Устройства для сканирования пленок. Планшетные сканеры со слайд-модулем. Пленку отсканировать
Как оцифровать фотопленку в домашних условиях самостоятельно? :: SYL.ru
Наверняка у многих из нас сохранились десятки, сотни, тысячи цветных и черно-белых фотопленок из далекого прошлого, а может, и настоящего времени. Только не многие знают, как оцифровать пленку в домашних условиях. А выбрасывать кусочки прошлого просто рука не поднимается, да и разглядывать слайды посредством диапроектора не очень хочется в век семимильного технологического развития.
Куда уж тут угнаться диапроектору? Еще полвека, и люди, возможно, будут пользоваться телепортацией для путешествий. Убить двух зайцев – избавиться от фотопленок и одновременно сохранить их в другом формате - поможет оцифровка фотографий. Как оцифровать фотопленку в домашних условиях? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Как оцифровать старые фотопленки в домашних условиях?
Различают принципиально два способа:
1) Сканирование фотопленок, которое осуществляется посредством фотосканера или же планшетника с встроенным для пленок адаптером. Планшетный сканер со встроенным слайд-модулем значительно отличается от простого сканера – другая крышка и одноцветная лампа.
2) Пересъемка слайдов и негативов с использованием цифрового фотоаппарата.
Благодаря этим методам можно очистить свое пространство от хлама и не беспокоиться о том, как правильно хранить стародавние пленочные архивы.
Знаете ли вы, что…?
Пленочная фототехника, хоть и пережиток технологической революции, все еще используется для съемки. Она обеспечивает фотографиям самое высокое качество картинки, если, к примеру, оцифровать имеющиеся фотопленки. Далее можно с помощью компьютера сделать изображение еще более качественным. Неудивительно, что пленочная фототехника снова входит в моду. Однако многие не знают, как оцифровать фотопленку самому.
Что это такое?
Оцифровка фотопленки – это разбивание каждого кадра на отдельные элементы (пиксели) и сохранение информации о цвете и координатах в файле программы. Как оцифровать фотопленку в домашних условиях? Чтобы осуществить данную задачу, понадобится или сканер, или цифровой аппарат.
Какой сканер используется?
Сканер является наиболее удобным устройством для оцифровки слайдов или фотопленок различных форматов. Благодаря нему можно быстро преобразовать пленочный архив в полноценный цифровой вид, при этом сохранив оптимально хорошее качество изображения. Качество в данном случае всецело зависит от конструкции сканера.
Оцифровка фотопленки на сканерах разного типа
Сегодня существуют различные типы сканеров с возможностью оцифровки пленок, слайдов и прочих прозрачных фотоматериалов. Все эти устройства предназначены для работы с пленкой, однако возможности у них у всех разные, соответственно, и цена тоже.
Оцифровать пленку дома можно с помощью двух типов сканера: первый - со слайд-модулем, а второй – фильм-сканер.
Конечно, планшетный с встроенным слайд-модулем значительно дешевле, но это не значит, что он будет плохо выполнять свою работу: он позволяет получить хорошую качественную картинку, причем он оцифровывает не только фотопленки, но и фотографии. Теперь, когда вы знаете, как оцифровать фотопленку, для сохранения домашних фотоархивов смело можете использовать сканеры данного типа. Они компактны и многофункциональны.
Если же вы остаетесь приверженцем пленочной фототехники и задумываетесь о том, как оцифровать в домашних условиях фотопленку в больших количествах, то вам однозначно нужно делать выбор в пользу фильм-сканера. И пусть его стоимость значительно выше, чем у первого типа, он более удобный. Безусловно, качество изображения тоже на высоком уровне.
Существует еще два вида сканеров, которые могут оцифровать как цветную фотопленку, так и черно-белую. Это барабанные фотосканеры и минилабы. В том случае, если оцифровка фотографий для вас - дело не столь частое, сканер – дело вторичное, и легче заплатить за данную услугу в фотокиоске. Качественного изображения можно добиться только в профессиональной лаборатории, поэтому будьте предельно внимательны, обращаясь к профессионалу.
Оцифровка фотопленки без сканера
Достаточно иметь свой фотоаппарат, чтобы оцифровать как черно-белую фотопленку, так и цветную в домашних условиях. Наилучшим вариантом в данном случае станет фотоаппарат, у которого есть сменные объективы. Некоторые производители фототехники делают специальные насадки для объективов фотоаппарата. С такими устройствами фотопленку фотографируют на ярком светлом фоне.
Оцифровка фотопленки в специальной насадке для цифрового фотоаппарата
Помимо устройств, выпускаемых фирмами, можно производить оцифровку фотопленки с помощью насадки, которую сделать из подручных материалов. Нужно найти полый цилиндр, соответствующий диаметру объектива, прикрепить к нему площадку с выполненным на ней отверстием под размер необходимого кадра. По виду такая конструкция должна напоминать фирменную.
Необходимая операция может быть произведена в домашних условиях даже без насадки на объектив. Вместо нее можно вырезать рамку под размер кадра и установить напротив белого фона. Так можно использовать экран монитора с белым документом в качестве белого фона. Чтобы добиться желаемого эффекта, нужно в эту рамку вставить фотопленку и сделать ее фотографию со штатива.
Конечно, для оцифровывания фотопленок в домашних условиях возможно использовать и более сложную конструкцию. Она может включать в себя устройство для перематывания рулонной фотопленки, экран с подсветкой для рассеивания, станину, на которую крепится фотоаппарат. Все эти манипуляции зависят от вашей ловкости рук и смекалки.
Насадка для объектива или же самодельная конструкция используются, если необходимо сделать оцифровку отличного качества при минимальных денежных затратах. В данном случае это будет весьма целесообразно. Помимо этого, при помощи ловкости рук можно создать такую конструкцию, которая всецело будет соответствовать вашим требованиям при оцифровке любого типа прозрачных фотоматериалов.
Стоимость оцифровки фотоматериалов
Вопрос цены и качества, удобства и скорости выполнения операции неразрывно связан с процедурой оцифровки фотопленки. Не стоит пенять на невысокое качество цифровой картинки и неудобство в работе, если ваш бюджет не позволяет выполнить все на лучшем уровне. Стоит учитывать, что качественная работа всегда стоит дорого. Тут уже важно взвесить все стороны и принять решение, ведь если сама по себе фотопленка не содержит ценной информации наивысшего качества, то какими бы устройствами вы ни пользовались, из нее не извлечь хорошего качества изображения. Стоит подходить с умом и соизмерять свои возможности и потребности.
Большинство старых кадров было сделано на фотопленке, когда-то популярной в советское время. Названия популярных пленок в прошлые времена - «СВЕМА» и «ТАСМА». Использовались также фотопленки типа Fujifilm, Kodak, Konica, которыми увлекались многие советские фотографы-любители. В то время качество этих пленок не отличалось оптимальным результатом, а оптика этого периода оставляла только желать лучшего. Высокого качества добиться было не так-то просто. Конечно, можно подключить к оцифровке фотопленки данного типа дорогое оборудование. Но все пойдет насмарку, если качество фотографии изначально не было хорошим.
Поэтому можно сделать вывод, что оцифровывание фотопленок из прошлых десятилетий - дело непростое и трудоемкое, а зачастую неблагодарное, так как добиться качественного изображения практически невозможно.
Ценовой диапазон устройства составит в среднем около 17500–24000 рублей. Благодаря таким сканерам можно извлечь хорошее качество картинки, они просты в использовании, не занимают много места и уж точно не будут простаивать без дела.
Оцифровку же фотопленки для получения самого высокого качества лучше делать на профессиональном сканере. Безусловно, это вам влетит в копеечку. Тут главное – понять, действительно ли вам важно качество за любые деньги или нет. Более того, маловероятно, что у вас получится передать максимально высокое качество фотопленок с экрана монитора или в бумажной версии.
Вывод
Как оцифровать фотопленку в домашних условиях? Риск не всегда оправдывается, поэтому предоставьте это дело профессионалам. Чтобы добиться среднего положительного результата оцифровки, лучше обратиться в ближайший минилаб. Такая услуга не будет бить по карману. Но перед походом к профессионалу не забудьте выбрать кадры, которые действительно хотите напечатать или разместить где-то в интернете.
Не бойтесь пополнять свой архив ценными фотографиями благодаря оцифровке фотопленок!
www.syl.ru
Рейтинг пленочных сканеров. Профессиональные плёночные сканеры — «Фотосоветы»
Oчень трудно сравнивать друг с другом пленочные сканеры, которые на данный момент доступны на рынке. Это обусловлено слишком большими различиями между отдельными устройствами. Для того чтобы вы оценили сложность прямого сравнения приведем несколько примеров.
- Очевидно что Minolta DIMAGE Scan Dual IV проигрывает по всем статьям пленочному сканеру Nikon Super Coolscan 9000 ED, который в 10 раз дороже его.
- Nikon Super Coolscan 5000 ED превосходит Reflecta RPS 7200 почти во всех отношениях, но в то же время Reflecta обладает встроенным автоподатчиком рулонной пленки, а для Nikon вы должны будете покупать его отдельно, более чем за 1000 долларов.
- Canon FS 4000 US в плане скорости сканирования по сравнению с Nikon Coolscan V кажется черепахой, но он способен сканировать до 4 слайдов одновременно, в то время как Nikon сканирует слайды по одному.
- Hasselblad Flextight X5 стоит около 20000 евро. Он позволяет добиваться отличного качества и резкости изображения как никакой другой пленочный сканер. Тем не менее если у вас очень грязные и поцарапанные слайды, то сканы сделанные на Reflecta ProScan 7200 окажутся лучше, так как он оснащен автоматической системой устранения пыли и царапин, которой нет в виртуальных барабанных сканерах от Hasselblad.
- Как мы должны классифицировать слайд сканер Reflecta DigitDia 6000? Сканер может отсканировать целый лоток слайдов в автоматическом режиме, но не справится с полоской рулонной пленки. Как определить превосходить он Plustek Optic Film 8100 или уступает ему?
Таких примеров очень много. Здесь они приведены для того, чтобы объяснить, что нет никаких однозначных призовых мест в рейтинге пленочных сканеров. Каждый должен сделать для себя выбор исходя из условий, важных для него: какая пленка будет сканироваться, сколько изображений нужно отсканировать и за какое время, какое разрешение скана необходимо, какое качество картинки требуется и т.д.
Несомненным можно считать только одно утверждение: самые лучшие пленочные сканеры, которые были и есть — это сканеры последнего поколения Nikon, такие как Nikon CoolScan V ED, Super CoolScan 5000 ED и Super CoolScan 9000 ED. Никакие другие устройства данного типа с ними пока не сравнимы, включая Hasselblad Flextight. Очень жаль, что Nikon ушел из бизнеса пленочных сканеров в 2009 году.
В последнее время большинство производителей планшетных сканеров стали снабжать свои модели встроенными модулями для сканирования слайдов и негативов, пытаясь таким образом конкурировать с пленочными сканерами. На практике планшетные сканеры со слайд модулями обладают слишком низким разрешением и малым диапазоном плотности, чтобы сканировать слайды и негативы в хорошем качестве. Поэтому самые дорогие планшетные сканеры по прежнему уступают самому дешевому пленочному сканеру.
Планшетный сканер со встроенным слайд модулем не может конкурировать по качеству с пленочными сканерами. Слишком малый диапазон плотностей и слишком низкое эффективное разрешение не позволяет сканировать слайды и негативы в высоком качестве.
Приведенный ниже рейтинг базируется на оценке таких факторов как качество изображения, скорость сканирования, наличие обработки изображения, цена и оснащение (аксессуары). Сканеры, которые оценивались, были разделены на четыре класса. В сегодняшней публикации речь пойдёт лишь о профессиональных пленочных сканерах для малого, среднего и большого формата пленки: высококачественных дорогостоящих устройствах для профессиональных фотографов, которые используют или использовали камеры среднего формата. Несмотря на возможность работы с малым форматом пленки, основная область применения таких устройств — средний формат.
Лидер рейтинга — модель Hasselblad Flextight X5
Плюсов у него много: + виртуальный барабанный сканер + очень высокая скорость сканирования + разрешение 8000dpi (эффективное 6900dpi) + очень высокая максимальная плотность – 4,9D + отличное качество изображения + абсолютно плоское расположение оригиналов + формат пленки от малого до большого (4" x 5") + возможность пакетной обработки + система удаления микропомех (Light Condensator) + активная система охлаждения с пониженным уровнем шума + большой выбор дополнительных аксессуаров + очень хорошее программное обеспечение в комплекте
Минусов мало: но ценовой фактор для многих окажется решающим: — очень высокая цена (порядка 20 000 долларов) — отсутствует корректор царапин и пыли ICE
Второе место с небольшим оставанием занимает другая модель фирмы Hasselblad — Hasselblad Flextight X1.
Плюсов у сканера также немало: и все они есть у предыдущей модели: + виртуальный барабанный сканер + очень высокая скорость сканирования + разрешение 6300dpi (эффективное 6150dpi) + очень высокая максимальная плотность – 4,6D + отличное качество изображения + абсолютно плоское расположение оригиналов + формат пленки от малого до широкоформатного (5" x 7") + большой выбор дополнительных аксессуаров + очень хорошее программное обеспечение в комплекте
А минусы ровно те же: — очень высокая цена (порядка 13 000) — отсутствует корректор царапин и пыли ICE
Почётное третье место досталось модели от Nikon — Nikon Super CoolScan 9000 ED
Пользователи могут обнаружить следующие преимущества аппарата: + малый и средний формат пленки + максимальный размер кадра 6X9 см + большой интервал оптической плотности + разрешение 4000dpi (эффективное 3900dpi) + сканирование до трех кадров формата 6×6 см в пакетном режиме + отличное качество изображения + большое количество дополнительных устройств + встроенные ICE4 и ICE4 Professional + наилучший сканер для пленки Kodachromev + калибровка цвета IT- 8 SilverFast Ai + мультиэкспозиция Multi-Exposure (Studio)
Вместе с тем, нельзя не упомянуть о недостатках: — очень высокая цена (несмотря на то, что сканер вдвое дешевле предыдущего, за новый экземпляр придётся выложить около 6 000 долларов) — очень дорогой опциональный держатель рулонной пленки (почти 1 000 долларов)
С большим оставанием от тройки лидеров следует Reflecta MF 5000
Среди его достоинств можно отметить:+ малый и средний формат пленки + максимальный размер кадра 6x12см + разрешение 3200dpi ( эффективное 3050dpi) + автоматически корректор царапин и пыли + хорошая цена (около 1 500 долларов, что существенно дешевле предыдущих моделей) + небольшие размеры
Однако минусы модели не позволили занять ей более высокое место в списке: — небольшой диапазон плотности — недостаточно высокое качество изображения — нет пакетного режима
Замыкает сегодняшний рейтинг уже архивный аппарат Minolta DiMAGE Scan Multi Pro. Приобрести не бывший в употреблении экземпляр сегодня будет непростой задачей, но сканер занял определённую долю рынка, поэтому мы не могли не упомянуть его.
Его плюсы:+ малый и средний формат + максимальный размер кадра 6x9см + большой диапазон плотностей + разрешение 4800dpi для малоформатной пленки + разрешение 3200dpi для среднеформатной пленки + очень хорошее качество изображения + держатель пленок со стеклом в комплекте + встроенный ICE3
Минусы: — очень высокая цена (впрочем, б/у сканеры стоят в несколько раз дороже новых) — низкое разрешение для среднего формата — нет пакетного режима для среднеформатной пленки
Источник: skanworld.ru
ergofoto.ru
Сканирование фотоплёнок – зачем это?: specnazspn
(Фотографии кликабельны, второй клик увеличивает до полноразмера)Однажды, решив оцифровать свой фото архив, я принялся искать способы это сделать, и к своему удивлению, пришел к выводу, что не так тут всё и просто. Будучи жадным к подобным знаниям, не на шутку разошелся и много чего узнал по этой теме, не всё конечно, но чуть есть. Ну и теперь в виду своей склонности что-то объяснять и рассказывать, неизменно с умным видом))))), берусь поведать вам об этом мистическом деле – о сканировании фотоплёнок.
Наверно следует начать с того, зачем всё это вообще нужно.
Почти у каждого из нас дома имеется солидный архив фотоплёнок. На них хранятся наши воспоминания о пережитых временах, интересных событиях, победах, достижениях, интересных путешествиях, счастливые и курьёзные моменты - лучшие моменты нашей жизни.
Но не все кадры распечатаны, а те что распечатаны тоже есть не все, какую «фотку» подарили, какая порвалась, какая потёрлась и потеряла вид, а самая-присамая выгорела в рамке на стене. Да и не все плёнки принимают в печать, ссылаются на потёртость, несоответствие формату (будь то слайд или черно-белая плёнка), не всегда на отпечатке получается то, что хочешь увидеть – «радуют глаз» царапины, пыль, искаженные цвета, «пальчики» и прочее.
Время идёт и пленки стареют, слипаются, выцветают, рвутся, теряются, царапаются.
На них бедных обрушиваются все несчастья этого мира :). Да, звучит конечно печально, но зачастую, по закону падающего бутерброда, самые лучшие кадры находятся на самом затёрто-зацарапаном месте плёнки.
Люди знающие возразят, что правильное хранение (в сливерах из кальки, сливеры в папке, а папка в шкафу, а в шкафу нужные климатические условия) исключает механические повреждения. Я почти не буду спорить - механических повреждений можно избежать, но эмульсия стареет, выцветает… Потому смело могу сказать, что фотографии, сделанные с разницей в один год с одного негатива будут неравноценны по цветопередаче. Условным исключением могут стать черно-белые плёнки с серебряной эмульсией - они стареют намного медленней, особенно если их после проявки хорошо отмыли от остатков тиосульфата натрия и прочих продуктов реакции проявления и фиксирования.
К счастью современные технологии позволяют дать новую молодость старым кадрам.
С помощью современных плёночных сканеров и программного обеспечения можно перевести изображение с плёнки в цифровой вид, что открывает очень широкие возможности по его обработке, ретушированию и допечатной подготовке. С помощью программ обработки изображений можно вернуть выцветшим изображениям былую насыщенность, убрать царапины, пыль, отпечатки пальцев, убрать посторонние оттенки, избавится от дефектов на лице, будь то шрам, морщинки, бородавки или подлый прыщик на носу. Следует заметить, что очень часто полученные таким образом фотографии могут составить серьёзную конкуренцию снимкам, сделанным современными, профессиональными цифровыми камерами, как по качеству, так и по передаче натуральных цветов и оттенков, даже если плёнке уже лет и лет.
Наверно многие замечали, что старые фотографии, сделанные с помощью пленочных технологий, имеют необычайно натуральные цвета и обладают непревзойдённой пластикой тонов, в них нет той «пластмассовости» которая присуща цифровым снимкам.
Это конечно не аксиома и многие любители цифрового творчества накинутся на меня: посему спешу заявить, что цифровая фотография даёт слишком много преимуществ, чтобы в чем-нибудь её упрекать :). И вообще, не стоит рвать на себе рубаху, доказывая преимущества цифры или плёнки, потому что это уже квадратилион раз обсуждалось и все для себя всё давно решили ).
Вообще принято считать, и вполне обосновано, что предел разрешения стандартного пленочного кадра составляет 24 мегапикселя, в виду того, что плёночное зерно не способно передать большую линиатуру, к тому же только очень не многие объективы способны дать такое разрешение, потому и гонка на мегапиксельность цифровых фотоаппаратов остановилась на отметке 24 мегапикселя (речь не идёт о среднеформатных системах) - больше просто нет смысла. Правда существуют плёнки, которые обладают просто огромной разрешающей способностью, которая в разы превышает стандартные. В основном это плёнки для аэрофотосъёмки, репродукционные и прочего технического назначения, а к ним требуется и соответствующая оптика, и вообще это тема отдельного разговора.
Ну, в общем-то, в 99,9% случаев большего разрешения и не надо.
К примеру, можно сказать, что плёночный кадр отсканированный на профессиональном слайд сканере Nikon CoolScan V ED, в лучшем качестве, будет иметь разрешение в 24 мегапикселя !!!, что позволяет распечатать его в высочайшем качестве на формате А3 и даже А2.
К слову, ознакомиться с ценами можно тут.
Представьте себе - старая фотография, которая казалась уже почти потерянной, сможет возродиться и еще очень и очень долго радовать глаз, красуясь яркими красками на стене и радуя Вас и ваших близких.
Разобравшись зачем сканировать, можно прейти к вопросу – а зачем сканировать плёнку, если можно отсканировать сам фотоотпечаток?
- Как я уже говорил, отпечатки есть не со всех кадров, с которых хотелось бы.
- Не все имеющиеся отпечатки имеют надлежащее качество, например красные глаза или упомянутые прыщики и морщинки, некоторые выгорели, некоторые с непонятными оттенками, некоторые банально порвались и зацапались неаккуратными гостями.
- Отсканировать отпечаток можно только на планшетном сканере, который работает на отражение, в котором обязательно будет стекло, которое будет находится между отпечатком и сканирующим элементом, что в свою очередь потянет за собой светорассеяние и потерю и без того маленького контраста - в итоге получим серые сапоги вместо чёрных, голубую кофточку вместо синей,…, и плоское, невыразительное изображение, которое никого радовать не будет. Кроме того, сосканируются все пятна, царапины не только самого отпечатка, но и пятна, царапины стекла на котором он лежит, причём с обеих сторон. Да еще и может появиться неприятное физическое явление называемое - кольцами Ньютона, это такие радужные концентрические разводы, дело неприятное.
- Отпечатки имеют малый контраст – это их наверно главный недостаток, потому образно говоря - практически «не из чего» врядли получится «что-то».
- Плёнка обладает очень широкими контрастными характеристиками. Конечно это зависит от типа плёнки, наименования, производителя, способа и качества проявки, но, тем не менее, эти контрастные характеристики в любом случае будут выше чем у отпечатка на бумаге.
- Плёнка сканируется на просвет. Свет от лампы сканера проходит сквозь плёнку и попадает прямо на матрицу сканера, не встречая по пути никаких рассеивающих элементов вроде зеркал или стекол. В итоге из-за малого светорассеивания вытягивается вся цветовая и яркостная информация с кадра, и ограничивается это только способностями конкретного сканера. В итоге сканируя негатив (позитив) получаем: больше цветовой информации, больше яркостной информации, большую контрастность, более резкую, детализированную картинку.
А так выглядят кольца Ньютона:
Разобрав в чём преимущества в сканировании пленки неизменно возникнет вопрос – какими сканерами можно сканировать плёнку?
Начнём с «нехороших» сканеров для этого дела, с планшетных сканеров.
В некоторых моделях планшетных сканеров опционально присутствует функция сканирования пленок. Дело выглядит так: отрезок пленки зажимается в специальную рамку, эта рамка укладывается на стекло сканера. В крышку сканера встроена лампа, которая будет просвечивать пленку. Свет, пройдя сквозь пленку, пройдет еще и стекло, и только тогда попадёт на матрицу сканера. Тут возникает та же проблема что и в сканировании отпечатка – вместе с пленкой мы сканируем стекло сканера. Можно конечно представить, что стекло идеально чистое, ни пылинки, но представить, что оно не рассеивает свет очень тяжело. В итоге - физически невозможно получить контрастное детализированное изображение. Кроме того, максимальная оптическая плотность таких сканеров не позволяет «пробивать» тёмные участки негативов и позитивов, что приводит к провалам в светах и тенях соответственно, а в крайних точках тональной кривой, где такие сканеры еще хоть что-то видят, зачастую бывают серьёзные «уезды» по цветам. Например, тени на слайдах часто приобретают ярко выраженный синий оттенок и т.д. Рамочки, в которые зажимаются пленки, редко имеют добротный конструктив и потому плохо выравнивают плёнку, из-за этого некоторые части изображения выходят из зоны резкости объектива сканера (сами понимаете, что из этого получается). Такие сканеры часто по разрешению тянут на 2700dpi, на большее их не хватает, и это не смотря на то что производитель часто заявляет 4000dpi, бряхня! )))).
Если подытожить, то такие сканеры годны для сканирования и размещения фотографий в сети Интернет и для создания превьюшек, а вот для серьёзной постобработки и последующей качественной печати они не годятся.
Продолжим опять-таки «нехорошими» - Слайд модули в фотолабах.
Обычно эта опция в «фотолабах» работает таким образом: Вы сдаете плёнку и чистый СD диск в лабораторию. Там оператор одной рукой ест бутерброд, а другой запихивает Вашу плёнку в «минилаб», «минилаб» её затягивает, сам там что-то решает, что с ней делать, распознаёт границы кадра и сканирует, автоматом вычитая оранжевую маску. На всё 2 минуты, потом оператор вставляет диск, записывает 36 прекрасных JPEGов с качеством сжатия 6 из 12, разрешением 2000х3000пикселей (6 мегапикселей) и бросает диск в конвертик с плёнкой. Всё. И Вы топаете домой, радоваться «непревзойдённому качеству». Эти, простите, идиоты заявляют, что после этого все плёнки можно выкинуть за «не надобностью». И даже если оператор контролировал процесс сам, сохранил JPEGи с качеством 12, то это может и улучшит ситуацию, но информации станет не намного больше, потому что максимальная оптическая плотность таких сканеров мало чем отличается от планшетных сканеров и разрешение в 6 мегапикселей, извините не много, да и сам формат JPEG порадует Вас своими фирменными «артефактами».
Говоря кратко, скажу, что эти сканеры годны для того, для чего годны «планшетники», не больше.
Остались два (с натяжкой три) вида сканеров, это специализированные пленочные сканеры и барабанные сканеры.
Начнём с специализированных пленочных сканеров или слайд-сканеров.
Эти сканеры разрабатываются специально для сканирования плёнки. Они имеют закрытую структуру, то есть плёнка вставляется в них уже зажатой в спец рамку. Эти рамки качественно отличаются от своих планшетных сородичей - они зачастую лучше зажимают и распрямляют плёнку, что избавляет от нерезких участков на изображении. Рамки для пленок большего и среднего форматов могут иметь специальные антиньютоновские стёкла, что позволяет, идеально выпрямить негатив и избежать появления колец Ньютона.
Также плёнки можно монтировать на «мокрую», то есть на лист оптического стекла - наклеивается негатив (позитив) на специальный гель, это позволяет избежать переотражений и преломлений света на границах стекло-воздух-плёнка.
Работают эти сканеры напрямую просвечивая негатив, отсюда и преимущества этих сканеров - отсутствие стекол, зеркал, да и закрытые корпусы этих сканеров намного меньше подвержены пыли, боковым засветкам. Такие сканеры обычно имеют высокое разрешение, современные модели «разрешают» 4000dpi, и это на самом деле так, и нет никакой интерполяции, которой грешат «планшетники». Такие сканеры имеют намного большую «пробивную» способность, реально они могут пробивать плотности до 4d, что позволяет использовать их для качественного сканирования слайдов с высокими плотностями, не говоря уже о негативах и ч/б. Как профессиональный инструмент они дают большие возможности по управлению процессом сканирования, контроля всех его параметров и позволяют получать предсказуемые результаты.
Они позволяют задавать разрядность сканирования, управлять экспозицией, фокусировкой, использовать многопроходное сканирование, чтобы минимизировать тепловые шумы матрицы.
Существуют еще так называемые - псевдобарабанные сканеры.
Эти сканеры функционально устроены как и слайд-сканеры, за исключением позиционирования пленки. Плёнка в таких аппаратах ложится не прямо, а образует дугу - в таком виде сканируется. Это «изгибание» призвано помочь в проблеме неравномерной резкости кадра. Также эти сканеры зачастую имеют немного большую разрешающую способность и максимальную оптическую плотность.
И наконец короли пленочных технологий – барабанные сканеры.
Работа барабанных сканеров базируется на использовании высокочувствительных фотоэлементов, которые позволяют регистрировать световой поток разделением его на три основные составляющие RGB-цвета. В качестве источников излучения в барабанных сканерах используются ксеноновые или галогенные лампы, излучение которых, с помощью волоконной оптики и линзового конденсора фокусируется на малом участке оригинала.
Только оригиналы, изготовленные на гибкой основе, могут закрепляться на прозрачном барабане.. Оригиналы освещаются с внутренней стороны барабана. Световой поток, пропущенный через очень маленький участок оригинала, попадает на светочувствительный приемник, который перемещается вдоль быстровращающегося барабана. Свет направляется в систему цветоделения, откуда попадает на фотоэлектронные умножители, где в свою очередь преобразуется в цифровой сигнал.
Вот такая сложная система обеспечивает наилучшие цветовые, яркостные и резкостные характеристики сканирования. Монтаж оригиналов на барабан производится по «мокрому», что усложняет процесс и делает его очень трудоёмким. Сами сканеры имеют титанические размеры и вес, потому на компьютерный стол его не поставишь. Кроме того они баснословно дороги, тяжелы в обслуживании, требуют высокопрофессиональных кадров и энергозатратны.
Но могут обеспечить наивысшее качество сканирования, не достижимое для других систем. Чего только стоят 25000dpi !!!!!!! с глубиной цвета 48 bit, без шумов с максимальной оптической плотностью 4,5d.
Теперь коротко о видах плёнки и особенностях их сканирования.
Слайдовые плёнки.
Также могут именоваться как обращаемые или позитивные плёнки.
На таких плёнках изображение передаётся в позитивном виде, то есть так, как мы видим окружающий мир.
Преимущества этих плёнок заключается в чрезвычайно мелком зерне, что ведет к увеличению разрешающей способности, потрясающим по насыщенности цветам. Их вполне обоснованно считают эталонами цветопередачи, даже сейчас, в эпоху цифровых технологий. Высокий контраст изображения, возможности оценить качество съемки не прибегая к техническим средствам обращения. А отсутствие оранжевой маски заметно упрощает процесс сканирования.
К недостаткам позитивов можно отнести следующее: сложность в съемке (требуют от фотографа серьёзных познаний в экспонометрии), которая обусловлена очень высоким контрастом, более сложный, а соответственно и более дорогостоящий процесс проявления пленки, малый срок годности и специфические требования к хранению. Ну и наверно основной недостаток - это невозможность напечатать фотографии напрямую, с плёнки. (откровенно говоря напечатать можно, но например в Украине нельзя, нет таких услуг, правда в Москве есть одна точка, но честно говоря не знаю работает ли она сейчас, да и стоит это удовольствие космических денег).
Для печати со слайда аналоговым способом, сперва требуется сделать контратип (что тоже дело не простое). Контратип – это негативная копия позитивного изображения, и только с контратипа можно печатать, как с обычного негатива. Жаль, но при этом Вы потеряете все преимущества слайда.
Либо же отсканировать слайд, а потом напечатать с полученного цифрового файла, этот способ самый эффективный, потому что максимально сохранит качество и передаст качественные особенности слайда.
В принципе, слайды режут и зажимают покадрово в рамочки, после чего просматривают их через проектор. В случае если проектор и экран качественный, то можно получить море удовольствия от этого процесса - это красиво и завораживает, но сложно - что многих останавливает.
Из всех видов плёнки слайды имеют самую высокую плотность в тенях, что требует от сканера высокой максимальной оптической плотности: в большинстве случаев «планшетники» и «минилабы» отпадают - они не справляются. Хорошо подходят для этих целей слайд сканеры и барабанные сканеры. А в соотношении деньги/качество только слайд сканеры. Ну, это моё личное мнение. Кроме того, если кадр того стоит, то почему бы и не барабанным отсканировать.
Негативные плёнки.
Негативные плёнки или по простому негатив - это самый распространенный тип плёнок Им пользовались все, и все знают как он выглядит)).
Преимущества негатива: возможность напрямую отпечатать фотографии, отнеся его в ближайший «минилаб». Возможность съемки в сложных условиях и простота в использовании, обусловленная высоким динамическим диапазоном. Проще говоря, на негатив могут снимать все, особо не разбираясь в экспонометрии - навёл, нажал кнопку, готово!
Недостатки негатива выплывают из его преимуществ: первый - малая контрастность, которая есть прямым следствием широкого динамического диапазона. Получаем более вялые тона, в общем глазу труднее «зацепится» за изображение. Наличие оранжевой маски, которую при печати и сканировании нужно вычитать, а удаётся не всегда и всегда по-разному, откуда возникают искажения в цветах. Плохая цветопередача и повышенная зернистость в теневых областях снимков. При печати и сканировании пыль и царапины превращаются в белые точки и линии, когда в слайде они чёрные, а вот рассмотреть белое на чёрном значительно легче, чем рассмотреть чёрное на белом, потому повышенная «страдаемость» от пыли и царапин.
И наконец - классические, серебренные черно/белые плёнки.
Эти плёнки зачастую являются «дедушками» в фотоархивах, хотя сейчас черно-белая плёнка производится и пользуется устойчивым спросом, ибо обладает качествами, ценимыми и почитаемыми очень многими фотографами.
Преимущества черно белых пленок. Основное преимущество - эти плёнки не имеют цвета (может показаться странным такое заявление, но это правда, они волшебные и эта волшебность проистекает из их бесцветности). Такие материалы обладают просто огромным динамическим диапазоном, отдельные представители могут воспроизвести до 11 экспозиционных ступеней, это значит, что самый яркий участок сцены может быть освещён примерно в 2000 раз сильней, чем самый тёмный, и оба этих участка проработаются на снимке, не провалившись в черноту и не выгорев добела, возможность управления контрастом, зернистостью и чувствительностью в очень широких пределах. Некоторые пленки позволяют изменить чувствительность от 25 до 3600 единиц ISO, а есть и такие, что позволяют снимать с чувствительностью аж 125000 ISO! (Можно в безлунную ночь снимать летящих летучих мышей). Черно-белые пленки довольно легко сканируются, поскольку не имеют оранжевой маски и цветовой составляющей, вся коррекция сводится к тональной подстройке изображения на этапе сканирования.
Недостатков у черно-белых плёнок довольно таки мало и все они сродни недостаткам цветных негативных плёнок, хотя из-за отсутствия цветовой составляющей они малозначимы и легко преодолимы. Кроме того возможности управления контрастом очень велики, как на стадии проявки, так и на стадии печати. Самый значимый недостаток - невозможность применения технологии Digital ICE при сканировании таких плёнок, что требует ручного ретуширования, которое занимает много времени и требует хороших навыков цифровой обработки изображений.
Технологии, облегчившие жизнь.
На помощь фотографам пришли специалисты компании Applied Science Fiction, разработавшие технологию Digital ICE, которая в автоматическом режиме сканирует поверхность плёнки в инфракрасном спектре, строит карту дефектов (царапины, пыль…) и автоматически их ретуширует, избавляя от долгой кропотливой ручной работы по обработке. Вместе с Digital ICE были разработаны технологии: Digital ROC - восстановление цвета, Digital GEM – подавление зернистости, Digital DEE и Digital SHO - автоматическая коррекция тональных характеристик изображения для «проявления» плохо проработанных на снимке деталей в областях темных и светлых тонов.
Разобравшись, что к чему, пришло время показать несколько примеров сканирования, и работы некоторых технологий.
Так выглядит первичный скан негатива после 7 лет хранения в плохих условиях, то есть в пластиковой баночке от фотоплёнки с периодическим извлечением негатива:
Кроп:
Так выглядит фотография после использования технологии Digital ICE:
Кроп:
Обращаясь к черно белым плёнкам, на которых технология Digital ICE не работает, привожу пример первичного скана:
Кроп:
После ручной ретуши, тот же кадр выглядит так:
Кроп:
Так же на этапе пост обработки можно исправить огрехи экспозиции, неправильной проявки, кадрировать для улучшения композиции, убрать «завал» горизонта и многое другое.
Приведу пример кадра снятого в наши дни, на просроченную на 20 лет киноплёнку (не фотоплёнку, есть отличия), на фотокамеру ФЭД-2, в которой по несчастливой случайности оказался сломан шторный затвор, что привело к неравномерной экспозиции по полю кадра (правая часть кадра на 3 ступени переэкспонирована относительно левой). Плюс «фирменные» царапины от фильмового канала камеры. И наконец - не отфильтрованный фиксаж оставил кучу белых точек и пятен. А кадр сделан в Глубока над Влтавой, что в Чехии, и имеет историческое значение для меня, и неповторимость момента для «портретируемых».
Итак, первичный скан:
Кроп:
То что получилось после удаления пыли, пятен и царапин, с последующей корректировкой неравномерной экспозиции:
specnazspn.livejournal.com
Сканирование фотоплёнок
Сканирование фотоплёнок – зачем это?(Фотографии кликабельны, второй клик увеличивает до полноразмера)
Однажды, решив оцифровать свой фото архив, я принялся искать способы это сделать, и к своему удивлению, пришел к выводу, что не так тут всё и просто. Будучи жадным к подобным знаниям, не на шутку разошелся и много чего узнал по этой теме, не всё конечно, но чуть есть.
Ну и теперь в виду своей склонности что-то объяснять и рассказывать, неизменно с умным видом))))), берусь поведать вам об этом мистическом деле – о сканировании фотоплёнок.
Наверно следует начать с того, зачем всё это вообще нужно.
Почти у каждого из нас дома имеется солидный архив фотоплёнок. На них хранятся наши воспоминания о пережитых временах, интересных событиях, победах, достижениях, интересных путешествиях, счастливые и курьёзные моменты - лучшие моменты нашей жизни.
Но не все кадры распечатаны, а те что распечатаны тоже есть не все, какую «фотку» подарили, какая порвалась, какая потёрлась и потеряла вид, а самая-присамая выгорела в рамке на стене. Да и не все плёнки принимают в печать, ссылаются на потёртость, несоответствие формату (будь то слайд или черно-белая плёнка), не всегда на отпечатке получается то, что хочешь увидеть – «радуют глаз» царапины, пыль, искаженные цвета, «пальчики» и прочее.
Время идёт и пленки стареют, слипаются, выцветают, рвутся, теряются, царапаются.
На них бедных обрушиваются все несчастья этого мира :). Да, звучит конечно печально, но зачастую, по закону падающего бутерброда, самые лучшие кадры находятся на самом затёрто-зацарапаном месте плёнки.
Люди знающие возразят, что правильное хранение (в сливерах из кальки, сливеры в папке, а папка в шкафу, а в шкафу нужные климатические условия) исключает механические повреждения. Я почти не буду спорить - механических повреждений можно избежать, но эмульсия стареет, выцветает… Потому смело могу сказать, что фотографии, сделанные с разницей в один год с одного негатива будут неравноценны по цветопередаче. Условным исключением могут стать черно-белые плёнки с серебряной эмульсией - они стареют намного медленней, особенно если их после проявки хорошо отмыли от остатков тиосульфата натрия и прочих продуктов реакции проявления и фиксирования.
К счастью современные технологии позволяют дать новую молодость старым кадрам.
С помощью современных плёночных сканеров и программного обеспечения можно перевести изображение с плёнки в цифровой вид, что открывает очень широкие возможности по его обработке, ретушированию и допечатной подготовке. С помощью программ обработки изображений можно вернуть выцветшим изображениям былую насыщенность, убрать царапины, пыль, отпечатки пальцев, убрать посторонние оттенки, избавится от дефектов на лице, будь то шрам, морщинки, бородавки или подлый прыщик на носу. Следует заметить, что очень часто полученные таким образом фотографии могут составить серьёзную конкуренцию снимкам, сделанным современными, профессиональными цифровыми камерами, как по качеству, так и по передаче натуральных цветов и оттенков, даже если плёнке уже лет и лет.
Наверно многие замечали, что старые фотографии, сделанные с помощью пленочных технологий, имеют необычайно натуральные цвета и обладают непревзойдённой пластикой тонов, в них нет той «пластмассовости» которая присуща цифровым снимкам.
Это конечно не аксиома и многие любители цифрового творчества накинутся на меня: посему спешу заявить, что цифровая фотография даёт слишком много преимуществ, чтобы в чем-нибудь её упрекать :). И вообще, не стоит рвать на себе рубаху, доказывая преимущества цифры или плёнки, потому что это уже квадратилион раз обсуждалось и все для себя всё давно решили ).
Вообще принято считать, и вполне обосновано, что предел разрешения стандартного пленочного кадра составляет 24 мегапикселя, в виду того, что плёночное зерно не способно передать большую линиатуру, к тому же только очень не многие объективы способны дать такое разрешение, потому и гонка на мегапиксельность цифровых фотоаппаратов остановилась на отметке 24 мегапикселя (речь не идёт о среднеформатных системах) - больше просто нет смысла. Правда существуют плёнки, которые обладают просто огромной разрешающей способностью, которая в разы превышает стандартные. В основном это плёнки для аэрофотосъёмки, репродукционные и прочего технического назначения, а к ним требуется и соответствующая оптика, и вообще это тема отдельного разговора.
Ну, в общем-то, в 99,9% случаев большего разрешения и не надо.
К примеру, можно сказать, что плёночный кадр отсканированный на профессиональном слайд сканере Nikon CoolScan V ED, в лучшем качестве, будет иметь разрешение в 24 мегапикселя !!!, что позволяет распечатать его в высочайшем качестве на формате А3 и даже А2.
К слову, ознакомиться с ценами можно тут.
Представьте себе - старая фотография, которая казалась уже почти потерянной, сможет возродиться и еще очень и очень долго радовать глаз, красуясь яркими красками на стене и радуя Вас и ваших близких.
Разобравшись зачем сканировать, можно прейти к вопросу – а зачем сканировать плёнку, если можно отсканировать сам фотоотпечаток?
- Как я уже говорил, отпечатки есть не со всех кадров, с которых хотелось бы.
- Не все имеющиеся отпечатки имеют надлежащее качество, например красные глаза или упомянутые прыщики и морщинки, некоторые выгорели, некоторые с непонятными оттенками, некоторые банально порвались и зацапались неаккуратными гостями.
- Отсканировать отпечаток можно только на планшетном сканере, который работает на отражение, в котором обязательно будет стекло, которое будет находится между отпечатком и сканирующим элементом, что в свою очередь потянет за собой светорассеяние и потерю и без того маленького контраста - в итоге получим серые сапоги вместо чёрных, голубую кофточку вместо синей,…, и плоское, невыразительное изображение, которое никого радовать не будет. Кроме того, сосканируются все пятна, царапины не только самого отпечатка, но и пятна, царапины стекла на котором он лежит, причём с обеих сторон. Да еще и может появиться неприятное физическое явление называемое - кольцами Ньютона, это такие радужные концентрические разводы, дело неприятное.
- Отпечатки имеют малый контраст – это их наверно главный недостаток, потому образно говоря - практически «не из чего» врядли получится «что-то».
- Плёнка обладает очень широкими контрастными характеристиками. Конечно это зависит от типа плёнки, наименования, производителя, способа и качества проявки, но, тем не менее, эти контрастные характеристики в любом случае будут выше чем у отпечатка на бумаге.
- Плёнка сканируется на просвет. Свет от лампы сканера проходит сквозь плёнку и попадает прямо на матрицу сканера, не встречая по пути никаких рассеивающих элементов вроде зеркал или стекол. В итоге из-за малого светорассеивания вытягивается вся цветовая и яркостная информация с кадра, и ограничивается это только способностями конкретного сканера. В итоге сканируя негатив (позитив) получаем: больше цветовой информации, больше яркостной информации, большую контрастность, более резкую, детализированную картинку.
А так выглядят кольца Ньютона:
Разобрав в чём преимущества в сканировании пленки неизменно возникнет вопрос – какими сканерами можно сканировать плёнку?
Начнём с «нехороших» сканеров для этого дела, с планшетных сканеров.
В некоторых моделях планшетных сканеров опционально присутствует функция сканирования пленок. Дело выглядит так: отрезок пленки зажимается в специальную рамку, эта рамка укладывается на стекло сканера. В крышку сканера встроена лампа, которая будет просвечивать пленку. Свет, пройдя сквозь пленку, пройдет еще и стекло, и только тогда попадёт на матрицу сканера. Тут возникает та же проблема что и в сканировании отпечатка – вместе с пленкой мы сканируем стекло сканера. Можно конечно представить, что стекло идеально чистое, ни пылинки, но представить, что оно не рассеивает свет очень тяжело. В итоге - физически невозможно получить контрастное детализированное изображение. Кроме того, максимальная оптическая плотность таких сканеров не позволяет «пробивать» тёмные участки негативов и позитивов, что приводит к провалам в светах и тенях соответственно, а в крайних точках тональной кривой, где такие сканеры еще хоть что-то видят, зачастую бывают серьёзные «уезды» по цветам. Например, тени на слайдах часто приобретают ярко выраженный синий оттенок и т.д. Рамочки, в которые зажимаются пленки, редко имеют добротный конструктив и потому плохо выравнивают плёнку, из-за этого некоторые части изображения выходят из зоны резкости объектива сканера (сами понимаете, что из этого получается). Такие сканеры часто по разрешению тянут на 2700dpi, на большее их не хватает, и это не смотря на то что производитель часто заявляет 4000dpi, бряхня! )))).
Если подытожить, то такие сканеры годны для сканирования и размещения фотографий в сети Интернет и для создания превьюшек, а вот для серьёзной постобработки и последующей качественной печати они не годятся.
Продолжим опять-таки «нехорошими» - Слайд модули в фотолабах.
Обычно эта опция в «фотолабах» работает таким образом: Вы сдаете плёнку и чистый СD диск в лабораторию. Там оператор одной рукой ест бутерброд, а другой запихивает Вашу плёнку в «минилаб», «минилаб» её затягивает, сам там что-то решает, что с ней делать, распознаёт границы кадра и сканирует, автоматом вычитая оранжевую маску. На всё 2 минуты, потом оператор вставляет диск, записывает 36 прекрасных JPEGов с качеством сжатия 6 из 12, разрешением 2000х3000пикселей (6 мегапикселей) и бросает диск в конвертик с плёнкой. Всё. И Вы топаете домой, радоваться «непревзойдённому качеству». Эти, простите, идиоты заявляют, что после этого все плёнки можно выкинуть за «не надобностью». И даже если оператор контролировал процесс сам, сохранил JPEGи с качеством 12, то это может и улучшит ситуацию, но информации станет не намного больше, потому что максимальная оптическая плотность таких сканеров мало чем отличается от планшетных сканеров и разрешение в 6 мегапикселей, извините не много, да и сам формат JPEG порадует Вас своими фирменными «артефактами».
Говоря кратко, скажу, что эти сканеры годны для того, для чего годны «планшетники», не больше.
Остались два (с натяжкой три) вида сканеров, это специализированные пленочные сканеры и барабанные сканеры.
Начнём с специализированных пленочных сканеров или слайд-сканеров.
Эти сканеры разрабатываются специально для сканирования плёнки. Они имеют закрытую структуру, то есть плёнка вставляется в них уже зажатой в спец рамку. Эти рамки качественно отличаются от своих планшетных сородичей - они зачастую лучше зажимают и распрямляют плёнку, что избавляет от нерезких участков на изображении. Рамки для пленок большего и среднего форматов могут иметь специальные антиньютоновские стёкла, что позволяет, идеально выпрямить негатив и избежать появления колец Ньютона.
Также плёнки можно монтировать на «мокрую», то есть на лист оптического стекла - наклеивается негатив (позитив) на специальный гель, это позволяет избежать переотражений и преломлений света на границах стекло-воздух-плёнка.
Работают эти сканеры напрямую просвечивая негатив, отсюда и преимущества этих сканеров - отсутствие стекол, зеркал, да и закрытые корпусы этих сканеров намного меньше подвержены пыли, боковым засветкам. Такие сканеры обычно имеют высокое разрешение, современные модели «разрешают» 4000dpi, и это на самом деле так, и нет никакой интерполяции, которой грешат «планшетники». Такие сканеры имеют намного большую «пробивную» способность, реально они могут пробивать плотности до 4d, что позволяет использовать их для качественного сканирования слайдов с высокими плотностями, не говоря уже о негативах и ч/б. Как профессиональный инструмент они дают большие возможности по управлению процессом сканирования, контроля всех его параметров и позволяют получать предсказуемые результаты.
Они позволяют задавать разрядность сканирования, управлять экспозицией, фокусировкой, использовать многопроходное сканирование, чтобы минимизировать тепловые шумы матрицы.
Существуют еще так называемые - псевдобарабанные сканеры.
Эти сканеры функционально устроены как и слайд-сканеры, за исключением позиционирования пленки. Плёнка в таких аппаратах ложится не прямо, а образует дугу - в таком виде сканируется. Это «изгибание» призвано помочь в проблеме неравномерной резкости кадра. Также эти сканеры зачастую имеют немного большую разрешающую способность и максимальную оптическую плотность.
И наконец короли пленочных технологий – барабанные сканеры.
Работа барабанных сканеров базируется на использовании высокочувствительных фотоэлементов, которые позволяют регистрировать световой поток разделением его на три основные составляющие RGB-цвета. В качестве источников излучения в барабанных сканерах используются ксеноновые или галогенные лампы, излучение которых, с помощью волоконной оптики и линзового конденсора фокусируется на малом участке оригинала.
Только оригиналы, изготовленные на гибкой основе, могут закрепляться на прозрачном барабане.. Оригиналы освещаются с внутренней стороны барабана. Световой поток, пропущенный через очень маленький участок оригинала, попадает на светочувствительный приемник, который перемещается вдоль быстровращающегося барабана. Свет направляется в систему цветоделения, откуда попадает на фотоэлектронные умножители, где в свою очередь преобразуется в цифровой сигнал.
Вот такая сложная система обеспечивает наилучшие цветовые, яркостные и резкостные характеристики сканирования. Монтаж оригиналов на барабан производится по «мокрому», что усложняет процесс и делает его очень трудоёмким. Сами сканеры имеют титанические размеры и вес, потому на компьютерный стол его не поставишь. Кроме того они баснословно дороги, тяжелы в обслуживании, требуют высокопрофессиональных кадров и энергозатратны.
Но могут обеспечить наивысшее качество сканирования, не достижимое для других систем. Чего только стоят 25000dpi !!!!!!! с глубиной цвета 48 bit, без шумов с максимальной оптической плотностью 4,5d.
Теперь коротко о видах плёнки и особенностях их сканирования.
Слайдовые плёнки.
Также могут именоваться как обращаемые или позитивные плёнки.
На таких плёнках изображение передаётся в позитивном виде, то есть так, как мы видим окружающий мир.
Преимущества этих плёнок заключается в чрезвычайно мелком зерне, что ведет к увеличению разрешающей способности, потрясающим по насыщенности цветам. Их вполне обоснованно считают эталонами цветопередачи, даже сейчас, в эпоху цифровых технологий. Высокий контраст изображения, возможности оценить качество съемки не прибегая к техническим средствам обращения. А отсутствие оранжевой маски заметно упрощает процесс сканирования.
К недостаткам позитивов можно отнести следующее: сложность в съемке (требуют от фотографа серьёзных познаний в экспонометрии), которая обусловлена очень высоким контрастом, более сложный, а соответственно и более дорогостоящий процесс проявления пленки, малый срок годности и специфические требования к хранению. Ну и наверно основной недостаток - это невозможность напечатать фотографии напрямую, с плёнки. (откровенно говоря напечатать можно, но например в Украине нельзя, нет таких услуг, правда в Москве есть одна точка, но честно говоря не знаю работает ли она сейчас, да и стоит это удовольствие космических денег).
Для печати со слайда аналоговым способом, сперва требуется сделать контратип (что тоже дело не простое). Контратип – это негативная копия позитивного изображения, и только с контратипа можно печатать, как с обычного негатива. Жаль, но при этом Вы потеряете все преимущества слайда.
Либо же отсканировать слайд, а потом напечатать с полученного цифрового файла, этот способ самый эффективный, потому что максимально сохранит качество и передаст качественные особенности слайда.
В принципе, слайды режут и зажимают покадрово в рамочки, после чего просматривают их через проектор. В случае если проектор и экран качественный, то можно получить море удовольствия от этого процесса - это красиво и завораживает, но сложно - что многих останавливает.
Из всех видов плёнки слайды имеют самую высокую плотность в тенях, что требует от сканера высокой максимальной оптической плотности: в большинстве случаев «планшетники» и «минилабы» отпадают - они не справляются. Хорошо подходят для этих целей слайд сканеры и барабанные сканеры. А в соотношении деньги/качество только слайд сканеры. Ну, это моё личное мнение. Кроме того, если кадр того стоит, то почему бы и не барабанным отсканировать.
Негативные плёнки.
Негативные плёнки или по простому негатив - это самый распространенный тип плёнок Им пользовались все, и все знают как он выглядит)).
Преимущества негатива: возможность напрямую отпечатать фотографии, отнеся его в ближайший «минилаб». Возможность съемки в сложных условиях и простота в использовании, обусловленная высоким динамическим диапазоном. Проще говоря, на негатив могут снимать все, особо не разбираясь в экспонометрии - навёл, нажал кнопку, готово!
Недостатки негатива выплывают из его преимуществ: первый - малая контрастность, которая есть прямым следствием широкого динамического диапазона. Получаем более вялые тона, в общем глазу труднее «зацепится» за изображение. Наличие оранжевой маски, которую при печати и сканировании нужно вычитать, а удаётся не всегда и всегда по-разному, откуда возникают искажения в цветах. Плохая цветопередача и повышенная зернистость в теневых областях снимков. При печати и сканировании пыль и царапины превращаются в белые точки и линии, когда в слайде они чёрные, а вот рассмотреть белое на чёрном значительно легче, чем рассмотреть чёрное на белом, потому повышенная «страдаемость» от пыли и царапин.
И наконец - классические, серебренные черно/белые плёнки.
Эти плёнки зачастую являются «дедушками» в фотоархивах, хотя сейчас черно-белая плёнка производится и пользуется устойчивым спросом, ибо обладает качествами, ценимыми и почитаемыми очень многими фотографами.
Преимущества черно белых пленок. Основное преимущество - эти плёнки не имеют цвета (может показаться странным такое заявление, но это правда, они волшебные и эта волшебность проистекает из их бесцветности). Такие материалы обладают просто огромным динамическим диапазоном, отдельные представители могут воспроизвести до 11 экспозиционных ступеней, это значит, что самый яркий участок сцены может быть освещён примерно в 2000 раз сильней, чем самый тёмный, и оба этих участка проработаются на снимке, не провалившись в черноту и не выгорев добела, возможность управления контрастом, зернистостью и чувствительностью в очень широких пределах. Некоторые пленки позволяют изменить чувствительность от 25 до 3600 единиц ISO, а есть и такие, что позволяют снимать с чувствительностью аж 125000 ISO! (Можно в безлунную ночь снимать летящих летучих мышей). Черно-белые пленки довольно легко сканируются, поскольку не имеют оранжевой маски и цветовой составляющей, вся коррекция сводится к тональной подстройке изображения на этапе сканирования.
Недостатков у черно-белых плёнок довольно таки мало и все они сродни недостаткам цветных негативных плёнок, хотя из-за отсутствия цветовой составляющей они малозначимы и легко преодолимы. Кроме того возможности управления контрастом очень велики, как на стадии проявки, так и на стадии печати. Самый значимый недостаток - невозможность применения технологии Digital ICE при сканировании таких плёнок, что требует ручного ретуширования, которое занимает много времени и требует хороших навыков цифровой обработки изображений.
Технологии, облегчившие жизнь.
На помощь фотографам пришли специалисты компании Applied Science Fiction, разработавшие технологию Digital ICE, которая в автоматическом режиме сканирует поверхность плёнки в инфракрасном спектре, строит карту дефектов (царапины, пыль…) и автоматически их ретуширует, избавляя от долгой кропотливой ручной работы по обработке. Вместе с Digital ICE были разработаны технологии: Digital ROC - восстановление цвета, Digital GEM – подавление зернистости, Digital DEE и Digital SHO - автоматическая коррекция тональных характеристик изображения для «проявления» плохо проработанных на снимке деталей в областях темных и светлых тонов.
Разобравшись, что к чему, пришло время показать несколько примеров сканирования, и работы некоторых технологий.
Так выглядит первичный скан негатива после 7 лет хранения в плохих условиях, то есть в пластиковой баночке от фотоплёнки с периодическим извлечением негатива:
Кроп:
Так выглядит фотография после использования технологии Digital ICE:
Кроп:
Обращаясь к черно белым плёнкам, на которых технология Digital ICE не работает, привожу пример первичного скана:
Кроп:
После ручной ретуши, тот же кадр выглядит так:
Кроп:
Так же на этапе пост обработки можно исправить огрехи экспозиции, неправильной проявки, кадрировать для улучшения композиции, убрать «завал» горизонта и многое другое.
Приведу пример кадра снятого в наши дни, на просроченную на 20 лет киноплёнку (не фотоплёнку, есть отличия), на фотокамеру ФЭД-2, в которой по несчастливой случайности оказался сломан шторный затвор, что привело к неравномерной экспозиции по полю кадра (правая часть кадра на 3 ступени переэкспонирована относительно левой). Плюс «фирменные» царапины от фильмового канала камеры. И наконец - не отфильтрованный фиксаж оставил кучу белых точек и пятен. А кадр сделан в Глубока над Влтавой, что в Чехии, и имеет историческое значение для меня, и неповторимость момента для «портретируемых».
Итак, первичный скан:
Кроп:
То что получилось после удаления пыли, пятен и царапин, с последующей корректировкой неравномерной экспозиции:
Кроп:
В итоге эта, может и художественно не выразительная, но важная фотография для людей, изображенных на снимке, висит на стене и дарит радость от приятных воспоминаний и о проведенном времени.
ЗЫ: В статье могут быть небольшие неточности, на истину не претендую и цель такую не ставлю. Буду рад ответить на все возникшие вопросы. Еще больше обрадуюсь здоровой критике.ЗЗЫ: К слову, если Вы живёте в Киеве, то возможно интересно будет узнать, что я оказываю услуги по оцифровке плёночных архивов))).
lushkoff.livejournal.com
Сканирования фотопленки на профессиональных и любительских моделях сканеров
В данной статье приводятся примеры сканирования фотопленок на домашних (офисных) планшетных сканерах, оснащенных слайдмодулями и на профессиональных пленочных сканерах.Так же вы поймете, почему не рекомендуется сканировать свои пленки дома, а лучше отнести их профессионалам, работающим с высококачественным оборудованием.
Если в магазине вам предлагают купить планшетный сканер или МФУ и говорят, что вы сможете сканировать фотопленки и слайды с потрясающим качеством – ВАС ОБМАНЫВАЮТ! Почему? Читайте эту статью.
На этой странице представлены образцы сканирования цветной негативной фотопленки (оцифровки цветного негатива) на разных типах пленочных сканеров, как любительских, так и профессиональных систем Nikon, Pakon, Noritsu, которыми оснащена наша лаборатория. Для примера был взят отрезок обычной любительской цветной негативной фотопленки. Цветной негатив был отснят и проявлен в конце ноября 1998 года. Съемка велась обычной бюджетной “мыльницей”, а проявка была сделана в обычной фотолаборатории. В общем, типичная ситуация для тех лет.
На первом образце – вы можете видеть скан, сделанный на домашнем планшетном сканере. Такой результат ожидает владельцев планшетных сканеров среднего ценового диапазона 10000 – 40000 рублей, оснащенных слайдмодулями.
Такие сканеры не оснащены дорогостоящей системой удаления пыли и царапин Digital ICE. В результате чего мы наблюдаем на скане присутствие следов царапин и пятна. Сильное искажение цветов является результатом использования недорогих светодиодных модулей, предназначенных, в первую очередь, для сканирования документов на отражение, где не требуется точная цветопередача. Время сканирования для формата печати 10х15 см – порядка 2-х минут/ кадр.
Второй образец – скан, сделанный на планшетном сканере, имеющем функции удаления царапин и восстановления цветов. Такой результат ожидает владельцев планшетных сканеров PRO-класса среди домашних: Epson V850, ценового диапазона 60000 – 74000 рублей. Данные модели сканеров хорошо справляются со сканированием корректно отснятых и качественно проявленных фотопленок, вариант с более проблемной любительской пленкой приведен ниже.
Цвета удалось, в какой-то мере, исправить, частично удалились следы повреждения поверхности фотопленки, не затрагивающие глубокие слои эммульсии. Однако цвета все равно оставляют желать лучшего. Время сканирования для формата печати 10х15 см, с учетом введения коррекции – 5-10 минут кадр, скорость обработки зависит мощности компьютера и от объема оперативной памяти, от плотности изображения и количества царапин на поверхности.
Таким образом, заплатив за V850 1000 долларов, самостоятельное сканирование одной пленки на 36 кадров займет МИНИМУМ 3 часа! Только посчитайте, сколько пленок, при цене от 200р за штуку, можно было бы отсканировать в лаборатории! Простая арифметика – за стоимость сканера, в лаборатории вам отсканируют более 300 фотопленок, что сэкономит вам за те же деньги 930 часов сканирования или 38 дней жизни! Впечатляет, не правда ли?
Есть один огромный недостаток – они все сканируют через стекло, которое рассеивает свет и резко снижает четкость изображения. У фильмсканеров (пленочных сканеров) этот недостаток отсутствует, та как, стекол, в большинстве своем, там нет, а если и присутствуют в некоторых холдерах (держателях сканируемого материала), то они имеют антиньютоновское покрытие и просветленные линзы, а так же имеют специальный химический состав, исключающий рассеивание (астрономическое стекло).
Повторяем! Если в магазине вам предлагают купить планшетный сканер или МФУ и говорят, что вы сможете сканировать фотопленки и слайды с потрясающим качеством – ВАС ОБМАНЫВАЮТ!
Третий образец – это стоящий особняком девайс, очень широко рекламируемый в интернете сканер QPIX FS-170, он же VuPoint, он же AVE, он же Hama, он же ITNS, он же Nippon, он же Plustek, он же Pandigital PANSCAN, он же Jay-tech, он же ION, он же TOMTOP, он же Wolverine F2D, он же Bower Digital Film Converter и еще очень много разных его названий – жалкая пародия на пленочный сканер.
Выглядеть может подобным образом:
Сканирование велось в двух режимах: первый – базовые настройки, второй – режим автокоррекции.
При сканировании в базовом режиме сканер не только не справился с цветопередачей, но и вытащил абсолютно все повреждения на поверхности пленки. Такого отвратительного результата не было даже у простых планшетных сканеров со слайдмодулями, не оснащенных функцией удаления дефектов (смотрим первый образец).
При сканировании в режиме автокоррекции результат еще хуже: слишком завышенный контраст, увеличенная зернистость и еще больше проявилось разного рода царапин. Время сканирования одного кадра для последующей печати 10х15, с учетом предварительного просмотра около 3 минут.
Не попадитесь на рекламный трюк – результат сканирования вы видите.
Ну и наконец добрались до профессиональных пленочных фильмсканеров.
Ниже представлен Четвертый образец – скан, сделанный на профессиональном высокоскоростном сканере PAKON F335 в автоматическом режиме. Цвета, на наш взгляд, несколько холодноваты, но и скан выполнялся в полностью автоматическом режиме сканирования. Однако, удалось избавиться от максимума дефектов на изображении, да и цвета легко поправить в момент сканирования (напоминаем, что для чистоты эксперимента сканирование велось в полностью автоматическом режиме). Время сканирования всех 36 кадров фотопленки для формата печати 10х15 см – 1 минута 20 секунд. Стоимость сканера порядка 8000 долларов. Скан выполненный на фильмсканере NORITSU S4, был бы более “теплым”, но технология сканирования с Pakon, по сути, очень схожа. Только Noritsu обладает более высоким разрешением, что позволяет получить с стандартной 35-мм фотопленки скан размером в 30 МегаПикселей! В связи с тем, что Noritsu сканер мультиформатный и с бОльшим разрешением, позволяющий сканировать разные типы пленки, в зависимости от вставленной карретки, стоимость его выше – на данный момент цена его составляет более 10 000 долларов.
И наконец пятый образец – скан сделанный на одном из лучших пленочных сканеров – NIKON SUPER COOLSCAN в автоматическом режиме. На этом скане наиболее точное воспроизведение цветов, передача полутонов, практически полное удаление дефектов, сглажена зернистость фотопленки. Время сканирования у Nikon переменное, зависит от экспозиции (плотности) кадра. Для формата печати 10х15 см изображение сканируется от 1 минуты до нескольких часов на 1 кадр (рекорд: 18 часов 7 минут 38 секунд). Скорость сканирования зависит от плотности изображения, режимов сканирования и количества проходов. Именно поэтому, не смотря на то, что наша лаборатория оборудована 9-тью фильсканерами, мы не можем точно указать срок сканирования на Nikon. Ориентировочная стоимость сканера NIKON SUPER COOLSCAN 9000ED составляет сейчас более 300 000 рублей.
Выводы, сканировать ли свои фотопленки дома, терять море времени и получать посредственные результаты, по сравнению с лабораторией, – делать вам.
xn--80aqekdv.xn--p1ai
Сканирование пленки
Пленка все еще является более доступной для большинства, нежели большие цифровые камеры. Это касается и новых “полноформатных” и особенно подрезанного (и крупнее) среднего формата.
Однако хороший скан пленки – дело очень тонкое, и чем меньше пленка – тем более дорогостоящее. Приличные сканеры для 35мм стоят очень дорого и хорошо отсканировать пленку такого размера на обычном планшетном сканере – очень нелегко. Не невозможно, но..
Посчитайте сами. Большинство подобных сканеров упирается в предел разрешения в районе 1200/1400dpi. Чтобы напечатать кадр на бумаге – вам нужно около 200 (а лучше 300). Итого – вы можете получить увеличение лишь в пять-шесть раз (24×35мм , а значит получится кадр в районе 18 на 12). Что для 35мм кадра не так уж много. С средним форматом уже чуть лучше – вы можете получить кадры приблизительно 36х24 из 645го формата и больше – из более крупных. Кадр формата 4х5 (минимальный размер в большом формате) – печатаем легко до 54х72.
Но это, разумеется – если вы хотите оптимального качества и не полагаетесь на разнообразные интерполяционные штуки (я печатал 6х9 кадры приблизительно 60 на 40 без ощутимой потери резкости для нормального просмотра). Оптическая печать – уже иной разговор, но мы сейчас о сканировании и цифровой печати.
Если вас такое устраивает или просто хочется экспериментов – следуем далее.
Вам понадобится планшетный сканер с поддержкой сканирования пленки того формата на который вы собираетесь снимать. Сейчас их не так уж мало для 35мм и 120й пленки (средний формат), изрядно меньше – для тех кто снимает большой формат (и они дороже). Есть старые сканеры, есть новые – на любой бюджет. Королем планшетников по интернетным форумам является Epson. Но платить по 500-700 долларов (цена камеры или объектива все же – или просто кучи пленки) за v700/750 не обязательно, можно посмотреть старые модели – 4990 к примеру. Более специализированные сканеры от Никона или Мастека – ощутимо дороже, и выпадают из рамок бюджетного решения.
Следующий момент – держатель для пленки. В комплектах у обычных сканеров обычно идут пластиковые, страшененькие. Они не только не способны удержать пленку ровно, но еще и обладают обыкновением иметь неправильную высоту.
Почему вам важна высота? Потому что сканеры имеют фокус и этот фокус очень часто находится вовсе не на уровне стекла или не на уровне держателя, а чуть выше чем держатель или чуть ниже чем уровень на котором он держит пленку. Вы можете найти стекло и поиграть в увлекательную игру “сделай сам держатель который имеет одинаковое расстояние от стекла на всех углах и найди антиньютоновое стекло” или можете купить себе держатель в BetterScanning который обычно вам порекомендуют на форумах. Это по сути просто стекло способное бороться с ньютоновыми кольцами (кто помнит школьный курс физики?) удерживаемое на пластиковой рамке с эдак 8мью пластиковыми болтиками, который вы постепенно поворачиваете (они выдвигаются) , пока калибруете свой держатель (процесс утомительный, но, по счастью, производимый не каждый раз). Пленка наклеивается скотчем на стекло (обычный оффисный – великолепно работает и не оставляет следов, кстати), “лицом” к нижней поверхности сканера.
Следующий момент этот программное обеспечение. Почти наверняка вы наслушаетесь про то как без ICE (те кто не столкнулся – это часть обеспечения, позволяющая автоматически убирать пыль и волосы со скана) нельзя сканировать и какая это чудная штука. Но самый лучший для сканирования софт, про который даже книжки пишут вовсю – это,на мой взгляд, VueScan с этим самым айсом не работающий. У него есть своя система, которая , как уверяется, работает зачастую даже лучше (я, к слову сказать, не пользуюсь этим функционалом).
Обзаведитесь перчатками, кстати. Ничто так не отравляет радость от кадра как разглядывания отпечатка пальца..Обычные латексные из аптеки – прекрасно подходят.
Следующий момент, в предположении что вы идете по пути ч/б пленки – это “канал” из которого собирается ч/б. Уберите “авто” и поставьте зеленый (green). Народная коллективная мудрость вычислила что это самый резкий канал на сканерах-планшетниках.
Я для себя вывел следующий способ – умолчательные установки – точки белого и черного в 0, верхнюю и нижнюю часть кривых – тоже в 0. Даже для чб пленки профиль пленочный Generic/Color. Это убирает всякие дополнительные интерпретации кривой. Сканировать в DNG(потом можно дополнительно подрегулировать многие вещи открывая файл в ACR). Если хочется попробовать игры с диапазоном – можно сделать несколько проходов сканирования.
Итак, самое сокровенное – а как же получаемый результат?
Пленка – Ilford 4х5, 210мм f22(iso400) Симмар старенький, 1/100.
Теперь посмотрим как у нас с резкостью
(прешарпленный несколько raw, как положено, 100 кроп с 1200dpi скана – получается приблизительно 24мп кадр).
Понятно, что с барабанного сканера результаты будут лучше. Они даже могут быть сильно лучше с мокрого сканирования (когда пленка смачивается специально перед сканированием, чтобы плотнее и ровнее лежал негатив).
И понятно что сканеры бывают лучше сильно чем мой простой – G4050, но даже его вполне достаточно чтобы делать ощутимого размера отпечатки и сканы (4×5 легко сканируется в 100мп разрешении на 2400dpi, хотя реальный предел все же где то посередине между 1200 и 2400 у него).
8020photo.com
Устройства для сканирования пленок. Планшетный сканер со слайд-модулем
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. Продолжаю серию статей об устройствах для оцифровки пленок. В предыдущих постах шла речь о CMOS –сканерах и цифровых фотоаппаратах. Сегодня мы поговорим о сканировании слайдов и негативов с помощью планшетного сканера.
Планшетный сканер можно назвать ветераном среди устройств обработки данных. Он был разработан в 1976 году Рэймондом Курцвейлом в сотрудничестве с Bell Laboratories. Это устройство имело размеры стиральной машины и стоило около 100 тыс. долларов, что соответствовало на тот момент стоимости загородного дома. Даже в начале 90-х годов простой черно-белый планшетный сканер без слайд-модуля стоил несколько тысяч долларов. С тех пор эти сканирующие устройства стали не только намного меньше, но и намного дешевле. Планшетные сканеры используются для сканирования как непрозрачных, так и прозрачных (слайды, негативы) оригиналов. Если вам нужно универсальное сканирующее устройство, то планшетный сканер – это то, что вы ищете.
Планшетный сканер со слайд-модулем Epson Perfection 2480 Photo
Сканирование прозрачных оригиналов является дополнительной функцией для планшетных сканеров, поэтому она реализуется не на всех моделях. Для оцифровки слайдов и негативов в таких сканерах предусмотрено специальное устройство, называемое слайд-модулем. Слайд -модули могут отличаться конструктивно, но в большинстве случаев они представляют собой дополнительный источник света и держатель для пленки. Во многих случаях эти устройства являются встроенными, но для некоторых моделей они идут в виде опциональных блоков.
Обычно дополнительный источник света может подсветить одновременно лишь несколько кадров пленки или слайдов. Только в дорогих моделях подсвечивается вся область сканирования сканера. Площадь подсветки очень важна при работе с большими объемами сканируемого материала. Чем больше можно отсканировать слайдов или кадров рулонной пленки за один проход, тем выше эффективность работы со сканером.
По качеству сканирования прозрачных оригиналов, планшетные сканеры пока не достигают уровня хороших пленочных сканеров. Одной из причин этого можно назвать стекло планшета, на котором лежит держатель пленки. В то время как в пленочном сканере свет проходя сквозь слайд попадает сразу на оптическую систему считывающего устройства, в планшетных сканерах он должен дополнительно пройти через стеклянную подложку. Другим недостатком планшетных сканеров является малая оптическая плотность и слишком низкое эффективное разрешение (на практике разрешение сканера значительно ниже, чем указывается в документации к нему).
Таким образом планшетные сканеры больше подойдут для оцифровки прозрачных оригиналов среднего и большого форматов, особенно если вы ограничены в бюджете. Специализированные сканеры для крупноформатных пленок стоят непропорционально дорого. По сравнению с ними хороший планшетный сканер с большим слайд-модулем будет стоить значительно дешевле.
Если сравнивать планшетные и пленочные сканеры по заявленным производителем характеристикам, то никаких существенных различий вы не заметите. Однако, есть заметные расхождения между заявленными и реальными показателями. Особенно это касается планшетных сканеров.
Для примера давайте рассмотрим номинальное и фактическое разрешение сканирования. Добротный пленочный сканер, например, Nikon SUPER COOLSCAN 5000 ED, обеспечит большее разрешение, чем хороший планшетный сканер, такой как Epson Perfection V750 Pro. В то время как Nikon при номинальном разрешении 4000dpi фактически выдает 3900dpi, Epson из заявленных 6400dpi в конечном итоге обеспечивает только 2300dpi. В результате планшетный сканер выдает чрезвычайно раздутый файл, в котором многократно повторяются одни и те же пиксели. Уменьшение размера этого раздутого файла в редакторе изображений после сканирования – это достаточно трудоемкий процесс.
Вплоть до 2000 года выпускались дорогостоящие планшетные сканеры Hi-End класса, например Heidelberg или Creo. Они обеспечивали более высокий уровень качества сканирования. Однако сегодня сегмент Hi-End планшетных сканеров фактически вымер.
Как работает планшетный сканер? Для наглядной демонстрации ниже приведено два рисунка. На одном изображено сканирование отражающих оригиналов, а на другом – прозрачных.
Сканирование непрозрачных оригиналов: подсветка идет снизу – это наиболее популярный режим сканирования для планшетных сканеров
Сканирование отражающих оригиналов (бумажных документов, фотографий, книг и т.д.) сродни работе копировального аппарата. Документ (или фотография) кладется на стекло сканера и прижимается сверху крышкой. Источник света, закрепленный на подвижной каретке, перемещаясь, освещает весь сканируемый оригинал. Лучи, отраженные от его поверхности проходят через систему зеркал, фокусируются линзами поле чего попадают на линейный CCD-датчик. Здесь световое воздействие преобразуется в электрические импульсы, которые обрабатываются блоком электроники и преобразуются в цифровое изображение.
На этом принципе основана как работа планшетного сканера, так и современного копировального аппарата (фактически современный копировальный аппарат, это сканер и принтер объединенные в одном корпусе).
Сканирование прозрачных оригиналов: для сканирования пленок требуется дополнительный источник света, который, как правило, интегрируется в крышку сканера
Пленки, в отличие от бумажных документов обладают прозрачностью. Таким образом свет от них отражаться не будет, либо будет но частично. Поэтому, как уже упоминалось, для сканирования прозрачных оригиналов планшетные сканеры оборудуются слайд модулями. Источник света, который, как правило, интегрирован в крышку, освещает пленку таким образом, что лучи проходя сквозь нее попадают на систему зеркал а затем фокусируются системой линз на сенсорах CCD-матрицы. Оригиналы могут быть как позитивными, так и негативными, соответствующее преобразование изображения производится с помощью программного обеспечения сканера.
Для оцифровки негативов и слайдов планшетным сканерам необходим встроенный или опциональный слайд модуль. Качество сканирования пленок у них пока уступает специализированным пленочным сканерам, но значительно превосходит уровень качества CMOS-сканеров.
Планшетный сканер является реальной альтернативой для быстрого сканирования случайных слайдов или негативов. Фактически это устройство сегодня входит в стандартный набор оборудования компьютерной рабочей станции, и оцифровка пленочных оригиналов с его помощью избавит вас от необходимости покупки дополнительного оборудования. Однако качество сканирования пленок у таких устройств оставляет желать лучшего, поэтому не стоит их использовать для долгосрочного архивирования. Планшетные сканеры больше подойдут для сканирования слайдов или негативов с целью использования в презентациях, демонстрации друзьям или выкладывания в интернете.
с вашего сайта.
skanworld.ru