Тем кто хочет перейти на пленку, советуем 12 среднеформатных камер. Пленка средний формат


рейтинг, обзор лучших моделей, особенности съемки и советы по выбору

История фотографии началась именно со среднеформатных камер, которые позволяли делать большие снимки высокого качества. Со временем их вытеснил более удобный и дешевый формат 35-мм пленочных фотоаппаратов. Однако сейчас все более популярным становится использование среднеформатных камер, даже появились первые цифровые аналоги. Подробнее о нюансах выбора, лучших производителях и местах покупки профессиональных пленочных камер вы сможете прочесть в этой статье.

Средний формат в фотографии

В прошлом веке в мире фотографии было множество разнообразных форматов. Но прижились и стали массовыми только два - 35-милиметровый и средний формат. Поначалу среднеформатными камерами пользовались все фотографы, но со временем большинство из них перешло на 35-мм пленку, так как фотоаппараты с ней были гораздо компактнее и удобнее. Кроме того, у камер с большим форматом не было автоматических деталей, и людям приходилось вручную заправлять и перематывать пленку, а также замерять экспозицию.

В настоящий момент в мире можно найти следующие варианты среднеформатных фотоаппаратов:

  • Современные (цифровые) зеркальные фотоаппараты.
  • Двухобъектные зеркальные камеры (TLR).
  • Зеркальные кадры с одним (сменным) объективом: SLR.

Отличия обычных камер от среднеформатных

Понятие "средний формат" обозначает класс в фотоаппаратуре, который имеет пленочный кадр размером 4,5 на 6 или 6*9 сантиметров. От обычных камер средний формат отличает, прежде всего, качество. Благодаря большому размеру матрицы и кадру большей площади, камера фиксирует больше информации и снимки получаются более детальными. Изначально среднеформатные фотоаппараты использовали профессионалы, именно из пленки 6х9 печатали материал для журналов и постеров. Вопрос в том, почему сейчас среднеформатные камеры вновь стали так популярны? Ответ прост - как бы ни старались разработчики цифровых фотоаппаратов, им все равно не удается достигнуть качества обычных пленочных камер. Камера, выпущенная в прошлом веке, снимает с разрешением 50 мегапикселей, что превышает все показатели у цифровых аналогов. Конечно, именно такой снимок выберут для печати больших баннеров, потому что он обладает просто потрясающей детализацией с минимальными искажениями. Правда, и фотоаппарат для этого должен быть хороший, следует учесть и некоторые нюансы съемки. У среднего формата есть множество плюсов и парочка минусов. К плюсам можно отнести:

  • Большую информационную емкость. Кадр большей площади фиксирует больше деталей, а значит, зернистость снимка уменьшается, зато возрастает плавность переходов.
  • Точная передача цветов и оттенков. Многие современные фотографы пытаются добиться "пленочного цвета" на цифровых снимках. Камера среднего формата позволяет создать естественные цвета, которые не нужно никак корректировать.
  • Фокусные расстояния на таких фотоаппаратах, как правило, больше, чем на малоформатных.

Однако есть у среднеформатных камер и недостатки, которые часто останавливают фотографов, желающих их приобрести:

  • Высокая стоимость техники.
  • Большой вес.
  • Отсутствие автоматических настроек.
  • Высокая стоимость расходных частей (пленки, проявки).

Самые известные модели

Если вы решили все же купить среднеформатную пленочную камеру, то наверняка захотите выбрать лучшую модель из существующих на рынке. Ниже представлены "бестселлеры" на рынке фотоаппаратов.

  1. Hasselblad - эта камера является орудием профессионалов и известна во всем мире. С помощью этого фотоаппарата получаются замечательные качественные снимки.
  2. Компания Mamiya выпускала множество моделей среднего формата, рассчитанных на 120 пленку. Самой известной считается Mamiya 645, которая довольно часто продается в комиссионных магазинах.
  3. Pentax любим многими фотографами за мягкую цветопередачу и идеальную картинку. Наибольшей популярностью пользуется модель 645N, которую можно приобрести примерно за 70 долларов.
  4. Камеру компанию Seagull купить можно, если ваш бюджет ограничен. Это более низкие по классу фотокамеры, которые, тем не менее, делают отличные кадры. Они относятся к классу двухобъектных фотоаппаратов, в которых один объектив нужен для фокусировки, а другой - для съемки.
  5. "Киев" - на рынке можно найти камеры с размером кадрового окна 4,5*6 и 6*9 см. Фотоаппараты, произведенные в СССР, имеют гораздо более демократичную стоимость, чем их импортные конкуренты. После покупки важно отдать камеру на профилактический осмотр специалисту.

Средний формат в цифровом варианте

Редкий фотограф останется безучастным к среднефоматным камерам. Производители поняли это, и в 2010 году начался выпуск новых, цифровых камер с большим цифровым сенсором, который является аналогичным пленочному формату. Как и в случае пленочных камер, вы получаете в переходе с обычных 35 мм на средний формат - это точность цветопередачи и высокая детализация изображения. Современные камеры состоят из нескольких частей:

  • сама фотокамера;
  • цифровой задник, который позволяет преображать оптическое изображение в цифровое.

Какими компаниями представлен цифровой средний формат на современном рынке?

  1. Pentax 645Z обладает большой матрицей размером 43*32 мм, что в 1,5 раза превышает размер у малоформатных камер. Даже по сравнению с полнокадровыми фотоаппаратами Pentax снимает значительно больше деталей. Светочувствительность у этого фотоаппарата составляет 204 800 ISO, что позволяет снимать ему практически в полной темноте.
  2. Компания Mamiya также выпустила цифровой аналог пленочного среднего формата: 645 DF+. Несмотря на свою высокую стоимость, у этой камеры весьма скромные параметры: максимальная светочувствительность составляет 800 ISO. Но в вопросах скорости съемки и качества изображения ей нет равных, поэтому эту камеру часто выбирают профессионалы.
  3. Среднеформатная камера Phase One является новичком на рынке. Но технические характеристики фотоаппарата впечатляют. CMOS матрица размером 53.7x40.4 мм позволяет делать кадры разрешением до 101 мП. Широкий динамический диапазон позволяет передавать детали как на самых светлых, так и на темных участках кадра.
  4. Среднеформатная камера Hasselblad является возрождением легендарного бренда. Этой шведской легенде уже, без малого, 180 лет.Чувствительность матрицы достигает 12800 единиц, а количество активных пикселей - 51. Камеры известного бренда делались универсальными: благодаря скорости выдержки, быстрой автофокусировке и функции передачи снимков по Wi-Fi, они могут использоваться в абсолютно разных задачах.

Среднеформатные камеры Fujifilm

Очень долго поклонники бренда Fuji ждали выпуска среднеформатного фотоаппарата. Совсем недавно компания выпустила современную модель с большой матрицей - GFX 50S. Этот фотоаппарат имеет целый ряд преимуществ, присущих всем камерам среднего формата. Благодаря беззеркальной технологии Fujifilm 50S способен делать несколько сотен снимков в минуту, при этом не издавая практически никакого шума. Также фотоаппарат имеет поворотный экран, функцию съемки видео и возможность применения самых разных сменных объективов. При этом новая камера имеет не слишком большой вес благодаря относительно легкому корпусу.

Камеры Hasselblad

Одним из самых первых производителей среднеформатных камер стала компания Hasselblad, которая ранее прославилась своими пленочными камерами, а затем начала выпускать и цифровые фотоаппараты. Среди пленочных наиболее известной считается модель 500C/M, которая и прославила шведский бренд. Несмотря на солидный срок жизни, эти фотоаппараты до сих пор работают безукоризненно благодаря высокому качеству сборки. Внешнее фотоаппарат похож на Mamiya, но у него есть одно неоспоримое преимущество. Фотоаппарат Hasselblad 500C/M комплектуется оптикой Carl Zeiss, благодаря чему фотографии, снятые на него, получаются резкие и с интересным рисунком. Правда, не стоит надеяться на то, что время понизило цену на эту модель - как и прежде, приобрести среднеформатную камеру Hasselblad можно не дешевле 100 долларов (6000 р.).

Hasselblad H6D-100C стала первой цифровой версией предыдущих моделей. Несмотря на то что среднеформатные цифровые камеры значительно уступают классическим 35 мм фотоаппаратам в скорости съемки, весе и цене, их считают лучшими в мире. Почему? Дело в том, что Hasselblad превосходит прочие системы в резкости, удобстве управления и качестве оптики. Для цифровых камер среднего формата этой компании существует более 20 объективов, которые поражают своим качеством и безупречной оптикой. Безусловно, марка Hasselblad не самая дешевая в мире, но она стоит своих денег.

Самая доступная среднеформатная камера

Те, кто только начинает знакомиться с миром среднеформатной фотографии, нередко задают вопрос о том, какая из камер наиболее доступна для покупки? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. В настоящий момент самыми дешевыми можно считать пленочные камеры, которые продаются на барахолках и на специализированных сайтах. Их цена зависит от состояния фотоаппарата, бренда и продавца. Одними из самых доступных среднеформатных камер в настоящий момент можно считать следующие:

  • Советский фотоаппарата "Любитель" изготавливался в 40 и 50 годы 20 века и сейчас является практически антиквариатом, на который, тем не менее, можно снимать. Цена подобной камеры всего около 2-3 тысяч рублей.
  • Yashica-MAT LM - классическая японская среднеформатная камера с пленкой 120 мм и размером кадрового окна 6*6 см. Приобрести можно за 13-15 тысяч рублей.
  • Mamiya C3 - зеркальная двухобъектная камера со сменной оптикой. Стоимость начинается от 30 тысяч рублей.

В целом в мире пленочной фотографии главенствует следующий принцип: чем дороже, тем лучше. Поэтому чем большим бюджетом вы располагаете, тем более качественную технику сможете приобрести. Многие фотографы интересуются, есть ли среднеформатные камеры у Canon? Эта компания уже давно стала лидером по производству фотоаппаратов, но ее руководители пока не планируют выпуск камер с расширенной матрицей.

Инструкция по использованию

Многие фотографы, спрашивают, с чего начать? Среднеформатные камеры имеют совершенно другое устройство, нежели привычные всем 35-мм. У каждого бренда свои нюансы, но можно выделить общие принципы по эксплуатации.

  • Прежде всего, если у вас пленочная камера, необходимо выбрать правильный тип пленки. 120 тип подходит практически ко всем камерам. Фотоаппараты среднего формата не оснащены автоматической "прокруткой" пленки, поэтому после того, как вы ее заправите, необходимо будет самостоятельно промотать ее до конца.
  • Затем нужно выставить правильные настройки. Встроенным экспонометром среднеформатные камеры обычно не комплектуются, поэтому его можно приобрести отдельно или руководствоваться стандартной таблицей по соотношению ISO и значениям диафрагмы.
  • После того как вы сделали кадр, необходимо вручную прокрутить пленку вперед.
  • В конце с максимальной осторожностью нужно вынуть пленку и отдать ее на печать или сканировку. Современные пленочные сканеры позволяют передать всю информацию в цифровой вариант в высоком разрешении, поэтому большинство фотографов предпочитают этот вариант.

Стоимость

Обзор среднеформатных камер доказывает, что их стоимость может начинаться от нескольких тысяч и доходить до нескольких миллионов. Это та сфера, в которой новые фотоаппараты стоят дороже, чем некоторые машины. Ниже приведен список самых популярных моделей и их стоимость.

  1. Mamiya 645 вместе со стандартным объективом 80 мм обойдется в 30-40 тысяч рублей. Более дешевая модель RZ67 продается на Ebay за 17 тысяч. Новые среднеформатные цифровые камеры Mamiya продаются уже гораздо дороже, их цена возросла из-за усовершенствованной конструкции и цифрового задника. Стоимость такой модели начинается от 2,5 миллиона рублей.
  2. Поддержанную пленочную камеру Hasseblad в базовой комплектации продают за 30-40 тысяч рублей. Если вы хотите приобрести сразу готовый комплект с фирменной оптикой CarlZeiss, то тогда вам придется выложить 50-100 тысяч рублей. Hasseblad, как и другие производители, тоже выпустило цифровой вариант среднего форматы, цены на который начинаются от 800 тысяч рублей и доходят до 2,5 миллиона в зависимости от модели фотоаппарата.
  3. Легендарный Pentax 645 с размером кадрового окна 4,5х6 см продается на стоках по цене от 30 до 80 тысяч рублей, но отдельные экземпляры продаются и за 13-15 тысяч, все зависит от качества техники. А вот новый цифровой Pentax 645Z со светосильным объективом будет стоить около 550 тысяч. На данный момент это самая дешевая среднеформатная цифровая камера.

Самые частые поломки и ремонт

Работая с поддержанной техникой вы, без сомнения, столкнетесь с некоторыми затруднениями. При приобретении даже идеальной с технической точки зрения камеры вам, скорее всего, потребуется некоторая помощь со стороны специалистов. Сразу после покупки необходимо отдать камеру на профилактически осмотр и юстировку. Ведь за несколько десятков лет какие-то элементы камеры наверняка перестали работать так, как должны. На объективах среднеформатных камер довольно часто можно встретить плесень между стеклами, которая влияет на конечный результат. Поэтому при выборе поддержанной камеры нужно обращать внимание на комментарии продавцов, которые, как правило, указывают подобные нюансы в описании. Самой частой поломкой считается засвет пленки и неполадки затвора. Так, например, ремонт затвора среднеформатной камеры "Киев" 88 может обойтись в стоимость, превышающую цену самого фотоаппарата. Да и специалистов по ремонту старой техники найти бывает непросто. Для проверки этой функции лучше взять с собой пленку и на месте сделать пару пробных кадров.

fb.ru

Средний формат. За и против...

Хотите иметь возможность в процессе съемки моментально поменять слайд на негатив или на черно-белую пленку?

Хотите, чтобы ваши пейзажи печатались в виде календарей 60х70 см?

Хотите за 2 минуты получить пробный отпечаток будущего снимка в натуральную величину на материале Polaroid?

Хотите снимать со вспышкой на полную мощность при 1\500 - 1\1000 сек?

Если да, то вам придется серьезно задуматься о возможностях среднеформатных систем.Это соверщенно другая философия съемки. Полная модульность, которой обладают большинство среднеформатных камер, обеспечивает такую гибкость в работе которая зеркалкам 24х36 и не снилась.Если внимательно присмотреться к предложению на рынке среднеформатных камер, можно удивиться многообразию моделей и аксессуаров. Здесь присутствуют абсолютно разные по концепции модели - от старых двухобъективных до новейших автофокусных.

Попробуем сравнить основные особенности обоих форматов.

Прежде всего, линейка объективовВ каталогах ведущих производителей формата 24х36 присутствуют самые разные объективы, как говорится на все случаи жизни. Каталоги Canon и Nikon насчитывают более 50 объективов каждый, от "fisheye" до 1500 миллиметровика.Линейки объективов ведущих производителей среднеформатных камер выглядят гораздо скромнее: в среднем, они содержат 3-4 широкоугольника (экв. 24, 28 и 35 мм), штатник (чаще всего 80 мм f/2,8), макрообъектив, tilt/shift объектив и несколько телевиков средней светосилы, иногда 1-2 зума.Этого вполне хватает для работы в тех областях, где используется средний формат.

ЗатворыКак известно, все затворы делятся на фокальные (расположенные перед пленкой) и центральные (расположенные внутри объектива). Центральные затворы издавна были привилегией среднеформатных камер. Их основной недостаток - невозможность добиться выдержек короче 1\500 - 1\1000 сек. Их основное преимущество - синхронизация со вспышкой со всеми выдержками. Производители среднеформатных камер в последнее время предлагают потребителям компромисс: камера изначально оборудована фокальным затвором (который синхронизирован со вспышкой при 1\30-1\60 сек.), а для специальных съемок со вспышкой используются объективы с центральным затвором.

Видоискатели, фокусировочные экраны и тест глубины резкостиПочти все среднеформатные камеры оборудованы сменными видоискателями и фокусировочными экранами, тогда как из камер 24х36 только Nikon F5 обладает сменным видоискателем. Поменять фокусировочные экраны в среднеформатной камере очень легко - после снятия видоискателя к ним открывается прямой доступ. У малоформатных камер и некоторых последних моделей автофокусных среднеформатных с несъемным видоискателем фокусировочные экраны меняются через байонет объектива, что менее практично. Для профессионалов съемные фокусировочные экраны являются большим преимуществом. Все среднеформатные зеркалки оборудованы тестом глубины резкости, и научиться извлекать из него пользу абсолютно необходимо.

ПленкаВпервые использовать в фотоаппаратах кинопленку шириной 35 мм с двойной перфорацией попробовал создатель фотоаппаратов Leica Оскар Барнак. Так родился формат 24х36 мм.Среднеформатные камеры используют пленку без перфорации, намотанную на катушку. Ее полезная ширина составляет 56 мм (рабочая площадь формата 6х6 равна 56х56 мм, а формата 6х7 = 56х72 мм). Есть два типа среднеформатных катушек - 120 и 220. Катушка 220 снабжена короткой полоской защитной бумаги (ракорда) в начале и в конце мотка пленки, а в 120 пленка полностью закрыта бумажным ракордом со стороны подложки. Таким образом, катушка 220 содержит больше кадров. Кроме системы DX-кода у пленки Fuji, которую распознают только среднеформатные камеры этой фирмы, другой автоматики для определения чувствительности пленки нет.Что касается разнообразия пленок, то здесь можно говорить о паритете.

Наводка на резкость: ручная или автофокус?Pentax 645N AF стал первой автофокусной среднеформатной зеркалкой. До него автофокусировкой обладали только компакты Fuji 645.Большая площадь фокусировочного экрана в среднеформатных камерах позволяет очень точно наводиться на резкость, в некоторых камерах для максимально точной наводки используются шахтные видоискатели с лупой х10. Наиболее удобен фокусировочный экран, в котором все поле кадра разделено горизонтальными и вертикальными линиями на 3 равные части. Он позволяет максимально точно компонировать снимок и избегать наклона по отношению к линии горизонта. Все это делает процесс съемки на среднеформатную камеру чрезвычайно комфортным. Серьезным упреком производителям современных камер 24х36 может стать тот факт, что в погоне за миниатюризацией они снизили увеличение видоискателя, а это лишь усложнило точную ручную наводку на резкость и визуальную оценку глубины резкости (сравните видоискатель у Nikon F801 и Nikon F90Х).

Моторный приводОн есть почти у всех современных зеркалок 24х36 (конструкция "с моторчиком" производителям экономически более выгодна, чем классическая система ручной перемотки пленки - взвода затвора). У среднеформатных камер случай сложнее. У каждого производителя здесь свой подход в зависимости от предназначения камеры. Между Rollei 6008 со встроенным мотором и полностью механическими камерами есть еще масса промежуточных вариантов в виде различных виндеров.

Система замера экспозицииМногозонный замер появился на среднеформатных камерах совсем недавно. Большинство старых моделей вообще лишены какой либо автоматики, а у некоторых в сменных видоискателях реализованы спот и замер по центральной части кадра.В большинстве случаев средний формат подразумевает использование самостоятельного экспозиметра-флешметра, что в конечном итоге дает еще большую эффективность, чем самый современный многозонный замер.

Изучая аргументы "за" и "против" для обоих форматов можно прийти к выводу, что у каждого из них есть свои преимущества, и каждый может быть с максимальной степенью эффективности использован там, где другой не в состоянии проявить себя.Следует признать, однако, что все камеры 24х36 похожи друг на друга, и работают по одним и тем же принципам, тогда как в области среднеформатной фотографии можно найти все - от классических моделей Hasselblad серии 500 до дальномерных камер со сменными объективами и больших компактов со встроенной вспышкой, а также панорамных камер и студийных 6х9, работающих с цифровыми приставками!

Но в чем же основное преимущество среднего формата? Оно в лучшей передаче мелких деталей и фактур, в другой моделировке изображения.

Резкость и моделировка изображенияПрежде всего, размер изображения.Для того, чтобы получить фотографию размером 30х40 см снимок формата Х нужно увеличить в следующее количество раз:

  • Для 24х36: х11,1

  • Для 45х56: х7,1

  • Для 56х72: х5,6

  • Для 56х90: х4,4

Если взять за точку отсчета формат 6х9 то получим следующее соотношение увеличений:

  • 56 x 90 : x 1;

  • 56 x 72 : x 1,25;

  • 45x56 : x 1,6;

  • 24x36: x 2,5.

Это означает, что для того, чтобы получить отпечаток формата 30х40, негатив формата 24х36 должен быть линейно увеличен в 2,5 раза больше, чем негатив 56х90!

Фокусное расстояние, формат, угол зрения и резкостьДля некоторого данного фокусного расстояния угол зрения возрастает с увеличением формата изображения. Поэтому 50-миллиметровик, который считается штатником для формата 24х36, в среднем формате становится широкоугольником. В таблице 1 приведены приблизительные соотношения фокусного расстояния и угла зрения для различных форматов.Но большая площадь формируемого изображения требует изменения оптической конструкции объективов, поэтому и речи быть не может о том, чтобы использовать 50 мм для 24х36 в качестве широкоугольника для 6х6. Необходимость создавать большее по площади изображение приводит к тому, что у среднеформатных объективов разрешение и микроконтраст меньше, чем у малоформатных, поэтому, если попытаться использовать среднеформатную оптику на 24х36, изображение может показаться малоконтрастным, нечетким.

Таблица 1. Горизонтальный угол зрения объектива в зависимости от фокусного расстояния и формата кадра 

Фокусное расстояние

Форматы

24x36

6x6

6x7

6x9

40 мм

49.

66.

72.

80.

50 мм

40.

56.

65.

72.

60 мм

33.

46.

53.

59.

80 мм

25.

36.

42.

49.

100 мм

20.

30.

35.

42.

150 мм

13.

21.

25.

31.

200 мм

10.

16.

19.

24.

Формат, зернистость и моделировка изображенияЛюбое изображение на фотопленке формируется в результате образования скоплений зерен металлического серебра (черно-белая фотография) или органических красителей, приклепляющихся к этим же зернам серебра, которые потом удаляются в процессе отбеливания (цветная фотография). До тех пор, пока эти скопления образованы достаточно малыми зернами серебра, человеческий глаз будет их воспринимать как однородную поверхность. Но если взять пленку с крупным зерном, его собственная структура, накладываясь на текстуры фотографируемых объектов, разрушает их. Отсутствие зернистости - залог нормального восприятия картинки. Для конечной фотографии некоторого заданного формата, отсутствие зернистости будет определяться двумя параметрами: собственной зернистостью пленки и степенью увеличения снимка при печати. Последний фактор является решающим, поскольку пленки для всех форматов абсолютно идентичны.Чтобы меньше пришлось увеличивать снимок, он сам должен быть больше, поэтому для увеличений до 40х50 см, 50х60 см, 60х80 см и более, средний формат незаменим.Хорошо известное правило, которое гласит, что рассматривать любое изображение необходимо с расстояния, равного диагонали формата этого изображения, на самом деле никогда не соблюдается. Зритель всегда стремится приблизиться к снимку (аккомодация глаза наиболее легко производится на расстоянии 30-40 см), и даже если ему впоследствии придется отойти на несколько шагов, чтобы охватить глазом всю фотографию, подсознательное восприятие зернистости (или ее отсутствия) все равно повлияет на общее впечатление.

Размер объекта на снимкеЕще один фактор, влияние которого трудно переоценить.Конечное восприятие фотографии непосредственно зависит от размера объекта на снимке. При тщательном рассматривании дистанция аккомодации глаза снижается до 25-30 см. Именно с такого расстояния наш глаз способен различать мельчайшие детали изображения. До тех пор, пока глаз "находит" привычные для него мелкие детали объектов на снимке, этот снимок воспринимается легко, автоматически, пусть это даже будет журнальный разворот, сделанный с исходного формата 24х36. Более того, если речь идет о макрофотографии, с увеличением в х0,3 - х2 раза, зритель увидит на фото такие детали, которые он не смог бы разглядеть невооруженным глазом. В результате, у него сложится общее впечатление об очень высоком качестве снимка.Иначе обстоит дело с большими объектами. И особенно, с самым большим из всех - пейзажем.В жизни, рассматривая реальный пейзаж, мы подсознательно воспринимаем в нем как мелкие детали довольно небольшие предметы (веточки и листву деревьев, стебли травы, черепицу крыш и т.п.). Спроецированные на пленку формата 24х36, эти детали приближаются по своему размеру к размерам зерен серебра ее эмульсии, то есть пленка используется "на пределе" своих возможностей.Средний формат, напротив, обладая приблизительно в два раза большим фокусным расстоянием для заданной площади кадра, создает на пленке в два раза большее изображение, в результате чего мелкие детали не разрушаются собственной зернистостью пленки. Именно поэтому он в большей степени пригоден для больших увеличений.Наилучшим доказательством всего вышесказанного может быть формат APS (Advanced Photo System), который в состоянии воспроизводить объекты крупным планом, но не подходит для пейзажей, поскольку мелкие детали изображения оказываются меньше, чем зерно пленки. Именно по этой причине производители камер APS не снабжают их настоящими широкоугольниками. Чтобы получить отпечаток формата 40х50 см или 60х80 см изображение на пленке формата 24х36 необходимо увеличить в 15 и 20 раз соответственно. При таких увеличениях зернистая структура пленки становится непоправимо заметной.Если же вы располагаете оригиналом формата 6х9, то его увеличение в 10 раз даст снимок 60х90 см, а для того, чтобы получить снимок 30х40 см, его понадобится увеличить всего в 4,5 раза (что для 24х36 дает снимок 10х15 см).

Резкость и лучшая диафрагмаУже говорилось о том, что использовать среднеформатные объективы с камерами 24х36 не всегда имеет смысл. Из-за того, что оптическая формула таких объективов рассчитана на создание изображения большей площади, их резкость и микроконтраст меньше, чем у малоформатных. Это, конечно же, не означает, что дешевый зум 100-300 мм для 24х36 при фокусном расстоянии в 120 мм даст лучшие результаты, чем среднеформатный Makro Planar Zeiss 120 мм для Hasselblad! Но, при сравнении объективов на FTM стенде (Nikon AF 50мм f/1,8 (для 24х36), Mamiya 110мм f/2,8 (для 6х7) и Mamiya 45мм f/3,4 (для 6х7)) результаты получились весьма красноречивые. Если сравнивать результаты, полученные только в центре кадра и при наилучшей для каждого из объективов диафрагме (рис. 1), то 50мм Nikon с легкостью выигрывает это соревнование. В диапазоне от 5 до 40 пар линий на мм его кривая значительно привосходит кривые двух других объективов. 110 миллиметровик Mamiya, рассчитанный на формат 6х7, хуже воспроизводит низкие частоты (от 5 до 20 пар линий на мм), что говорит о меньшем микроконтрасте. Также слабо он передает и высокие частоты (30-50 пар линий на мм), что говорит о меньшей разрешающей способности. Большая площадь формируемого изображения вынуждает создателей таких объективов искать оптический компромисс, который, в конечном счете, оказывается незаметен, именно по причине большой площади кадра.

Рис.1

Лучшая диафрагмаИ здесь объективы для разных форматов ведут себя по-разному: объективы для 24х36 дают максимальное качество при средних диафрагмах f/5,6 - f/11, а среднеформатные объективы при более закрытых - f/16 и более.Наилучшая кривая для Mamiya 110мм будет при f/16, а для широкоугольника Mamiya 45мм - при f/22. И это логично: при одинаковом угле зрения у среднеформатного объектива фокусное расстояние больше, а значит и диаметр диафрагмы также больше для каждого из ее значений. Напомним, что значение диафрагмы выражается как отношение f=F/D, т.е. равно фокусному расстоянию, деленному на диаметр входного зрачка, а это значит, что при большем фактическом диаметре диафрагмы при f/22 дифракция проявляется в меньшей степени.

В заключение можно сказать, что для каждого формата существуют виды съемок, в которых он проявляет себя лучше, чем другой. Использовать средний формат нужно для работы в студии, съемки пейзажей, предметов искусства и репродуцирования картин, а также там, где понадобятся очень большие увеличения. Для макрофотографии он не имеет особых преимуществ, разве что в случае, когда необходимо сделать большой постер с фотографией мелких предметов (наручных часов или колец). Для того, чтобы спроецировать маленький объект на большой кадр, его придется снимать с большим увеличением (х1,7 для формата 4,5х6 см). То же соотношение размеров "формат : спроецированный объект" на формате 24х36 будет достигнуто при воспроизведении объекта в натуральную величину (х1), а это значит, что можно снимать с меньшей потерей света.Итак, преимущества "большого" кадра очевидны там, где нужны "большие" результаты, но на какой из камер (или на чьей системе) остановить свой выбор? Разобраться в предлагаемых различными производителями возможностях мы попробуем в следующей статье.

yugcontract.ua

Размер имеет значение. Выбор среднеформатного фотоаппарата / Блог компании Mail.Ru Group / Хабр

Я думаю многие тут увлекаются фотографией. Степень увлечения бывает разной, а понятие фотограф вообще размыто и не определено. Разные цели, разные бюджеты фотографов и много других отличающих факторов. Кто-то фигачит луки на iphone, а кто-то мучается с громадными пластинами большого формата. Но всех этих людей объединяет интерес к фотографии, а у некоторых может даже и любовь, и даже бывает взаимная. Поэтому решил рассказать о фотоаппарате, который нечасто можно увидеть, заодно поделиться опытом перехода на новый формат.
Почему решил купить
В жизни любого фотографа наступает момент, когда сердце требует чего-то теплого и лампового. Многим хватает дедушкиного Зенита, а кто-то, ведомый неизвестным чувством «надоивсё», стремится перейти на более специфический уровень — рвануть к среднему формату. Почти так же было и со мной, только в промежутке я успел поснимать на 135 пленку чудесным фотоаппаратом Мир. В этот момент я понял, что не люблю дальномеры, или не умею их готовить.

Хотя была идея покупки пленочного Canon, но уже хотелось чего-то нестандартного. «ДАЙТЕ БОЛЬШЕ!!!», — вот именно так и появилось желание покупки среднего формата. Покупка СФ-цифры не то что отпала, она даже не предполагалась, зная замечательный уровень цен.

А вот дальше началась настоящая внутренняя борьба. СФ я покупал больше года. За всё это время у меня было две стадии желания: • просто хочу СФ • я знаю, что за СФ я хочу

Варианты среднего формата
Возможно, мне кажется, но при выборе СФ есть аппарат, который сразу приходит в голову — Любитель. Такой весь милый и родной советский двухобъективный СФ. Но меня не устраивало качество и возраст аппарата.

На этом моя тяга к двухобъективным фотоаппаратам не прошла, и я увидел обзор Yashica 124 Mat G. Отличный аппарат со средней ценой, порядка 300-400 usd, при этом достаточно много экземпляров в хорошем техническом состоянии. Кроме того, я рассматривал громадное количество других систем: Mamiya, Hasselblad, Rolleiflex, Pentax. Но в основном это были непонятные метания, просто от желания иметь средний формат. Это и была первая стадия желания обладать средним форматом.

Ограниченный выбор и другие причины
Дальше уже было логическое осмысление, что мне нужно. Это самое трудное. Хотя я сразу поставил несколько условий, которые сузили выбор до минимума. Долго рассказывать я не буду, но так сложилось, что с мануальной оптикой я не дружу в силу своего зрения. Именно поэтому первым условием было наличие автофокуса на аппарате. Ну а вторым условием была возможность перехода в будущем на цифру. Просто покупать средний формат для тёплой ламповости я уже не хотел, а вот дополнить ламповость хорошими перспективами развития системы — другое дело.

В результате осталось два варианта: • Mamiya AFd • Contax AF

Contax 645 — среднеформатная автофокусная однообъективная зеркальная камера. Размер кадра 4,5×6 см, применяется фотоплёнка типа 120 и 220. К фотоаппарату разработаны цифровые задники. Диапазон выдержек от 32 до 1/4000 сек. Это прекрасная камера, которая удовлетворяет моим требованиям, но есть главные недостатки: их достаточно мало на рынке; стоимость на ebay от 2000 до 4000 usd, в зависимости от комплекта.

Всё это и стало причиной выбора в пользу Mamiya AFd. Дальше были долгие попытки купить его на ebay, но тут мне не везло. В итоге, счастье пришло случайно. Мне достался экземпляр второго поколения в Москве.

Немного про саму компанию и аппарат: Mamiya была основана в мае 1940 года конструкторами фотоаппаратов Сэйити Мамией (Seiichi Mamiya) и Цунэдзиро Сугаварой (Tsunejiro Sugawara), который обеспечил финансирование новой компании. В 1975 году компания представила компактную камеру Mamiya 645 формата 6×4,5. Это прародитель моей версии.

Камера, которая досталась мне — Mamiya 645AFD II, производилась с 2005 по 2008 год. А теперь небольшое позитивное отступление. Весной 2009 года компания Phase One A/S стала ведущим акционером компании Mamiya Digital Imaging, приняв на себя «стратегическое руководство», маркетинг и распределение работ. Phase One — это производители цифровых задников, так что переход на цифру с этой камерой только вопрос денег.

Обзор аппарата
Mamiya AFD II представляет собой среднеформатный зеркальный фотоаппарат со съемным задником. Диапазон фокусных расстояний сменной оптики от 28 до 300 мм. Чаще всего, его родной комплектный объектив это 80 мм/2,8. Его объектива вполне хватает. Если любите портреты, то стоит ещё присмотреться к объективу 150 мм/3,5.

Корпус вызывает приятное ощущение мощи и крепости, сделан из магниевого сплава, достаточно тяжелый. Фактически состоит из трёх частей — тушка, задник и объектив. В руке лежит хорошо, эргономика отличная. Благодаря специальному покрытию рукоятки пальцы не скользят. Хотя в целом это то, к чему я привык на зеркалке. Есть минус — хипстерский самолук с олдскульной камерой не получится, у аппарата несъёмная пентапризма. Заменить ее на шахту не получится. Зато, если снять объектив и задник, то аппарат сразу начинает напоминать чужого.

Режимы съёмки также привычны по зеркалкам: стандартный полуавтомат, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и ручной режим. Экспозамер есть как точечный, так и центровзвешенный. Электроника справляется хорошо и на улице, и в помещении. Работа в студии тоже зачёт.

Автофокус. Вот тут надо понимать, что он достаточно допотопный и медленный. Но всё относительно, камера явно не для съёмок спорта. Опять же, если любите портреты — самое то для неспешной съёмки и общения.

Плёнка. Проблемы с заправкой пленки возникли только в первые два раза, и то из-за того, что пробовал я это методом научного тыка. Кто решит обзавестись СФ, советую закупаться нужной плёнкой чуть заранее, товар не самый ходовой, особенно если ищете конкретную плёнку.

На плёночном заднике есть дисплей с характеристиками плёнки и счётчиком кадров. Тут главное не забыть поправить ISO при загрузке новой пленки, за это отвечают две кнопки. Если нажать две — включится регулировка ISO, а дальше уже по стрелочке либо выше показатель, либо ниже.

Дополнительная хитрость плёночного задника — наличие шибера (съёмной заслонки), который одновременно защищает плёнку от засветки при снятии задника и служит в качестве предохранителя, не давая фотоаппарату снимать.

Ещё один момент, это количество кадров. 120 плёнка одна, а вот форматов кадра у СФ много. Вот и получается, что у разных СФ-фотоаппаратов разное количество кадров. У формата 6х4,5 получается 16 кадров.

Сразу после съёмки 16 кадра задник оживает и дотягивает плёнку на катушку. Остаётся только достать её и отнести в проявку.

Я использую плёнку KODAK и Ilford. Очень приятной оказалась плёнка Ilford Delta 3200. Так как я не хардкорный плёночник, то отдаю пленку в проявку в лабораторию. Пока что особых косяков не замечал за лабами, хотя, бывает, слегка мнут плёнку.

Просмотр и оцифровка
С просмотром всё очень просто, если есть смартфон. В большинстве камер есть режим «негатив». Включаем камеру, наводим на плёнку — готово, видим кадр, как он должен быть. Хороший вариант, чтобы отобрать фотографии под скан или печать.

А вот со сканированием значительно тяжелее. Есть допотопный вариант: переснимать на цифровой аппарат, подсвечивая плёнку с обратной стороны. Главное, чтоб это был не экран (монитор, ТВ, ноутбук), потому что будут заметны пиксели монитора. То же верно и для фактурной ткани, если использовать её на просвет— фактура будет заметна на фотографии, даже если на первый взгляд ткань кажется ровной. Вероятно, идеальный вариант это матовое стекло или бумага. Дальше нужно перекинуть на компьютер, сделать инверсию и приправить фотошопом по вкусу.

Второй вариант — купить бюджетный сканер с возможностью сканирования слайдов и широкой плёнки. Такая радость может обойтись до 20 000 рублей. И даст сносный результат по качеству. В эту тему можно глубоко влезать, анализируя качество линз, равномерность подсветки, чистку от артефактов и так далее.

Ну и самый ленивый вариант — хороший сканер для плёнки, например, Nikon COOLSCAN 8000 или 9000. Сааамый главный минус — стоит такой сканер немногим меньше 100 000 рублей. Если сканировать плёнку в максимальном качестве в лабе, то каждый кадр обойдётся в 500-700 рублей. Лучше иметь друзей со сканером :) Также на специализированных форумах для фотографов есть немало предложений от владельцев подобных сканеров, у которых стоимость сканирования среднего формата в высоком разрешении составляет 60-100 руб за кадр.

Фотографии

habr.com

Камеры среднего формата.

Поделиться статьёй:

Век назад среднеформатная камера была единственной возможностью заключить мгновенье в кадр, создать фотографию. Этой аппаратурой пользовались как профессионалы, так и любители. Но постепенно более удобный формат 35 мм вытеснил среднеформатных собратьев. Сегодня эта фототехника относится к твердой профессиональной категории и, как правило, используется в студийной съемке.

Содержание статьи:

Почему средний формат не выдержал конкуренции

Это легко объяснимо. Чем больше формат пленки (или матрицы), тем сложнее и, соответственно, увесистее конструктив камеры. Малоформатная мыльница гораздо легче профессионального фотоаппарата. Чтобы сделать качественный снимок для печати на пленке 120 и 220, должны быть соблюдены все необходимые параметры.

  • Среднеформатные камеры обладают маленькой светосилой, что подразумевает применение длинных выдержек. То есть для красивого фото нужен штатив, вручную невозможно обеспечить идеальную статичность.

Теперь представьте, насколько тяжелым будет кофр с камерой и всеми атрибутами. Конечно, для выездной съемки фотографы отдавали предпочтение аппаратам малого формата, которые отличались меньшим размером, незначительным весом и удобством в работе.

Затем в 80-х появился новый тип пленки, позволяющий выводить малые форматы в хорошем качестве. До этого красивый, четкий кадр получался преимущественно на широкой пленке.

И еще важнейший фактор, вытеснивший среднеформатные аппараты, - их стоимость. Не каждый мог себе позволить приобрести камеру, цена которой была равна половине среднестатистической зарплаты. Исключением из правил была модель “Этюд”, но хорошим качеством она не могла похвастаться, потому и не была популярна среди профессионалов.

За десятки лет производители фотоаппаратов модернизировали конструктив и вывели на рынок среднеформатные камеры с облегченным корпусом и конструктивом. Эти аппараты пользуются хорошим спросом среди фото-мастеров, которые хотят выводить на пленку четкое, красивое изображение.

Выделим три основные категории камер среднего формата:

  • Зеркальные однообъективные
  • Дальномерные
  • Зеркальные двухобъективные

 

Зеркальные однообъективные фотоаппараты

Рассмотрим различные модели этой категории, раскроем технические характеристики и особенности работы с ними. Начнем с самого бюджетного варианта.

Pentax 67

Это тип зеркалки относится к разновидности без съемных кассет. Аппарат с шахтным видоискателем и мобильной пентапризмой. Модель Pentax 67 - одна из лучших в своем роде. К ней вы можете подобрать достойную оптику и емкий набор аксессуаров. Корпус оснащен ручкой-держателем, благодаря которой работать с аппаратом удобно и комфортно.

Аналог из советского времени, о котором мечтали профессиональные фотографы середины XX века - Pentacon Six TL (6×6). Далеко не каждый мог позволить себе такую камеру. Весьма достойной и более доступной альтернативой чаще всего становился Киев 6С.

Contax 645 и Hasselblad 503

Эти модели считаются первопроходцами в категорию аппаратов со съемными кассетами. Конструктив компактен, меньше вес, удобнее в применении. Камеры Contax 645 и Hasselblad значительно расширили профессиональные возможности. С их появлением фотографы стали менять кассеты во время съемки, подстраиваться под светочувствительность, использовать как черно-белую, так и цветную пленку.

Картинка в голове складывается такая, что нам становится жалко фотографов, которым для создания нескольких кадров приходилось выстраивать целую тактику фотоповедения. Сегодня все гораздо быстрее и проще. Но 20-30 лет назад профессионалы наоборот причисляли себя к ряду счастливчиков, которым повезло с такой высокотехнологичной камерой.

  • Именно в конструктиве Contax 645 и Hasselblad впервые появились цифровые задники съемного типа.

Последние модели Hasselblad 503 вышли в 2013 году. Дополнением к аппарату - роскошная линейка оптики, которую по достоинству оценят профессионалы, фокусировочные экраны, моторная приставка, разные типы видоискателей и аксессуары. Особенность аппарата - квадратный формат. Недостатком это не назовешь, у этого варианта есть свои любители. Кстати, модель позволяет делать кадры размера 6×4,5.

Затем на рынок вышли аналоги с облегченным и более удобным конструктивом и, что немаловажно, меньшей стоимостью.

Zenza Bronica

Стандартные камеры торговой марки Bronica мало чем отличались от их предшественников. Как правило, это была обычная зеркалка с шахтным видоискателем. Дополнительно можно было приобрести пентапризмы различного размера, объективы и прочие фото-атрибуты.

На простых моделях не была установлена моторная система, пленку нужно было перематывать механически, вручную. Серия Zenza Bronica была оснащена курковым взводом и рукояткой, что можно считать весомым плюсом.

Разработчики бренда заботились о фотографах с различным уровнем мастерства. В линейку пентапризм и видоискателей входили пять вариантов дополнительных вариантов, которые можно было докупить плюсом к базе. Эти профессиональные камеры работали с размерами 6х8 и 6х4,5, под узкую пленку - 24х36 и для панорамного режима. Система смены кассет позволяла фотографу снимать в различных форматах.

Mamya

Этот бренд вывел на рынок дебютную модель аппарата, позволившего воплотить в жизнь новые требования. В 80-х годах прошлого столетия стал особенно актуальным формат 6х7. Почему именно эти цифры, а не привычные 6х6 или 6х8? Объяснялась тенденция европейским стандартом верстки журналов, под которую подстраивались фотографы во всем мире. Подстроились и производители.

Mamya RB и RZ мгновенно завоевал популярность и появились у фото-мастеров в разных странах мира. Кстати, разработчики позаботились и о стандартных форматах кадра, оставили возможность работы с прежде популярным размером 6х8.

Ноу-хау аппаратов стала мобильность корпуса для кассет, который стал подвижен в повороте на 90°. Так фотографы могли легко перейти с вертикального на горизонтальный формат и наоборот.

Модель Mamya RB идеальна для студийной съемки, но в работе с ней придется повозиться. Для начала - вдумчиво разобраться в технических особенностях. Два автономных рычага отвечают за свои функции: перемотку пленки и взвод затвора. Непривычным будет и установка параметров, экспозиции, наводка на резкость, кадрирование. И не пугайтесь громких звуков. Услышали звонкий хлопок - это сработал механизм затвора. Совет на будущее: героев фотосессии лучше предупредить об этих особенностях заранее.

Стоимость однообъективных зеркалок фиксируется в пределах 15 - 40 000 рублей. И не факт, что старый аппарат будет дешевле. Денежный вес зависит от степени износа (зачастую встречаются ретро-модели в идеальном состоянии), функционала и оптики.

Дальномерные фотоаппараты

Эта категория камер завоевала массовый рынок. Производители предложили потребителю модели с удобным функционалом, упрощенные в применении, не такие тяжелые по весу и громоздкие по форме. Первые аппараты выходили в раскладном конструктиве, между корпусом и объективом была меховая прокладка, смягчающая прикосновение и исключающая трение материалов.

  • Ярким примером можно назвать Bessa III, конфигурация которой завоевала большую популярность. Модернизированный аналог - Bessa III W. Тут уже нет меха и раскладной системы, объектив встроен в корпус.

Если вы решили для своей фотоработы купить дальномерную камеру, учтите следующие важные моменты:

  • С каким размером кадра предпочитаете работать, нужно будет выбрать один из пяти возможных (6х4, 5, 6, 7 или 9).
  • У аппаратов те же принципы кадрирования и установки резкости, что и у камер малоформатного размера.
  • Дальномерный фотоаппарат можно брать на выездную съемку. Компактный, легкий по весу, не требует обязательной работы со штативом.
  • Определитесь с типом объектива. Хотите снимать на дискретном фокусном расстоянии - рекомендуем модели бренда Fujifilm. Менять оптику можно на аппаратах Mamiya Press.
  • Цены варьируются от 20 до 35 000 рублей, в зависимости от состояния и года выпуска.

Двухобъективные зеркальные фотоаппараты

Особенность этих камера раскрывается уже в названии. В их конструктиве два объектива. Один отвечает за картинку вне кадра - через него фотограф наводит резкость, устанавливает нужные параметры. Второй проецирует изображение на пленку. Два этих элемента синхронизированы друг с другом, технически взаимосвязаны.

Производители выпускали аппараты с тремя типами визирования:

  • С помощью шахтного видоискателя и лупы в левой части корпуса,
  • Через расположенную по центру рамку,
  • через размещенную в правой стороне пентапризму.

Абсолютным лидером в своем классе была камера Rolleiflex, произведенная компанией Franke & Heidecke в 1928 году. Этот раритетный аппарат можно купить в комиссионном магазине и сегодня. Только цена будет значительно выше, чем на простой аналоговый, с более свежим годом выпуска. Разработчики постарались на славу. Камера получилась очень удобной в использовании и эффективной в творческой работе. Фотографировать комфортно, изображение - на высоком уровне.

В базовой комплектации аппарат выходил с типом визирования через шахтный видоискатель с левосторонней откидной лупой. Особенность, придающая ретро-изюминку, - перевернутое изображение, но к этому, как правило, современные мастера быстро привыкают.

  • Смущает картинка-перевертыш - встройте пентапризму, и композиция в прямом смысле встанет с головы на ноги.

К недостаткам оборудования можно отнести статичность объектива, он не съемный. То есть если вы хотите снимать на широкоугольный формат, придется либо отказаться от двухобъективной зеркалки, либо дополнительно потратиться на современную камеру.

О плюсах и минусах

Большинство начинающих фотографов выбирает для себя простые способы получить качественный снимок. Но далеко не всегда мастеру удается решить сложные фотозадачи. Стандартная зеркальная камера предназначена, как правило, для обычного, любительского применения. Сделать четкий, выразительный, яркий, контрастный снимок на пленку 120 или 220 можно только с помощью среднеформатных аппаратов. Но, планируя приобретение этого оборудования, вы должны быть морально подготовлены к трудностям, с которыми придется столкнуться. А возможно, вы настолько увлечетесь процессом, что он не покажется сложным.

Подытожим сказанное, раскроем достоинства и выявим недостатки среднеформатных камер.

Сначала о приятном. Плюсы:

  • Вы сможете охватывать в кадре большую площадь, что по габаритам композиции не сравнится ни с одной мыльницей.
  • Захотели поменять формат и размер кадра - вставили другой задник с пленкой.
  • Конструктив аппаратов подразумевает возможность смены видоискателя.
  • Оптика высочайшего качества. Современных аналогов очень мало.
  • Качественная сборка, надежность устройства.
  • Не зависят от источников питания, работают в автономном режиме.

Минусы. Впрочем, многих они не смущают:

  • Большинство камер громоздкие по форме и тяжелые. Используются в основном для статичной студийной съемки.
  • Однозеркальные аппараты необходимо дополнять штативом. Съемка возможна только на длинных выдержках.
  • Отсутствие эргономичности в строении корпуса, не очень удобны в работе.
  • Невелика производительность кадров (в прямой зависимости от характеристик пленки).
  • Подвержены механическим воздействиям, влагопроницаемы, требуют особенно бережного ухода.
  • Не все камеры могут похвастаться наличием экспоавтоматикой и автофокусом.
  • Низкая светочувствительность, маленький диапазон фокусных расстояний.
  • Времязатратны в работе. На срабатывание затвора уходит несколько минут.
  • Дорого стоят. Особенно заграничные модели, датированные 20-30 годами XX века.

Выводы делать вам. Но если вы действительно хотите достичь высшего пилотажа в фотосъемке, научиться делать высококачественные художественные кадры, впитать в себя эхо прошлого и почерпнуть из процесса множество новых возможностей и вдохновение - среднеформатные камеры для вас. Дерзайте!

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

» Тем кто хочет перейти на пленку, советуем 12 среднеформатных камер

Многие фотографы (фотолюбители), объевшись цифровыми изображениями начинают снимать на пленку. Но чаще всего они обращаются к 35 миллиметровому формату, который сейчас дает результаты мало чем отличающиеся от качественных цифровых изображений. А вот среднеформатные камеры - это уже другое дело. Сочное, пластичное изображение, сделанное качественной среднеформатной камерой подделать трудно. Предлагаем вам обзор 12 лучших среднеформатных камер с которых можно было бы начать переход на пленочное творчество.

Bronica -японский бренд впервые появился в 1958 году, когда основатель компании Зензабуро Есино представил фотоаппарат собственной конструкции, Вronica Z rollfilm.  Bronica SQ - это линия 6х6 среднеформатных зеркальных камер введенная в 1980 году. Кроме съемки в формате 6х6, камера может снимать 645 и 35mm.

Contax 645 AF-6 х 4,5 см среднего формата. Камера была представленная компанией Kyocera для бренда Contax  в 1999 году. Тогда же были разработаны и сменные объективы. В 2005 году выпуск камер прекращен. Камера оборудована сложной автоматикой, имеется режим автофокуса, перемотки пленки и т.д. Замечательная дорогая вещь.

Дальномерка Fujica GW690 была выпущена компанией Fuji в ноябре 1978 года. Имеет GL690 -затвор. Формат 6 х 9. Фиксированный объектив 85mm f/1.8. Мечта путешественника. Эту камеру почему-то называли "Техасской Лейкой".

Hasselblad 500, пожалуй, наиболее знаковая модель. Введена в производство в 1957  Виктором Хассельбладом, а прекращен выпуск в 1970 году. Тут все идеально, от механизма до оптики Carl Zeiss.

Киев 60-среднеформатная зеркальная камера, производства завода Киевского завода " Арсенал". Имеет большой набор объективов, но ненадежная в эксплуатации. 

Mamiya RZ67-это зеркальные камеры системы производства Mamiya. Имеются три модели: RZ67 профессиональная (первая модель, выпущенная в 1982), RZ67 Professional II (выпущена в 1995 году) и RZ67 профессиональная модель IID (выпущена в 2004 г.). Весьма популярная камера, удобна для работы в студии. Куча всевозможных аксессуаров. Сейчас можно купить недорого, так как профи переходят на цифру и избавляются от этой техники.

Серия камер Minolta Autocord  была попыткой Chiyoda Kogaku Seiko, К.К. соревноваться в аппаратами премиум-качества сегмента двуглазых фотоаппаратов lens reflex (TLR) рынка. Камеры Autocord прошли через большое количество мелких вариаций на протяжении всего срока выпуска в период между 1955 и 1966. Объективы Тессар. Выдержка до 1/400 сек., но это значение было увеличена до 1/500 в более поздних версиях.

 

Pentacon Six однообъективная зеркальная (SLR) среднеформатная камера, созданная компанией Pentacon с 1956 по 1992 год.Была очень популярна в СССР. Качество выдавала замечательное благодаря оптике Карл Цейс.

Pentax 67. — профессиональная системная среднеформатная однообъективная зеркальная неавтофокусная камера. Рассчитана на роликовую плёнку типа 120 или плёнку типа 220. Выпускалась с 1990 года до 1999 года. С производства снята, но и в настоящее время остаётся одной из самых надёжных и удобных профессиональных среднеформатных камер.

Rolleicord были разработаны для тех кто хочет двуглазый качественный фотоаппарат, но не может себе позволить. Простой дешевый бъектив Triotar f/3.5 75 м. (Карл Цейс). Выдержка после 1949 с 1/300 ускорилась 1/500. От Rolleiflex отличался: упрощённым механизмом перемотки плёнки — ручка вместо рычага у Rolleiflex, а также менее качественным объективом. Апертура объектива в разных моделях от 4,5 до 3,2. У Rolleiflex апертура до 2,8. После Второй мировой войны стекла стали ставить производства Schneider Kreuznach. Но опять же самые дешевые.

 

В Rolleiflex 2.8F модель K7F 1960-х была доступна в течение 20 лет, претерпевая 4 незначительных модернизации. Последняя K7F4 перестала выпускаться в конце 1981 года. Легенда фотографического мира.

Yashica Mat 124 г была принята к производству в 1970, а в 1986 г. был выпущен последний TLR, производимый Yashica. В свое время камера пользовалась популярностью. Да и сейчас многие фотохудожники используют ее и хвалят качество.

journal.foto.ua

Зачем профессионалу фотокамера среднего формата?

Обновлено: Понедельник, Июль 31, 2017

Что выбрать настоящему профессиональному фотографу, чтобы это было действительно «круто». Как выделиться из толпы фотографов, у которых в руках полноформатные Кэноны, Никоны, Сони. Есть только один путь – переход на средний формат. Если во времена съемки на пленку, была прямопропорциональная зависимость между качеством изображения и размером кадра фотоаппарата, то цифровая фотография поставила это правило под сомнение. Некоторые фотографы не видят разницы между фотографиями от Кэнона 5 марк2 и от цифрового задника среднего формата.

Тест Canon 5D и Hasselblad h4Dii

Краткое сравнение сделал фотограф Lincoln Barbour в статье «Canon 5D vs. Hasselblad h4Dii». Первое, что он отмечает, так это размер отпечатка, который можно получить. С Canon 5D принт получается 24,65 см на 32,88 см, 300 dpi и из Hasselblad h4DII – 45,82 см на 61,1 см, 300 dpi.

Второе, что можно увидеть на снимках – это большая детализация, реалистичней фактура.

Окончательный вывод Lincoln Barbour делает в пользу приобретения камеры среднего формата. Хотя камера Hasselblad h4DII стоит около $ 44000, но желание сделать снимки для клиента в максимальном качестве важнее. Конечно, пишет он, нет необходимости в камере 39 Мпикс для фото в журнал размером ¼ страницы. Кроме того, репортаж с такой дорогой камерой в криминальных районах города, будет похож на экстрим в горных лыжах.

Статья Lincoln Barbour была написана в октябре 2007 и уже устарела. На странице автора иллюстрации теперь недоступны, но я взял их из своего преподавательского архива. Дальнейшее совершенствование 35 мм матриц позволило поставить под сомнение преимущество среднего формата.

Современный тест Nikon D800E и Hasselblad h5D40

Тест, проведенный Alex Koloskov в июле 2012, стал возможен появлением камеры Nikon D800E с full frame матрицей 36.3MP (7360 x 4912). Сравнение идет с Hasselblad h5D40. Первый тест представляет собой детский портрет в условиях студийного освещения.

Тестовые снимки показывают разницу в картинке: Hasselblad дает немного больше деталей и цвет лучше сбалансирован в тон кожи девочки. На первый взгляд разница в деталях изображения, кажется, настолько минимальны, что это будет трудно заметить. «Тем не менее, чем больше я смотрю на этих изображениях, пишет Алекс, тем больше я вижу разницу в мелких деталях: посмотрите на волос в участках, находящихся под ее глазами. Это просто вопрос физики: размер пикселя 6 микрон у Hasselblad против 4,7 микрон у Nikon, и гораздо больше дополнительной информации о цвете –16 бит против Nikon 14 бит – вот что делает разницу. Тем не менее, я никогда раньше не видел такой деталировки и разрешения у 35mm DSLR стоимостью в $3200! Сможет ли простой зритель увидеть разницу между крупными принтами с обеих камер? Может быть…»

Тест показал, что прогресс в 35 мм матрицах позволил получить качество изображения сравнимое с камерами среднего формата. Разница в цене гостигает пяти раз, а качество картинки у Hasselblad только на 10% лучше. Nikon стоит $3200 (корпус) и $1000 (объектив), а h5D40 в сумме $23000=$16900 (корпус + цифровой задник) и $5900 (объектив)… Подробности теста можно прочитать в статье на английском языке «Nikon D800E против Hasselblad h5D40 или конец превосходства среднего формата» на сайте автора.

Тест Олега Титяева

Олег подробно сравнивает Nikon D800 и Hasselblad h4DII-31 по цене комплекта, по весу и удобству пользования, по скорости съемки, по детализации картинки и динамическому диапазону и еще по другим критериям. Меня, в первую очередь, интересуют мысли и выводы фотографа.

Да, отмечает Олег Титяев, разница есть, но при определенных условиях ее невозможно определить. Он описывает такой эксперимент: «На мастер классе в Минске (да и не только в Минске) зашла дискуссия, когда слушатели рассуждали, что Хассель и рисует по-другому, и картинку дает совершенно иную. Магия среднего формата, дескать. Я взял в руки Canon 400D с китовым объективом, и сделал несколько снимков, думая о том, чтобы при обработке сравнить. Когда посмотрели фотографии, то дискуссия стихла. Да, шумы побольше, да детализация не та, но эстетика, восприятие то не меняются. Не меняются! Кто из неспециалистов отличит, который из этих файлов сделан на Хассель, а какой на Canon 400D?”

             

Смотреть оригинал (слева) 1,25 Mb Смотреть оригинал (справа) 1 Mb

Из теста Олега Титяева следует, что качество картинки у современных камер класса Nikon D800 сравнимо с тем, что дает средний формат. Поэтому он выбирает 35 мм full frame систему, как более дешевую, более легкую, более удобную, более быструю, более функционально насыщенную.

Лейка S2 устойчива к дождю

Для полноты картины еще один краткий обзор среднеформатной камеры от немецкого производителя. Реальную съемку автомобилей для профильного журнала проводит Александр Давидюк.

Leica S2 камера похожа на обычную зеркалку: меньше и легче (1260 г) Canon EOS 1DS и немного больше 5D. Размер сенсора 45 мм на 30 мм, 37.5 Мп, 7 500 на 5 000 пикселей.

Камера имеет два затвора – один фокальный в корпусе и второй, центральный, встроен в объектив. Скорости AF для очень быстрых движений не хватило, помогла ручная наводка на резкость. Во время сессии пошел сильный дождь, но камера продолжала работать!

Для пытливых есть такой подробный обзор Leica S2, много разных фотографий.

Некоторые мысли, но не рекомендации

1) Стоимость камер среднего размера значительно более 35 мм full frame.

Это обстоятельство не может считаться недостатком – профессиональная фотография не сводится к голому бухгалтерскому расчету. Понятие «престиж» имеет свою конкретную стоимость. Просится сравнение с авто, но само название серии «Hasselblad Ferrari» без комментариев говорит о социальном статусе фотографа, об его успешности.

2) Среднеформатные камеры имеют впечатляющие возможности по печати больших размеров фотографий

Так Hasselblad H5D-60 имеет матрицу 60,1 Mpix и позволяет напечатать фотографию размером 6708 на 8956 пиксель.

3) Кадрирование не уменьшает количество деталей

Следствием большой матрицы и тонкой деталировки изображения стало расширение возможности кадрирования. С приемлемым качеством можно отбросить более половины кадра и даже более. Ниже вы сможете посмотреть фотографии снятые камерами Hasselblad в оригинальном разрешении. Снимки даны в формате  JPEG, а те кому нужны несжатые файлы, можно посетить официальную страницу фирмы. Например, файл в формате  TIFF «Вид Копенгагена» имеет размер 179 Mb.

Смотреть оригинальный размер 3,34 Mb

Смотреть оригинальный размер 4 Mb

Смотреть оригинальный размер 10 Mb

4) Особая «философия» работы с камерой среднего формата

Можно согласиться с Олегом Титяевым в том, что нет никакой «магии» среднего формата. Но мышление при съемке с MF камерами все же иное, по крайней мере в моем случае. В пленочную эру мои коллеги успешно снимали на 35 мм фильм. Но я таскал с собой комплект из двух камер Киев 60 и тяжелые объективы. Тогда мне было ясно, что глядя в видоискатель 6 см на 6 см, я вижу детали кадра, композицию. А на маленький экран 24 мм на 36 мм без дрожи смотреть не мог и ко всему прочему  эта камера для репортеров, но репортеры как бы не фотографы.

Здравомыслящему фотографу конечно сразу понятно, что все мои выводы чистой воды «субъективизм». И в этом он будет почти прав. Но так как оплачивает свою фототехнику не кто иной как фотограф, то это его законное право выдумывать причины, которые обосновывают его денежные затраты на фотоаппарат среднего формата.

sergemikolich.com

Средний формат - это... Что такое Средний формат?

Средний формат — класс фотоаппаратуры рассчитанной на широкую фотоплёнку и размер кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см.

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные и миниатюрные, рассчитанные на пленку 16-мм. В цифровой фотографии среднеформатными считаются фотоаппараты с размером фотоматрицы большей, чем «полнокадровая» (24×36 мм)[1].

Под средним форматом также подразумевается плёнка типа 120 и плёнка типа 220, или рольфильм. У этих фотоматериалов одинаковая ширина, однако длина плёнки типа 220 в два раза больше, а её ракорд (светозащитная бумажная лента) располагается не по всей длине фотоплёнки, а закрепляется только в её начале и конце. У фотоплёнки типа 120 ракорд служит не только для закрепления начала и конца плёнки, но и для нумерации кадров разного формата и защиты от света по всей длине.

Плёнка и фотоматрица

Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамный фотоаппарат «Горизонт»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.

К среднему формату причисляют цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм — в основном это плёночные среднеформатные камеры, оснащённые цифровым задником. Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 60,5-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase One P65+ и Leaf Credo 60 — 53,9×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 645, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.

В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основаные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство журналистов снимает на цифровые камеры.

Преимущества среднего формата

Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является сам размер кадра, на котором больше деталей, большее число тональных переходов. Возможна меньшая глубина резкости, так как она пропорциональна диафрагменному числу и обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния. В типичном случае нормального объектива глубина резко изображаемого пространства примерно в три раза меньше. Такие возможности важны для портретной съёмки. Также применение среднего формата позволяет получить существенно большую детализированнось изображения, что важно, например, при съёмке больших групп людей и пейзажной фотографии. Для архитектурной съёмки средний формат — оптимальный выбор благодаря наличию шифт-объективов, хотя они значительно уступают возможностям подвижек в большом формате. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистые и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании. Удобной является возможность смены в любой момент задников на среднеформатных камерах (не на всех моделях), например, задников с разными типами плёнки, а также цифровых.

Недостатки среднего формата

К недостаткам же можно отнести большой вес камер, частое требование штатива, как правило, отсутствие автофокусировки. В связи с этим ощущается меньшая оперативность съёмки по сравнению с узкоплёночными и цифровыми зеркальными фотоаппаратами.

Среднеформатная камера дороже. Тем не менее существенная часть профессиональной фотографии делается именно на средний формат, так как его преимущества при неспешной съёмке всегда перекрывают недостатки.

Типы среднеформатных фотоаппаратов

Среднеформатные фотоаппараты разделяются по следующим типам:

Мировые производители

Среднеформатные фотоаппараты в СССР

Ломография

В рамках среднеформатных камер необходимо упомянуть о ломографии. Некоторые ломографические камеры («Holga», «Diana», «Diana+») тоже используют среднеформатную плёнку; фотографии полученные ими не отличаются высоким качеством (что связано с низким качеством и дешевизной объективов). Однако эти камеры стоят особняком от остальных (дорогих, качественных) среднеформатных камер.

См. также

Примечания

  1. ↑ Методика измерения, то есть относительно каких частей фотоматрицы производится замер её размера, у разных производителей разная.

Ссылки

dic.academic.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта