Кадр пленка: 303 656 рез. по запросу «Кадр пленки» — изображения, стоковые фотографии и векторная графика | Shutterstock

В плену у плёнки

Плёночная фотография – необычное искусство, которое перемещает нас из цифрового века в мир прекрасного, но строгого подхода
к запечатлению мгновений жизни. Мы решили узнать подробнее об аналоговой фотографии в жизни студентов и сотрудников ЛЭТИ.

938

Плёночная фотография – необычное искусство, которое перемещает нас из цифрового века в мир прекрасного, но строгого подхода к запечатлению мгновений жизни. Казалось бы, время плёночной фотографии миновало с появлением цифровых технологий съёмки, однако это совсем не так. Интерес к «плёнке» растет среди представителей всех поколений. Газета «Электрик» решила узнать подробнее об аналоговой фотографии в жизни студентов и сотрудников ЛЭТИ. Мы поговорили с четырьмя фотографами из нашего вуза. Все они – на разных уровнях владения приемами/искусством аналогового фотографирования. В нашем материале – истории как новичков, так и профессионалов.

Участники проекта рассказали, с чего начался их путь в фотографии, что интереснее всего запечатлевать на снимках, почему аналоговая съёмка со временем не теряет свою актуальность, и о многом другом. Мы уверены, что эти интервью будут полезны всем, кто хочет заняться аналоговой съёмкой или просто интересуется искусством фотографии.


Тимур КАРИМОВ, аспирант кафедры систем автоматизированного проектирования, ФКТИ

Плёночную фотографию на каком-то осознанном уровне мы с братом впервые попробовали в 14 лет, благо был фотоаппарат с полностью ручными настройками – прадедушкин «Зоркий-4» 1957 года. Поснимав на разные цифровые аппараты, я так и не удовлетворился качеством снимков, и в 2019 году подумал: а почему бы не попробовать тот «Зоркий»? Первую плёнку на 36 кадров я снимал целый год, но, увидев результат, загорелся идеей снимать больше.

Последующее знакомство с миром плёночной (и вообще) фотографии показало, насколько он огромный и неисчерпаемый.

В «плёнке» – множество интересных нюансов. К примеру, выбор чёрно-белой или цветной плёнки диктуется логикой, ведь информация
о цвете иногда лишняя: например, на чёрно-белых портретах скрывается неровный тон кожи. А ещё с ч/б легче работать: я освоил проявку и печать, теперь могу что-то поснимать и тут же оценить результат, даже если щёлкнул всего один кадр (для этого есть специальные лайфхаки). Но зачастую идея или сцена просит цветного воплощения.

 

 

Цвет тоже бывает разный: сейчас можно купить 15-20 разных плёнок, я почти все попробовал и могу сказать, что, к примеру, пейзажи отменно получаются на слайд, а для ночного города отлично подойдет киноплёнка с индексом «Т». В общем, это всё безумно интересно.

На мой взгляд, сейчас спор «плёнка или цифра» звучит примерно так же, как сто лет назад спор «живопись или фотография». Как мы знаем из истории, каждое направление в итоге нашло свою нишу. Думаю, что и в сегодняшнем противостоянии будет достигнут паритет. Магия плёночного снимка, безусловно, существует. Ограниченность числа кадров в плёнке заставляет тщательно обдумывать каждый снимок. А еще многие отмечают, что возиться со старыми механическими фотоаппаратами и проявочными бачками – отдельный вид удовольствия, и это тоже верно.

 

 

Яна ХВАЩЕВСКАЯ, ФИБС, 2-й курс

Особый интерес к аналоговой фотографии я обнаружила банально – после генеральной уборки в шкафу, найдя родительский фотоальбом со снимками из их молодости. Уютные и невероятно красивые кадры зажгли во мне интерес к фотоискусству. После появления плёнки в моей жизни все цифровые фотографии стали казаться какими-то эфемерными, их не удавалось «пощупать» и понять. Цифровые снимки словно утекают куда-то сквозь пальцы – какие-то гигабайты в облаке, на жёстком диске…

Иногда у меня возникает ощущение неприятной идеальности цифровых кадров. То, что получается при съёмке на плёночный фотоаппарат, всегда остаётся неизведанным. Никогда не знаешь, что получится в конечном итоге, каждый кадр – на вес золота, это завораживает.

 

 

Курсы фотографии я никогда не проходила, но очень хочется. Пришлось прочитать большое количество статей и материала об аналоговой фотографии, чтобы впервые взять в руки плёночный фотоаппарат. О разновидностях плёнки, ее светочувствительности (ISO) и цветности узнавала из видеороликов. Ещё нужно было изучить хотя бы то, как заряжать плёнку, как настроить диафрагму, выставить нужную выдержку, – в общем, трудностей было достаточно много, но желание достичь определённого результата было сильнее.

Больше всего мне нравится снимать исторические здания. Возможно, даже какие-то отдельные архитектурные элементы, а не здания целиком. Мечтаю снова съездить в Германию. В первую очередь, за плёночными снимками потрясающей архитектуры этой страны: европейская культура меня всегда очень притягивала. Также стоит сказать, что отдельное место в моем сердце занимают пейзажи, поэтому ещё одной моей заветной мечтой является поездка в Альпы – очень хочу запечатлеть их на плёнку.

Профессионально заниматься фотографией я никогда не планировала, так как фотоискусство не служит для меня средством самовыражения, скорее, увлекательным занятием для души. Мне больше нравится ходить на выставки профессиональных фотографов, где можно получить вдохновение и идеи для собственных снимков.

 

 

Сергей Владимирович ЛЕОНОВ, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью», профессиональный журналист, фотограф, художник

Я начал фотографировать в тринадцать лет. Фотографией занимался мой старший брат Володя. Он снимал не только семью и условного котёночка, а город и сценки, происходившие на его улицах, – то есть учился быть репортёром. Мне тоже это было интересно. Мы с ним оборудовали в ванной комнате лабораторию, проявляли плёнки и печатали снимки. Когда я уже учился в ЛЭТИ, был организован конкурс фотографии, и я подумал: надо поучаствовать. И занял первое место. После конкурса ко мне вдруг приходит человек из редакции газеты «Электрик» и говорит: «Мы хотим, чтобы вы у нас работали». Так с 1970 года и до недавнего времени я работал в газете, лет сорок с лишним точно.

Также сотрудничал с газетой «Смена» и журналом «Костёр». Один из ведущих рекламистов Фейнберг Митчелл до сих пор снимает изображения на плёнку. Объясняется это очень просто: качество получаемого изображения на плёнку крупного формата (8х10 дюймов) до сих пор выше, чем у любого цифрового изображения. Плёнка проявляется и сканируется, в результате получаются снимки очень высокого качества. Где-то 250 мегабайт минимум. Обычная фотография – 5, 10, 20 МБ. Соответственно, можно печатать фотографии большого размера и очень высокого разрешения.

 

 

Чем ещё хороша плёночная фотография? Плёнка – это существующий материальный объект, он фактически есть. Вот того, что есть в цифровом фотоаппарате, фактически нет. У меня был терабайтный диск, и на нём хранилось очень много файлов – в том числе изображений. Как-то я принёс его в наш компьютерный класс, чтобы показать студентам какие-то материалы, включил, и этот диск у меня сгорел – вирус. Что-то я смог восстановить, а что-то нельзя было восстановить в принципе. А ведь я до сих пор могу отсканировать изображения, которые были сняты в шестидесятые годы. С ними ничего не произойдёт, если хорошо их хранить.

Снимать мне нравится самое интересное в природе. Что это? Человек. Лучше всего делать репортажные, а не постановочные портреты. Самыми живыми получаются снимки, когда люди даже не знают, что их фотографируют.

 

Сейчас очень интересное время. Техника становится лучше, а фотографии почему-то – хуже. Вот даже эпоха Возрождения. Было множество художников, которые писали на высочайшем уровне. Мы с вами можем вспомнить Рембрандта, Тициана, Да Винчи, но ведь есть огромное количество мастеров, которых никто не знает. Сейчас наоборот. Огромное количество людей снимают и снимают, честно говоря, ерунду. На телефоне можно снимать пейзажи, маленькие объекты в макрорежиме. А вот фотографии людей получаются плохо – в камере телефона стоит широкоугольный объектив, который фактически уродует человека. На мой взгляд, телефон – это вообще не для фотографии, а для фиксации.

 

 

Серафим ОСИПЕНКО, ГФ, 3-й курс

В 15 лет на протяжении года я ходил на курсы по фотографии. На плёнку начал фотографировать зимой 2020 года, найдя на даче старый «Зенит». Зимой 2020/21 года моя коллекция камер пополнилась старым плёночным «Самсунгом».

Какого-то определённого источника вдохновения у меня нет: я подписан на большое число сообществ «ВК», аккаунтов в «Телеграме» и «Инстаграме», которые базируются на искусстве фотографии в целом и выкладывают работы разных авторов. Я считаю, что следить за чужими работами полезно для реализации собственных идей для съёмки. Появляется желание сделать лучше, чем у других, – такое творческое соревнование, если можно так выразиться.

 

 

Так как фотографирую я не только на плёнку, но и на цифровую камеру, то и предпочтения в том, что я снимаю, у меня разнятся в зависимости от формата. Если говорить про цифру, то люблю снимать природу и архитектуру. На плёнку мне определённо больше нравится фотографировать людей, ведь полученные снимки будто отправляют нас в эпоху, когда до цифры было еще далеко, а единственные свидетельства о каких-то событиях хранились у людей на маленьких плёночных мотках, которые можно было вставить в проектор или, при большом желании, распечатать.

 



    рама, рама , в раме

    Определения: Кадр — это одиночное изображение фильма или видео. Кадрирование (кадр) включает в себя компоновку визуального содержания серии кадров, видимых с одной точки зрения, т. е. с фиксированной камеры. В кадре — термин, используемый сценаристами для обозначения появления человека или предмета в кадре.

    Фон: «Рамка» изобразительного искусства была принята фотографией, а затем и кинопроизводством для описания границ объектива камеры. Создавая кадр, режиссер создает изображение в пределах размеров объектива, так же как художник создает изображение в пределах размеров холста. Основное отличие состоит в том, что на большинстве кадрированных кадров изображены люди и/или движущиеся объекты. Другой заключается в том, что первая цель кадрирования — не создание картины, стоящей тысячи слов; это должно продвигать повествование кинофильма.

    Ниже приведены популярные рекомендации по кадрированию кадра. Многие из них уходят корнями в фотографию, а некоторые — в западное изобразительное искусство.

    Установочный выстрел

    Чем дальше объект находится от камеры, тем важнее его связь с окружающей средой. Кадры, в которых выражение лица на расстоянии делает нечитаемым выражение лица, как правило, являются установочными кадрами, так называемыми, потому что они определяют местонахождение грядущего действия. Обычный установочный кадр — персонажи, входящие в здание. Мастерские установочные кадры добавляют больше, чем где-либо к повествованию. На кадре ниже из «Лоуренса Аравийского» (1962), установлено, что это пустынный водопой. Но наблюдая за приближающейся далекой фигурой Лоуренса, мы впечатлены тем, насколько огромно, пусто и смертоносно окружение. Пустыня сама становится персонажем.

    Свинцовое пространство

    Когда персонаж смотрит на кого-то или что-то за пределами кадра, положение персонажа должно быть в пользу стороны кадра, противоположной линии его взгляда. Ведущее пространство — это часть кадра, находящаяся на линии прямой видимости, на переднем плане которой ничего нет. Этот метод особенно популярен при съемке разговоров, в которых персонаж, с которым разговаривают, находится за кадром. Существуют различные феноменологические объяснения, почему свинцовое пространство делает то, что оно делает, но суть в том, что свинцовое пространство необходимо для иллюзий, к которым стремятся кинематографисты. Ниже приведены примеры ведущего космоса, первый из «Титаника» (1997) и второй из «Волка с Уолл-Стрит» (2013).

    Правило третей

    Точки фокусировки, как правило, располагаются на пересечении двух горизонтальных и двух вертикальных линий, причем каждый набор линий делит экран на трети. От пересечения взгляд стремится двигаться по вертикальной или горизонтальной линии к другому пересечению. Соответственно, главный предмет или предметы кадра должны занимать точку пересечения и продолжаться по горизонтали или вертикали от него. В идеале глаза субъектов, смотрящих внутрь кадра, должны либо занимать пересечение, либо быть направлены на него. Например, на кадре ниже из фильма «Подружки невесты» (2012) глаза первых двух женщин, Кристен Уиг (слева) и Роуз Бирн, занимают верхние точки пересечения, а глаза крайней правой женщины, Майи Рудольф, направлены на левом верхнем перекрестке. Туловища Уига и Бирна следуют линиям к нижним перекресткам и через них. Вдоль горизонтальной линии нижнего правого пересечения мы видим руку Бирна, рука которой обнимает Рудольфа. Конечно, как и все правила кинематографии, правило третей остается правилом до тех пор, пока вы не сможете его успешно нарушить.

    Диагональное или динамическое натяжение

    Как уже отмечалось, наш зрительный фокус не фиксируется, даже когда мы смотрим на статическое изображение. Изображения, которые побуждают наше зрение двигаться по горизонтали и вертикали, легче понять. Мы приветствуем диагональные композиции с неуверенностью, которая порождает напряжение. Это визуальный эффект, впервые открытый изобразительным искусством. Бывший студент-искусствовед Адольф Гитлер, безусловно, знал об этом, когда создавал нацистский флаг. Диагональные линии полов, окон, теней, деревьев и т. д. — элементы, которые кинематографисты используют для создания напряженности. Триллер «На север через северо-запад» (1959) заставляет наши сердца биться начальными титрами (см.