Cравнение плёночной и цифровой 300-мегапиксельной фотографии. Цифровая пленка
Цифровая пленка. Журнал Publish.
Формат CompactFlash не одинок
Термин «цифровая пленка» может показаться очередным техническим сокращением, означающим сменный носитель, но в действительности дело обстоит следующим образом: вы вставляете модуль в цифровую камеру, а потом, когда делаете снимки, на этом модуле сохраняются полученные изображения. Поэтому название точно отражает суть — это цифровая пленка.
В отличие от «настоящей» пленки, фотохимическая природа которой оказывает определенное влияние на каждое изображение, слегка изменяя его цвета, контраст и структуру зернистости, цифровая пленка представляет собой всего лишь носитель для хранения информации. Характеристики захвата изображения создаются сенсорной матрицей камеры; цифровая пленка просто хранит изображения. Существуют различные форматы цифровой пленки, которые имеют несколько отличные области применения и степень распространенности, но характеристики всех форматов подобны традиционной пленке. Некоторые модули достаточно малы, чтобы их можно было, как и рулончик обычной пленки, положить в карман рубашки. Когда модуль памяти заполняется изображениями, вы можете вытащить его и вставить в камеру другой — точно так же, как привыкли менять кассету пленки. Модули большей емкости позволяют сохранить больше изображений, но они и стоят дороже. Хотя модули могут отличаться по емкости и цене, каждая камера воспринимает только определенный формат любой емкости, точно так же, как в 35-мм фотоаппарат можно вставить пленку из 24, 36 или даже 72 кадров.
Теперь о переносе изображений. Похоже, что существует столько же способов передачи данных об изображениях с цифровой пленки на компьютеры, сколько и самих форматов носителей. Хотя большинство камер обладают возможностью прямой выгрузки изображений с помощью интерфейсов USB, последовательного или даже FireWire, эти методы не всегда оказываются самыми быстрыми и удобными. Один из наиболее простых способов выгрузить изображения — воспользоваться адаптером FlashPath для SmartMedia, предложенным компаниями Delkin, Fuji, Olympus и другими, который обеспечивает выгрузку изображений через простейший флоппи-дисковод. Хотя такой дисковод может показаться универсальным устройством, владельцы компьютеров Apple iMac, G3 или G4 знают, что это не всегда верно. FlashPath совместим с Mac OS, но не совместим с некоторыми дополнительными дисководами USB, такими как Imation SuperDisk. Пользователям цифровой пленки других типов (не SmartMedia) и некоторым владельцам Macintosh придется обратиться к другим способам переноса изображений.
Четыре формата
Реалисты, ясно представляющие дальнейшие пути развития компьютерной отрасли — если хотите, назовите их циниками, — сомневаются в том, что производители камер в ближайшее время договорятся и создадут единый, стандартизованный формат сменных носителей для хранения цифровых изображений. Они уже разработали несколько различных форматов и, вместо того, чтобы сократить их количество и позволить рынку самому выбрать наиболее подходящий (как это произошло в результате войны «VHS против Betamax»), занимаются продвижением все новых и новых форматов. Ниже описываются самые популярные из них.
PC Card. Эти модули, когда-то называвшиеся PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association — Ассоциация по модулям памяти для персональных компьютеров, установившая этот стандарт), были стандартом сменных носителей для изображений задолго до изобретения термина «цифровая пленка». PC Card ориентированы на выполнение различных функций, например, модули ATA Flash подключаются через стандартный интерфейс ATA (Advanced Technology Attachment — подключение по усовершенствованной технологии), подобный тому, который используется для работы с жесткими дисками. В действительности эти модули являются эквивалентом жесткого диска без подвижных частей. Цифровая пленка в виде PC Card может обладать емкостью до 1 Гбайт, что делает ее идеальным выбором для полевых камер, таких как модель Kodak DCS 620, которая создает файлы изображений больших размеров. Еще более запутывает ситуацию существование версий Type I, Type II и Type III этого формата, которые отличаются различной физической толщиной носителя. Более подробную информацию о данном формате можно почерпнуть по адресу www.pc-card.com/pccard.htm.
Из устройств для считывания PC Card можно назвать, в частности, SimpleStation (89 долл.) компании Simple Technology, которое работает с любым модулем PC Card Type I, II или III, или с адаптером для носителя другого типа. Этот «дисковод» для цифровой пленки имеет два разъема, в которые можно одновременно вставить два модуля Type II, либо Type II и Type III, либо один Type I. Модули поддерживают горячую замену; вы можете вынуть один модуль PC Card и вставить другой, не перегружая компьютер. В серию устройств eFilm компании Delkin Devices входит считыватель на основе внутренней ISA-платы (127 долл.), который работает с PC Card Type III.
CompactFlash. Впервые представленные компанией SanDisk в 1994 году, эти модули памяти размером со спичечную коробку по конфигурации контактов совместимы с PC Card. Это позволило производителям выпустить адаптеры PC Card, которые дают возможность использовать CompactFlash Media в камерах, первоначально разрабатывавшихся только для PC Card. В первое время выпускались небольшие CompactFlash объемом 2 Мбайт, а сейчас можно приобрести модули емкостью до 128 Мбайт; компания Simple Technology планирует выпуск модуля Type II (толщиной 5 мм) объемом 320 Мбайт. Одной из разновидностей этого формата является и Microdrive компании IBM. Форм-фактор Microdrive идентичен Type II CompactFlash, а его емкость равна 170 или 340 Мбайт. Компания Microtech предлагает модели Microdrive всех объемов в комплекте или без адаптера для PC Card. Более подробная информация имеется по адресу www.compactflash.org.
Для считывания CompactFlash можно использовать CameraMate (89 долл.) компании Microtech — внешнее USB-устройство, в котором есть разъемы как для цифровой пленки CompactFlash, так и для SmartMedia. Весьма изящный считыватель, который хорошо подходит по стилю к системе Mac G3, также совместим с форматом Microdrive компании IBM. Компания Simple Technology предлагает считывающий CompactFlash адаптер PhotoReader (99 долл.) в двух вариантах — для параллельного порта и USB. А Digital PhotoAlbum того же производителя имеет один разъем Type III и подключается к интерфейсу SCSI. Хотя этот вариант работает быстрее, чем c USB, владельцам Macintosh G3 или G4 для подключения этого считывателя понадобится опциональная плата SCSI. Считыватель ImageMate CF компании SanDisk поставляется в версии для параллельного порта за 69 долл., а для USB — за 89 долл.
SmartMedia. Solid-State Floppy Disk Card (SSFDC), он же Smart Media, компании Toshiba — это модуль флэш-памяти, разработанный специально для цифровых камер. В модуле SmartMedia микросхема флэш-памяти объединена с 22-контактным разъемом и упакована в крошечный корпус в стиле Star Trek размером 45х37 мм. Благодаря простоте конструкции, SmartMedia стоит меньше других модулей памяти. С помощью адаптера вы можете использовать модули SmartMedia в устройствах с разъемами для PC Card, но до настоящего времени наиболее впечатляющим адаптером является FlashPath, который позволяет считывать хранящиеся на SmartMedia изображения с почти любого компьютера Macintosh или Windows, оборудованного флоппи-дисководом. Выпускаются модули SmartMedia емкостью 8, 16 и 32 Мбайт; в 2000 году планируется выпуск модулей объемом 64 Мбайт.
Компания Delkin Devices предлагает считыватели SmartMedia E-Film Reader в различных форматах, включая USB-устройство за 84 долл., которое выгружает изображения на ваш компьютер в 20 раз быстрее, чем через стандартный последовательный порт. Simple Technology продает SmartMedia PhotoReader стоимостью 99 долл., который подключается к параллельному порту. За 119 долл. можно купить PhotoChute 3 компании Antec — USB-устройство, которое считывает модули CompactFlash, SmartMedia и PC Card Type I и II.
Click! В новом диске Click! компании Iomega вместо твердотельной флэш-памяти применяется дисковая технология, в результате чего Click! является недорогой и относительно высокоемкой альтернативой модулям CompactFlash и SmartMedia. Диск Click! объемом 40 Мбайт почти равен по размеру кадру 35-мм пленки, а при покупке упаковки из 10 дисков стоимость одного не превышает 10 долл. Первой цифровой камерой со встроенным дисководом Click! стала модель Agfa ePhoto CL30 — в зависимости от разрешения на одном диске можно сохранить до 360 изображений. Подробнее об этом формате можно почитать по адресу www.iomega.com/click/index.htm.
Компания Iomega за 229 долл. продает портативный Click! Drive Plus, который содержит разъем PC Card и позволяет выгружать фотографии с вашей цифровой камеры.
Вперед, в 2001 год
Одна из причин, по которой формат 35-мм пленки остается популярным уже почти 70 лет, в том, что вы можете войти в любой супермаркет любого города и купить кассету пленки, которая подойдет к любой, выпущенной со времен Второй мировой войны, модели 35-мм фотоаппарата любого производителя. С цифровыми камерами дело обстоит сложнее. Отсутствие единого стандартного носителя для хранения изображений препятствует широкому внедрению цифровых камер. И, хотя многие вовлеченные в эту индустрию компании работают над созданием такого стандарта, непохоже, чтобы он мог появиться в ближайшем обозримом будущем.
Компании Matsushita, SanDisk и Toshiba предложили новый стандарт модулей памяти под названием Secure Digital (SD). Новый модуль размером с почтовую марку построен на основе концепции кодирования, заимствованной у формата DVD-аудио, и ориентирован на достижение высокой емкости носителя. Время от времени поступает информация о новых форматах цифровой пленки. Какое-то время была популярна идея компании Sony, предложившей использовать для сохранения снимков гибкие диски на 1,44 Мбайт, но сейчас пользователям нужны более емкие носители. Поэтому был разработан еще один уникальный стандарт Memory Stick, который не совместим ни с одним устройством, выходящим за рамки «цифрового мира» Sony. Из-за такой неразберихи с форматами некоторые производители камер пока не сделали своей ставки. В новой зеркальной модели Olympus C-2500L имеется два слота, которые позволяют вам использовать как модули SmartMedia, так и CompactFlash. Изображения можно сохранять на любом носителе и даже переписывать с одного на другой. Поэтому многофункциональные считыватели модулей памяти, такие как Microtech CameraMate, будут необходимы цифровым фотографам до тех пор, пока война стандартов не завершится победой одного — или двух — форматов цифровой пленки.
Джо Фарас из шт. Колорадо, автор книг «Plug-in Smart», «Re-engineering the Photo Studio» и «Digital Imaging: Tips, Tricks and Techniques for Photographers».
Подробнее о PCMCIA
Эта организация, которая была основана в 1989 году для того, чтобы «установить стандарт на модули интегральных схем и способствовать их взаимозаменяемости в мобильных компьютерах», сейчас занимается вопросами использования модулей PC Card не только в портативных системах, но и таких продуктах, как цифровые камеры и кабельные телевизионные приставки. Это изменение цели существования организации отражено в новой формулировке ее задачи: «Разрабатывать стандарты для модульной периферии и способствовать их международному одобрению». PCMCIA, которая является международным органом по стандартам и торговой ассоциацией, объединяющей в своих рядах более 300 членов, издает «Стандарт PC Card» и «Справочный каталог по PC Card», а также поддерживает узел Web по адресу www.pcmcia.org, где размещена информация об ассоциации и полный список ее членов.
www.publish.ru
Цифровая пленка. Журнал Publish.
Формат CompactFlash не одинок
Термин «цифровая пленка» может показаться очередным техническим сокращением, означающим сменный носитель, но в действительности дело обстоит следующим образом: вы вставляете модуль в цифровую камеру, а потом, когда делаете снимки, на этом модуле сохраняются полученные изображения. Поэтому название точно отражает суть — это цифровая пленка.
В отличие от «настоящей» пленки, фотохимическая природа которой оказывает определенное влияние на каждое изображение, слегка изменяя его цвета, контраст и структуру зернистости, цифровая пленка представляет собой всего лишь носитель для хранения информации. Характеристики захвата изображения создаются сенсорной матрицей камеры; цифровая пленка просто хранит изображения. Существуют различные форматы цифровой пленки, которые имеют несколько отличные области применения и степень распространенности, но характеристики всех форматов подобны традиционной пленке. Некоторые модули достаточно малы, чтобы их можно было, как и рулончик обычной пленки, положить в карман рубашки. Когда модуль памяти заполняется изображениями, вы можете вытащить его и вставить в камеру другой — точно так же, как привыкли менять кассету пленки. Модули большей емкости позволяют сохранить больше изображений, но они и стоят дороже. Хотя модули могут отличаться по емкости и цене, каждая камера воспринимает только определенный формат любой емкости, точно так же, как в 35-мм фотоаппарат можно вставить пленку из 24, 36 или даже 72 кадров.
Теперь о переносе изображений. Похоже, что существует столько же способов передачи данных об изображениях с цифровой пленки на компьютеры, сколько и самих форматов носителей. Хотя большинство камер обладают возможностью прямой выгрузки изображений с помощью интерфейсов USB, последовательного или даже FireWire, эти методы не всегда оказываются самыми быстрыми и удобными. Один из наиболее простых способов выгрузить изображения — воспользоваться адаптером FlashPath для SmartMedia, предложенным компаниями Delkin, Fuji, Olympus и другими, который обеспечивает выгрузку изображений через простейший флоппи-дисковод. Хотя такой дисковод может показаться универсальным устройством, владельцы компьютеров Apple iMac, G3 или G4 знают, что это не всегда верно. FlashPath совместим с Mac OS, но не совместим с некоторыми дополнительными дисководами USB, такими как Imation SuperDisk. Пользователям цифровой пленки других типов (не SmartMedia) и некоторым владельцам Macintosh придется обратиться к другим способам переноса изображений.
Четыре формата
Реалисты, ясно представляющие дальнейшие пути развития компьютерной отрасли — если хотите, назовите их циниками, — сомневаются в том, что производители камер в ближайшее время договорятся и создадут единый, стандартизованный формат сменных носителей для хранения цифровых изображений. Они уже разработали несколько различных форматов и, вместо того, чтобы сократить их количество и позволить рынку самому выбрать наиболее подходящий (как это произошло в результате войны «VHS против Betamax»), занимаются продвижением все новых и новых форматов. Ниже описываются самые популярные из них.
PC Card. Эти модули, когда-то называвшиеся PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association — Ассоциация по модулям памяти для персональных компьютеров, установившая этот стандарт), были стандартом сменных носителей для изображений задолго до изобретения термина «цифровая пленка». PC Card ориентированы на выполнение различных функций, например, модули ATA Flash подключаются через стандартный интерфейс ATA (Advanced Technology Attachment — подключение по усовершенствованной технологии), подобный тому, который используется для работы с жесткими дисками. В действительности эти модули являются эквивалентом жесткого диска без подвижных частей. Цифровая пленка в виде PC Card может обладать емкостью до 1 Гбайт, что делает ее идеальным выбором для полевых камер, таких как модель Kodak DCS 620, которая создает файлы изображений больших размеров. Еще более запутывает ситуацию существование версий Type I, Type II и Type III этого формата, которые отличаются различной физической толщиной носителя. Более подробную информацию о данном формате можно почерпнуть по адресу www.pc-card.com/pccard.htm.
Из устройств для считывания PC Card можно назвать, в частности, SimpleStation (89 долл.) компании Simple Technology, которое работает с любым модулем PC Card Type I, II или III, или с адаптером для носителя другого типа. Этот «дисковод» для цифровой пленки имеет два разъема, в которые можно одновременно вставить два модуля Type II, либо Type II и Type III, либо один Type I. Модули поддерживают горячую замену; вы можете вынуть один модуль PC Card и вставить другой, не перегружая компьютер. В серию устройств eFilm компании Delkin Devices входит считыватель на основе внутренней ISA-платы (127 долл.), который работает с PC Card Type III.
CompactFlash. Впервые представленные компанией SanDisk в 1994 году, эти модули памяти размером со спичечную коробку по конфигурации контактов совместимы с PC Card. Это позволило производителям выпустить адаптеры PC Card, которые дают возможность использовать CompactFlash Media в камерах, первоначально разрабатывавшихся только для PC Card. В первое время выпускались небольшие CompactFlash объемом 2 Мбайт, а сейчас можно приобрести модули емкостью до 128 Мбайт; компания Simple Technology планирует выпуск модуля Type II (толщиной 5 мм) объемом 320 Мбайт. Одной из разновидностей этого формата является и Microdrive компании IBM. Форм-фактор Microdrive идентичен Type II CompactFlash, а его емкость равна 170 или 340 Мбайт. Компания Microtech предлагает модели Microdrive всех объемов в комплекте или без адаптера для PC Card. Более подробная информация имеется по адресу www.compactflash.org.
Для считывания CompactFlash можно использовать CameraMate (89 долл.) компании Microtech — внешнее USB-устройство, в котором есть разъемы как для цифровой пленки CompactFlash, так и для SmartMedia. Весьма изящный считыватель, который хорошо подходит по стилю к системе Mac G3, также совместим с форматом Microdrive компании IBM. Компания Simple Technology предлагает считывающий CompactFlash адаптер PhotoReader (99 долл.) в двух вариантах — для параллельного порта и USB. А Digital PhotoAlbum того же производителя имеет один разъем Type III и подключается к интерфейсу SCSI. Хотя этот вариант работает быстрее, чем c USB, владельцам Macintosh G3 или G4 для подключения этого считывателя понадобится опциональная плата SCSI. Считыватель ImageMate CF компании SanDisk поставляется в версии для параллельного порта за 69 долл., а для USB — за 89 долл.
SmartMedia. Solid-State Floppy Disk Card (SSFDC), он же Smart Media, компании Toshiba — это модуль флэш-памяти, разработанный специально для цифровых камер. В модуле SmartMedia микросхема флэш-памяти объединена с 22-контактным разъемом и упакована в крошечный корпус в стиле Star Trek размером 45х37 мм. Благодаря простоте конструкции, SmartMedia стоит меньше других модулей памяти. С помощью адаптера вы можете использовать модули SmartMedia в устройствах с разъемами для PC Card, но до настоящего времени наиболее впечатляющим адаптером является FlashPath, который позволяет считывать хранящиеся на SmartMedia изображения с почти любого компьютера Macintosh или Windows, оборудованного флоппи-дисководом. Выпускаются модули SmartMedia емкостью 8, 16 и 32 Мбайт; в 2000 году планируется выпуск модулей объемом 64 Мбайт.
Компания Delkin Devices предлагает считыватели SmartMedia E-Film Reader в различных форматах, включая USB-устройство за 84 долл., которое выгружает изображения на ваш компьютер в 20 раз быстрее, чем через стандартный последовательный порт. Simple Technology продает SmartMedia PhotoReader стоимостью 99 долл., который подключается к параллельному порту. За 119 долл. можно купить PhotoChute 3 компании Antec — USB-устройство, которое считывает модули CompactFlash, SmartMedia и PC Card Type I и II.
Click! В новом диске Click! компании Iomega вместо твердотельной флэш-памяти применяется дисковая технология, в результате чего Click! является недорогой и относительно высокоемкой альтернативой модулям CompactFlash и SmartMedia. Диск Click! объемом 40 Мбайт почти равен по размеру кадру 35-мм пленки, а при покупке упаковки из 10 дисков стоимость одного не превышает 10 долл. Первой цифровой камерой со встроенным дисководом Click! стала модель Agfa ePhoto CL30 — в зависимости от разрешения на одном диске можно сохранить до 360 изображений. Подробнее об этом формате можно почитать по адресу www.iomega.com/click/index.htm.
Компания Iomega за 229 долл. продает портативный Click! Drive Plus, который содержит разъем PC Card и позволяет выгружать фотографии с вашей цифровой камеры.
Вперед, в 2001 год
Одна из причин, по которой формат 35-мм пленки остается популярным уже почти 70 лет, в том, что вы можете войти в любой супермаркет любого города и купить кассету пленки, которая подойдет к любой, выпущенной со времен Второй мировой войны, модели 35-мм фотоаппарата любого производителя. С цифровыми камерами дело обстоит сложнее. Отсутствие единого стандартного носителя для хранения изображений препятствует широкому внедрению цифровых камер. И, хотя многие вовлеченные в эту индустрию компании работают над созданием такого стандарта, непохоже, чтобы он мог появиться в ближайшем обозримом будущем.
Компании Matsushita, SanDisk и Toshiba предложили новый стандарт модулей памяти под названием Secure Digital (SD). Новый модуль размером с почтовую марку построен на основе концепции кодирования, заимствованной у формата DVD-аудио, и ориентирован на достижение высокой емкости носителя. Время от времени поступает информация о новых форматах цифровой пленки. Какое-то время была популярна идея компании Sony, предложившей использовать для сохранения снимков гибкие диски на 1,44 Мбайт, но сейчас пользователям нужны более емкие носители. Поэтому был разработан еще один уникальный стандарт Memory Stick, который не совместим ни с одним устройством, выходящим за рамки «цифрового мира» Sony. Из-за такой неразберихи с форматами некоторые производители камер пока не сделали своей ставки. В новой зеркальной модели Olympus C-2500L имеется два слота, которые позволяют вам использовать как модули SmartMedia, так и CompactFlash. Изображения можно сохранять на любом носителе и даже переписывать с одного на другой. Поэтому многофункциональные считыватели модулей памяти, такие как Microtech CameraMate, будут необходимы цифровым фотографам до тех пор, пока война стандартов не завершится победой одного — или двух — форматов цифровой пленки.
Джо Фарас из шт. Колорадо, автор книг «Plug-in Smart», «Re-engineering the Photo Studio» и «Digital Imaging: Tips, Tricks and Techniques for Photographers».
Подробнее о PCMCIA
Эта организация, которая была основана в 1989 году для того, чтобы «установить стандарт на модули интегральных схем и способствовать их взаимозаменяемости в мобильных компьютерах», сейчас занимается вопросами использования модулей PC Card не только в портативных системах, но и таких продуктах, как цифровые камеры и кабельные телевизионные приставки. Это изменение цели существования организации отражено в новой формулировке ее задачи: «Разрабатывать стандарты для модульной периферии и способствовать их международному одобрению». PCMCIA, которая является международным органом по стандартам и торговой ассоциацией, объединяющей в своих рядах более 300 членов, издает «Стандарт PC Card» и «Справочный каталог по PC Card», а также поддерживает узел Web по адресу www.pcmcia.org, где размещена информация об ассоциации и полный список ее членов.
www.publish.ru
Пленка vs Цифра
Почему мы возвращаемся?
Введение
Не вызывает сомнений, что сейчас на дворе цифровой век. DSLR системы стали очень доступными, крупнейшие бренды постоянно выпускают что-то новое и у каждого третьего имеется цифровая зеркальная камера, даже если человек снимает исключительно в автоматическом режиме.
Тем не менее, в особенности после каникул, в фотолаборатории не пробиться – все несут на проявку пленки. На улицах все чаще попадаются люди с пленочными системами в руках. В одном только livejournal сообщество любителей пленки насчитывает более 4000 весьма активных участников.
Собирая материалы для написания данной статьи, я провела опрос на тему: «Почему и в каких целях вы используете пленочную камеру сегодня?» За несколько дней я получила около 100 откликов. Кто все эти люди и в чем они видят преимущество, казалось бы, «устаревших систем»?
Слабые места пленки
У пленочной фотографии есть уйма недостатков по сравнению с цифровой, и все они на слуху. Ниже представлены основные аргументы, выдвигаемые адептами цифровой фотографии в защиту своей позиции.
Цифровой фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II
1. Цифровые камеры позволяют получить более быстрый результат. Вам нет необходимости каждый раз разыскивать необходимую пленку, потом проявлять ее, дома ли, в фотолаборатории ли, и, при возникновении необходимости отретушировать кадр, связываться с долгим и непростым процессом сканирования негативных или, что еще сложнее, позитивных пленок.
2. Результат съемки гораздо легче контролировать и править, ориентируясь на картинку на ЖК-дисплее. Если вы сталкиваетесь во время съемки со сложными условиями освещения, или же снимаете репортаж, вам куда проще будет снимать на цифровую камеру. Результат предсказуем, очень легко подкорректировать экспозицию, посмотрев на полученный результат на экране.
3. Цифровые камеры имеют более широкий набор функций. С каждым днем производители все увеличивают количество настроек для облегчения жизни фотографов. Существуют специальные режимы для серийной съемки, автоматический брекетинг, режим для съемки свадеб, спорта, гор, с настроенными режимами баланса белого и экспопоправкой и т. д. На самом деле очень многие даже не снимают в ручном режиме, потому что для большинства ситуаций автоматическая настройка неплоха. Новые условия? Просто покрутите колесико. Стоит, правда, отметить, что в ряде пленочных камер эти функции также представлены, не во всех, но тем не менее, забывать об этом не стоит.
4. Сам процесс съемки происходит гораздо быстрее. Если вы снимаете свадьбу или репортаж, цифровые камеры работают быстрее и надежнее. Вам не нужно постоянно перекручивать пленку и переживать, что вы промахнулись с экспозицией, и уникальный заказ будет испорчен.
5. Дешевизна. Как уже было сказано выше, зеркальные камеры начального уровня типа Canon 1000D сейчас доступны очень многим. К ним в нагрузку производителем предлагается широчайшая линейка объективов и приспособлений. Вы не тратите деньги на расходные материалы (ну, кроме батареек и карт памяти), проявку и хороший сканер. Да и представьте, какую цену надо назначать за коммерческую съемку, чтобы хотя бы окупить пленку, а кадров будет априори меньше, и не все клиенты готовы на это пойти. К сожалению, количество сейчас для многих приоритетнее качества.
6. К пленочным камерам порой довольно сложно найти дополнительные аксессуары типа вспышек, макромехов, переходников и пультов управления. Многие камеры и объективы к ним просто сняты с производства, и раздобыть их можно только в комиссионных магазинах, или же купить с рук. Порой за самыми хорошими стеклами ведется настоящая охота.
7. Постоянно растущее качество цифровой фототехники. Каждая новая модель камеры гораздо лучше по размеру и разрешению матрицы, скорости съемки и доступным настройкам. Новые объективы имеют все меньше проблем типа аберраций, снижения резкости по краям или виньетирования. Например, на таких современных камерах как Canon EOS 5D Mark II вы можете снимать, используя ISO 1600-3200 и испытывая при этом минимальные затруднения от «зашумленности» кадра.
Итак. Почему же так много людей при всем при этом сейчас выбирают пленку, когда есть, казалось бы, более дешевый, простой и удобный путь? Давайте отвлечемся от рекламы и взглянем поближе на пленочную фотографию.
Пленка - проверено временем!
I. Физические преимущества
Для объяснения физических различий в пленочной и цифровой фотографии, стоит ознакомиться хотя бы с основными типами пленочных фотокамер по формату используемых фотоматериалов:
- «половинный формат» (размер кадра 18×24 мм и другие вариации в зависимости от модели камеры), очень специфичный и применяется довольно редко. Сам формат создан для экономии пленки.
- формат 35 мм, самый распространенный, т.н. «узкий» (размер кадра 36×24 мм) - средний формат (стандартные размеры кадра 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см)
- большой формат (стандартные размеры кадра 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см). Подробнее о нем вы можете почитать здесь.
Давайте теперь сравним размер матриц цифровых камер с размером кадра на пленочном фотоаппарате. Физический размер матриц большинства цифровых фотоаппаратов меньше, чем формат стандартного кадра 35-мм пленки.
Новые фотоаппараты смогли «догнать» этот показатель, а сенсоры в большинстве доступных на рынке моделей цифровых зеркальных камер имеют меньшие размеры, соответственно, необходимо становится учитывать такую характеристику как «кроп-фактор», представляющий собой отношение линейных размеров стандартного кадра 35-мм фотоплёнки к таковым кадра рассматриваемой камеры. Самые распространенные значения кроп-фактора в большинстве DSLR – это 1,5 и 1,6.
Очевидно, что чем больше размер матрицы или кадра в случае с пленкой, тем большее количество информации может быть на ней зафиксировано. Иначе говоря: чем больше, тем лучше.
Итак, рассмотрим несколько основных пунктов, касающихся технических преимуществ пленочной фотографии перед цифровой.
Полевые камеры большого формата
1. Дешевизна
Да-да, вы не ошиблись, чуть выше я говорила о доступности цифровых систем. Но давайте разберем вопрос подробнее, и поймем, что при прочих равных эта дешевизна «цифры» относительно пленки лишь видимая. Пленочные аппараты и объективы для этих систем стоят гораздо дешевле. Например, цифровая камера профессионального класса сегодня стоит минимум 70 000 руб. за одну только «тушку» без объектива. И это камера, лишь схожая по размеру матрицы с узким форматом.
Если говорить о среднем формате, тут цифровая техника пока не может конкурировать с пленочной. Хорошие пленочные среднеформатные системы типа Bronica, Yashica и Hasselblad стоят от 15 до 50 000 рублей максимум. А это совершенно иной формат кадра, иные возможности печати, иное количество деталей. Цифровые задники для пленочных аппаратов среднего формата, созданные в последние годы такими гигантами, как, например, Hasselblad, стоят как неплохая машина – от 450 тысяч рублей.
Цифровой задник Phase One IQ180 (80Мп) стоит почти полтора миллиона рублей. Размер матрицы этого задника 53.7 x 40.4 мм, что немного меньше младшего плёночного среднего формата 645, у которого номинальный размер кадра примерно 56×41,5 мм в зависимости от конкретной модели.
Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но выпускаемые для промышленности камеры обычно имеют другую классификацию, и ориентироваться на нее фотографу смысла нет. И это уже не говоря о большом формате пленочных камер.
На контактных отпечатках с негативов 18×24 см детализация настолько велика, что создаётся эффект присутствия, так как изображение соответствует по обилию деталей картине, видимой человеческим глазом, при условии хорошего зрения.
Среднеформатная камера Hasselblad
2. Качество
Как уже было сказано выше, если вы печатаете контактным способом с пленки большого формата, вы получаете детализацию с эффектом присутствия. Или даже если вы сканируете среднеформатный отпечаток на простеньком «планшетнике», что неприемлемо для большинства пленочных фотографов, поскольку сильно ограничивает возможности материала, тем не менее, вы получаете при грамотной настройке сканера фотографии, гораздо превосходящие по качеству кадры с цифровых матриц. Полезная фотографическая широта большинства цифровых матриц также проигрывает негативной пленке, особенно черно-белой.
Автор фотографии Eugene de Salignac
3. Цвет
Первое, что подмечает большинство из тех, кто видит пленочные кадры – потрясающая цветопередача. Над созданием пленочных эмульсий работали, помимо физической и инженерной групп, художники-цветоведы. Неверно будет сказать, что вот, мол, пленочный отпечаток – это чистый кадр, а цифровой – обработанный. Напротив.
Обработка в пленочном кадре производится на химическом уровне – в соответствии с заложенными параметрами пленки. В случае с цифровой техникой вы получаете условно чистый исходник, с обработкой которого вам еще предстоит повозиться, чтобы попытаться дотянуть цветопередачу хотя бы приблизительно до того, что мы видим на пленке.
Цветопередача не сказать что более правильная, но более красивая в художественном смысле. Многие утверждают, что именно она ближе к тому, что мы воспринимаем глазом, но это вопрос спорный.
Клиффорд Адамс для NationalGeographic, 1928 год.
4. Шум и зерно
Я встречала статьи, в которых говорилось о преимуществах цифровых высоких ISO перед аналогичными пленочными. Конечно, возможности современных цифровых камер не могут не поражать, но только у пленочного «зерна» и цифрового «шума» совершенно разная природа, и выглядят они также совершенно по-разному. Фотографическое зерно на кадре смотрится гораздо более приятно, чем цифровой шум. Некоторые цифровые фотографы даже пытаются имитировать его.
5. Оптика
Многие фотографы возвращаются к пленочным системам из-за оптики. Вообще, значение оптики в формировании конечного изображения чрезвычайно велико. А многие легендарные старые объективы сегодня уже не выпускаются, и, разумеется, не корректировались под использование их с цифровыми камерами.
На систему Canon EOS, например, с легкостью через переходник можно перекрутить ряд старых объективов от того же «Зенита». Но это же далеко не все. К тому же, эти объективы работают на «цифре» не всегда так хорошо, как они работают на родном пленочном аппарате, под который они и создавались.
6. Ручная печать
Ручная печать является темой отдельного разговора, который нет смысла поднимать в рамках этой статьи. Стоит только отметить, что она предоставляет уйму возможностей для творчества и позволяет использовать все преимущества аналоговой фотографии, в том числе дает возможность печатать с большого формата (помните об «эффекте присутствия?»).
Автор фотографии - Yousef Karsh
7. Качество камер
Вы знаете, что большинство цифровых камер имеют свой предел срока службы, который зависит от модели и производителя. Условно говоря, 50 000 кадров – и дальше у вас уже нет гарантий, что камера будет работать хорошо и безотказно. Большинство старых хороших систем (я не говорю о собранных на коленках «Зените» и «Киеве», с которыми довольно сложно работать) имеют очень крепкий и надежный корпус. Это во-первых.
А во-вторых, большинство проблем с ними решаются при помощи масла и часовой отвертки. Иначе говоря, за этой техникой проще ухаживать. Покупая б/у пленочную камеру, вы вряд ли будете сильно переживать. Покупая цифровую б/у, стоит задуматься.
II. Метафизическая составляющая. «Теплый ламповый звук»
Технические характеристики и преимущества – это, конечно, главное. Но это не всегда то, о чем задумываются люди, переходящие на пленку, в первую очередь. Есть еще также психологическая, философская и эмоциональная составляющие, которые оказывают достаточно существенное влияние на процесс выбора и не могут быть исключены из области рассмотрения.
1. Более внимательное отношение к кадру
Когда вы понимаете, что у вас есть ограниченное количество пленки, и вы ничего не можете с нее удалить или стереть, вы начинаете гораздо больше ценить каждый кадр. Более точно вымеряете экспозицию, следите за композиционной составляющей, не спешите. Многие фотографы начинали свои опыты с работы хотя бы на примитивных пленочных системах, просто чтобы отработать основные навыки и научиться фотографировать в полном смысле этого слова, а не «просто нажимать на маленькую черную кнопочку».
При съемке на цифровую камеру часто возникает такая ситуация, особенно поначалу, что вы отсняли несколько тысяч кадров, думая, что потом сможете выбрать, а когда наступает это «потом», вы, рассматривая результат на компьютере, понимаете, что выбирать, в общем-то, не из чего, ни одного действительно хорошего кадра среди этих тысяч нет. Снимая на пленку, вы со временем даже начинаете более серьезно относиться к отбору кадров. Вместо 200 кадров с отпуска вы загрузите 20, но что это будут за кадры…
Три хороших фотографии с широкой пленки размером в 12 кадров – это счастье, и вы радуетесь этим снимкам, как дитя, потому что понимаете, что это ваша заслуга, вы сумели сделать это сами, смогли создать нечто материальное. Вы учитесь видеть кадр еще до того, как его сняли, это очень дисциплинирует (не говоря уже о ручной проявке и печати), и вы начинаете снимать более продуктивно, если рассчитывать итоговое соотношение «хорошие кадры/все отснятые кадры».
2. Результат нельзя увидеть сразу
Это относится как к вопросам самодисциплины и навыков, так и к азарту. Чувство, когда вы видите проявленную удачную пленку, мало с чем можно сравнить по уровню радости. Это как в 5 лет находить подарки под елкой. Многие, когда их спрашивают, почему они занимаются пленочной фотографией, первым делом вспоминают именно этот момент, как наиболее сильный в эмоциональном плане. Радость ожидания. Азарт.
3. Ностальгия
Многие фотографы выросли на пленочной фотографии и проявке пленок в темной ванной. Кто-то сходит с ума по работам старых мастеров, снимавших на пленку, и отчасти видит в этом секрет их успеха, в противовес засорившим сейчас все информационное пространство миллионам цифровых кадров, среди которых так сложно найти что-то стоящее.
Автор фотографии - Charles Clyde Ebbets, 1932 г.
4. Преимущества в портретной фотографии
На пленку в определенном смысле гораздо проще снимать портреты, т.к. у моделей нет возможности просмотреть снимки на ЖК-дисплее до обработки. Работа идет на чистом вдохновении, модель не отвлекает фотографа, не успевает расстроиться из-за того, что у нее «ноги кривые» и «нос не так», и фотограф получает больший контроль над процессом и большую свободу действий.
К тому же модели совершенно иначе себя ведут, когда видят, что их снимают на пленку. Это процесс более длительный, и они относятся к нему внимательнее. Тут не получится «щелкни меня так, а теперь так». Фотографии обретают большую ценность.
Автор фотографии - George Hurrell
5. «Теплая ламповая душа»
Шутку про «теплый ламповый звук» фотографы позаимствовали у фанатов виниловых пластинок. Мол, музыка на них звучит более живо, чем на цифровых носителях. Об этом можно спорить очень долго, но на самом деле действительно многие, снимающие на пленку, ощущают эту «жизненность и теплоту» пленочных фотографий. Возможно, причиной тому все вышеперечисленные моменты.
Автор фотографии - Gertrude Käsebier
6. Любовь к технике
Некоторым нравится просто возиться с техникой.Момент довольно редкий, но также существенный.Разбираясь в конструкции механических фотоаппаратов и пытаясь понять строение и параметры пленки, люди гораздо проще понимают всю технологию фотографии как таковой.
7. Мода
Конечно, есть и те в среде молодежи, кто снимает на пленку, потому что это стало модно. Что бы вы ни получали в итоге, пусть даже это будет засвеченный и испорченный кадр с отвратительной композицией, вы, значит, можете вручную настроить выдержку и глубину резкости и грамотно смотать пленку, хотя на самом деле и это не факт.
Такие люди с пленочной камерой в руках чувствуют себя оригинальными и необычными, но принимать это как причину перехода на пленочные системы, как вы понимаете, несерьезно. Жаль, что эта прослойка сегодня довольно велика. Радует же то, что некоторые из них в итоге все же учатся пользоваться тем инструментом, которым красовались, и у них действительно начинает получаться снимать хорошо.
Заключение
На самом деле, о преимуществах и недостатках того или иного типа камер спорить можно бесконечно, и по сути это бессмысленно. Сама я начала со съемки на цифровую камеру, и снимаю на нее до сих пор коммерческие проекты и свадьбы, потому что это выходит дешевле, быстрее и удобнее в данном конкретном случае.
Когда я создаю собственные фотографические проекты – я снимаю исключительно на среднеформатную пленочную камеру, «цифровик» используя исключительно в качестве экспонометра при особо сложном освещении, потому что качество снимков на мою пленку получается несравнимо выше. Самый логичный ответ в споре на тему «Пленка или цифра»: снимайте на тот инструмент, который максимально подходит для решения ваших текущих задач.
Автор статьи: Анна Смолина
photo-monster.ru
Пленка или цифра — что лучше выбрать
Цифровые технологии развиваются лавинообразно. Качество изображения растет с выпуском каждой новой камеры. Переломный момент в борьбе между цифровыми и аналоговыми системами уже прошел: каждая из них нашла своих приверженцев. Но, если вы решили заняться фотографией и купить себе первую камеру, сделать выбор, пленка или цифра будет не легко. У каждой технологии есть свои плюсы и свои минусы. Прочитав эту статью, вы сможете принять правильное решение.
Преимущества «цифры»
В соревновании пленка vs цифра основные достоинства цифровых камер — это простота и дешевизна использования. Только что снятый кадр можно посмотреть и при необходимости продублировать. Это позволяет начинающему фотографу быть уверенным в том, что на снимках получится хоть что-то приемлемое. Но легкость получения и исправления снимка провоцирует щелкать затвором, не обдумывая тщательно каждый кадр. Пленочная камера, напротив, не позволяет сразу увидеть отснятое, и если кадр испорчен, то в большинстве случаев исправить ошибку уже невозможно. Казалось бы, снимать на пленку крайне неудобно. Но пленка против цифры имеет и преимущество – вдумчиво относясь к каждому нажатию кнопки спуска, вы будете стараться точнее компоновать кадр и выбрать верные параметры экспозиции. В результате у вас получится больше хороших фотографий, чем если бы вы начали фотографировать на «цифру».
Цифровая камера high-end класса
Пленка пока еще обладает большей фотоширотой, то есть способна точнее, чем цифровая камера, воспроизводить яркости и цветовые оттенки, и в этом заключаются преимущества пленочных фотоаппаратов. Исключение составляют high-end, профессиональные цифровые камеры. Практическая польза большой фотошироты в том, что чем больше диапазон цветовых оттенков и яркостей мы видим на картинке, тем более живой она воспринимается. Реалистичность изображения в нашем восприятии больше зависит от его тонально-цветового разрешения, чем от геометрического, то есть от тех самых постоянно рекламируемых мегапикселей. Разработчики совершенствуют технологии цветопередачи, стремясь к тому, чтобы цифровые камеры как можно точнее воспроизводили изображение, идеально точно передавали цвета, яркость и максимум деталей. В силу этого цифровая фотография выглядит весьма достоверно, но без индивидуальности. Подразумевается, что вы можете придать фотографии какие-то особенности уже впоследствии при обработке на компьютере. Многие фотографы так и говорят: цифровая фотография — это полуфабрикат, требующий доводки в графическом редакторе.
Особенности пленки
Съемка на пленку обладает субъективными особенностями, не поддающимися точной оценке. У каждого типа пленки свой характер воспроизведения тональностей и цветов. Грамотно подбирая пленку под каждый сюжет, можно усиливать эффект восприятия фотографии. Характер зерна у разных пленок отличается, и его можно удачно использовать для реализации творческих замыслов. Все это создает особую стилистику фотографии. В последнее время появились даже компьютерные программы, которые имитируют пленочную фотографию, в том числе добавляют зернистость, долгое время считавшуюся одним из основных ее недостатков.
У цифровых камер есть еще несколько недостатков, которые уже практически исправлены в дорогих моделях. А именно — малый размер светочувствительной матрицы и ее шумы. Из-за первой причины недорогие цифровые камеры имеют большую глубину резкости, то есть не позволяют достаточно сильно размыть фон, чтобы выделить главный объект съемки. Второй недостаток ограничивает возможности съемки качественных фотографий при слабом освещении.
Финансовый аспект
Преимущества цифровых фотоаппаратов отображаются и в итоговой стоимости фото. Съемка на пленку неизбежно связана с затратами. Любительскую пленку еще легко найти в продаже, а вот за более качественной профессиональной уже надо отправляться в специализированные фотомагазины. Черно-белую пленку можно купить только там.
Кроме того, пленку надо обрабатывать. Проявка цветной пленки — относительно сложный процесс, требующий точного поддержания нужной температуры растворов и использования ядовитых веществ. Сейчас найдется не много людей, которые занимаются этим у себя дома. Проявка черно-белой пленки, напротив, несложна. Химия дешева и практически нетоксична, поэтому самостоятельная проявка черно-белой пленки — это хорошая альтернатива лабораторной.
Еще одна сложность пленочной фотографии: в отличие от цифровых снимков, которые вы можете просматривать на экране монитора, снимки с проявленной пленки необходимо сканировать или печатать.
Варианты печати
Традиционный способ получения фотографий с пленки — оптическая печать. Проще всего печатать пленку в фотолаборатории. Можно делать это и самостоятельно, но для печати в домашних условиях вам потребуется фотоувеличитель, специальные химикаты и ряд других приспособлений. Цветная печать, так же как и проявка цветной пленки, достаточно сложна, требует дорогой, дефицитной и ядовитой химии, поэтому начинающему фотолюбителю доступна только черно-белая оптическая печать.
Печать цифровых фотографий удобна и универсальна. Вы можете пользоваться услугами фотолаборатории или, купив принтер, распечатывать снимки самостоятельно. Вы можете выбрать из огромного числа разных материалов — простая бумага, холст, пластиковая прозрачная и непрозрачная пленка.
Для перевода информации с пленки в цифровой формат используется гибридная цифро-аналоговая технология. Отснятую и проявленную пленку сканируют. Самый дешевый, но и наименее качественный вариант — планшетный сканер. Прекрасный результат позволяют получить сканеры, созданные специально для работы с пленкой, — фильм-сканеры. Стоят они заметно дороже.
Выводы
Таким образом, дешевая, быстрая и надежная цифровая технология хорошо подходит профессиональным фотографам и тем любителям, кто не хочет тратить слишком много денег, времени и сил на свое увлечение. У плёночной фотографии более длинный путь к результату, поэтому она больше подходит для творческой съёмки, где важны нюансы и случайности, если вы предпочитаете «поколдовать» над снимком и получить нечто неосязаемое, но цепляющее взгляд на фотографии.
Еще один аспект в пользу цифровых фотоаппаратов – возможность приобретения объемной карты памяти для фото, современной мобильной фотостудии или одной из большого ассортимента современных фотокамер, тогда как пленочные модели становятся все менее распространенными.
Совсем хорошо иметь и цифровую, и пленочную камеры для разных задач, но для этого надо очень сильно увлекаться фотографией…
prophotos.ru
История цифровой пленки |
|||||||
Сейчас ведется много дискуссий по поводу того, как изменится картина «фотографического мира» под воздействием сверхбурного роста цифровых технологий и не вытеснят ли они пленочную, аналоговую печать. Возможно, это и произойдет, если расценивать цифровую эпоху не просто как технологии, а как свидетельство перемены нашего ритма жизни. Если для аналоговой печати требовалось время на проявку пленки, печать фотографий, то цифровая фотография представляет совсем другие возможности. Снимок, сделанный цифровым фотоаппаратом, за несколько минут может облететь весь мир. Но в любом случае, какой бы ни была фотография, она не перестанет быть искусством и нести свою основную функцию – быть уникальным носителем информации, с особым видением реальности, дающим зрителю и познание мира и эмоциональное впечатление. Концепция "цифровой пленки", картриджа, который помещался в фильмовой отсек камеры вместо кассеты, будоражила умы фотографов в течение 6 лет. Однако в продаже она так и не появилась... Всё началось в 1998 году, когда компания Imagek (Irvine Sensors Corporation), занимавшаяся разработкой полупроводников, заявила о скором выходе на (рынок цифровой пленки. В чем суть этого устройства? Из обычной 35-мм пленочной камеры извлекается кассета с пленкой и на ее место помещается электронный картридж. Аппарат из аналогового моментально превращается в цифровой. Когда об этом стало известно в мире, все испытали шок. И вдруг появляется цифровая плёнка! Устройство подходит и для "Мыльницы" и для профессиональной узкопленочной камеры. Это шанс! Все обладатели аналоговых камер смогут плавно и безболезненно войти в мир цифровой фотографии. Однако так ли все радужно, как вот уже шесть лет убеждают нас разработчики? Попробуем разобраться. Немного теории. Что такое цифровая пленка? Сенсор, процессор обработки изображения и управления, память для хранении снимков, элемент электропитания. И все это нужно как-то уместить в объем обычной пленочной кассеты и довольно тонкой пластины, располагающейся на месте пленки в фильмовом канале камеры. Конечно, миниатюризация электроники не страшна. Однако нужно помнить, что она стоит денег. С другой стороны, эта миниатюризация не такая уж и значительная и тем более сейчас, спустя 6 лет. Существует проблема гораздо важнее. Как согласовать цифровую пленку с камерой? Причем так, чтобы последнюю никак не переделывать и не вводить какие либо функциональные ограничения по чувствительности , цветопередаче (под определённым источник света ), выдержке и диафрагме. Кроме того, существуют другие нюансы. Цифровая пленка должна знать, когда начинается экспонирование, чтобы перед этим моментом произвести обнуление всех дачных на сенсоре. Она должна правильно регистрировать информацию как при центральном затворе, так и при вертикальном /горизонтальном движении шторок/ ламелей фокапьного затвора. |
|||||||
Такой гибкости и универсальности достичь трудно, скорее невозможно- за разумные деньги. Поэтому на первом этапе вполне логичным представляется изготовление устройства под определенные типы камер и даже конкретные модели. Но стоит только объявить об этом, как в глазах потенциального потребителя данная идея потеряет всякую привлекательность. Потому что основными пользователями новой пленки станут лишь избранные, те, кто сможет выложить круглую сумму изготовление устройства под свою камеру. Камеры, которых не было Применение в камере цифровой пленки требует наличия на корпусе, помимо традиционных органов управления, типично цифровых. Одного дисплея — для съёмки просмотра снятых снимков, другого — для съемочной информации, органов управления — отвечающих на чувствительность, баланс белого, контраст, цветные - цифровые фильтры и прочее. Оснастить подобным интерфейсом цифровую пленку невозможно по причине ее изначальной концепции — замена кассеты с пленкой в любой обычной пленочной камере на цифровой картридж. Отсюда вывод— необходимо разработать новое поколение камер аналого-цифровых, которые могут работать как на пленке, так и на цифре. В такой ситуации наибольшей привлекательностью будут пользоваться не эксклюзивные изделия стороннего производителя, а специально сделанные, но внутрисистемные цифровые камеры от Canon, Kodak, Nikon, Olimpus, Репtах и прочие. Этим компаниям проще технически вписать в свои плёночные корпуса и матрицу, и цифровой интерфейс. |
|||||||
Прогноз, который не реализовался Допустим, цифровая пленка стала бы развиваться, увеличивался бы набор моделей. Поддерживающих новый формат, и в конце концов это устройство превратилось бы в один из стандартов современной фотографии. Но такое возможно только в самых благоприятных условиях, которые могли бы сложиться при... нерыночной экономике. Лет десять спокойной работы, неограниченные средства, поддержка ведущих производителей фототехники — и вместе с кассетами для пленок мы бы пользовались кассетами с матрицами. Но это не произошло. В то же время, как ЭТО ни парадоксально, в условиях вполне рыночной экономики первые действующие экземпляры цифровой пленки появились в том же 1988 году. И появились они не вопреки рынку, а благодаря ему, точнее даже не рынку, а инвесторам, чтобы продемонстрировать им, чего удалось достичь с помощью их вложений. Кстати, в самой концепции цифровой пленки содержится некая составляющая, которая работает против этой технологии. Поясним. Налицо стремление новой цифровой технологии вписаться в существующую аналоговую фототехнику. Однако это стремление неизбежно ограничивает возможности технологии и, как следствие, ее дальнейшее развитие. Поэтому даже если бы этот утопический проект и был благодаря какому – то чуду реализован, то просуществовал бы он не долго. И в конце концов от него бы пришлось бы отказаться, иначе он стал бы тормозить движение вперед. |
|||||||
1998 г. 11 февраля 1998г. на заседании ассоциации DIMA (Digital Imaging Marketing Association) представитель компании Imagek Джон Геншал познакомил присутствующих с концепцией устройства Electronic Film System (EFS). На следующий день открылась выставка PMA (Photo Marketing Association), где компания Imagek стала распространять изображения устройства EFS –1. Работающий прототип пообещали представить к весне, а готовое изделие – к лету того же, 1998г. Причем цена была заявлена менее 1000$. Некоторые технические данные: КМОП – сенсор с разрешением 1,3 млн. пикселей (макс. 1280*1024), память 40 Мб. Возможность съемки до 30 кадров с интервалом 2 сек. После заполнения памяти снимки переносятся на компьютер через обычный слот PCMCIA. Контактная площадка размещалась на самом устройстве. К лету картридж так и не появился в магазинах. К концу 1998г. многие компании вовсю выпускали цифровые камеры мегапиксельного уровня по цене менее 1000$. |
|||||||
1999г. К осени появилось известие о переименовании компании Imagek в Silicon Film и скором выходе второй модификации устройства EFS –1. Ее комплектация увеличилась: цифровая пленка (e) Film, адаптер PCMCIA (е) Port и устройство для хранения снимков (е) Box. Встроенная память емкостью 64 Мб вмещала до 24 снимков (1280*1024). Элементов питания хватало на 300 снимков формата jpg, bmp, tiff. Адаптер подключался к компьютеру через слот PCMCIA или USB. Во время выездной съемки фотограф мог выгружать снимки в накопитель данных (е) Box (PCMCIA и Compact Flash I/II). На корпусе имеется небольшой дисплей для индикации состояния устройства и количества кадров (помещается в окошко, где обычно видны данные пленки). Было заявлено о совместимости с камерами Canon и Nikon. |
|||||||
2000г. Устройство решили изготавливать на предприятиях компании EMI. Сообщили, что коэффициент пересчета фокусного расстояния равен 2,8x. Появились первые снимки. Некоторые особенности цифровой пленки: формат RAW макс. длинная выдержка 1/15 сек. ИК-фильтр на матрице. 2001г. На выставке PMA компания Silicon Film наконец-то продемонстрировала работающую модель. Но устройство еще не прошло сертификацию и бета-тестирование, также оно требует доработки прежде, чем поступит в продажу. В сентябре 2001г. было объявлено об окончании кредитования данного проекта. Что сегодня? На сайте WWW. SILICONfilm .com. дейтвует только главная страница. Здесь содержится краткая информации о новых продуктах :EFS -4 и ЕFS-10 (естественно, они не доступны), ссылки на PDF брошюры посвященные им, а также призыв к заинтересованным инвесторам и потенциальны покупателям писать электронные письма. Многочисленные ссылки на внутренние страницы не работают. Устройство EFS -4 имеет разрешение 4 млн. пике. Размер сенсора 30x20 мм. 12-битный АЦП, Чувствительность ISO 100—800, режим непрерывной съемки до трех кадров, блок с дисплеем для вывода снимков, гистограмм и съемочной информации. Поддерживаются сменные носители … Питание от четырех элементов АА. Интерфейс USB 2.0 и S-Video. Модификации ЕFS-10 еще лучше. Разрешение 10 млн. пике, и почти пленочный размер сенсора — 32x22 мм. |
|
||||||
Итоги Попытки воплотить мечту в осязаемое железо закончились ничем. Цифровая пленка от компании Silicon Film так и не появилась на прилавках магазинов — одни разговоры да обещания. За прошедшие 6 лет фотографы неплохо приобщились к цифре во всех ее проявлениях: компакты, цифровые зеркалки, сканирование пленок. Выиграли те, кто смотрел вперед, а не оглядывался назад. А для приверженцев дорогих камер ведутся разработки не только цифровых приставок, но и цифровых задних крышек. А вообще вся эта история с цифровой пленкой напоминает какую-то странную игру. Даже далекие от бизнеса люди прекрасно понимают, что любую идею можно превратить в деньги, лишь бы были определенные навыки на этом скользком пути. Профессионалы способны продать не только хорошую идею, но даже саму идею о превращении идеи в деньги. Нашлась бы хорошая идея... С другой стороны, нельзя отрицать то, что разработчики цифровой пленки создали прекрасный миф, который попал па подготовленную почву. Цифровых фотографов в то время было ничтожно мало, а большинство аналоговых — что скрывать! — боялись цифры. Поэтому идея постепенного вхождения в мир цифровой фотографии пришлась им весьма по душе. Вот н получается, что цифровая пленка, идея которой возникала ровно шесть лет назад, в феврале 1998 года, видимо, так и останется навсегда мечтой, прекрасной н несбыточной, как и любая мечта, в которой люди стремятся воплотить идеал, но именно поэтому ей и не суждено никогда сбыться. |
|||||||
На главную | Предпосылки изобретения фотографии | Камера-обскура | Первые снимки в мире | Дальнейшее развитие светописи Аналоговые фотоаппараты | Получение изображения аналоговым фотоаппаратом | Цифровые фотоаппаратыФиксация изображения цифровым фотоаппаратом | История цифровой пленки | Информационные источники |
novotarbeevo.narod.ru
Cравнение плёночной и цифровой 300-мегапиксельной фотографии
Какая фотография лучше – аналоговая или цифровая?
Фотограф Маркус Хофстеттер (Markus Hofstaetter) поделился недавним опытом, в котором ему довелось сравнить плёночную и аналоговую фотографию в высоком разрешении. Давайте узнаем, какая разница между двумя вариантами.
«Для недавнего проекта передо мной стояла задача: сфотографировать Hot Rod. С самого начала было интересно, потому что этот автомобиль довольно редок в моих краях. Владелец просил, чтобы на крыле машины сидела его собака, и чтобы изображение было огромным. 100 мегапикселей для него слишком мало, он пожелал в три раза больше.
Цифровая камера среднего формата может выдать 100 мегапикселей с одного кадра. Такие фотокамеры не так уж легко арендовать там, где я живу, к тому же они очень дорогие. Я решил сшить панораму, используя цифровой зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark III с объективом Canon 100 мм Macro и панорамной головкой Nodalninja. Ещё я снимал на аналоговую технику – взял свою широкоформатную камеру Linhof Master Technika с плёнкой Kodak Portra 160 VC.
Чтобы сшить панораму с собакой, нужно было сделать правильный кадр с животным. Труднее было снимать с Linhof Master Technika, имея параметры 1/18 сек и F/11. К счастью, собака оказалась достаточно спокойной и терпеливой. Я израсходовал всего 4 листовые фотоплёнки.
В конце я получил достаточное разрешение с обеими фотокамерами – каждое изображение около 300 мегапикселей. Linhof – с одним кадром (сканировал в высоком разрешении), а Canon – с 24 отдельными кадрами.
После нескольких часов работы у меня получились две версии. Пришлось повозиться с постобработкой, поскольку в решётке застряла мошкара, одна шина была странного цвета, а канавки протектора заполняли камешки и трава.
Законченная цифровая фотография:
Законченная плёночная фотография:
Интереса ради можно сравнить 100% кроп изображений:
Цифра
Плёнка
Цифра
Плёнка
Цифра
Плёнка
Клиент в итоге выбрал аналоговую версию. Автомобиль на ней выглядит гораздо лучше. Уверен, что подобные фотокамеры как раз были в ходу, когда это авто только начали выпускать.
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Плёнка или цифра
Несмотря на сегодняшнюю гегемонию цифровых технологий в фотоиндустрии, споры вокруг того, какая фотография лучше - плёночная или цифровая - продолжаются. Одни настаивают на неповторимости плёночной цветопередачи и восхищаются характерной зернистостью, другие упорствуют: цифровому снимку можно придать любой вид с помощью обработки, а тоска по плёнке - не более чем ностальгическая слабость.
Редакция Bird In Flight собрала самые расхожие аргументы обеих сторон и совместно с фотографом Романом Пашковским провела эксперимент, цель которого - наглядно продемонстрировать разницу между цифровым и плёночным снимком. Для этого они сопоставили фотографии, снятые при одинаковых настройках на две камеры со схожими техническими характеристиками: цифровую Nikon D800 и плёночную Nikon F100 (обе с объективом Nikon 50mm f/1.4).
Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8, 1/1600 s, ISO 100.
Преимущества плёнки
- Поскольку съёмка на плёнку сопряжена с дополнительными расходами, фотограф осмысленно подходит к каждому кадру и не щёлкает затвором бездумно. Невозможность сразу просмотреть отснятое вносит в процесс элемент таинства.
- Каждый может позволить себе купить недорогую плёночную камеру и начать снимать уже сегодня.
- Плёнки, особенно негативные, в фотографической широте (динамическом диапазоне) значительно превосходят цифру. Проще говоря, контрастные и сложноосвещённые сцены лучше снимать на негатив — картинка будет выглядеть более реалистично. Преимущество будет очевидным, если использовать высококачественные серии плёнок Fuji Pro чувствительностью 160, 400 и 800 единиц и Kodak Portra, имеющие чувствительность 100, 160 и 400 единиц.
- Те, кто снимают на плёнку, могут использовать дальномерные камеры — они компактны и обладают тихим затвором. Цифровые аналоги появились еще в 2006 году, но стоят дороже.
- Зернистость в отличие от цифровых шумов не портит снимок, а иногда, напротив, придаёт ему художественный вид.
- Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше.
Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/1.8, 1/320 s, ISO 100.
Недостатки плёнки
- Плёнка, проявка, сканирование кадров — всё это стоит денег.
- Сам процесс получения отпечатка достаточно трудоёмкий.
- Если дома у фотографа не обустроена собственная лаборатория, он всегда зависит от проявочной студии.
- Хранение плёнки требует специальных условий.
- Для дальнейшего использования плёночного кадра в программах его необходимо оцифровать, а сканирование всегда приводит к потере качества изображения.
Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/5, 1/640 s, ISO 100.
Преимущества цифры
- Цифровые камеры не тратят время на перемотку кадров, поэтому работают быстрее и лучше подходят для съёмки репортажей, спортивных и прочих динамичных событий.
- На карте памяти можно хранить несравнимо больше фотографий, чем на плёнке, а сама она не занимает много места.
- Изображения можно просматривать сразу.
- Чтобы отредактировать снимок, не нужно утруждаться его оцифровкой. К тому же, большинство зеркалок могут сохранять изображения в формате RAW, который позволяет корректировать настройки уже после съёмки.
- Многие цифровые фотокамеры могут снимать видео.
- Цифровая съёмка позволяет управлять светочувствительностью и балансом белого — параметрами, которые в случае с плёнкой жёстко привязаны к фотоматериалу.
Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8, 1/400 s, ISO 100.
Недостатки цифры
- Стоимость камеры, как правило, выше.
- Бюджетные цифровые камеры плохо передают градацию ярких фрагментов изображения и делают фотографию излишне контрастной.
- Матрицу нужно периодически чистить. В противном случае на ней скапливаются мелкие частицы, которые заметны на фотографиях, снятых на длинной выдержке.
- При повреждении жёсткого диска архив фотографий может быть уничтожен. Плёнки страдают реже.
Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/5.6, 1/250 s, ISO 100, Flash
По материалам: bird.depositphotos.com
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org