Про фотоаппарат "Смена 8м". Смена 8 пленка


Фотоаппарат Смена-8М обзор и инструкция

Шкальным называется фотоаппарат, фокусировка которого осуществляется по шкале расстояний. Расстояние до объекта съемки определяется визуально или с помощью внешних приспособлений. Далее, поворачивая фокусировочное кольцо объектива необходимо совместить искомое расстояние на шкале со специальной риской.

В СССР производилось множество моделей шкальных фотоаппаратов. Недорогие, надежные, простые в обращении модели пользовались устойчивым спросом.

Первым моим фотоаппаратом была Смена-8М. Поэтому цикл обзоров начну именно с нее.

Семейство Смен в разными индексами — пожалуй, наиболее известные шкальники в Союзе. Смен с индексами 8 и 8М было выпущено 21 млн штук. Этот факт внесен в книгу рекордов Гиннеса.Смена-8М производилась на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) в 1970-1995 годах.

Смена-8М аппарат компактный и очень легкий. Мой экземпляр весит 227 грамм.

Дизайн минималистичен, но для тех времен не лишен стиля. Черный пластиковый корпус с алюминиевой вставкой спереди и алюминиевым же объективом. Надписи на вставке выполнены красной краской.Объектив несменный Т-43 4/40 (три линзы в трех группах). Просветленный.

Наведение на резкость по шкале расстояний, дополненной пиктограммами, соответствующим наиболее распространенным сюжетам. Потрет, групповые портреты, архитектура.Полный оборот кольца фокусировки составляет почти 360 градусов.

Вообще, фокусировка, установка диафрагмы и выдержки сделаны максимально понятными для самых неопытных пользователей.

Фокусное расстояние объектива 40 мм — не очень распространенный вариант. На мой взгляд, это гораздо лучше, чем 50 или 58 мм, которые были в Союзе стандартом штатного объектива. Но еще лучше было-бы все-таки что-то около 32 мм.

Объектив не очень светосильный. Поддерживаются значения диафрагмы 4, 5.6, 8, 11, 16. Но для широкоугольника начального уровня светосила и не нужна. Выставляется диафрагма небольшим ребристым кольцом вокруг самой линзы. Это очень неудобно. Однако, согласно замыслу конструкторов, неопытный фотолюбитель будет выставлять диафрагму, исходя из чувствительности заряженной пленки. Для этого шкала диафрагм продублирована с указанием вариантов чувствительности по двум стандартам ГОСТ/ISO и DIN. Соответственно, менять диафрагму любитель должен был 1 раз — при установке пленки.

Объектив снабжен резьбой по светофильтры М35,5×0,5. Интересно, кто-то в эти годы применял светофильтры на шкальниках? Торцевой срез оправы объектива отполирован и очень харизматично блестит.

В интернете есть отзывы о неплохом качестве объектива Т-43. Звезд с неба не хватает, но и претензий особых нет.

Корпус аппарата покрыт сетчатой насечкой и спереди и сзади. Смена-8М лежит в руках уверенно. Для зарядки пленки задняя стенка откидывается на шарнирах вправо. Замок расположен на левой стороне корпуса, выполнен в виде черной квадратной сдвижной кнопки и выглядит очень современно. На задней стенке расположены: окошко видоискателя, счетчик кадров и ребристое кольцо для перемотки пленки.Объектив и затвор представляет собой единый узел. Весь остальной корпус — просто пластмасса.

Сверху — Копка спуска, «холодная» обойма для крепления дальномера или вспышки и подъемная головка обратной перемотки.

Снизу — пластиковое штативное гнездо, которое расположено строго по оси объектива.

Кольцо установки выдержки опоясывает основание объектива. Затвор Семы центральный и это все объясняет. Доступные выдержки: В, 15, 30, 60, 125, 250.

Для любительской камеры — более чем достаточно. Благодаря центральному затвору вспышка синхронизируется с любой выдержкой, включая 1/250. Вот такие дела.

Интересно, что на верхней части объектива нанесена шкала выдержек не принятыми числовыми обозначениями, а с пиктограммами типа солнечно, пасмурно.Классическая шкала продублирована справа и чуть внизу.

Вращение кольца выдержек сопровождается очень интересным звуком. Эдакое прерывистое жужжание или поскрипывание.Взвод затвора осуществляется небольшим рычажком в основании объектива справа сверху. Рычажок расположен довольно близко к корпусу и ложится под указательный палец правой руки. Для взвода затвора рычажок нужно отвести вниз и в крайнем нижнем положении он фиксируется.

На левом фото затвор взведен, а на правомм — спущен.

При спуске затвора рычажок возвращается в исходное верхнее положение. При этом часто он задевает по среднему пальцу и в итоге непонятно — верно отработалась выдержка или нет. Места под хват на корпусе справа очень мало и постоянно пожимать средний палец неудобно.

Спуск довольно тугой. Но возможно, это свойство варьирует от экземпляра к экземпляру. Кнопка спуска расположена на мой вкус не очень удобно — далековато от правого края — ближе к центру камеры. До не приходится ощутимо тянуться.

Если аппарат с пленкой, то колесо перемотки идет довольно туго. Особенно на морозе.

Перемотка отснятого кадра никак не связана со взводом затвора. Взвод и перемотка – это две отдельные операции. Два раза экспонировать один и тот же кадр – легче легкого. Можно и перемотать неэкспонированный кадр. При перемотке — механизм блокируется в момент подачи нового кадра, но блок освобождается при нажатии на кнопку спуска. Даже, если затвор не был взведен и экспонирования не случилось.Видоискатель очень простой и светлый. Он лишен каких-либо ухищрений.

В целом, Смена-8М производит впечатление продуманной и сбалансированной камеры для начинающего фотолюбителя. Многое было сделано для удешевления камеры, но при этом функционал достаточен и пользоваться ею удобно.

Для совсем уж новичков предусмотрены простые пиктограммки на всех основных органах управления.

Объектив с довольно необычным фокусным расстоянием в 40 мм имеет широкую ГРИП и потому лоялен к промахам в определении расстояния.

Удачи!

Уважаемые читатели!В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов

Инструкция:

fotoussr.ru

Про фотоаппарат "Смена 8м": onepamop

Сложно сказать как так получилось и что именно послужило в данном случае движущей силой, но, похоже, я на некоторое время залип на теме советской фототехники. Не мудрствуя лукаво, приобрёл несколько приятных моему глазу фотокамер самых разных типов и классов. И это ещё не предел! Я вам не только про эту камеру, но и ещё про всякие другие расскажу попозже. И фотокарточек ими сделанных покажу, конечно.

Закупил, в общем, фототехники всяческой мешок, потом, в спецмагазине - дешёвой чёрно-белой фотоплёнки, нашёл по сусекам несколько роликов просроченной цветной, добыл антикварную советскую вспышку, разжился инструкциями и книгами для "юных фотолюбителей" и приступил...

К вопросу подошёл со свойственной мне основательностью. Для начала изучил необычную после Nikon D200 матчасть и подтянул теорию. Первую "антикварную" съёмку производил в гостях (будучи творчески "навеселе") с помощью классического позднесоветского фотографического аппарата - "Смена 8м". Такой аппарат имел каждый толковый дурак школьник в СССР. Исключительно простая и в то же самое время довольно насыщенная всякими отрадными штуками конструкция вызвала у меня сложные чувства. В первую очередь из-за полного отсутствия даже налёта эргономики...

Аппарат выдержками не изобилует, но в диапазоне 1/15 - 1/250 с работает зверски. Желающие смогут делать выдержку от руки. Есть данные, что аппаратов "Смена-8" и "Смена-8м" суммарно было выпущено 21 041 191 (по 1995 год включительно). "Смена-8М" занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты".

Корпус из рифлёного пластика с намертво встроенным объективом ЛОМО Триплет 40/4. Никаких пластиковых линз - кругом чистое стекло и алюминиевая оправа. Наводка на резкость - по шкале расстояний или по шкале символов. Если не хватает ума или глазомера для примерного определения растояния - можно ориентироваться на символы объектива. Тут уже не справиться сложнее - отличить пейзаж с домом от портрета или группового портрета даже для меня оказалось задачей посильной.

Не во всех, конечно, случаях, но тут понимать надо: не цифрой с автофокусом бездумно щёлкаете! А вот различать расстояния 3 метра и 33 метра - очень полезно. Но и "на глазок" в большинстве случаев - сойдёт. То же самое и с определением экспозиции. Посмотрел в небо - там солнце печёт. Значит ставишь на объективе символ с солнцем. Если не печёт - ставишь где про облако нарисовано. Ну а если солнце от облака не отличаешь или перепутал чего - всё равно на плёнке хоть что-то, да получится. Сразу видно - очень русская камера!

Для любителей же антисоветской по своему характеру точности советская фотопромышленность производила приставной дальномер "Блик" (я себе такой, конечно же, приобрёл), вставляющийся в башмак на камере. Покрутил колёсики в дальномере - он на шкале показывает в скольких метрах у тебя объект съёмки находится. Перенёс руками показания дальномера на объектив камеры (навёл резкость, стало быть) и считай, большое дело уже сделал. Башмак, куда дальномер вставляется (или фотовспышка)- "холодный", никаких контактов не имеет, всё честно, вручную. И батареек никаких нет. Только стандартная 35мм плёнка и камера.

Работа Смены-8м со вспышкой - это отдельное удовольствие. Вспышку я раздобыл просто отличную. "Чайкой" зовётся. Я её когда в первый раз приладил - всплакнул немного. Сел на столик, рядом свою D200 положил и поплакал скупо. А потому что было от чего...Вспышка устанавливается в тот же самый башмак (где дальномер торчит, так что дальномер пришлось долой снимать), подключается к синхроконтакту на объективе фотоаппарата через спецтросик. При этом питание для вспышки располагается в специальной кожаной сумочке, болтающейся у меня на боку. Можно употребить две плоские квадратные батарейки (я вот не знаю, продаются ли батарейки такого формата сейчас?), а можно и от сети, если снимаешь в электрифицированном помещении, например.

Рассматривая объектив аппарата через открытю заднюю крышку - увидел в толще стекла (конечно, никакой там толщи и в помине нет, но для красного словца я что хошь могу!) те самые воздушные пузырьки, о которых читал в инструкциях к советским дальномерным камерам. Никогда до этого не видел пузырей в стекле фотообъективов, но в данном случае - обрадовался! И то, сказать кому - засмеют. В "Смене" - и стекло без пузырей! Не засмеяли. Всё нормально. Как в русской народной мудрости: "Добро должно быть с кулаками, а оптическое стекло - с пузырями"!

Этим суровым парням (см. фото) выражается отдельная благодарность: тому, который слева (zhigane) - за разъяснения правил пользования антикварной фототехникой и умелое сканирование, а тому, который справа (voutsen_cv) - за то, что надо мной не смеялся!

Покупая плёнку для камеры Смена-8м, остановился на уже не отечественной, но украинизированной "Свеме" на 65 и 100 единиц (кстати, "Свема" - это сокращение от "Светочувствительные материалы") по той причине, что ролик плёнки никак не может в моём понимании быть дороже самой камеры. В 1997 году на заводе ЛОМО аппарат из непроданных остаткой стоил 14 рублей, а производство камеры прекратилось около 1995 года. Сегодня "Смену 8м" можно купить за 10$ втридорога, а вот плёнки дешевле доллара я не встречал.

Мудрые люди говорят, что именно такую камеру нужно давать в руки детишкам и прочим начинающим фотохудожникам, способным сломать всё что угодно. Со Сменой им придётся туго - ни дальномера, ни зеркала, ни электроники какой. А если фотоаппарат ещё и упакован в фирменный чехол из пластика и кожзаменителя - её вообще сломать можно только тяжёлым гусеничным трактором. Но фотохудожники могут многое, вот им советские инженеры и придумали "Смену." Чтобы фотохудожники смотрели в видоискатель, разглядывая через него кто 50%, а кто и 80%, там сразу непонятно сколько увидишь. Как повезёт, в общем.

В процессе съёмки выяснилось, что рычаг затвора на объективе лупит по не привыкшим к такому рукам, пересвечивая кадры, покадровая перемотка плёнки закончилась кровавыми мозолями и крепкими матерными выражениями (последнее - недостойно фотохудожника!), а кнопка спуска по усилию нажатия сопоставима с курком запущенного, покрытого коррозией ружьишка. Но, будем честны - в кондовой пластмассовой кнопке есть гнездо под тросик! И опять будем честны - перемотка пленки не сблокирована со взводом затвора - мультиэкспозиция для забывчивых обеспечена. И в третий раз будем честны - плёнку мы в аппарат вставляли втроём, после продолжительных переговоров и консультаций. Но вставили, да.

И не только вставили, но и вынули. И как вынули! После чего я плёночку отнёс в проявку, а уже проявленную, нарезанную и упакованную с сливеры - пропустил через сканер. И получил самые настоящие фотографические картинки НЕ ЦИФРОЙ. Честно говоря - был удивлён. Степень моего удивления такова, что я не поленился написать весь этот текст и ещё выложить специально для него картинки.

[держит в руках ту самую "Смену", повторно плачет]

P.S. Если у вас по сундукам и антресолям завалялся подобный фотоантиквариат - заносите, я вас на него поснимаю для истории :). Это вам не на цифре красоваться - тут духовность в каждом пикселе за версту видна!

onepamop.livejournal.com

Все о фотографии: Фотоаппарат "Смена

Итак, как Вы уже догадались в этом сообщении я расскажу немного о замечательном советском фотоаппарате "Смена - 8М"

Хоть и говорили, что то что сделано в ЛОМО, то ломается само - фотоаппарат жив и вполне неплохо себя ощущает. Снимки делает. Выпускался с 1970 года и до середины 90-х.  

Пришел на смену =) Смене 8, и образовался из нее путем облегчения корпуса и удаления автоспуска. Ну и разумеется новый дизайн. В общем-то - советская мыльница - оптика никакая, не зеркалка, разумеется, легкий, простой. Обычно такие фотоаппараты дарили школьникам для развития интереса к фотографии. Однако, при желании и при наличии нормальных рук, а так же, без сомнения, творческой мысли и видения кадра - можно было делать замечательные вещи.  

  Еще несколько фотографий и слов.

«Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннесса, как самый массовый фотоаппарат в мире.

Объектив съемный но подходит только от смены к смене. Да и вообще он только один был. Смысла его снимать нет. разве что только подсмазать крепления, что бы при фокусировке не скрипел.

Стандартное крепление пленки, пластиковая подушка для уплотнения пленки в центре, сверху по центру серебряное колесико информирует о количестве оставшихся кадров.  

Режимы. Облачно, солнечно и так далее - для тех кто не вникал в суть принципов работы фотоаппарата. Прототип нынешних режимных предустановок.

Чехол с возможностью вешать на пояс. Импортные мыльницы потом стали появляться с подобными чехлами. Но была комплектация и в жестком чехле из кожзаменителя.

Фотографировали в основном на пленку "Svema Foto 65", ибо раскошеливаться на дорогую имея "Смену - 8М" смысла не имело. Крупицы были на снимках ого-го какие! Естесственно, эквивалент ISO 65 это Вам не digital world.

santipov.blogspot.com

ОБЗОР ПОЛНОКАДРОВОЙ ПЛЕНОЧНОЙ КАМЕРЫ СМЕНА-8М

В противовес к морю обзоров новейших цифрозеркалок и цифромыльниц решил обозреть легендарную Смену 8М, первый фотоаппарат многих фотографов и фотографинь 70-90х годов прошлого столетия.

Для тех, кто ухмыльнется первый раз увидев Смену-8М, стоит отметить, что «Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты (копирайт, Википедия). С 1970 г по 1995г суммарно было выпущено (внимание!) 21,041,191 фотоаппаратов «Смена-8» и «Смена-8М». Вот так, то.... а вы говорите никон-кенон... хассель ...

Дизайн фотокамеры Смена8М отличается минималистичностью. Строгий черный корпус дополняется серебристой полосой, на которой изображены логотип компании-производителя и наименование модели. Под объективом красуется гордая надпись «Made in USSR». Кроме этого, снизу наблюдается пластмассовое гнездо для установки камеры на штатив.

Видоискатель представляет собой квинтэссенцию простоты – это прямоугольное отверстие в камере с углом обзора соответствующему китовому объективу марки Т-43 (4/40 ЛОМО).

Немного помучившись, я нашел-таки, каким образом выставляется диафрагма. Это действие проводится непосредственно на самом объективе, непосредственно около передней линзы. Опытные пользователи фотокамеры Смена-8М могут менять диафрагму не пачкая пальцами сам объектив. Значения диафрагмы выставляются от f4 до f16.

Хотя и объектив на фотокамере сменный – похоже, что дополнительные объективы для этой камеры разрабатывались в сверхсекретных лабораториях ЛОМО, так как информации про них я не нашел.

Камеру одинаково удобно держать правой, левой и двумя руками.

При нажатии на кнопку спуска иногда рычажок взведения затвора цепляется за пальцы правой руки и затвор остается полуоткрытым, что несомненно можно использовать для создания определенных художественных эффектов уже на пленке.

Про дружественность интерфейса следует поговорить отдельно. Камера Смена8М рассчитана как на любителей, впервые взявших в руки фотоаппарат, так и на профессионалов. Дизайнеры фотокамеры сделали все возможное, чтобы не пугать любителей такими словами как "выдержка", "недоэкспонировано", "переекспонировано", "фокусное расстояние" и пр. Поэтому вместо установки выдержки, любители могут просто оценить погодные условия при съемке и выставить значения "солнечно", "не солнечно", "слабооблачно", "сильнооблачно", "дождь".

Соответствующие значения выдержки (для профи) приводятся чуть ниже и соответствуют значениям от 1/15 с до 1/250 с.

Затвор фотокамеры металлический и похоже рассчитан на очень большое количество срабатываний.

Что касается фокусного расстояния - здесь тоже все достаточно просто. Наряду с расстоянием в метрах, используются символы одиночного портрета, двойного портрета, пейзажа. Минимальная диафрагма равная f4 сглаживает небольшие неточности установки расстояния до объекта и делает "все резко".

Фотокамеру Смена8М рекомендуется использовать совместно с экспонометром. У меня во время тестирования под рукой был экспонометр марки Nikon D80. Он имеет удобный шейный ремешок и удобный ЖК экран на верхней панели. Экспонометр рекомендуется использовать в автоматических режимах А или S. Установите на экспонометре уровень ISO соответствующий типу используемой пленки. Снимите крышку, защищающую измерительный сенсор экспонометра, наведите оптическую систему экспонометра на объект съемки и слегка прижмите кнопку отображения результатов. На ЖК дисплее экспонометра появится значение экспопары, при котором экспозиция будет оптимальной. При необходимости при помощи управляющих колес, можно подстроить значения экспопары. Несмотря на внушительные размеры, функционал данного устройства достаточно велик - кроме всего прочего, экспонометр марки Nikon D80 имеет встроенный фотоаппарат.

Совершенно естественно, что обзор фотоаппарата не может быть полным без тестовых снимков. Я решил не нарушать традицию. Итак, примеры снимков Смена 8М (пленка Fujifilm Superia X-tra 400/24):

При съемке произошел казус – пленка застряла где-то внутри камеры на 11 кадре из 24. Наверное камера поняла, что фотограф (то бищь – я) шЫдевров все равно не сделает и перестала мотать пленку (назад – пожалуйста, вперед – ни-ни). В результате получилось несколько мультиэкспозиций, неожиданных и интересных)

tm-photo.livejournal.com

Пленка / Смена-8М — Фотография, Видеосъемка — Вопросы и ответы AnyAsk

 

Как быть, если зарядил пленку с ISO 400, а на шкале фотоаппарата максимальный ISO - 250? Снимки получатся пересвеченные? Как настраивать экспозицию?

ПOЦEЛУЙ_ДPAKOHA # 2018.07.18 12:48 0

Ответы пользователя:Этому " нововведению " 100 лет в обед уже ))) за примерку образа, нормальные визажисты деньги не берут!

В "Смене" параметры экспозиции настраиваются вручную. там нет никакой автоматики.

Buzz # 2018.07.18 18:15 0

Ответы пользователя:Умственная отсталость!

да хоть 65 ставь, там нет экспонометра, все равно все параметры нужно водить вручную. Диск памятка не влияет на работу камеры, всего лишь для понимания какую пленку впундюрил, и всего

Лacтoчкa # 2018.07.19 18:30 0

Ответы пользователя:добро не измеряется

Математику в школе проходили? Если нет - то зачем Вам камера. Если да - то почему возник такой вопрос? Грубо - настраивайтесь как для 250 а потом уменьшите выдержку вдвое (к примеру, со 125 до 250). Можно делать то же самое с диафрагмой, сдвигая ее на одно деление в сторону закрытия.

_Gruzinka # 2018.07.21 16:50 0

Ответы пользователя:Типично... Ты не один такой. Со всеми школьниками так. Понимаешь наступает время, когда нужно общение

Поставь на диафрагме 250 и делай поправку на выдержке на одно деление в сторону ясной погоды

Elektron # 2018.07.22 05:39 0

Ответы пользователя:Да стыжусь, поэтому работаю по ночам.

Прежде чем снимать на пленку необходимо: 1. Изучить основы фотографии 2. Изучить инструкцию к фотоаппарату 3. Разобраться как будешь определять экспозицию, если фотоаппарат без автоматического определения экспозиции

darkneo # 2018.07.22 21:56 0

Ответы пользователя:Да не смешите меня что за цирк

... к показаниям придётся делать поправку. для этого нужен недюжиный мозг, или образование 4 класса.

BABNIK # 2018.07.23 20:37 0

Ответы пользователя:Не играй с модами

А вот о таком гаджете слышали? Он может здорово помочь! SuperMario # 2018.07.24 16:15 0

Ответы пользователя:Если она смотрит на других мужчин - значит свой не очень-то (((.

ISO 400 - соседнее значение для ISO 250. Так что нужно уменьшить выдержку на одно деление.

avril # 2018.07.25 02:19 0

Вопросы пользователя:Вы бы хотели поработать в США один год уборщиком в компании, которая возьмёт вас потом на работу постоянно.А ваша кошка хватает вас за ноги, когда вы идёте по коридору?Как вы относитесь к населению Донбасса (сепаратистские территории)?

чтобы правильно поставить экспозицию на шкальном аппарате типа "смена" нужен или большой опыт (которого у вас нет совсем) или экспонометр. сам не пробовал, но думаю что можно использовать вместо экспонометра цифровой фотоаппарат в режиме А (приоритет диафрагмы). Выставить в нём исо 400 и диафрагму такую же как на "смене-8" посмотреть какую выдержку он поставит и такую же поставить на "смене-8". интересно, чем мотивирован ваш энтузиазм съёмки на плёнку? сейчас цены на плёнку не маленькие и на проявку тоже, а цифровые камеры дают результат не всегда хуже чем плёнка, и гораздо удобнее

 

anyask.info

все,что вы хотели знать про СМЕНА 8М, но не знали

 Итак, начнем…Что нам говорит «Краткий справочник фотолюбителя» ? Посмотрим…

Смену можно условно отнести к группе фотоаппаратов с фокусировкой объектива по шкале расстояний. Такие аппараты имеют объективы с большой глубиной резко изображаемого пространства. Это позволяет определять расстояние до объекта съемки приближенно и получать резкие изображения. Такие фотоаппараты имеют малые размеры и небольшую массу. Изображения в видоискателях этих фотоаппаратов требуют поправки на параллакс.

«СМЕНА-8М». формат кадра 24х36 мм. зарядка стандартными кассетами для 35 мм фотопленки. емкость кассеты 36 кадров. объектив «триплет» (Т-43), 4/40 мм. угол поля изображения 55⁰. фокусировка от 1 м до ∞, диафрагмирование от 4 до 16. видоискатель оптичекий. затвор центральный, с установкой выдержек от 1/15 до 1/250 с. перемотка фотопленки и взвод затвора не сблокированы. Установка выдержки выполняется по шкале символов погоды или по обычной цифровой шкале.

вот сведения, что дает справочник. немного подробней решил поискать про объектив, обратился на вики (ссылка):

трипле́т ку́ка (от лат. triplus — тройной) — тип фотографического объектива, состоящего из трёх линз, отделённых друг от друга воздушными промежутками. рассчитан Гарольдом Тейлором (Harold Dennis Taylor) для фирмы Кук (Cooke of York) и запатентован в 1894 г.

из статьи «откуда у объектива рисунок» Олега Немчикова:

трехлинзовый объектив (Триплет, Triotar)триплет – несимметричный объектив, состоящий из трех линз – собирающей, рассеивающей, задней собирающей. Диафрагма расположена перед задней линзой.

триплеты встречаются в ранних моделях фотокамер Rolleiflex TLR, Zeiss Ikonta, Voigntlander Brilliant, отечественном фотоаппарате «Любитель», китайском Seagull 4A-105. Они характеризуются чрезвычайно высоким падением резкости на открытых диафрагмах (почти как монокли), зато на закрытых (f/16, f/22) формируют красивый резкий рисунок, чем-то напоминающий пинхол.

и опять с вики:

фотообъективы этого типа получили большое распространение, хотя для сохранения приемлемого качества изображения их угловое поле ограничено 55°, а относительное отверстие не превышает 1:3.5. Так, конце XIX в. и в начале XX в. триплеты широко применялись в качестве «универсальных» и портретных, однако, в малоформатной фотографии, были постепенно вытеснены более совершенными объективами.

в СССР объективы этой оптической схемы получили обозначение одной буквой и порядковым номером разработки (например, «Т-22»), и устанавливались в недорогие фотокамеры начального уровня, такие как «Любитель» или «Смена». а также в диапроекторы и любительские 8мм-кинокамеры.

разрешающая способность триплетов примерно равна 30 линий на мм в центре кадра и 15 — на краю. предельное относительное отверстие, при котором эта схема даёт приемлемую чёткость изображения: 1/4 — 1/6,3, однако применение стёкол с высокими показателями преломления, и некоторое уменьшение полевого угла позволяет рассчитать объективы с относительным отверстием 1:2.4 и разрешающей способностью до 60 в центре и 40 на краю линий на мм («Т-55» в кинокамерах «Ломо-212» и «Ломо-216»)

нашел статью Сергея А. Галина, как он это называет - краткое ревью, ИМХО и заметки о ремонте фотоаппаратов, с которыми мне приходилось иметь дело:

«…самурайско-пионерская камера времен соцреализма. 100% ручной шкальник, объектив ЛОМО Триплет 40/4..16 (и чего они жлобились ставить Индустар? одной лишней линзы жалко было?), центральный затвор 1/15..1/250 и Bulb. синхронизация со вспышкой через сокет, на всех выдержках. все пластмассовое, кроме затвора и оправы объектива, ну и оптика, естественно, стеклянная - в советские времена такого извращения, как пластмассовая оптика, еще практически не было. еще особенность - и выдержка, и диафрагма регулируются плавно, а не ступенчато.стоило это чудо техники 15 рублей. на 2003 года б/у камера в состоянии "новая" - $15 (ИМХО, красная цена - $10).замечание по поводу объектива. он ни в чем не выдающийся, но по качеству (стекло, сборка, просветление) все же превосходит недорогие (где-то уровня до $100) мыльницы. особенно с учетом того, что это 40мм (а не мыльничные 30-35) и фокусировки (хотя она и ручная-шкальная). рисунок у триплета довольно приятный, хотя и мягковатый. контраст вполне достаточный для бытовой съемки. в свое время, эпоху черно-белой фотографии, камера, по сути, была более отстойной, чем сейчас: ч/б требует великолепной оптики, а цветная фотография, добавляя цвет, ослабляет значимость контраста и рисунка (только для бытовой съемки, конечно) (что, отчасти, сделало возможным появление пресловутых "мыльниц" и понизило в массах планку представления о качестве оптики).

аппарат слишком примитивный. нет дальномера - нельзя точно настроить на резкость. нет фотоэкспонометра - сложно поставить экспозицию. мне приходилось таскать с собой съемный дальномер "Блик" и ручной экспонометр "Ленинград" - удовольствие не для слабонервных. Через пару лет регулярного пользования таким садомазохстским набором я уже начал сам определять экспозицию на глаз с точностью до полпункта, и расстояние до нескольких сантиметров. впрочем, этот навык легко утрачивается, особенно насчет экспозиции. видоискатель у Смены призматический, спасибо, хоть не рамочный! (ну что стоило поставить линзу?). в видоискатель видно примерно 50-70% кадра, смотря как смотреть в дырку. В принципе, летом на улице можно ставить экспозицию по ламер-френдли значкам: диафрагму по пленке, а выдержку - по значку погоды. В сочетании с хорошей современной любительской пленкой это дает вполне терпимый результат.

отстутствие эргономики. мало того, что все вручную, так еще и взвод затвора и перемотка пленки отдельно - легко забыть перемотать кадр. колесо перемотки натирает палец, особенно на морозе. легко при спуске задеть пальцем за рычажок затвора и пересветить кадр. часто в кадр попадало что-нибудь лишнее (хотя это случается со всеми шкальниками и дальномерками). кнопка спуска такая тугая, что это аннулирует одно из достоинств не-зеркалки: съемку с рук с длинной выдержкой.

о болезнях. пропускает кадры (не открывает затвор), если не дотянуть ручку завода до полного упора. В свое время это мне портило где-то 1/3 кадров! еще, у моей камеры без особого повода выпали все болты из корпуса, в конце концов пришлось просто склеить корпус "Моментом". ремонтировать камеру неудобно, какие-то пружины стремятся выплюнуть ее содержимое наружу и не дают собрать ее назад. затвор чинить, наверное, вообще бесполезно. единственная известная мне попытка перебрать затвор закончилась рассыпанием механизма на кучу очень мелких и непонятных деталей. так что если он напрочь сломается (чего, впрочем, на моей памяти со Сменами отродясь не случалось), то лучше прибить камеру к стене - на память, и купить взамен другую, лучше сразу ФЭД или Зенит. а можно так же поступить и безо всяких поломок.

срок службы камеры - непредсказуем. может работать вечно, или развалится через неделю.

камера предназначалась для подростков и нетребовательных любителей, начинающих. на самом деле, это, скорее, камера для съемки опытными любителями в экстремальных условиях. ее не слишком жалко разбить, и не так просто, как зеркалку или автомат (хотя мне рассказывали случай, когда "Смену" разбили на морозе на ледяной горке - от холода пластик становится более хрупким). она очень легкая (на уровне "мыльницы") и довольно компактная. С камерой идет жесткий кофр из кожезаменителя и прочного пластика - тоже незаменимо в путешествии. не требует батареек :) Работает при любом морозе, хоть при -40C, чему способствует цельнометаллический затвор с (почти) отсутствием смазки (именно на "Смену" часто снимали советские полярники и альпинисты).

Маленькая автоматическая вспышка типа дешевенького Unomat удачно дополнит аппарат (стоит вдвое больше самой "Смены"), и позволит снимать им в помещении/темноте - с качеством намного выше упомянутых "мыльниц до $100", хотя и с большим количеством телодвижений.»

по поводу советских полярников-альпинистов – у кого-то читал, как Смена побывала на Эльбрусе, все остальные камеры замерзли, а она работала!

про эргономику. соглашусь с автором, иногда достаешь Смену, снимаешь чехол и долго соображаешь – нужно перематывать кадр или уже нет… пытаюсь приучить себя не перематывать, ведь можно и совмещение удачное сделать и всегда знаешь – достал камеру - перемотал – можно снимать! и пальцем в рычажок затвора залезал много раз. первое время очень пугался, когда меня по пальцу стукали, теперь не тяну их куда не нужно.

вот тут еще есть инструкция «оригинальная» на СМЕНУ – читать.

koto-s-foto.livejournal.com

Смена 8М - S1

Смена-8м. 1990.

Года два назад было. Коллега по работе сидит читает какую-то статью в Интернете про хипстеров и произносит вслух: «Очки… Рубашка в клетку… Старый фотоаппарат… Серёг, ты знал, что ты хипстер?» Я точно не хипстер, но кое-что про них слышал. Знаю, что хипстеры любят ломографию. И одной из камер, на которые они предпочитают снимать, является «Смена 8м».

У отца моего есть фотография, где он с друзьями стоит, и один из них как будто снимает фотографа на «Смену 8м». Классный снимок, один из моих любимых. В общем, эту камеру я приобретать не рвался, но точно знал, что обзаведусь ей. И, наверное, мне больше хотелось добавить её в коллекцию только из-за этого снимка.У «Смены 8м» есть такая штука, как приёмная катушка. И в сети, в частности в Википедии, можно встретить упоминание об исключительной редкости этой катушки. Ага, это при том что фотоаппарат этот внесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству выпущенных экземпляров. Народ, видимо, особенно не задумывался о том, что какой-то кусок пластмассы вдруг сможет стать коллекционным, поэтому катушки терялись. Ну вообще да, по смыслу там можно любой кассетой под малоформатную пленку обойтись. Так или иначе, получается, что катушка эта редкостью считается.

А ещё мне хотелось поснимать на черно-белую пленку с каким-нибудь светофильтром. Но светофильтры с нужной резьбой по местным объявлениям найти оказалось непросто. При заказе же через Интернет с доставкой по почте меня цена не устраивала.

Много раз уже у меня была возможность купить «Смену 8м», но я всегда сам для себя находил отговорки, мол, зачем она мне сейчас. А тут Наташка как-то показала объявление на местной интернет-барахолке. На фотографии в объявлении была «Смена 8м» с накрученным на объектив желтым фильтром. И отдавалось всё это добро по цене гораздо меньшей, чем в среднем стоил один советский светофильтр. Объявление было размещено уже давно, и, скорее всего, кто-нибудь уже приобрел этот набор. Жена всё же настояла на звонке с целью поинтересоваться. Ай, ладно, всё равно собирался когда-нибудь покупать этот аппарат. Фильтр, правда, ни к одной моей камере не подойдет. Ну ничего, попробую попользоваться этим уже собранным комплектом.

Позвонил. Мне даже обрадовались. Приехал. И мне протянули большой пакет, в котором были «Смена 8м» с желтым фильтром, ФЭД-5В и фотовспышка «Чайка» в сумке с аккумулятором. Я даже проверять ничего не стал, просто отдал деньги и забрал пакет. В итоге всё оказалось в очень приличном состоянии. «Смена» девяностого года выпуска даже без царапин, в чехле и, внимание, с так называемой коллекционной приемной катушкой.

Смена-8м с желтым светофильтром.

Чехол камеры «Смена-8м».

Оригинальная катушка фотоаппарата «Смена-8м».

Больше сказать нечего. Вот так я стал больше похож на хипстера-ломографа, и не важно, что очки у меня не в роговой оправе и рубашка больше на ковбойскую похожа, да и ни одной пленки я на этот фотоаппарат пока не потратил. Хотя до этого я уже снимал на ещё несколько подобных камер: Lomo LC-A и Эликон 35с, например.

Смена-8м. Задняя крышка.

Смена-8м с желтым светофильтром.

s1hand.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта