СКАНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО ФОТОАППАРАТА. Сканирование пленок фотоаппаратом
Домашний сканер фотопленок своими руками
У многих дома сохранились старые негативные плёнки с фотографиями. В былые времена люди именно так делали фотографии (когда не было современной техники, такой как цифровые фотоаппараты и т.д.) Но время идёт, появляются различные современные средства, которые облегчают существование. Но сегодня я хочу вернуться в те времена и рассказать вам о том, как можно почти бесплатно и быстро сделать фотографии, которые хранятся у вас на негативной плёнке.
Нам пригодится использованный картонный пакет из-под сока или молока объёмом 2 литра. Проделываем в нём два отверстия: одно в торцевой части - прямоугольное, а другое, в дне коробки - круглое (это отверстие делаем по размеру вашего источника света, мы сделали обыкновенную лампочку накаливания).
usamodelkina.ru
СКАНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО ФОТОАППАРАТА
Игорь РАЗУМОВ |
Многие из нас в прежние времена снимали простыми пленочными мыльницами, а иногда и зеркалками. Снимки печатали в минилабах, хранили в альбомах...Прошло несколько лет и в быту безраздельно властвует цифра. Большая часть снимков не печатается, а хранится в компьютерах. Старые альбомы потихоньку редеют, то один родственник попросит старый снимок, то другой. В какой-то момент открываешь альбом и не находишь там нескольких своих любимых снимков. Я думаю, у многих сохранилось достаточно неоцифрованных пленок семейных архивов. Пленка- вот она, печатать неохота, хочется снимок в компьютер. Срочно оцифровать! Но чем?
Плохонький сканер оцифровывает плохонько, хороший стот неплохо, дома уже есть один - старенький, не ломается зараза, а выбросить жалко.Зато есть средний цифровик. Может им? Какая марка? У меня Olympus C4000. В интернете нахожу среди ассексуаров адаптер для сканирования пленки. Ага, может значит! Срочно купить! Сколько стоит? Чего? Я свой фотик за эти деньги покупал!
Захожу в форумы, читаю отзывы, ничего особого, просто насадка на обьектив. Один мой знакомый снимал слайды, дает мне пару рамок для слайдов. Из баночки для корма аквариумных рыбок делаю кусок трубы, чтобы он плотно оделся на объектив (баночки бывают самых разных диаметров, поэтому удалось подобрать точно по диаметру объектива ) и чтобы рамка находилась на расстоянии фокусировки камеры. Главное точно отрезать трубу соблюдая параллельность плоскости линзы. Креплю рамку холодной сваркой, которая лежит в машине у каждого автолюбителя (45 руб.). Рамка даром. Но вот адаптер и готов.
Скорее сканирую. Сначала навожу в небо через окошко. Делаю снимок один-десятый, результат нулевой. Нет синего канала, зеленый - никакой. Не нужно быть очень умным, чтобы понять, нужен ровный рассеяный свет, как в сканере. Внутренний голос говорит, что затея провалилась. Теоретически нужно искать матовое стекло, крепить его к моей хлипкой конструкции. А свет? Где его брать? Чтобы источник был ровным? Слишком много канители. Идея забрасывается.
Через некоторое время, сидя в фотошопе создаю новый документ, он раскрывается на весь экран, фон белый. Ха! Вот он источник белого ровного света (монитор ЖК, про другие ничего сказать не могу). Итак создаем новый белый документ и разворачиваем его на весь экран и все.
Некоторое время экспериментирую. И вот почти полная повторяемость. Просто нужно соблюсти определенную последовательность действий:
1.Снимаем со штатива.2. Расстояние от ЖК монитора 25-35 см. Ближе пиксели экрана создают муар, дальше ослабляется свечение экрана.3. Важно! Обязательно выставляем перед съемкой баланс белого вручную.4. Снимать лучше ночью, когда можно выключить свет и исключить все паразитные засветки. Хотя снимал и днем, но в темноте больше понравилось.5. Так как выдержка большая, а дистанционного пульта нет, снимал с автоспуском 10 сек.6. Наводка на резкость в ручном режиме, режим "макро". Ну вот и все.
Примеры всех трех каналов после сканирования, плюс итоговый снимок ниже. Для своей камеры после инверсии в фотошопе подобрал корректирующие кривые, они приблизительно одинаковые для всей пленки, но немного отличаются от марки пленки. Чтобы ускорить процесс обработки для пленки пишу action: обрезка, исправление бочки, инвертирование, корректирующие слои. Потом вручную более точная коррекция.
Исходный негатив Красный канал Зелёный канал Синий канал РезультатНа этих снимках специально не трогал бочку, чтобы было представление о том, что получается на выходе. Сверху вниз: негатив, красный, зеленый, синий каналы и результат. Идея, думаю, может быть применена к различным маркам цифровиков с поправкой на их конструкцию.
dryk.info
Сканируем Негативы с помощью Зеркального Фотоаппарата | Урок
Этот туториал покажет вам, как отсканировать пленку, используя фотоаппарат. Причина тому, что мы используем фотоаппарат, а не сканер, является тот факт, что мы хотим сохранить деньги и не испортить пленку. Хороший сканер пленок дорогой, так что покупка будет выгодна только в том случае, если вы сканируйте много пленок. Есть еще один способ: отправить пленку на сканирование в специальную лабораторию, но это довольно-таки не удобно.Стоит отметить, что после этого урока у вас не будет такого же качества, как у профессионального сканера. Однако этот способ очень легок и подходит для выполнения дома.
Что Вам ПонадобитсяПеред тем как начать, следует проверить, все ли у вас готово:
- Зеркальный фотоаппарат
- Кусок стекла, например, кофейный столики или стекло от рамки. Положите это стекло на книги или коробки, чтобы приподнять его.
- Глянцевая фотобумага без каких-либо надписей на обратной стороне.
- Внешняя вспышка для фотоаппарата или очень яркая настольная лампа.
- Тренога.
- Макро объектив желателен, но не обязателен.
- Photoshop или любой другой графический редактор.
Шаг 1Во-первых вам понадобится стеклянная поверхность, на которой мы будем снимать. Я использовал стекло от кофейного столика, но стекло от рамки тоже подойдет. Во-вторых, нужно найти что-нибудь, на чем будет держаться стекло. Используйте коробки или книги. Стекло нужно поднять примерно на 30 см (1 фут).
Шаг 2Теперь необходимо поставить фотоаппарат на треногу. Расстояние до пленки зависит от типа вашего объектива. Если у вас макро объектив, то расстояние должно быть примерно в 50 см от негатива. Если же у вас объектив 18-55мм, то расстояние будет минимальным. Самое главное, чтобы негатив занимал все пространство фотографии.Теперь очень важно, чтобы стекло объективо было параллельно стеклянной поверхности. Для этого нужно чуть-чуть отодвинуть одну ножку штатива назад. Но не переборщите, а не то тренога упадет!
Шаг 3Теперь вам нужен один лист фотобумаги без надписей на обороте. Не обязательно, чтобы он был большим, 10х15 см пойдет. Поместите бумагу прямо под фотоаппарат.Разместите пленку на фотобумагу. Скорее всего вам понадобится что-то, что будет это пленку держать — две коробочки от пленки сойдут. Будьте аккуратней с пленкой, чтобы на ней не появились царапины.
Шаг 4Для этого шага вы можете использовать либо вспышку, либо просто очень яркую лампу. Будьте осторожны со светом, ведь он может повредить пленку. Поместите лампу под стекло, прямо напротив пленки. Если у вас вспышка, то нужно немного поэкспериментировать с настройками. Я применил 1/2 мощности вспышки на фотоаппарате Canon 430EX на расстоянии 30 см (1 фута).Настройки фотоаппарата нужно поставить вручную. Диафрагма должна стоять на f.7.1. Выдержка — от 1/10 до 1/20. Поставьте ISO на самый низкий уровень, чтобы избавиться от искажений и шума. Теперь вы готовы фотографировать!
Шаг 5Откройте картинку в Photoshop. Если ориентация фотографии не в порядке, переверните ее: Image > Rotate Canvas.
Шаг 6Скопируйте фоновый слой (Command-J на Mac Control-J на Windows). Это не обязательно, но желательно.
Шаг 7Если вы не работаете с негативом, пропустите этот шаг. Выберите скопированный слой и нажмите Command-I на Mac или Control-I на Windows, чтобы инвертировать изображение.
Шаг 8Если у вас не черно-белая картинка, пропустите этот шаг. Идите в Image > Adjustments > Desaturate, чтобы убедиться, что ваше изображение черно-белого цвета.
Шаг 9Выберите Сrop Tool и сотрите все настройки на панели сверху.
Шаг 10Вырежьте вашу фотографию и особо не волнуйтесь по поводу краев.
Шаг 11Выровняйте один из углов так, чтобы края обрезки соответствовали краям фотографии.
Шаг 12В центре есть маленький кружок (вокруг него вращается объект). Переместите его в угол.
Шаг 13Поверните зону обрезания так, чтобы она соответствовала с краями фотографии.
Шаг 14Совместите края с фотографией и нажмите Enter, когда все готово. Теперь вы можете спокойно обработать фотографию или просто отправить ее друзьям.
ЗаключениеЭта технология не заменит профессиональный сканер, однако является хорошей альтернативой, если вы не гонитесь за идеальным качеством. Вот некоторые примеры:
Наслаждайтесь!
pavel.shimansky.ru
Глава 6. Сканирование – ФотоКто
В прошлой главе я упоминал о планшетном сканере Epson V600 Photo, который стоит на работе. Это, конечно, замечательно, но только для среднего формата. При тех же 2400dpi (из которых он реально тысячи 2 разрешает) можно вытянуть 25-30Мп информации с кадра формата 645. В случае же формата малого кадр по площади раза в 3 меньше и всю информацию с него такой сканер собрать уже не в состоянии, кроме того, указанная максимальная оптическая плотность для Эпсона - толи 3,2D, толи 3,4D. Негусто и даже заметно - на гистограмме некоторых сканов справа наблюдался обрез, как по линеечке, то есть детали в светах (на негативе это самые темные участки) попросту потерялись.
Для узкого формата оптимальным решением является специализированный слайд-сканнер. Хотя это устройство недёшево (стоит дороже, чем тот же V600) и ничего, кроме плёнки сканировать не умеет, результат того стоит! Стал я задумываться, а что же приобрести. Сначала на ибее думал выцепить Nikon Coolscan IV, но после нескольких неудачных аукционов (на которых данный агрегат уходил стабильно выше 300 фунтов не считая доставки), остановился на модели попроще - Plustek Opticfilm 8200i, тем более, что данная компания, в отличие от никона, сканеры до сих пор делает. С рук этот аппарат можно приобрести за 10-15 тысяч рублей, их две модификации, отличающихся только наличием более продвинутого софта и калибровочного слайда у более дорогой.
В общем, тренироваться решил на домашнем архиве, половина которого у меня с собой - там были и старые чёрно-белые плёнки и более новые цветные. Объединяло их, пожалуй, только одно - они все были плотно скручены в рулончики и, в большинстве своём, сильно поцарапаны. Собственно про процедуру раскручивания написана не одна статья, тут я первооткрывателем не стал - засовываем плёнку в улитку бачка, где-то часов на 12-15 оставляем в закрытом бачке с небольшим количеством воды (влажная камера), а потом кладем сушиться в книжку на несколько дней. Ну или по-мокрому - минут 15-20 отмачиваем плёнку в дистилляте (или в смачивающем агенте - я использовал 0,05% лаурилсульфата натрия, 6мл 30% формальдегида в дистиллированой воде до 1л, как показала практика - мыла можно положить и побольше, скажем 0,1% или даже 0,2, только пениться сильно будет, а формальдегид брать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО свежий, поскольку в застарелом всегда есть параформ, который порадует вас белыми разводами, когда всё это высохнет), разворачиваем улитку, вешаем сушиться, до тех пор, пока эмульсия не перестанет липнуть, после чего на несколько дней в книжку. По-хорошему надо всё это пихать в сливер, но тогда сливеры ко мне ещё не приехали.
Сам процесс сканирования ничего сложного из себя не представляет. Шедший в комплекте сильферфаст был сразу отправлен на свалку по причине неумения экспортировать результат в тифф с глубиной цвета 16 бит на канал и установлен VueScan, который всё это умеет. Для цветных негативов маска вычиталась автоматом по базе данных вуескана (большинство плёнок там было, а самые распространенные в 90-е это Konica VX, Fuji Superia G, Kodak Gold и Polaroid Color), также я, как настоящая ленивая задница, не желающая с каждым кадром возиться в фотошопе, ставил фильтры "восстановить постаревшую пленку" и "восстановить цвета" - в большинстве случаев результат получался неплохой. Ещё одна интересная фишка именно фотосканеров - технология Digital ICE или, как она тут называется - iSRD. После сканирования изображения, сканер просматривает плёнку в инфракрасном диапазоне и составляет маску со всяким мусором, который он в этом ИК увидит. Это позволяет сильно сократить трудозатраты на убирание царапин и пыли, но только на цветных плёнках, в чёрно-белых изображение сложено металлическим серебром, которое для ИК непрозрачно.
Сравним одни и те же негативы, но сканированные разными сканерами:
Пример первый. Черно-белая пленка Kentmere 100 (очень рекомендую, кстати, за свою цену она, например, гораздо лучше, чем фомапан), сканирование в обоих случаях в 2400dpi. На увелченном фрагменте видно, что Эпсон потерял текстуру ткани, то есть его реальное разрешение ниже этих самых 2400dpi. Второе, что хотелось бы отметить - это совершенно выбеленное лицо на скане с эпсона - он просто не в состоянии пробить плотные участки негатива.
Пример второй: Plustek vs сканер от минилаба. Тут уже ничья, правда следует отметить, что на минилабе сидел довольно опытный оператор, плёнка - Kodak Color 200, как ни странно, тоже очень достойная по цветопередаче плёнка, по крайней мере мне нравится, жаль, что такую в 120 роликах не продают ((.
Ну и напоследок несколько отсканенных приветов из прошлого. Сестра автора этих строк в далеком уже 1997 года. Плёнка, кажется, Fuji G100. Снято на Зенит-Е с 44 Гелиосом
А это уже я, 1994 год, далёкая-предалекая деревня, тот же отцовский Зенит-Е и плёнка Тасма-64
Back to 1997, меня ведут в первый класс... Насильно )
2001 год, первый раз выехали в Нерезиновск. Московский зоопарк
Привет из настоящего: Fomapan 100 в D-76 по номиналу, скан и фотошопленье
Kodak Color 200. Самостоятельная проявка при помощи Tetenal Colortec C-41 kit (об этом подробнее в следующих постах)
З.Ы. Формат данного блога не позволяет засунуть картинку шириной больше 640 пикселей, поэтому если кому-то хочется посмотреть их в максимально мразрешении - welcome на яндекс https://fotki.yandex.ru/users/drunken-knight/album/469024/
и в группу вконтакте: https://vk.com/scanning54
fotokto.ru