие камеры предлагают возможность съёмки двойной экспозиции.
Уроки и нофости фотографии: Facebook, Вконтакте и Telegram
comments powered by HyperCommentsphotar.ru
Приставка для пересъемки фотопленок для OLYMPUS С760
Толкунул меня на это -разговор на сайте http://olympus.ourlife.ru. Покупать за 90$ приблуду которая не так уж часто нужна и не содержит ни одной дорогой детали - это безумство.
Приставка для пересъемки фотопленок сделана из подручных материалов (пласмасса) за пару часов. Рамку для фотопленки использовал готовую (валялась дома). Матовое стекло можно сделать из любой прозрачной пласмассы. Крепится к камере с помощью стандартного винта. На фотографиях все видно. Фотки можно увеличить.
Ниже приведены сравнительные фотографии сделанные камерой OLYMPUS С760 с самодельной приставкой и сканером EPSON 1650 со слайд приставкой.
Это негатив ... |
а это после инверсии ... |
отсканировано на сканере. |
Лично мне понравились фотки сделанные с помощью С760. Сканер больше размывает, чем фотоаппарат.
А вот проба цветного негатива. После инверсии пришлось установить автоуровень
негатив |
после инверсии |
Чертеж приставки по просьбе трудящихся.
В принципе критичен размер от центра объектива до фотопленки - 30 мм, но не менее, иначе невозможно будет сфокусироваться. Еще необходимо правильно установить центр фоторамки напротив центра объектива. Остальные размеры не критичны.
Винт стандартный, от любого старого фотоаппарата.
musmu.narod.ru