Как печатали фотографии в СССР. Проявление фотографий с пленки


Как печатали фотографии в СССР / Назад в СССР / Back in USSR

Если у кого-то сегодня и остались старые плёночные аппараты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати фотографий. Но так было не всегда. Ведь раньше изготовление фотографий было настоящим искусством! Это сейчас — достал аппарат, сделал сотню-другую снимков, а потом на компьютере выбрал самые удачные кадры. А тогда к каждому кадру относились бережно. Ведь на плёнке было всего 36 кадров. И что ты с фотографировал, увидеть можно было только в после проявки плёнки. Прежде чем начать съёмку, эту самую плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65. Можно сказать универсальная плёнка для фотолюбителя.
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат. После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте. Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Кто-то использовал марлю, а у кого-то были и специальные фильтры. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок. Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр. После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем). В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась. Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок. Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи. Да, совсем забыл сказать. Способ, про который я только что рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей. И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов. Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет.
Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива. Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом (чем дороже стекло, тем лучше качество снимка), лампой и кадровочной рамкой, которая позволит при красном фильтре откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге.
Подключаем фотофонарь. Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор. Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы. Начинается самое интересное. Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку. Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция. Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.
После того, как все нудные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину. Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Был ещё и резак, который помогал более художественно обрезать готовые снимки. Вот, собственно, и всё.

back-in-ussr.com

Процесс проявления плёнки в фотографии - Фотохимия и аналоговая фотография - ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ - Каталог статей - Media-Shoot - кино и фото искусство

Проявление - это процесс, при котором скрытое изображение, полученное при съемке или фотопечати, усиливается в миллионы и миллиарды раз и становится видимым.

В самых светлых участках фотографического объекта восстанавливается наибольшее количество серебра, а в темных - наименьшее. Переходные тона (полутона) будут темнее или светлее в зависимости от количества отражаемого снимаемым объектом света и, следовательно, восстановленного при проявлении металлического серебра.

Качество полученного изображения зависит не только от количества света, попавшего на светочувствительный cлой, но и от свойств проявляющего раствора. Рассмотрим основные свойства проявляющих растворов.

Избирательная способность проявителя заключается в его способности восстанавливать металлическое серебро изображения пропорционально подействовавшему свету. Чем больше света попало на светочувствительный слой, тем быстрее идет процесс восстановления. На участках, где свет не подействовал, металлическое серебро восстанавливается в конце процесса в небольших количествах, образуя так называемую вуаль. Чем больше избирательная способность проявителя, тем больше разрыв во времени между проявлением скрытого изображения и появлением вуали, следовательно, чем выше избирательная способность проявителя, тем меньше вуаль.

Скорость действия проявителя характеризуется временем проявления, в течение которого достигается нужная контрастность изображения. Это свойство зависит от компонентов, входящих в состав раствора, и от температуры раствора. Время, прошедшее с момента погружения экспонированного фотоматериала в проявитель до появления первых следов изображения, называется индукционным периодом, величина которого зависит не только от скорости действия проявителя, но и от количества подействовавшего света. По индукционному периоду можно судить о правильном времени экспонирования и о степени истощения проявителя.

Максимальная контрастность изображения, создаваемая проявителем, зависит как от состава проявляющего раствора, так и от обрабатываемого светочувствительного материала, а также от времени проявления. Если обработать сенситограммы, сделанные в одинаковых условиях, в одинаковое время, но в различных проявляющих растворах, мы получим различный коэффициент контрастности, но, изменяя время проявления, мы можем получить одинаковый коэффициент контрастности. Следовательно, для получения высокого контраста некоторые проявители требуют меньшего времени, другие большего, т. е. контраст - это функция скорости работы проявителя, что позволяет говорить о контрасте как о свойстве проявителя.

Влияние проявителя на светочувствительность в основном зависит от концентрации проявляющих веществ и от активности щелочи. Все светочувствительные материалы подвергают сенситометрическим испытаниям, при которых определяют все основные параметры. Испытания проводят в строго стандартных условиях (источник света, растворы, время обработки). Изменяя состав проявляющего раствора и время обработки в нем, изменяют светочувствительность обрабатываемого фотоматериала в определенных пределах.

Применяя мелкозернистый проявитель с фенидоном, можно увеличить светочувствительность в 4-6 раз, меняя время обработки, но при этом повышается контрастность изображения.

Влияние проявителя на зернистость изображения зависит от величины зерен галогенного серебра, величина которых в свою очередь зависит от величины светочувствительности фотослоя. Но в процессе обработки можно в некоторой степени уменьшить величину этих зерен. Основным веществом, влияющим на величину зерна в процессе проявления, является сульфит натрия, который оказывает растворяющее действие на зерна галогенного серебра. Отсюда и большое количество сульфита натрия в мелкозернистых проявителях. Мелкозернистые проявители характеризуются также малым содержанием щелочи, вследствие чего увеличивается время проявления, что положительно влияет на выравнивающие свойства проявителя.

Истощаемость проявителей. На основании проведенных исследований, установлены нормы расхода проявляющих растворов на обработку 1 м2 фотоматериала. Обработка большего количества фотоматериала ухудшает качество изображения, так как по мере проявления фотоматериалов изменяется количественный и качественный состав раствора, т е. изменяется величина рН раствора, вследствие уменьшения концентрации щелочи происходит накопление продуктов окисления, бромидов и т д. Для повышения стабильности проявляющих растворов и в целях экономии расходования химикатов в них вводят так называемые подкрепляющие добавки, задача которых состоит в том, чтобы поддержать на одном уровне концентрацию проявляющих веществ и рН раствора, что значительно увеличивает срок службы растворов и способность их обработать большее количество фотоматериалов.

Сохраняемость проявителей. Это свойство проявляющих растворов зависит главным образом от количества содержащегося в нем сульфита натрия и щелочи. Чем больше в проявителе первого вещества и меньше второго, тем дольше может сохранить раствор свои первоначальные свойства. Для получения стабильного качества обрабатываемого материала необходимо, чтобы составляемые заранее и вновь составленные растворы обладали одинаковыми свойствами. Для этого проявляющие растворы, не идущие в употребление, должны храниться в закрытых сосудах, причем необходимо, чтобы между поверхностью раствора и крышкой было минимальное количество воздуха. Для этих целей применяют баки с плавающими крышками, которые соприкасаются с поверхностью раствора независимо от объема раствора в баке.

Роль диффузии при проявлении. Самопроникновение одного вещества в другое при их непосредственном соприкосновении называется диффузией. В процессе обработки фотоматериалов обрабатывающие растворы проникают в желатиновый слой, а использованный диффундирует обратно. Скорость диффузии очень мала, и протекает она до того момента, когда концентрация вещества раствора, находящегося в фотослое, сравняется с концентрацией вещества раствора пограничного слоя. Поэтому при обработке фотоматериала раствор необходимо перемешивать или перемещать обрабатываемый фотоматериал, чтобы пограничный слой постоянно обновлялся, а скорость диффузии увеличивалась, что будет способствовать равномерной обработке всей поверхности фотоматериала.

Зная основные свойства проявляющих растворов, можно оперировать ими, делая акцент на то или иное свойство (усиливая его или ослабляя) для получения изображения с заранее заданными параметрами. Исходя из вышеизложенного, рассмотрим виды проявляющих растворов и их применение.

1. Для проявления изображений объектов с большим интервалом яркости применяются выравнивающие проявители, которые уменьшают интервал почернений и дают проработку деталей в тенях. В таких проявителях наибольшая скорость проявления наблюдается на участках, получивших меньшую освещенность (в тенях), а наименьшая - нз участках, получивших большую освещенность (в светах), благодаря чему происходит наилучшая проработка деталей в тенях. В состав выравнивающих проявителей входит большое количество сульфита натрия, обладающего способностью уменьшать размеры галогеносеребряных зерен, и малое количество щелочи, что увеличивает время проявления. Эти же факторы влияют и на зернистость изображения. Поэтому выравнивающие проявители являются и мелкозернистыми.

2. В отличие от выравнивающих проявителей контрастные проявители дают изображение, имеющее большую плотность в тенях и малую в светах. Они характеризуются энергичным проявлением сильно экспонированных участков и почти совсем не проявляют слабо экспонированные. Их применяют в основном для проявления штриховых изображений. В таких проявителях обычно применяют проявляющие вещества невысокой активности (гидрохинон) и сильные щелочи (сода, поташ, едкий натр), и характеризуется малым временем проявления (3-6 мин), уменьшением чувствительности фотоматериала, большим коэффициентом контрастности и большим значением рН.

3. Иногда в связи с плохой освещенностью объекта фотосъемку производят с недодержкой. В этом случае необходимо применить проявитель с высоким восстановительным потенциалом, чтобы проявлялись зерна с очень малыми центрами проявления. Эти проявители характеризуются высокой щелочностью и большой концентрацией высокоактивных проявляющих веществ. Для предотвращения вуали в раствор вводят большое количество антивуалирующих веществ. Проявление идет энергично в тенях изображения и менее энергично в светах.

4. Переэкспонированные негативы, обработанные в нормальном проявителе, будут иметь большую плотность почернения, особенно в тенях. Кроме того, проявляются участки, засвеченные рассеянным светом объектива и камеры. Изображение получается плотным и вялым. Такие негативы необходимо обрабатывать проявителем, в котором относительно энергично проявляются света и менее энергично тени. Проявитель для переэкспонированных негативов должен обладать низкой восстановительной активностью, содержать малоэнергичное проявляющее вещество, органическое про-тивовуалирующее вещество, небольшое количество щелочи. Обработку следует производить при пониженной температуре.

5. Обработка фотоматериала при повышенной температуре проявителя. Время проявления устанавливают. опытным путем в зависимости от температуры проявителя. Повышенная температура проявителя способствует ускорению реакции окисления проявляющего вещества, что вызывает необходимость увеличить количество сохраняющего вещества. Для предотвращения потеков и сползания эмульсии светочувствительного слоя в проявитель вводится сульфат натрия Na2SO4, уменьшающий набухание слоя.

6. При низкой температуре проявителя уменьшается диссоциация ионов и ухудшается избирательная способность проявляющего вещества. Поэтому для замедления проявления неэкспонированного галогенного серебра в раствор вводят большое количество бромистого калия. Для активизации проявляющего вещества в проявитель вводят едкую щелочь, увеличивая щелочность раствора.

Температурный режим. Скорость проявления зависит от температуры раствора: увеличивается с повышением его температуры и снижается при понижении. Но при этом необходимо учитывать, что изменение скорости проявления на участках фотослоя, получивших различную величину экспозиции, различно, а это изменяет характер изображения. Поэтому одним из основных условий нормального проведения процесса является стабильность температуры растворов с соблюдением указанных допусков для данного проявителя.

Временной режим. Различные по характеру действия проявители обладают различной скоростью действия для достижения нужного коэффициента контрастности и максимальной плотности почернения. Но во всех растворах скорость их действия в течение всего процесса различна. Увеличиваясь в первый, так называемый индукционный, период, скорость проявления достигает максимума во второй период - послеиндукционный. Затем скорость проявления постепенно снижается. Следовательно, с увеличением времени проявления максимальная плотность почернения и коэффициент контрастности увеличиваются до определенного предела, по достижении которого увеличение максимальной плотности прекращается, но минимальная плотность и плотность вуали продолжают возрастать, а коэффициент контрастности начинает уменьшаться.

Циркуляция раствора. Скорость проявления определяется скоростью реакции между проявляющими веществами и экспонированными участками галогенидов серебра. Скорость реакции в свою очередь зависит от поступлений новых порций реагирующих веществ к месту реакции и отхода от этих участков вновь образующихся веществ. Следовательно, чем больше скорость диффузий этих веществ, тем больше скорость реакции. Но если скорость реакции превышает скорость диффузии, то для нормального ведения процесса необходимо создать циркуляцию растворов, которая увеличит приток новых веществ к реагирующим участкам. Особенно большое значение циркуляция имеет для сильноэкспонированных участков, так как повышенная скорость реакции вызывает уменьшение концентрации проявляющих веществ и щелочи и увеличение бромидов. Самопроизвольная диффузия не успевает выравнивать концентрацию веществ во всем объеме, отсюда неравномерность проявления по всей обрабатываемой площади. При отсутствии циркуляции проявителя на участках, расположенных рядом и получивших различную экспозицию, может образоваться пограничный эффект, выражающийся в том, что вокруг очень темных мест изображения появляются светлые полосы. Это происходит из-за того, что при проявлении сильноэкспонированного участка в пограничном слое резко возрастает концентрация бромидов, которые диффундируют в соседний слабо экспонированный участок и замедляют процесс проявления (линии Маки), и наоборот, от участков, получивших малую экспозицию, проявляющие вещества диффундируют к более плотному участку, образуя на краях его повышенную плотность (явление бордюра).

Существует два основных метода обработки негативных фотоматериалов: обработка по времени и с визуальным контролем.

Обработке по времени, как правило, подлежат негативные фотоматериалы, обладающие высокой степенью сенсибилизации ко всей видимой зоне спектра (изопанхром) или меньшей степенью сенсибилизации (панхром, изоорто и т. п.), но при отсутствии неактиничного освещения. Этот метод основан на изучении свойств проявляющих растворов и при определенных температуре, времени проявления и циркуляции растворов дает возможность получить негативы с заданными параметрами.

Метод визуального контроля применяют обычно для обработки фотоматериалов, сенсибилизация которых позволяет проводить проявление при каком-либо неактиничном свете. Такой метод позволяет контролировать проявление в течение всего процесса, но требует достаточного опыта для правильного определения окончания процесса. В начальной стадии наблюдение за проявлением ведут по эмульсионной стороне, в конечной стадии - со стороны подложки, так как проявление должно происходить по всей толщине эмульсии. Обработку удобно производить в белых кюветах с высотой борта 30-40 мм.

Результаты, получаемые при проявлении, определяются не только рецептурой применяемых растворов и технологическими режимами, но также способами обработки фотокиноматериалов. Рассмотрим некоторые из них.

Двухрастворное проявление. Этот способ, дающий возможность получить негативы с хорошей проработкой деталей в светах и тенях с малым коэффициентом контрастности, заключается в том, что экспонированный материал обрабатывают сначала в течение 2 мин в растворе проявляющего вещества с сульфитом, а затем в течение 4-6 мин в растворе соды. Для увеличения плотности изображения нужно увеличить время нахождения материала в первом растворе, но не доводить до появления первых следов изображения Для небольшого повышения контрастности негатива эту операцию можно повторить несколько раз, но необходимо учесть, что в этом случае в растворах начинают накапливаться вещества, не входящие в их состав, в первом растворе - щелочь, а во втором - проявляющие вещества.

Состав растворов для двухрастворного проявления:Раствор 1 Метол 1г - Гидрохинон 2г - Сульфит Na безв. 100г - Бисульфтит Na 5г - Вода 1л Раствор 2 Сульфит Na безв. 100 - Сода безв. 50м - Вода до 1л

Физическое проявление. При этом способе проявления видимое изображение строится из металлического серебра, осаждающегося из проявляющего раствора на участки скрытого изображения. Такое проявление дает очень тонкую структуру проявленного изображения, но значительно понижает светочувствительность, поэтому при фотосъемке требует значительного увеличения времени экспонирования. Различают два способа физического проявления: до фиксирования и после него. В первом случае проявление ведут обычно в мокром коллодионном процессе, во втором случае экспонированный материал сначала фиксируют, тщательно промывают и высушивают. Фиксаж нужно применять нейтральный. Проявление проводят в растворе, составленном из следующих запасных растворов:Раствор 1 Лимонная к-та 25 - Вода до 1 лРаствор 2 Метол 40 - Вода до 1 лРаствор 3 Азотнокислое серебро 100 - Вода до 1 лПриготовляя рабочий раствор, к 20 мл раствора I добавляют 30 мл воды, затем 50 мл раствора II и 2 мл раствора III. Раствор готовят непосредственно перед употреблением, так как он нестоек при хранении. Проявление ведут на свету с визуальным контролем.

Проявление с накатыванием набухшего эмульсионного слоя. Способ дает возможность осуществить голодное выравнивающее проявление, так как процесс проявления в светах останавливается вследствие израсходования проявляющего вещества и щелочи, в то время как в тенях этот процесс еще продолжается. Этот способ проявления заключается в том, что обрабатываемый фотоматериал, набухший в проявляющем растворе, прикатывают эмульсионным слоем к гладкой химически нейтральной поверхности (стеклу, пленке) и оставляют в таком виде до окончания проявления, после чего промывают и фиксируют. Обычно этот способ применяют для выравнивания негатива по плотностям, так как фотографируемый объект имеет очень большие интервалы яркостей, а также при методе фильтрации деталей с применением высококонтрастных фотопленок.

Источник: http://www.rusimage.ru/BW7.html

media-shoot.ru

Самостоятельная проявка чёрно-белой негативной фотоплёнки

Самостоятельная проявка чёрно-белой негативной фотоплёнки

Часто в разных фотофорумах я читал о том, что многие, называющие себя фотографами не знают как проявить обычную, негативную чёрно-белую плёнку. Это явление и подвигло меня на написание этой статьи.

Здесь я хочу обратиться к молодым фотографам, которые ныне увлеклись средним форматом и снимая в основном на чёрно-белую плёнку, часто испытывают трудности с её проявкой по причине простого незнания процесса.

Надо ли самому проявлять чёрно-белую плёнку? Несколько конкретных фактов. Чтобы проявить чёрно-белую плёнку по стандартному бромо-серебряному процессу надо поехать в лабораторию, оставить её там, заплатить от 60 до 80 рублей, на следующий день поехать и забрать проявленную плёнку. Долгий процесс правда? Я уже не говорю о том, что никакого творчества к процессу проявки приложено не будет. Имеется ввиду большое зерно, высокий или низкий контраст или что ещё Вы там задумали. А если появится царапина, капелька высохшей воды - вообще полная неудволетворённость и фрустрация. Но читая отзывы о фотолабораториях я часто наблюдаю, что некоторым это просто необходимо - поругать кого-нибудь. Так вот самостоятельная проявка лишает Вас этой возможности, заодно сохраняя время потраченное на дорогу и деньги на проявку и даёт Вам возможность оценить Вашу собственную внимательность и аккуратность. А просторы для творчества при самостоятельной проявке практически безграничны. И концентрация, и температура проявителя и время проявления - всё в Ваших руках. Вообще снимать и проявлять как в кино, где недопустимы отклонения экспозиции и процессов проявления ибо за ними следует контактная печать на копировальном аппарате - искусство профессионального фотографа. Можно, конечно и в фотошопе подправить, но всё же.....

Проявка фотоплёнки

Включает в себя шесть стадий обработки:

1) Проявка непосредственно (обработка в проявляющем растворе)

2) Стоп-ванна (остановка процесса проявления, нейтрализация оставшегося проявителя)

3) Промывка

4) Фиксирование

5) Окончательная промывка

6) Сушка

Ниже мы опишем все эти стадии подробно.

Качество проявки плёнки зависит от четырёх параметров: качества воды, концентрации проявителя, температуры проявляющего раствора и времени проявления. При правильном сочетании и соблюдении этих параметров желаемый результат гарантирован.

Приготовление растворов.

Не сделаю открытия если скажу, что для приготовления растворов нужна вода. Конечно качество воды прямым образом влияет на конечный результат. Что такое качественная вода? Ну конечно же дистиллированная. Это в идеале. А в жизни? В жизни можно поступить следующим образом: почти в любом доме нынче имеется фильтр для питьевой воды. Воспользуйтесь им. Наиболее удобно использовать фильтры "кувшинного" типа с сменным катриджем. Он хорошо фильтрует механику (песок, прочую грязь), а активированный уголь заботится о химическом составе получившейся воды. Если полученную таким образом воду прокипятить в чистом чайнике, а затем отстоять сутки, то причину любых ошибок в проявлении можно искать где угодно, но только не в воде.

Для справки. Вот такую бутылочку концентрата, стОящую в ЭКТА-Ф 270 рублей, объёмом 250 мл. можно развести добавив воды до общего объёма 7,5 литров, приготовив таким образом одноразовый проявляющий раствор, которым можно будет проявить 21 плёнку типа 120 или 135. Таким образом обработка в проявителе одной плёнки обойдётся в 13 рублей.

Но что делать если Вам нужно не 7,5 литров раствора, а всего 350 мл. для обработки одной плёнки в бачке?

Для приготовления одноразового проявляющего раствора на одну плёнку в стандартном (350 мл.) бачке нам необходимо отмерить 12 мл. концентрата LS 29. Наиболее всего удобно отмерять столь малые колличества концентрата пользуясь вот таким одноразовым шприцем.

12 мл. концентрата выливаем в мерный цилиндр, а затем доливаем заранее приготовленной водой до объёма 350 мл. Итак проявитель готов. Учитывая, что данный раствор одноразовый, после обработки выливаем его в канализацию.

А это обыкновенная уксусная эсенция. Она используется для приготовления стоп-ванны.

Выливаем 20 мл. уксусной кислоты в мерный цилиндр и доливаем водой до объёма 500 мл. Всё. Стоп-ванна готова.

Работая с Уксусной кислотой (эссенцией), будьте очень осторожны!!!! Это обыкновенная концентрированная кислота, которая легко сжигает кожу, не говоря уже о глазах. При любых попаданиях на поверхность тела смывать водой, (чем дольше тем лучше).

Плотнозакупоренную бутылку хранить в самом недоступном для детей месте.!!!!!!!

В качестве фиксажа прекрасно подойдёт концентрат FOMA Universal rapid fixer. Продаётся в той же ЭКТА-Ф и стоит 100 рублей. Эту бутылочку объёмом 500 мл. можно развести до 3 литров и обработать в них 51 плёнку типа 120 или 135. Таким образом фиксирование 1 плёнки обойдётся чуть менее 2х рублей.

Подводя итог мы видим, что полная обработка одной плёнки обойдётся нам всего в 15 рублей. Ну что ж - более чем убедительно.

Ну вот растворы готовы и мы переливаем их в подходящую тару. Т.е. такую, которая обеспечит сохранность растворов от окисления. Наиболее удобны для этого пластиковые бутылки, которые можно сдеформировать так, что над поверхностью раствора практически не останется воздуха, который и окисляет растворы в процессе хранения. Но хочу сразу отметить, что хранить растворы надо только в крайних случаях, а во всех остальных использовать только свежие.

Следующий необходимый этап - термостатирование растворов. Тут надо сразу отметить, что термостатирование необходимо прежде всего для проявителя, потому, что основные свойства изображения задаются прежде всего им и время проявления жёстко определяется температурой проявляющего раствора. Чтобы добиться наилучшего результата при проявке любой фотопленки, все растворы, включая воду для промывки, стоп-ванну (если она используется), фиксаж и смачиватель должны поддерживаться при температуре + 5°С для того чтобы избежать ретикуляции. Эффект ретикуляции иногда ошибочно принимается за крупное зерно.

Измерим температуру окружающего воздуха в помещении, где мы будем проявлять плёнку. Вот таким термометром. Обычно во всех руководствах, листовках и этикетках указывается время проявления при температуре 20°С (эти данные для плёнок Ilford можно найти здесь и здесь). Но если у Вас в бачке с проявителем оказалась температура 23°С, то вовсе нет никакой необходимости ждать, когда она опустится до необходимых 20°С. В этом случае мы обращаемся к диаграмме корректировок времени проявления из которой и получаем время проявления при имеющейся температуре проявителя.

Для точного отсчёта времени проявления можно использовать примитивные цифровые часы за 50 рублей

Бачки для обработки фотоплёнки

На этой картинке изображён бачок для проявки рольфильма типа 120.

Как видите бачок этот двухспиральный, что обеспечивает безопасность плёнки от слипания. Но эта же двуспиральность вызывает затруднения при попытке зарядки плёнки в мокрую спираль.

Если Вы никогда не заряжали плёнку в бачок в полной темноте, то я порекомендую Вам сделать это несколько раз на свету, используя засвеченную плёнку.

После того как Вы зарядите плёнку несколько раз с закрытыми глазами успешно, можете переходить к зарядке отснятой плёнки в тёмной комнате.

На этих картинках изображён односпиральный бачок для обработки плёнки формата 135 (узкая). Зарядка этого бачка не вызывает проблем даже если спираль мокрая, но всегда нужно очень строго выдерживать направление вращения спирали с плёнкой воизбежании её слипания. Направление вращения указано на крышке бачка.

Для непосредственно проявки берём два одинаковых бачка. Тип бачка определяется размером плёнки. Я использую два одинаковых бачка для оперативного переноса плёнки из раствора в раствор.

  1. В полной темноте заряжаем спираль плёнкой и помещаем её в пустой бачок
  2. Во второй бачок наливаем проявляющий раствор и помешивая измеряем его температуру
  3. Определяем необходимое время проявления
  4. В полной темноте перемещаем спираль с плёнкой и крышкой из пустого бачка в бачок с проявляющим раствором. Начинаем отсчёт времени проявки. При этом необходимо слегка ударить бачок о поверхность на которой он стоит для удаления воздушных пузырей возможно образовавшихся на плёнке в процессе погружения в проявитель. В процессе проявления необходимо вращать спираль с пленкой (на односпиральных бачках только в направлении указанном стрелкой).
  5. Во второй бачок наливаем раствор стоп-ванны.
  6. По окончании времени проявления переносим (В ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ) спираль с плёнкой в бачок с стоп-ванной и делаем один-два оборота спиралью.
  7. Сливаем стоп-ванну обратно в бутылку и промываем бачок с плёнкой проточной водой в течение 2-3 минут
  8. Переносим спираль с крышкой бачка (В ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ) в бачок предварительно наполненый фиксирующим раствором. Время фиксирования обычно указывается на бутылке с фиксажем.
  9. По окончании фиксирования, сливаем фиксирующий раствор, открываем крышку бачка и устанавливаем бачок с спиралью под струю проточной воды. Время этой промывки составляет обычно 20-30 минут.
  10. По истечении времени последней промывки, вынимаем плёнку из спирали и подвешиваем её на бельевой прищепке с сухом непыльном месте. По обеим сторонам плёнки по всей её длине проводим мокрой замшей для удаления капель воды.

Приблизительно через 30-40 минут плёнка окончательно высохнет и порадует Вас новыми шедеврами.

photonik.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта