Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере». Пленка жизни на поверхности мирового океана
Проверочная работа "Основы учения о биосфере"
Разделы: Биология
ВАРИАНТ 1
Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
- Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
- Учение о биосфере было создано:
- Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
- Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:
- В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
- Живое вещество – это:
- К косному веществу биосферы относятся:
- Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
- Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
- Ноосфера – это:
а) гидросфера;
б) литосфера;
в) атмосфера;
г) биосфера.
а) Ж.Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским;
в) Э. Зюссом;
г) Э. Леруа.
а) 77 км;
б) 12,5 км;
в) 10 км;
г) 2 км.
а) планктон;
б) нектон;
г) нейстон.
а) отсутствие воды в жидкой фазе;
б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания;
г) все перечисленные условия.
а) совокупность всех растений биосферы;
б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы;
г) нет правильного ответа.
а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии.
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
а) да;
б) нет.
а) сфера прошлой жизни;
б) сфера разумной жизни;
в) сфера будущей жизни;
г) правильного ответа нет.
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
- Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.
- Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
- Почему граница биосферы в атмосфере находится на высоте 77 км?
- Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
- Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?
- Какое значение имеет азот в жизни растений?
- Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.
- Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?
Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
- Биосфера – это:
- Термин “биосфера” был предложен:
- Границы биосферы в гидросфере проходит на глубине:
- Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
- В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
- Совокупность всех живых организмов биосферы В.И.Вернадский предложил назвать:
- К биокосному веществу биосферы относятся:
- Газовая функция живого вещества состоит в способности:
- Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:
- Эжен Леруа:
а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;
а) Ж.Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским;
в) Э. Зюссом;
г) Э. Леруа.
а) 1 км;
б) 2 км;
в) 10 км;
г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.
а) планктон;
б) нектон;
в) бентос;
г) нейстон
а) отсутствие воды в жидкой фазе;
в) отсутствие элементов минерального питания;
г) все перечисленные условия.
а) жизнь;
б) биомасса;
в) живое вещество;
г) правильного ответа нет.
а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии.
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
а) да;
б) нет.
а) создал учение о биосфере;
б) предложил термин “биосфера”;
в) предложил термин “ноосфера”;
г) был другом В.И. Вернадского.
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
- Приведите несколько определений биосферы.
- Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
- Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность концентрационной функции.
- Какое вещество биосферы является косным? Приведите примеры.
- Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?
- Какое значение имеет калий в жизни растений?
- Приведите пример бентосной пищевой цепи.
- Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?
ВАРИАНТ 3
Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
- Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
- Учение о биосфере было создано:
- Граница биосферы в литосфере на суше находится на глубине:
- Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
- На склоне горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
- Совокупность всех живых организмов биосферы называется:
- К биогенному веществу биосферы относятся:
- Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:
- Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
- Учение о ноосфере было разработано:
а) гидросфера;
б) литосфера;
в) атмосфера;
г) биосфера.
а) Ж.Б. Ламарком;
б) Ч. Дарвиным;
в) Э. Зюссом;
г) правильного ответа нет.
а) 100-200 м;
б) 1-2 км;
в) 3-4 км;
г) 100-200 км.
а) планктон;
б) нектон;
в) бентос;
г) нейстон.
а) отсутствие воды в жидкой фазе;
б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания;
г) все перечисленные условия.
а) косное вещество;
б) биокосное вещество;
в) живое вещество;
г) биогенное вещество.
а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии.
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
а) да;
б) нет.
а) В.И. Вернадским;
б) Э. Леруа;
в) П.Тейаром-де-Шарденом;
г) все ответы верны.
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
- Кто первым создал стройное учение о биосфере?
- Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?
- Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие газовой функции.
- Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.
- Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?
- Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?
- Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?
- Перечислите три основные этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.
ВАРИАНТ 4
Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
- Биосфера – это:
- Термин “биосфера” был предложен:
- Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
- В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
- Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил называть:
- К живому веществу биосферы относятся:
- Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:
- Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:
- Ноосфера – это:
а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;
а) Ж.Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским;
в) Э. Леруа;
г) правильного ответа нет.
а) наличием воды в жидкой фазе;
б) благоприятным температурным режимом;
в) уровнем радиации;
г) наличием кислорода и углекислого газа;
д) степенью солености воды;
е) всеми перечисленными факторами.
а) планктон;
б) нектон;
в) бентос;
г) нейстон.
а) отсутствие воды в жидкой фазе;
б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания;
г) все перечисленные условия.
а) жизнь;
б) биомасса;
в) живое вещество;
г) правильного ответа нет.
а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии.
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
а) да;
б) нет.
а) стадия разумной жизни;
б) сфера разумной жизни;
в) стадия развития биосферы;
г) все ответы верны.
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
- В.И. Вернадский писал: “Живое вещество… подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде”. Как вы понимаете это высказывание?
- Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?
- Что входит в понятие “живое вещество”?
- Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.
- Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?
- Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?
- Приведите пример планктонной пищевой цепи.
- Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?
ВАРИАНТ 1
Задание А
- г
- б
- а
- г
- б
- в
- в
- г
- а
- б
Задание Б
- Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.
- Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк.
- Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.
- Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная. Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.
- Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на поверхности пробирки появится конденсат.
- Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствии этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.
- Пример: хамса – скумбрия – дельфин.
- Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.
ВАРИАНТ 2
Задание А
- г
- в
- г
- в
- а
- в
- б
- б
- б
- в
Задание Б
- Биосфера – живая оболочка Земли. Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.
- Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.
- Концентрационная функция состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.
- Косное – вещество, которое формируется без участия живых организмов: результаты движения литосферных плит, метеориты, деятельность вулканов.
- Чтобы доказать наличие в почве наличие минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стекле останется небольшое количество минеральных солей.
- Ионы калия присутствуют в цитоплазм е всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы.
- Пример: детрит – двустворчатые моллюски – морские звезды.
- Негативное – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и т.д.
ВАРИАНТ 3
Задание А
- г
- г
- в
- а
- в
- в
- а
- в
- а
- г
Задание Б
- В.И.Вернадский
- Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л.
- Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная. Газовая функция живого вещества состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды – почва.
- Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики.
- Аэрация – это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растения.
- С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.
- Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных), научно-технический прогресс.
ВАРИАНТ 4
Задание А
- г
- г
- е
- б
- г
- в
- г
- а
- б
- г
Задание Б
- Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород, окисляет горные породы и др.
- Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др.
- Совокупность всех живых организмов биосферы.
- Окислительно-восстановительная функция заключается в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.
- Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду – будут заметны выделяющиеся пузырьки воздуха.
- Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения.
- Пример: фитопланктон – зоопланктон – медуза.
- Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Вариант Задание А
Вариант 1.Задание А.
1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами, называется:
А) гидросфера в) атмосфера
Б) литосфера г) биосфера.
2. Учение о биосфере было создано:
А) Ж.-Б. Ламарком в) Э. Зюссом
Б) В. И. Вернадским г) Э. Леруа.
3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
А) 77 км в) 10 км
Б) 12,5 км г) 2 км.
4. Плёнка жизни на поверхности Мирового океана называется:
А) планктон в) бентос
Б) нектон г) нейстон.
5. В Мёртвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия.
6. Живое вещество – это:
А) совокупность всех растений биосферы
Б) совокупность всех животных биосферы
В) совокупность всех живых организмов биосферы
Г) нет правильного ответа.
7. К костному веществу биосферы относятся:
А) нефть, каменный уголь, известняк в) гранит, базальт
Б) вода, почва г) растения, животные, бактерии, гриб.
8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зелёных растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы.
Г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
9. Биосфера – это глобальная саморегулирующая система со своим входом и выходом:
А) да б) нет.
10. Ноосфера – это:
А) сфера прошлой жизни в) сфера будущей жизни
Б) сфера разумной жизни г) правильного ответа нет.
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
1. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
2. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км ?
3. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
4. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?
5. Какое значение имеет азот в жизни растений?
Вариант 2.
Задание А.
1. Биосфера – это:
А) водная оболочка Земли, заселённая живыми организмами
Б) воздушная оболочка Земли, заселённая живыми организмами
В) твёрдая оболочка Земли, заселённая живыми организмами
Г) часть всех оболочек Земли, заселённая живыми организмами.
2. Термин « биосфера» был предложен:
А) Ж.-Б. Ламарком в) Э. Зюссом
Б) В. И. Вернадским г) Э. Леруа.
3. Граница биосферы в гидросфере проходят на глубине:
А) 1 км в) 10 км
Б) 2 км г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.
4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
А) планктон в) бентос
Б) нектон г) нейстон.
5. В пустыне Уайт Сэндс ( США ) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия.
6. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
А) жизнь в) живое вещество
Б) биомасса г) правильного ответа нет.
7. К биокостному веществу биосферы относятся:
А) нефть, каменный уголь, известняк в) гранит, базальт
Б) почва г) растения, животные, бактерии, гриб.
8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зелёных растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
9. Биосфера – это глобальная нерегулирующая система, имеющая вход, но не имеющая выхода:
А) да б) нет.
10. Эжен Леруа:
А) создал учение о биосфере
Б) предложил термин « биосфера»
В) предложил термин « ноосфера»
Г) был другом В. И. Вернадского.
Задание Б.
1. Приведите несколько определений биосферы.
2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскрой сущность газовой функции.
4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.
5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?
kaz2.docdat.com
Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»
Контрольная работа по теме « Основы учения о биосфере »
ВАРИАНТ 1
Задание А. Выпишите номера вопросов , против них запишите буквы правильных ответов.
1. Оболочка земли , заселенная живыми организмами , называется :
А) гидросфера
Б) литосфера
В) атмосфера
Г) биосфера
2. Учение о биосфере было создано :
А) Ж.-Б. Ламарком
Б) В.И. Вернадским
В) Э. Зюссом
Г) Э. Леруа
3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте :
А) 77 КМ
Б) 12.5 КМ
В) 10 КМ
Г) 2 КМ
4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется :
А) планктон
Б) нектон
В) бентос
Г) нейстон
5. В Мировом море фактором ¸ограничивающим распространение жизни , является :
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия
6. Живое вещество – это :
А) совокупность всех растений биосферы
Б) совокупность всех животных биосферы
В) совокупность всех живых организмов биосферы
Г) нет правильного ответа
7. К косному веществу биосферы относятся :
А) нефть , каменный уголь , известняк
Б) вода , почва
В) гранит , базальт
Г) растения , животные , бактерии , грибы
8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности :
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зелёных растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г) живых организмов накапливать различные химические элементы
9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим
входом и выходом :
А) да
Б) нет
10. Ноосфера – это
А) сфера прошлой жизни
Б) сфера разумной жизни
В) сферу будущей жизни
Г) правильного ответа нет
Ответы : 1 – г , 2 – б , 3 – а , 4 – г , 5 – б , 6 – в , 7 – в , 8 – г , 9 – а , 10 - б
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы .
1. Живое вещество является мощной геологической силой , преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли
( Изменение газового состава атмосферы ; накопление горных пород и минералов ; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и д.р. )
2. Какое вещество биосферы называется биогенным ? Приведите примеры.
( Биогенное – созданное живыми организмами : нефть , каменный уголь , известняк и д.р. )
3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км ?
( Выше – сильное ультрафиолетовое излучение , низкая температура воздуха , отсутствие кислорода и углекислого газа . высокий уровень радиации )
4. Перечислите функции живого вещества . Раскройте сущность энергетической функции .
( Энергетическая , окислительно – восстановительная , газовая , концентрационная )
5. Что такое почва ? Какой опыт можно поставит , чтобы доказать наличие в почве воды ?
( Почва – это верхний , рыхлый , плодородный слой литосферы , на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды , надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть её – на стенках пробирки появится конденсат )
6. Какое значение имеет азот в жизни растений ?
( Атомы азота входят в состав многих органических молекул. При отсутствии этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растений )
7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане .
( Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2.6 млрд. т , что составляет примерно 8,5 % от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд. т ,что составляет всю продуктивность Мирового океана )
8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.
( Например : хамса скумбрия дельфин )
9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня ?
( Негативное – создание пирогенных ландшафтов , опустынивание , изменение экосистем. Например – Сахара , Калахари , саванны Австралии - пирогенные ландшафты )
ВАРИАНТ 2
Задание А. Выпишите номера вопросов , против них запишите буквы правильных ответов.
1. Биосфера – это :
А) водная оболочка Земли , заселённая живыми организмами
Б) воздушная оболочка Земли , заселённая живыми организмами
В) твёрдая оболочка Земли , заселённая живыми организмами
Г) часть всех оболочек Земли , заселённая живыми организмами
2. Термин « биосфера » был предложен :
А) Ж.-Б. Ламарком
Б) В.И. Вернадским
В) Э. Зюссом
Г) Э. Леруа
3. Граница биосферы в гидросфере проходят на глубине :
А) 1 км
Б) 2 км
В) 10 км
Г) гидросфера заселена живыми организмами полностью
4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется :
А) планктон
Б) нектон
В) бентос
Г) нейстон
5. В пустыне Уайт Сэнте ( США ) фактором , ограничивающим распространение жизни , являются :
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия
6. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадским предложил назвать :
А) жизнь
Б) биомасса
В) живое вещество
Г) правильного ответа нет
7. К биокосному веществу биосферы относятся
А) нефть , каменный уголь , известняк
Б) почва
В) гранит , базальт
Г) растения , животные , бактерии , грибы
8. Газовая функция живого вещества состоит в способности
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г) живых организмом накапливать различные химические элементы
9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система , имеющая вход , но не имеющая выхода
А) да
Б) нет
10. Эжен Леруа
А) создал учение о биосфере
Б) предложил термин « биосфера »
В) предложил термин « ноосфера »
Г) был другом В.И. Вернадского
Ответы : 1 – г , 2 – в , 3 – г , 4 – в , 5 – а , 6 – в , 7 – б , 8 – б , 9 – б , 10 – в
Задание Б.
1. Приведите несколько определений биосферы.
( Биосфера – это живая оболочка Земли.
Биосфера – это оболочка Земли , населённая живыми организмами.
Биосфера – это открытая , глобальная , саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )
2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере ?
( Жесткий ультрафиолет , низкая температура воздуха ,отсутствие кислора и углекислого газа , высокий уровень радиации и д.р. )
3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере ?
Раскройте сущность газовой функции.
( Энергетическая, окислительно – восстановительная , газовая , концентрационная.
Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовой состав атмосферы , например , зелёные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород )
4. Какое вещество биосферы является биогенным ? Приведите примеры.
( Биогенное – вещество , созданное живыми организмами , например, нефть , каменный уголь , известняк )
5. Что такое почва ? Какой опыт можно поставить , чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ ?
( Почва – это верхний , рыхлый , плодородный слой литосферы , на котором растут и развиваются растения .Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ , надо небольшое количество почвы растворить в воде , профильтровать , фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей )
6. Какое значение имеет калий в жизни растений ?
( Ионы калия присутствует в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многом биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растений – влияние на формирование корневой системы .)
7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.
( Например : детрит двустворчатые моллюски морские звёзды )
8. Оцените вклад редуцентов в биомассу и продуктивность Мирового океана.
( Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей массы , а продуктивность и ТОО меньше. )
9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли ?
( Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами , исчезновение видов растений и животных и др. )
refdb.ru
Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»
Контрольная работа по теме « Основы учения о биосфере »ВАРИАНТ 1
Задание А. Выпишите номера вопросов , против них запишите буквы правильных ответов.
1. Оболочка земли , заселенная живыми организмами , называется :
А) гидросфера
Б) литосфера
В) атмосфера
Г) биосфера
2. Учение о биосфере было создано :
А) Ж.-Б. Ламарком
Б) В.И. Вернадским
В) Э. Зюссом
Г) Э. Леруа
3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте :
А) 77 КМ
Б) 12.5 КМ
В) 10 КМ
Г) 2 КМ
^
А) планктон
Б) нектон
В) бентос
Г) нейстон
5. В Мировом море фактором ¸ограничивающим распространение жизни , является :
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия
^
А) совокупность всех растений биосферы
Б) совокупность всех животных биосферы
В) совокупность всех живых организмов биосферы
Г) нет правильного ответа
^
А) нефть , каменный уголь , известняк
Б) вода , почва
В) гранит , базальт
Г) растения , животные , бактерии , грибы
^
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зелёных растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г) живых организмов накапливать различные химические элементы
^
входом и выходом :
А) да
Б) нет
10. Ноосфера – это
А) сфера прошлой жизни
Б) сфера разумной жизни
В) сферу будущей жизни
Г) правильного ответа нет
^
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы .
1. Живое вещество является мощной геологической силой , преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли
( Изменение газового состава атмосферы ; накопление горных пород и минералов ; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и д.р. )
2. Какое вещество биосферы называется биогенным ? Приведите примеры.
( Биогенное – созданное живыми организмами : нефть , каменный уголь , известняк и д.р. )
3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км ?
( Выше – сильное ультрафиолетовое излучение , низкая температура воздуха , отсутствие кислорода и углекислого газа . высокий уровень радиации )
4. Перечислите функции живого вещества . Раскройте сущность энергетической функции .
( Энергетическая , окислительно – восстановительная , газовая , концентрационная )
5. Что такое почва ? Какой опыт можно поставит , чтобы доказать наличие в почве воды ?
( Почва – это верхний , рыхлый , плодородный слой литосферы , на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды , надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть её – на стенках пробирки появится конденсат )
6. Какое значение имеет азот в жизни растений ?
( Атомы азота входят в состав многих органических молекул. При отсутствии этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растений )
7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане .
( Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2.6 млрд. т , что составляет примерно 8,5 % от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд. т ,что составляет всю продуктивность Мирового океана )
8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.
( Например : хамса скумбрия дельфин )
9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня ?
( Негативное – создание пирогенных ландшафтов , опустынивание , изменение экосистем. Например – Сахара , Калахари , саванны Австралии - пирогенные ландшафты )
ВАРИАНТ 2
Задание А. Выпишите номера вопросов , против них запишите буквы правильных ответов.
^
А) водная оболочка Земли , заселённая живыми организмами
Б) воздушная оболочка Земли , заселённая живыми организмами
В) твёрдая оболочка Земли , заселённая живыми организмами
Г) часть всех оболочек Земли , заселённая живыми организмами
^
А) Ж.-Б. Ламарком
Б) В.И. Вернадским
В) Э. Зюссом
Г) Э. Леруа
3. Граница биосферы в гидросфере проходят на глубине :
А) 1 км
Б) 2 км
В) 10 км
Г) гидросфера заселена живыми организмами полностью
^
А) планктон
Б) нектон
В) бентос
Г) нейстон
5. В пустыне Уайт Сэнте ( США ) фактором , ограничивающим распространение жизни , являются :
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия
^
А) жизнь
Б) биомасса
В) живое вещество
Г) правильного ответа нет
^
А) нефть , каменный уголь , известняк
Б) почва
В) гранит , базальт
Г) растения , животные , бактерии , грибы
^
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г) живых организмом накапливать различные химические элементы
^
А) да
Б) нет
10. Эжен Леруа
А) создал учение о биосфере
Б) предложил термин « биосфера »
В) предложил термин « ноосфера »
Г) был другом В.И. Вернадского
Ответы : 1 – г , 2 – в , 3 – г , 4 – в , 5 – а , 6 – в , 7 – б , 8 – б , 9 – б , 10 – в
Задание Б.
^
( Биосфера – это живая оболочка Земли.
Биосфера – это оболочка Земли , населённая живыми организмами.
Биосфера – это открытая , глобальная , саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )
^
( Жесткий ультрафиолет , низкая температура воздуха ,отсутствие кислора и углекислого газа , высокий уровень радиации и д.р. )
^
Раскройте сущность газовой функции.
( Энергетическая, окислительно – восстановительная , газовая , концентрационная.
^
^
( Биогенное – вещество , созданное живыми организмами , например, нефть , каменный уголь , известняк )
^
( Почва – это верхний , рыхлый , плодородный слой литосферы , на котором растут и развиваются растения .Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ , надо небольшое количество почвы растворить в воде , профильтровать , фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей )
^
( Ионы калия присутствует в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многом биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растений – влияние на формирование корневой системы .)
^
( Например : детрит двустворчатые моллюски морские звёзды )
8. Оцените вклад редуцентов в биомассу и продуктивность Мирового океана.
( Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей массы , а продуктивность и ТОО меньше. )
9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли ?
( Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами , исчезновение видов растений и животных и др. )
do.gendocs.ru
Вариант Задание А. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами, называется
Вариант 1.Задание А.
1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами, называется:
А) гидросфера в) атмосфера
Б) литосфера г) биосфера.
2. Учение о биосфере было создано:
А) Ж.-Б. Ламарком в) Э. Зюссом
Б) В. И. Вернадским г) Э. Леруа.
3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
А) 77 км в) 10 км
Б) 12,5 км г) 2 км.
4. Плёнка жизни на поверхности Мирового океана называется:
А) планктон в) бентос
Б) нектон г) нейстон.
5. В Мёртвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия.
6. Живое вещество – это:
А) совокупность всех растений биосферы
Б) совокупность всех животных биосферы
В) совокупность всех живых организмов биосферы
Г) нет правильного ответа.
7. К костному веществу биосферы относятся:
А) нефть, каменный уголь, известняк в) гранит, базальт
Б) вода, почва г) растения, животные, бактерии, гриб.
8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зелёных растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы.
Г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
9. Биосфера – это глобальная саморегулирующая система со своим входом и выходом:
А) да б) нет.
10. Ноосфера – это:
А) сфера прошлой жизни в) сфера будущей жизни
Б) сфера разумной жизни г) правильного ответа нет.
Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
1. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
2. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км ?
3. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
4. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?
5. Какое значение имеет азот в жизни растений?
Вариант 2.
Задание А.
1. Биосфера – это:
А) водная оболочка Земли, заселённая живыми организмами
Б) воздушная оболочка Земли, заселённая живыми организмами
В) твёрдая оболочка Земли, заселённая живыми организмами
Г) часть всех оболочек Земли, заселённая живыми организмами.
2. Термин « биосфера» был предложен:
А) Ж.-Б. Ламарком в) Э. Зюссом
Б) В. И. Вернадским г) Э. Леруа.
3. Граница биосферы в гидросфере проходят на глубине:
А) 1 км в) 10 км
Б) 2 км г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.
4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
А) планктон в) бентос
Б) нектон г) нейстон.
5. В пустыне Уайт Сэндс ( США ) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
А) отсутствие воды в жидкой фазе
Б) концентрация соли свыше 270 г/л
В) отсутствие элементов минерального питания
Г) все перечисленные условия.
6. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
А) жизнь в) живое вещество
Б) биомасса г) правильного ответа нет.
7. К биокостному веществу биосферы относятся:
А) нефть, каменный уголь, известняк в) гранит, базальт
Б) почва г) растения, животные, бактерии, гриб.
8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
А) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию
Б) зелёных растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2
В) хемоавтотрофов окислять химические элементы
Г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
9. Биосфера – это глобальная нерегулирующая система, имеющая вход, но не имеющая выхода:
А) да б) нет.
10. Эжен Леруа:
А) создал учение о биосфере
Б) предложил термин « биосфера»
В) предложил термин « ноосфера»
Г) был другом В. И. Вернадского.
Задание Б.
1. Приведите несколько определений биосферы.
2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскрой сущность газовой функции.
4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.
5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?
mognovse.ru
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ПЛЁНКИ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 26. Москва, 2014, стр. 491
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: В. Л. Лебедев
ПОВЕ́РХНОСТНЫЕ ПЛЁНКИ в океане, тонкие слои воды с особыми физич., химич. и биологич. свойствами, формирующиеся на поверхности Мирового океана. Простираются на разную глубину от поверхности в зависимости от типа: химич. П. п. – на глубину 0–0,2 мм, физич. – 0–1,0 мм, биологич. 0–50 мм. Являются открытием 20 в. планетарного значения, влияют на тепло- и газообмен с атмосферой, на изменения климата, содержат в большом количестве организмы в начальной стадии жизни и первыми поражаются при загрязнении океана. Амер. химик Ф. Макинтайр назвал П. п. в океане «Морем Неизвестности» и отметил, что, покрывая 70% земной поверхности, они играют важную роль в сохранении условий развития жизни на Земле («Наука об океане», 1981).
На свойства П. п. в океане влияют поверхностное натяжение и биотурбулентность, вызываемая микроорганизмами, поэтому первой была обнаружена в 1950-х гг. рос. исследователями одновременно в субтропич. водах Тихого ок. (А. И. Савилов) и в Чёрном м. (Ю. П. Зайцев) глубже всех проникающая биологич. плёнка. В биологии это особый биотоп, насыщенный всплывающей мёртвой органикой, место концентрации микроорганизмов, созревания икры и мальков; его биомассой, называемой нейстоном, питаются отд. виды птиц, рыб, дельфинов. Химич. плёнка является областью концентрации загрязнений, попадающих на поверхность из атмосферы, рек, антропогенных сбросов и с потоком газовых пузырьков, пронизывающих водную толщу. На поверхности океана образуются, трансформируются и исчезают плёнки, вызванные разливами нефти. Они препятствуют испарению воды, замедляют обмен энергией и массой океана с атмосферой и губительно действуют на экосистему мор. поверхности. Первые зондирования физич. плёнки, её темп-ры, выполнили рос. учёные на Чёрном м. (Г. Г. Хунджуа, Е. Г. Андреев, 1974). Эти измерения потребовали разработки уникальной техники. Несмотря на волны и ветер, в тонких пограничных слоях и океана, и атмосферы были обнаружены большие вертикальные градиенты темп-ры: 0,5–1,0 °C на мм. Это свидетельствует о подавлении вертикального перемешивания на границе воды с атмосферой, её особого квазикристаллич. состояния за счёт надмолекулярных связей. Возникли понятия поверхностный микрослой (ПМС), скин-слой и слой молекулярной проводимости тепла, солей и газов. Темп-ра П. п. в океане обычно понижена, отсюда появилось назв. «холодная плёнка», её возникновение связано с тем, что отток тепла из океана в атмосферу за счёт испарения, эффективного излучения и турбулентного теплообмена происходит в осн. с поверхности, в верхнем миллиметровом слое, а поступающее от солнечной энергии тепло проникает в толщу воды; отток тепла в тонком поверхностном слое превышает приток в ср. на 80%. Образовавшаяся плёнка непрерывно разрушается, время её существования в устойчивом состоянии от минуты до нескольких десятков минут, она сохраняется при ветре скоростью до 10 м/с и волнении до 5 баллов и быстро восстанавливается. Поправки на темп-ру П. п. в океане необходимо учитывать при дистанционном измерении темп-ры поверхности океана самолётными и спутниковыми инфракрасными радиометрами. Тонкий поверхностный слой обладает характерными свойствами; напр., он оптически прозрачен для падающей солнечной радиации, затраты на испарение и ряд др. физич. процессов плёнка может изменять на 10–15%, темп-ра слоя существенно влияет на характеристики процессов взаимодействия океана и атмосферы. Поверхностный слой-плёнка возникает также в пресных водоёмах.
bigenc.ru
Океаны мира: современное состояние :: SYL.ru
Океаны на планете
Если внимательно посмотреть на глобус, который является миниатюрной моделью планеты Земля, то можно увидеть, что значительная часть ее поверхности покрыта водой. На долю материков и островов остается только 30% общей площади. Все океаны мира в большей или меньшей степени сообщаются между собой и составляют единую акваторию. При этом граница между ними обозначается либо континентами, либо теми же островами. По мнению некоторых ученых жизнь на планете зародилась в Мировом океане примерно 500 млн лет тому назад. Этому факту есть большое количество доказательств. Но к единому мнению по данному вопросу специалисты пока не пришли.
Откуда соль в океане?
Вода в океане соленая и употреблять ее для бытовых нужд невозможно. Соль образуется при растворении в воде минералов, содержащих хлор и натрий. Причем в теплом поясе концентрация соли заметно выше. Это объясняется тем, что под воздействием высокой температуры вода испаряется, и "рассол", если можно так выразиться, становится более насыщенным. На высоких широтах, в районе Северного и Южного полюсов, накоплены огромные массивы пресной воды. Эти накопления сохраняются в виде льда. В теплое время года океаны мира пополняются талой водой, и тем самым концентрация соли в определенных районах снижается.
Арифметический вопрос
Несмотря на то, что океаны мира очень подробно изучены, в среде специалистов имеется много разногласий. Современная география насчитывает на Земле пять океанов. На протяжении многих веков мореходы и географы осваивали и описывали водную поверхность планеты. Даже молодому моряку, который первый раз отправлялся в дальнее плавание, было известно, что у него есть возможность бороздить просторы четырех океанов. Их названия известны всем – это Тихий океан, Атлантический, Индийский и Северный ледовитый. С недавних пор океаны мира получили еще одного собрата – Южный океан.
Аргументы для счета
В этом контексте нужно отметить, что предложение о выделении южной части трех океанов – Атлантического, Индийского и Тихого – в самостоятельную единицу учета поступило от ученых, которые занимаются океанографией. Есть такая наука, которая изучает океаны мира. И вот они посчитали, что территория водной поверхности вокруг Антарктиды заслуживает того, чтобы ее выделили в отдельный объект изучения. Достаточно сказать, что вокруг южного материка циркулирует течение, которое опоясывает материк и нигде не прерывается сушей. В русле этого течения формируется холодная водная масса. Она захватывает часть ледяного покрытия и разносит его в виде айсбергов на значительные расстояния.
Несколько цифр
Самый глубокий океан в мире - Атлантический. Именно в нем расположена Марианская впадина, расстояние от поверхности до дна которой составляет более 11-ти километров. При этом средняя океанская глубина - 3700 метров. По данным космической съемки почти одна треть поверхности Мирового океана покрыта нефтяной пленкой. За последние два века кислотность океанской воды возросла примерно на четверть. Все эти факторы негативно воздействуют на водную биосферу, что вызывает вполне обоснованное беспокойство ученых и общественности в разных странах. Экологические организации и движения обращаются ко всем людям с призывом сохранить Мировой океан в первозданном виде.
www.syl.ru