Особенности артикуляции звука [рь]
Мягкий звук [рь] является парным согласным к твердому [р]. При произнесении [рь] положение органов артикуляции следующее:
- Губы слегка растянуты в улыбке
- Кончик языка поднят к альвеолам за верхними зубами
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
- Спинка языка приподнята к твердому нёбу
- Голосовые связки вибрируют
Важно, чтобы кончик языка был напряжен и быстро вибрировал под воздушной струей. Именно эта вибрация создает характерный звук [рь].
Подготовительные упражнения для постановки [рь]
Прежде чем приступать непосредственно к постановке звука [рь], необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка. Для этого рекомендуются следующие упражнения:
- «Чистим зубки» — кончиком языка водить по верхним зубам вправо-влево
- «Вкусное варенье» — широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз
- «Маляр» — кончиком языка водить по нёбу от зубов к горлу и обратно
- «Лошадка» — цокать языком, присасывая его к нёбу
- «Грибок» — присосать язык к нёбу и удерживать
Эти упражнения развивают подвижность языка и укрепляют его мышцы, что необходимо для правильного произнесения [рь].
Основные способы постановки звука [рь]
1. От артикуляционной позы
Попросите ребенка улыбнуться, приоткрыть рот и поднять язык за верхние зубы. Затем нужно подуть на кончик языка, вызывая его вибрацию. Если вибрация не получается, можно слегка подергать язык за кончик зубочисткой.
2. От звука [дь]
Произносите слог «дя-дя-дя», постепенно ускоряясь. На определенном этапе [дь] перейдет в [рь]. Закрепите полученный звук.
3. От звука [ж]
Попросите ребенка произнести долгий звук [ж], подняв при этом кончик языка к альвеолам. Под напором выдыхаемого воздуха должна возникнуть вибрация кончика языка.
4. Механический способ
Подложите под язык ребенка ватную палочку или зонд логопеда и попросите произнести «ть-ть-ть». Затем резко уберите палочку — язык «отпружинит» и возникнет вибрация.
Автоматизация звука [рь] в речи
После того, как звук [рь] поставлен, его необходимо закрепить в речи. Для этого используется следующая последовательность:
- Произнесение изолированного звука [рь]
- Проговаривание слогов (ря, ре, ри, рё, рю)
- Произнесение слов, где [рь] стоит в начале (ряд, река, репа)
- Слова со звуком [рь] в середине (парю, варю, море)
- Слова с [рь] в конце (фонарь, дверь, зверь)
- Фразы и предложения со звуком [рь]
- Стихи, чистоговорки, скороговорки
Игры и упражнения для автоматизации [рь]
Чтобы сделать процесс закрепления звука [рь] более увлекательным для ребенка, можно использовать различные игровые упражнения:
- «Назови картинки» — ребенок называет изображения предметов со звуком [рь]
- «Один-много» — образование множественного числа (дверь — двери, фонарь — фонари)
- «Закончи слово» — добавление слога ря, ре, ри (мо…, ва…, гово…)
- «Исправь ошибку» — замена [р] на [рь] (рад — ряд, рот — рёв)
- «Придумай предложение» — составление фраз со словами на [рь]
Такие игры помогут ребенку быстрее научиться правильно использовать звук [рь] в повседневной речи.
Особенности постановки [рь] у детей разного возраста
Оптимальный возраст для начала работы над звуком [рь] — 4-5 лет. В этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка уже достаточно развит, а сам малыш способен сознательно выполнять необходимые упражнения.
Однако подготовительную работу можно начинать и раньше — с 3-4 лет. В этом случае акцент делается на артикуляционную гимнастику и развитие речевого дыхания.
Если к 6-7 годам у ребенка все еще отсутствует звук [рь], необходимо обратиться к логопеду. В школьном возрасте коррекция звукопроизношения может быть более длительной.
Типичные ошибки при постановке звука [рь]
В процессе работы над звуком [рь] могут возникать некоторые сложности:
- Горловое произношение — вибрирует не кончик языка, а корень
- Боковой [рь] — воздушная струя идет по боковым краям языка
- Одноударный [рь] — отсутствует характерная вибрация
- Замена [рь] на [й] или [ль]
Чтобы избежать этих ошибок, важно контролировать правильность артикуляции и при необходимости корректировать ее.
Советы родителям по закреплению звука [рь]
Успех в постановке и автоматизации звука [рь] во многом зависит от систематичности занятий. Родителям рекомендуется:
- Ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику
- Играть в речевые игры на звук [рь]
- Читать стихи и скороговорки
- Следить за правильным произношением в повседневной речи
- Хвалить ребенка за успехи и не ругать за ошибки
Регулярные занятия в игровой форме помогут быстрее закрепить правильное произношение [рь] и избежать возвращения к неправильной артикуляции.

Written by admin
- Лечение тонзиллита: выбор антибиотика при обострении, симптомы и современные методы терапии
- Что умеет ребенок в 3 месяца: развитие, навыки и уход за малышом
- Кисломолочные смеси для новорожденных: польза, виды, применение
- Почему грудничок плохо спит ночью: причины и решения
- Развитие фонематического слуха у детей: эффективные методы и упражнения