ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Рисунок пленки клетки лука


Параграф 7. Строение клетки



Вопрос 1. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Потому что для получения увеличенного изображения используются лучи света, которые, проходя через объект на предметном столике, попадают на систему линз объектива и окуляра, освещая предмет.

Вопрос 2. Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?

Мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений называются клетками. Своеобразными «кирпичиками».

Лабораторная работа № 3. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

1. Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Более ярко стало различимо ядро, вакуоли, цитоплазма, оболочка. Ярко выражены поры.

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Вывод: под микроскопом хорошо видна оболочка клетки, защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой. При окрашивании йодом выделяется ядро, которое является хранителем наследственной информации. Ядро находится в различных местах цитоплазмы. Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым – цитоплазмой, в которой располагаются органеллы. Клеточный сок находится в вакуолях.

Лабораторная работа № 4. Пластиды в клетках листа элодеи.

1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Рисунок смотрите выше.

Вывод: в зеленых листах растений есть такие клетки как хлоропласты. Они и предают листьям зеленую окраску.

Вопрос 1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?

1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом.

Вопрос 2. Какое строение имеет клетка?

Каждая клетка имеет плотную оболочку с порами. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность. Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка — мембрана. Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли, ограниченные мембраной. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Вопрос 3. Где находится клеточный сок и что в нём содержится?

Клеточный сок находится в вакуолях. Сок – это вода с растворёнными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок.

Вопрос 4. В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?

В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую, багровую и др. окраску лепесткам, листьям и другим частям растений, а также осенним листьям.

Задания

Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Клетки мякоти плодов и кожицы чешуи лука разные по геометрическому рисунку. У всех клеток есть пластиды, но они разные по окраске. В клетках мякоти плодов присутствуют пластиды, окрашивающие плоды в красный цвет, а в клетками кожицы чешуи лука пластиды бесцветные. Также во всех клетках есть ядро, цитоплазма, клеточная стенка и вакуоли. Последние в клетках мякоти плодов более мелкие и разбросаны по клетке, тем временем как в клетках кожицы чешуи лука их меньше и они крупнее.

Вывод: клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука похожи и в то же время отличаются.

resheba.com

Лабораторная работа "Микроскопическое строение кожицы лука"

Биология 6 класс

Тема №2 Клеточное строение растений .

Урок 1(4): Строение и жизнедеятельность растительной клетки.

Лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука»

Цель : выявить особенности строения растительной клетки.

Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, вода. раствор йода, салфетка.

Ход работы:

1 этап : Приготовление микропрепарата

  1. Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..

  2. Нанесите 1-2 капли воды на стекло.

  3. Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.

  4. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом.

2этап : Микроскопирование при малом увеличении.

1.Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

2. Проанализируйте текст и соотнесите с полученным вами изображением клеток лука.

"На микро препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой .

Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами, которые можно различить только при большом увеличении.

В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность.

Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение.Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от латинского слова «вакуус» — пустой). Они заполнены клеточным соком — водой с растворенными в ней сахарами. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям".

3 этап : Окрашивание препарата раствором йода. Микроскопирование при большом увеличении.

1. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.2. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?3. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты.

4 этап : Оформление результатов работы. Формулировка выводов.

1.Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.

2. Сделайте выводы об особенностях строения растительной клетки.

infourok.ru

Работа 1.3. Освоение правил работы с микроскопом

Работа проводится с готовым (постоянным) препаратом культуры сенной палочки, окрашенной фуксином.

1. Проведите настройку освещения, как описано в работе 1.2.

2. Положите изучаемый препарат на предметный столик и закрепите его прижимом.

3. Вращением револьвера поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения х10. Запомните, что изучение любого объекта начинается с малого увеличения.

4. Смотря сбоку, с помощью макрометрического винта поднимите предметный столик почти до соприкосновения объекта с с фронтальной линзой объектива. Глядя в окуляр, медленным вращением кремальеры в обратном направлении осторожно опускайте предметный столик до тех пор, пока в поле зрения не появятся очертания объекта. Затем с помощью рукоятки механизма микрометрической фокусировки добейтесь четкого изображения объекта.

5. Запомните, что фокусное расстояние для объектива малого увеличения равно приблизительно 1 см.

6. Для того, чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, прежде всего необходимо отцентрировать препарат, т.е. поместить объект или ту часть его, которую вы рассматриваете, в самый центр поля зрения. Для этого, глядя в окуляр, передвигайте препарат с помощью винтов - препаратоводителей, пока объект не займет нужного положения. Если объект не будет центрирован, то при большом увеличении он останется вне поля зрения.

7. Опустите предметный столик с помощью кремальеры на 1-2 см. Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения (х40).

8. Поднимите предметный столик под контролем зрения (смотрите не в окуляр, а сбоку) почти до соприкосновения с препаратом (помните, что фокусное расстояние для объектива большого увеличения равно приблизительно 1 мм).

9. Затем, глядя в окуляр, медленно опускайте столик, пока в поле зрения не появится изображение. Не торопитесь, поскольку фокусное расстояние - всего 1 мм, и его легко миновать. Если изображение отсутствует, то повторите пункты 8 и 9.

10. Для тонкой фокусировки используйте микрометрический винт.

11. Для наблюдения мелких объектов (в частности бактерий) необходимо использовать иммерсионный объектив (х100), он маркирован черной полосой. Вращая макрометрический винт, опустите столик на 1-2 см, нанесите стеклянной палочкой на препарат каплю иммерсионного масла. Путем вращения револьвера установите иммерсионный объектив в рабочее положение. Осторожно, под контролем зрения, поднимите столик макрометрическим винтом до соприкосновения линзы с каплей масла.

12. Затем, глядя в окуляр, с помощью микрометрического винта следует осторожно (фокусное расстояние объектива х100 еще меньше, чем объектива х40) немного поднять, а затем опустить столик, чтобы получить четкое изображение. При необходимости эту операцию следует повторить.

Запомните, что работа с иммерсионным объективом требует более интенсивного освещения поля зрения, поэтому следует проверить настройку освещения и, при необходимости, приокрыть диафрагму конденсора до размера выходного зрачка объектива. Качество изображения с иммерсионным объективом ухудшается, если толщина покровного стекла отличается от значения 0,17 мм более чем на 10%.

Необходимо помнить, что микроскоп дает обратное изображение. Поэтому, если предстоит рассматривать верхнюю часть объекта, передвигайте препарат к нижней части; при желании рассмотреть правую часть объекта, перемещайте препарат направо.

Регулируйте контрастность изображения, открывая и закрывая диафрагму конденсора.

Для уменьшения яркости изображения в откидную рамку под конденсором можно вставить матовое стекло.

Зарисовывайте объекты, глядя в окуляр одним глазом, а в альбом – другим.

По окончании работы необходимо убрать препараты с предметного столика, удалить с него и с объектива х100 остатки иммерсионного масла кусочком мягкой сухой ткани.

ЗАДАНИЕ. Практически освоить правила работы с микроскопом путем микроскопирования препарата культуры бактерий сенной палочки с последовательным использованием трех объективов: х10, х40, х100.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

1. Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую, осветительную.

 

2. Установите микроскоп в рабочее положение.

 

3. Приготовьте временные микропрепараты.

 

Работа 1.1. Перекрест волос под микроскопом

 

Отрежьте ножницами часть волоса длиной примерно 3 см, разрежьте пополам и положите на предметное стек­ло, сделав, перекрест; капните из пипетки одну каплю, воды. После этого возьмите покровное стекло (обязательно за боковые грани, иначе оставите отпечатки пальцев на поверхности) и положите его сверху на предметное стекло. Рассмотрите готовый препарат под микроскопом.

Поставьте в рабочее положение объектив малого уве­личения. Найдите изображение и зарисуйте его в альбом, правильно отразив размеры наблюдаемых структур (тол­щина волос). Затем центрируйте препарат, т.е. поставьте так, чтобы перекрест волос был в центре поля зрения. Переместите в рабочее положение объектив большого увеличения и найдите изображение. Сравните размеры объекта при разных увеличениях и зарисуйте изображе­ние в альбом, отразив имеющиеся различия.

 

Работа 1.2. Волокна ваты и пузырьки воздуха под микроскопом

Возьмите из чашки Петри пинцетом небольшой пучок волокон ваты. Положите его на предметное стекло, раз­рыхлите, капните из пипетки одну каплю воды и накройте покровным стеклом.

Приготовив временный препарат, рассмотрите его сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа МБР-1.

Рассматривая препарат при малом увеличении, уви­дите перекрещивающиеся волокна ваты, а между ними образования округлой или неправильной формы, име­ющие очень четкие темные контуры. Это пузырьки воз­духа.

Передвигайте препарат, пока не найдете такой участок, где волокна лежат редко и среди них есть пузырек воздуха небольших размеров. Зарисуйте пузырек воздуха и окру­жающие его 2—3 волокна ваты, строго соблюдая соотно­шение размеров.

Затем рассмотрите и зарисуйте этот же участок при большом увеличении микроскопа МБР-1. Для этого надо тщательно центрировать препарат (поставить данный уча­сток в центр поля зрения) при малом увеличении.

После того как препарат центрирован, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения, най­дите изображение и зарисуйте тот же участок, что и при малом увеличении, отразив неодинаковые размеры при разных увеличениях. На рисунке при малом и большом увеличении должны быть обозначены: 1) волокна ваты; 2) пузырек воздуха.

 

Работа 1.3. Клетки плёнки лука

 

Снимите с внутренней поверхности мясистой чешуи лука тонкую пленку. Кусочек пленки поместите на предметное стекло в каплю воды. Подкрасьте йодом. Накройте покровным стеклом. Микроскопируйте сначала при малом увеличении, а затем при большом. Зарисуйте несколько клеток. На рисунке должны быть обозначены: 1) цитоплазма; 2) ядро; 3) вакуоли; 4) оболочка.

Работа 1.4. Клетки клубня картофеля

Сделайте тонкий срез с клубня картофеля и поместите его на предметное стекло в каплю воды. Так как йод является качественным реактивом на крахмал, в клетках при большом увеличении микроскопа хорошо будут видны зерна крахмала, окрасившиеся в фиолетовый цвет. Зарисуйте несколько клеток, На рисунке должны быть обозначены: 1) цитоплазма; 2) зерна крахмала; 3) оболочка клетки.

 

 

4. Рассмотрите и зарисуйте временные микропрепараты, обозначьте рисунки, подпишите их согласно требованиям оформления практической работы.

5. Выполните тестовые задания.

mykonspekts.ru

Как можно увидеть клетку кожицы чешуи лука — Небо пополам

Как можно увидеть клетку кожицы чешуи лука

Со строением клетки можно познакомиться на примере растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Последовательность приготовления препарата показана на рисунке.

Приготовление препарата чешуи кожицы лука.

Строение клетки лука.

На микро препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой [6]. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами, которые можно различить только при большом увеличении. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность. Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем

темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). 10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.

От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей. Так, зеленую окраску листьев определяют пластиды, называемые хлоропластами (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «пластос» — вылепленный, созданный) [7]. В хлоропластах находится зеленый пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» и «филл» — лист).

Пластиды в клетках листа элодеи

Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г.

Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 млн пор или ячеек в одном квадратном дюйме (2,5 см). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки. Он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, но шло оно нелегко. Ядро клетки было открыто только в 1831 г. а цитоплазма — в 1846 г.

Источник: http://www.rusarticles.com/texnologii-statya/kletka-luka-1406893.html

Клетка Лука

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от латинского слова «вакуус» — пустой). Они заполнены клеточным соком — водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

1. Рассмотрите на рисунке [5] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

Изучение под микроскопом клеток кожицы луковичной чешуи

При изучении основных частей клетки кожицы луковичной чешуи используют готовый микроскопический препарат, окрашенный анилиновыми красителями. Препарат состоит из предметного стекла, в средней части которого под тонким покровным стеклом находится небольшой окрашенный кусочек кожицы луковичной чешуи, заключенный в капле глицерин-желатина или канадского бальзама. На одном конце предметного стекла наклеен бумажный ярлычок с названием препарата.

Прежде всего подготавливают микроскоп к работе. Для этого ставят перед собой микроскоп тубусом к себе (в микроскопах М-11 и М-9 наклоняют тубус так, чтобы окуляр оказался на уровне глаз). Поднимают конденсор микроскопа так, чтобы его верхняя линза находилась на уровне предметного столика, и открывают полностью диафрагму конденсора. В случае смещения подвижной части столика с центрального положения при помощи двух винтов центрируют его. Поворотом револьвера устанавливают объектив малого увеличения (8) над центральным отверстием столика микроскопа и при помощи кремальеры ставят объектив на расстоянии около 1 см над поверхностью столика. Устанавливают в рабочее положение плоскую поверхность зеркала и, глядя одним глазом (второй глаз не следует зажмуривать!), поворачивают зеркало так, чтобы отраженный луч света попал в глаз, пройдя через отверстие в диафрагме, конденсор, отверстие в столике, объектив и окуляр микроскопа. При этом круг поля зрения микроскопа должен быть ярко и равномерно освещен.

На хорошо приготовленном и окрашенном препарате видны тонкие оболочки клеток, отделяющие одну клетку от другой, протоплазма, ядро, ядрышки, вакуоли (рис.1). В более старых клетках протоплазма располагается около оболочек, образуя постенный слой. Они имеют одну крупную центральную вакуолю. В молодых клетках протоплазма заполняет всю клетку, ядро располагается в средней части и вакуоли отсутствуют. Клетки промежуточного возраста имеют, кроме постенного слоя протоплазмы, еще и тяжи протоплазмы от стенок к центральной части, где расположено ядро, окруженное протоплазмой. Такие клетки имеют несколько вакуолей.

строение клетки лука

На микро препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой [6]. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами, которые можно различить только при большом увеличении. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность. Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от латинского слова «вакуус» — пустой). Они заполнены клеточным соком — водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

хлоропласты в клетках листа.

темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). 10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.

У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей. Так, зеленую окраску листьев определяют пластиды, называемые хлоропластами (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «пластос» — вылепленный, созданный) [7]. В хлоропластах находится зеленый пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» и «филл» — лист).

3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку.

Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений очень разнообразны [8].

формы растительных клеток.

Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 млн пор или ячеек в одном квадратном дюйме (2,5 см). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки. Он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, но шло оно нелегко. Ядро клетки было открыто только в 1831 г. а цитоплазма — в 1846 г.

Источник: http://www.pisali.ru/Aleksei109/29174/

Если нет готового постоянного препарата, нужно изготовить временный препарат клеток кожицы лука. Берут луковицу и удаляют с нее сухие и одну-две мясистые чешуи. Затем, поддев кожицу с выпуклой стороны на одной из мясистых чешуй, пинцетом отделяют небольшой кусочек ее и помещают наружной стороной вверх в каплю воды на предметном стекле и закрывают покровным стеклом. Не рекомендуется брать кожицу с вогнутой стороны чешуи, так как здесь она состоит из очень крупных клеток, которые обычно не помещаются в поле зрения при большом увеличении микроскопа.

Помещают препарат на предметный столик, чтобы кусочек кожицы лука находился как раз под объективом малого увеличения, и закрепляют одним зажимом. Глядя сбоку, при помощи кремальеры осторожно опускают тубус микроскопа так, чтобы между объективом и препаратом было расстояние 3-4 мм. Затем с помощью этой же кремальеры, глядя уже в окуляр, медленно поднимают тубус, пока в поле зрения микроскопа не появится изображение кожицы, состоящей из мелких клеток. Перемещая препарат пальцами рук, находят нужный участок объекта и устанавливают в центре поля зрения. Закрепляют препарат вторым зажимом, ставят необходимый диаметр диафрагмы конденсора и изучают клетки при малом увеличении.

Для изучения клеток кожицы лука при большом увеличении с помощью поворота револьверной системы заменяют объектив малого увеличения (8) объективом большого увеличения (40). В Хорошо изготовленных микроскопах изображение клеток сразу же должно быть достаточно резким. В случае расплывчатого изображения добиваются его резкости, вращая микрометрический винт. Затем для объектива большого увеличения устанавливают необходимый размер диафрагмы конденсора (при вынутом окуляре добиваются появления изображения краев диафрагмы в поле зрения микроскопа). С помощью винтов предметного столика передвигают препарат и находят место, где клетки кожицы луковичной чешуи особенно хорошо видны, и изучают их.

Рис.1. Клетки луковичной чешуи.

1 – оболочка; 2 – протоплазма; 3 – вакуоли; 4 – ядро и ядрышки.

В рабочую тетрадь зарисовывают острым карандашом три типа клеток в их сочетании в одну общую покровную ткань. На рисунке делают соответствующие надписи.

После окончания работы с помощью револьверного устройства заменяют объектив большого увеличения объективом малого увеличения. Препарат снимают со столика микроскопа только при малом увеличении. Микроскоп тщательно вытирают сухой тонкой тряпочкой и накрывают колпаком.

Источник: http://www.valleyflora.ru/izucheniye-pod-mikroskopom.html

Строение растительной клетки

Рассмотрите на рисунке (рис. 87) строение клетки листа элодеи. Чем она отличается от уже известной вам клетки чешуи кожицы лука?

Внешнее строение растительных клеток. На разломе плодов апельсина, мандарина, томата видны крошечные вытянутые пузырьки (рис. 85). Это мельчайшие частицы каждого организма — клетки. Невооруженным глазом их можно увидеть также в мякоти плодов арбуза и лимона. Из клеток состоят все органы цветковых растений. Клетки растений очень разнообразны по форме, величине и окраске.

Рис. 85. Клетки плодов

Строение даже самых крупных клеток можно рассмотреть только с помощью микроскопа (рис. 86), с устройством которого вы познакомились при изучении природоведения.

Рис. 86. Строение микроскопа Основные части клетки. Познакомимся со строением клетки листа элодеи. Это водное растение часто содержат в аквариумах.

Клетка листа элодеи (рис. 87) имеет снаружи прозрачную и прочную оболочку. Она состоит в основном из клетчатки — органического вещества, подобного крахмалу. Оболочка защищает содержимое клетки от механических и других воздействий. Внутри клетки находятся цитоплазма, ядро, зеленые пластиды и обычно одна крупная вакуоль.

Рис. 87. Строение клетки листа элодеи Цитоплазма — полужидкое слизистое содержимое клетки, имеющее сложное строение. В зрелой клетке элодеи она находится в виде постенного слоя вблизи оболочки. В молодой клетке цитоплазма занимает почти всю ее полость. В цитоплазме происходят процессы, обеспечивающие жизнь клетки и всего организма в целом.

Ядро — более плотное образование округлой формы. Обычно оно хорошо видно при малом увеличении микроскопа. Ядро имеет оболочку, отделяющую его содержимое от цитоплазмы. В этой ядерной оболочке находятся мельчайшие поры, через которые в ядро из цитоплазмы и обратно переходят различные вещества. Ядро оказывает влияние на все процессы, происходящие в клетке.

Вакуоль (от лат. слова «ваккус» — пустой) — полость, которая занимает в зрелой клетке центральное положение. Она заполнена клеточным соком — водным раствором различных органических и минеральных веществ. В молодой клетке может быть несколько вакуолей.

У многих растений в клеточном соке содержатся красящие вещества — пигменты (от лат. слова «пигментум» — краска). Они придают органам растений (цветкам, плодам, стеблям и листьям, корнеплодам) синюю, фиолетовую, красную и другую окраску.

Зеленые пластиды. имеющиеся в цитоплазме листа элодеи, иначе называют хлоропластами (от греч. слова «хлорос» — зеленый и «пластос» — вылепленный). Их окраска связана с наличием зеленого пигмента — хлорофилла. В хлоропластах происходит образование на свету органического вещества из углекислого газа и воды.

В клетках листа элодеи, благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты постоянно перемещаются. Это движение цитоплазмы в клетке можно увидеть под микроскопом.

Рис. 88. Хромопласты в клетках органов растений Хромопласты и лейкопласты. Кроме зеленых пластид, в клетках разных растений встречаются желтые, красные и оранжевые хромопласты (от греч. слова «хрома» — цвет) (рис. 88) и бесцветные лейкопласты (от греч. слова «лейкос» — белый) (рис. 89). С наличием хромопластов в клетке связана окраска цветков (желтые — лютик, одуванчик), плодов (красные — шиповник, рябина), корнеплодов (оранжевая — морковь), а так же осенних листьев.

Рис. 89. Лейкопласты в клетке кожицы листа традесканции

В каждой живой клетке могут находиться пластиды только какой либо одной группы: либо хлоропласты, либо хромопласты, либо лейкопласты.

Возможно превращение лейкопластов в хлоропласты и (реже) в хромопласты. Хлоропласты также могут превращаться в хромопласты или лейкопласты. Зеленые плоды томатов, например, по мере созревания становятся красными.

Запасные вещества клетки. В клетках различных органов цветковых растений накапливаются органические вещества: крахмал, белок, жир. Крахмал откладывается в лейкопластах в виде крахмальных зерен (рис. 90). Большое количество крахмала имеется, например, в клетках клубней картофеля. В этом можно убедиться, капнув на срез клубня слабым раствором йода — срез посинеет.

Рис. 90. Крахмальные зерна

Запасной жир (масло) откладывается в виде мельчайших капель в цитоплазме клеток растений. Много жира содержат семена подсолнечника, кукурузы, арахиса.

Белок накапливается в клеточном соке или в цитоплазме в виде плотных белковых зерен (рис. 91). Много белка образуется в клетках семян гороха, фасоли, сои.

Рис. 91. Белковые зерна в клетках семени клещевины

Растительная клетка; оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты; вакуоль, клеточный сок, клетчатка, крахмальное зерно, белковое зерно.

1. В каких органах растений можно увидеть клетки невооруженным глазом? 2. Каково внешнее строение клеток в этих органах? 3. Какие основные части клеток мякоти листа элодеи можно увидеть с помощью микроскопа? 4. Какое органическое вещество составляет основу оболочки растительной клетки? 5. Что представляет собой цитоплазма клетки? 6. Почему в зрелой клетке она занимает пристеночное положение? 7. Что представляет собой клеточный сок и в чем он накапливается? 8. Почему клетки листа элодеи зеленого цвета? 9. Какие органические вещества накапливаются в клетках растений? Приведите примеры названий таких растений.

Приготовьте препарат листа элодеи (рис. 87) и рассмотрите его под микроскопом. Какие части клетки вы обнаружили?

Источник: http://blgy.ru/biology6v/cell

Каждый живой организм состоит из клеток, микроскопических кирпичиков жизни. На самом деле, большее число различных форм жизни – всего из одной клетки, которая выполняет все функции, необходимые для самостоятельного существования. Примером одноклеточных организмов могут служить бактерии (крошечные организмы, обнаруженные практически во всех средах обитания на Земле), диатомовые водоросли (существенная часть планктона), дрожжи (разновидность грибка). Многоклеточные организмы могут быть как из нескольких клеток, так и из огромного множества. Одноклеточные и мелкие многоклеточные, которые можно изучить только под увеличением, называются микробами или микроорганизмами.

Растения и животные – это многоклеточные соединения, видимые невооруженным глазом. Эти макроскопические многоклеточные организмы могут состоять из вплоть до триллиона клеток, каждая из которых исполняет определенные функции и имеет свое назначение.

Сегодня мы рассмотрим клетки растения, а именно лука. Мы будем изучать клетки в тончайшей пленке, которая прослаивает “кольца” луковицы. Под микроскопом мы сможем увидеть основные составляющие клетки, включая ядро (структура в центре клетки, содержащая генетическую информацию), цитоплазму (водянистое вещество, заполняющее клетку), стенки клетки (жесткая внешняя граница растительных и прочих видов клеток).

Такой препарат не сложно приготовить самому в домашних условиях. имея необходимые инструменты. Для этого вам понадобятся:

  1. Предметное и покровное стекло
  2. Пипетка
  3. Вода, 1% раствор йода (желательно)
  4. Пинцет
  5. Протрите тканью без ворса предметное стекло.
  6. Используя пипетку, нанесите в центр стекла по капле воды и по желанию раствор йода (подкрашивает объект для большей четкости).
  7. Разрежьте луковицу на несколько частей.
  8. При помощи пинцета или иглы отделите пленку с внутренней стороны “кольца” лука.
  9. Поместите пленку на предметном стекле над каплей воды и йода, расправьте пленку иглой.
  10. Накройте пленку покровным стеклом. Положив его вначале на одно ребро под углом к предметному стеклу, затем опустите полностью, стараясь ничего не сместить.

Итак, препарат готов. Для наблюдений мы будем использовать биологический микроскоп Sigeta MB-208. В статье приведены фотоснимки, сделанные цифровой камерой для микроскопов Sigeta UCMOS 5100 5.1MP.

Источник: http://opinf.ru/Mikroskopi/risunok-kletki-luka-pod-mikroskopom

Клетка и ее строение

Чтобы лучше понять, как живет растение, надо познакомиться с внутренним строением его органов. Великий русский ученый К. А. Тимирязев в своей классической работе «Жизнь растений» рекомендовал начинать изучение организма с клетки, так как организм и клетка неразрывно между собой связаны. Он писал: «В клеточке мы должны видеть исходное начало всякого организма», «. без знакомства с клеточкой невозможно понять строение и жизнь растительных органов, которые образованы их сочетанием». (соч. Т. IV, стр. 57).

Что же собой представляет клетка? Как ее изучать? Рассмотреть клетку можно с помощью увеличительных приборов: самого простого, называемого лупой (увеличивает в 2—25 раз), и микроскопа. Первый микроскоп, сконструированный голландским ученым Антони ван Левенгуком, увеличивал в 270 раз (XVII век). Современные световые микроскопы увеличивают изображение в 3600 раз, а изобретенный в XX веке электронный микроскоп увеличивает в десятки и сотни тысяч раз.

Наиболее простой микропрепарат для рассмотрения клетки под микроскопом изготовить можно самому из кожицы чешуи лука. Для этого с луковицы репчатого лука надо снять наружные сухие чешуи, затем с внутренней поверхности белой мясистой чешуи иглой отделить кусочек тончайшей прозрачной кожицы, которую положить в каплю воды на предметное стекло, аккуратно расправить и прикрыть кожицу тонким покровным стеклом. В воду необходимо добавить каплю йода, что позволит лучше рассмотреть препарат.

Рассмотрев препарат под микроскопом, можно увидеть, что клетка имеет оболочку, цитоплазму, в которой расположены органоиды (ядро с ядрышком) и вакуоли с клеточным соком.

Оболочка придает форму клетке и защищает от внешних воздействий. Цитоплазма — это живое бесцветное вязкое вещество, в котором расположены все органоиды клетки, важнейшим из которых является ядро.

Ядро имеет сложный состав и строение. Без ядра клетка не может расти, делиться и через некоторое время погибает. Цитоплазма и ядро — важнейшие части клетки. В цитоплазме расположены пластиды — зернистые образования различной формы.

У цветковых растений пластиды могут быть зеленой окраски (хлоропласты ), желтой, оранжевой, красной (хромопласты ) и бесцветные (лейкопласты ). От пластид зависит окраска органов растения. В клетках, особенно в старых, расположены полости с клеточным соком, которые называются вакуолями. В клеточном соке вакуолей содержатся сахар, соли, красящие вещества, растворенные в воде.

Между оболочками клеток находится межклеточное вещество. соединяющее клетки. Если межклеточное вещество разрушается, то клетки разъединяются. По форме растительные клетки бывают самыми разнообразными. но имеют общее строение.

  • 1 — клетки арбузной мякоти;
  • 2 — клетки кожицы лука;
  • 3, 4 — клетки мякоти зеленого листа;
  • 5 — клетки волокна традесканции;
  • 6,7 — клетки скорлупы орехов;
  • 8 — клетки корневого волоска;
  • 9,10 — клетки жгучих волосков листьев;
  • 11,12 — клетки проводящих тканей.

Каждая живая клетка дышит, питается, растет и размножается. Вещества, необходимые для питания и дыхания клетки, поступают в нее из других клеток и из межклетников, а все растение получает их из воздуха и почвы. Растение увеличивается в размерах в результате роста и деления клеток.

Делению клетки предшествует деление ее ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметны хромосомы — тельца обычно цилиндрической формы, которые передают наследственные признаки от клетки к клетке.

Новые клетки образуются обычно двумя способами: делением и слиянием. Две дочерние клетки, образующиеся после деления материнской, наследуют ее признаки за счет равномерного распределения хромосом (от греч. «хрома» — краска и «сома» — тело). По количеству хромосом в ядре клетки бывают гаплоидными (от греч. «гаплос» — единичный) — с одинарным набором хромосом, и диплоидными (от греч. «диплос» — двойной) с двойным набором хромосом. Гаплоидные клетки обозначаются латинской буквой «n», а диплоидные — «2n».

Клетки, образовавшиеся в результате деления, растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся, обеспечивая рост и развитие организмов.

Образование одной клетки в результате слияния двух происходит во время полового процесса. Сливающиеся клетки называют половыми. или гаметами. Их слияние обеспечивает размножение организмов.

В многоклеточных организмах группы клеток, сходные по своему строению и выполняющие одинаковую функцию, называют тканью. В растительном организме различают несколько видов тканей.

Ткани

I Образовательные

Клетки образовательной ткани небольших размеров имеют тонкую оболочку и крупное ядро. Из них формируются другие виды тканей.

Источник: http://shkolo.ru/kletka-i-ee-stroenie/

Мир биологии и географии

Со строением растительной клетки можно познакомиться, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Что же мы увидим?

Оболочка

На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками – порами, которые можно различить только при большом увеличении. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество – целлюлоза, придающая им прочность.

Цитоплазма

Внутри находится бесцветное вязкое вещество – цитоплазма. Это внутренняя среда клетки, кроме ядра и вакуоли. Не путайте понятия «цитоплазма» и «гиалоплазма». Формально вакуоль – часть ЭПС, а значит, и цитоплазмы тоже.

Основное вещество цитоплазмы – вода. Также в её состав входят самые разнообразные органические и неорганические вещества. В цитоплазме присутствуют нерастворимые отходы клетки и запасные питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

Цитоплазма постоянно движется, перетекает внутри живой клетки. Важнейшая её роль – объединение всех клеточных структур и обеспечение их взаимодействия.

Ядро

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение.

Вакуоли

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – вакуоли. Название происходит от латинского слова «вакуус» – «пустой». Они на самом деле заполнены клеточным соком – водой с растворенными в ней сахарами и др. органическими и неорганическими веществами.

Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы разрушаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и др. частям растений.

Пластиды

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – пластиды. При большом увеличении они хорошо видны, число их в клетках разных органов различно. Пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желто-оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

От цвета пластид зависит окраска тех или иных частей растения. Так, зеленую окраску листьев определяют пластиды, называемые хлоропластами. В хлоропластах находится зеленый пигмент хлорофилл. Хлорофилл необходим растениям для фотосинтеза – получения органических веществ из углекислого газа и воды на свету.

Неокрашенные пластиды называются лейкопластами. Они, как правило, выполняют запасающую функцию. Например, в лейкопластах клубней картофеля накапливается крахмал.

Хромопласты – пластиды, окрашенные в жёлтый, красный или оранжевый цвет. Хромопласты определяют окраску осенних листьев, лепестков цветов, корнеплодов, созревших плодов.

История изучения растительной клетки

Как вы уже знаете, большинство растительных клеток имеют округлую форму. Они вовсе не такие прямоугольные, как, например, клетки в вашей тетради. Почему же клетки так называются?

Существование клеток открыл английский ученый Роберт Гук в 1665 г. Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки, он насчитал до 125 млн пор или ячеек в одном квадратном дюйме (2,5 см). Их он и назвал клетками. Дело в том, что пробка, с которой имел дело Гук, то есть корковый слой, располагающийся поверх коры у пробкового дуба, состоит из клеток, действительно имеющих прямоугольную форму. В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки.

Так началось изучение клеточного строения растений. Сам термин «ядро» был предложен в 1831 г. а «цитоплазма» – в 1846 г.

Вы можете сами приготовить «исторический» препарат. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клетки воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом.

Сегодня мы говорили о строении растительной клетки. На следующем уроке вы узнаете о её жизнедеятельности.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука

Если дома или в школе вы имеете доступ к микроскопу, попробуйте приготовить и рассмотреть препарат кожицы лука.

Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его мягкой тканью. Пипеткой нанесите на него 1–2 капли воды.

При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите его в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

Накройте кожицу покровным стеклом.

Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу, окружающую клетку – оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

Зарисуйте 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Препарат: пластиды в клетках листа элодеи

Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука и листа элодеи. Отметьте окраску пластид.

Для всего живого характерны обмен веществ и энергии, рост и размножение. Живые клетки обладают всеми этими свойствами. Они дышат, питаются, растут. Многие из них способны к размножению. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

Оболочка живой клетки имеет сложное строение, она легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Такая полупроницаемость оболочки сохраняется, пока жива клетка. Таким образом, оболочка не только сохраняет целостность клетки, но и регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду.

В клетках, например, листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются как бы по кругу, вдоль клеточной оболочки. Но сами они к движению не способны, движется вся цитоплазма. Это движение постоянно, но его иногда трудно обнаружить.

Движение цитоплазмы

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы. Цитоплазма одной клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Как делится клетка

Как мы уже говорили, клетки способны к размножению. Размножаются они путём деления. В результате деления и роста клеток происходит рост организма в целом.

Делению клетки предшествует деление её ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы – хромосомы. В них как бы записаны все наследственные признаки клетки.

Хромосомы

Рассматривая делящиеся клетки, учёные заметили в ядре небольшие тельца, которые хорошо впитывали в себя краситель. Эти тельца получили название хромосом – от древнегреческих слов «хромос» – «цвет» и «сома» – «тело».

В 1910 г. Т. Морган доказал, что в хромосомах в определенной последовательности расположены гены. Хромосомы содержат ДНК – основной носитель наследственной информации клетки.

Перед делением клетки каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Ядро молодой клетки располагается в центре, она (клетка) содержит много мелких вакуолей. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма с ядром прилегает к клеточной оболочке. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Многоклеточные организмы могут содержать огромное количество клеток. Так, один лист яблони состоит примерно из 50 млн клеток различных типов. У цветковых растений различают около 80 типов клеток. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность клетки, называется цитология.

Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете на уже знакомом вам препарате листа элодеи или на препаратах корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции.

Попробуйте изучить влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре около 37 °С. Уже при температуре выше 40°С оно прекращается.

Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru

Источник: http://bioclass.ucoz.ua/publ/uroki_onlajn/7_klass/stroenie_rastitelnoj_klatki/68-1-0-694

Рисунок Клетки Лука под Микроскопом

  • Лук репчатый
  • Препаровальная игла
  • Последовательность приготовления:

    Возможно Вас заинтересует:

    • Как посадить вишню на песчаной почве ПОСАДКА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ НА ПЕСЧАНЫХ ПОЧВАХ. Так как ПОСАДКА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ НА ПЕСЧАНЫХ ПОЧВАХ. Так как - раздел Культура, Обиходная рецептура садовода На Песчаной Почве Плодовые Деревья Не Разрастаются Сильно В Кро­Ну, То Вишни. на песчаной почве плодовые деревья не разрастаются […]
    • Как посадить саженцы лимонника китайского Наиболее пригодны для посадки и жизнеспособны саженцы, возраст которых не менее 2-3 лет – при небольшой высоте лианы у них достаточно развитая корневая система. Корневую шейку не стоит углублять в землю, она должна оставаться на уровне земли. Лимонник китайский - уход После высадки уход […]
    • Как рассадить азалию в домашних условиях Размножение азалии Как правильно размножить азалии? Три нижних листочка на черенке обрезают, оставляя 0,5 см черешка. Оставшиеся листья срезают наполовину. Нижний косой срез делают под самой почкой, лучше под группой скученных 3-4 листочков. Черенки надо заготавливать только со здоровых […]
    • Как правильно посадить смородину осенью черенками Как правильно посадить смородину черенками Как размножить смородину весной черенками одревесневшими черенками; дуговыми побегами; вертикальными побегами; семенами. Однолетние побеги срезаются с кустарника, причем, нижний срез располагается под почкой, а верхний – на несколько […]
    • Как вырастить хризантемы к 1 сентября Хризантемы – популярные растения для выращивания в саду и домашних условиях. Какие же условия необходимы растению для образования пышных ярких бутонов? Содержание: Хризантема: описание растения, разнообразие видов Для выращивания на участке используются два сорта: грунтовая хризантема и […]
    • Изгородь искусственная декоративная туя Общие правила посадки туи Особенности посадки туи и ее виды Туя японская Туя западная Смарагд Тую можно размножать семенами, это доступно каждому садоводу. Созревшие шишки собирают с сентября по декабрь. Семена необходимо просушить на столе в помещении при температуре не выше плюс […]
    • Как правильно посадить гортензию из горшка Как правильно посадить и вырастить гортензию в саду или на даче Посадочные ямы выкапывают размером 50x50x60 см на расстоянии 1-1,5 м одна от другой. Их доверху заполняют почвенной смесью, состоящей из перегноя, листовой 14 земли, торфа, песка (2:2:1:1) и удобрений (10 кг перегноя, 20 г […]
    • Как пересадить голубую ель высотой 2 метра Автор: Юки | Комментариев 0 Хвойные растения - это та часть садовых насаждений, которая остается зеленой практически круглый год. Но среди обычных зеленых хвойников есть представители, которые радуют глаз сизой, золотистой или голубой окраской хвои. Голубая ель Ель голубая или ель […]
    • Календарь посадки чеснока и лука под зиму Какие же основные правила посадки лука под зиму? Некоторые огородники сажают чаще, через 5-7 см, но я считаю, что это не обеспечивает достаточной площади питания, и я сажаю через 8-10 см. Бороздки засыпают перегноем, разравнивают обратной стороной граблей, слегка уплотняя. Часто советуют […]
    • Как размножить ель в домашних условиях фото Как правильно разводить орхидеи в домашних условиях Содержание В домашних условиях вегетативное размножение фаленопсисов и других разновидностей орхидей выполняется следующим образом: срезы дезинфицируют; затем обе части высаживают в горшки. В первое время после посадки орхидеи дома […]

    About the Author

    nebo-popolam.ru

    Строение растительной клетки | Биология

    Рассмотрите на рисунке (рис. 87) строение клетки листа элодеи. Чем она отличается от уже известной вам клетки чешуи кожицы лука?

    Внешнее строение растительных клеток. На разломе плодов апельсина, мандарина, томата видны крошечные вытянутые пузырьки (рис. 85). Это мельчайшие частицы каждого организма — клетки. Невооруженным глазом их можно увидеть также в мякоти плодов арбуза и лимона. Из клеток состоят все органы цветковых растений. Клетки растений очень разнообразны по форме, величине и окраске.Рис. 85. Клетки плодовСтроение даже самых крупных клеток можно рассмотреть только с помощью микроскопа (рис. 86), с устройством которого вы познакомились при изучении природоведения.Рис. 86. Строение микроскопаОсновные части клетки. Познакомимся со строением клетки листа элодеи. Это водное растение часто содержат в аквариумах.

    Клетка листа элодеи (рис. 87) имеет снаружи прозрачную и прочную оболочку. Она состоит в основном из клетчатки — органического вещества, подобного крахмалу. Оболочка защищает содержимое клетки от механических и других воздействий. Внутри клетки находятся цитоплазма, ядро, зеленые пластиды и обычно одна крупная вакуоль.Рис. 87. Строение клетки листа элодеиЦитоплазма — полужидкое слизистое содержимое клетки, имеющее сложное строение. В зрелой клетке элодеи она находится в виде постенного слоя вблизи оболочки. В молодой клетке цитоплазма занимает почти всю ее полость. В цитоплазме происходят процессы, обеспечивающие жизнь клетки и всего организма в целом.

    Ядро — более плотное образование округлой формы. Обычно оно хорошо видно при малом увеличении микроскопа. Ядро имеет оболочку, отделяющую его содержимое от цитоплазмы. В этой ядерной оболочке находятся мельчайшие поры, через которые в ядро из цитоплазмы и обратно переходят различные вещества. Ядро оказывает влияние на все процессы, происходящие в клетке.

    Вакуоль (от лат. слова «ваккус» — пустой) — полость, которая занимает в зрелой клетке центральное положение. Она заполнена клеточным соком — водным раствором различных органических и минеральных веществ. В молодой клетке может быть несколько вакуолей.

    У многих растений в клеточном соке содержатся красящие вещества — пигменты (от лат. слова «пигментум» — краска). Они придают органам растений (цветкам, плодам, стеблям и листьям, корнеплодам) синюю, фиолетовую, красную и другую окраску.

    Зеленые пластиды, имеющиеся в цитоплазме листа элодеи, иначе называют хлоропластами (от греч. слова «хлорос» — зеленый и «пластос» — вылепленный). Их окраска связана с наличием зеленого пигмента — хлорофилла. В хлоропластах происходит образование на свету органического вещества из углекислого газа и воды.

    В клетках листа элодеи, благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты постоянно перемещаются. Это движение цитоплазмы в клетке можно увидеть под микроскопом.Рис. 88. Хромопласты в клетках органов растенийХромопласты и лейкопласты. Кроме зеленых пластид, в клетках разных растений встречаются желтые, красные и оранжевые хромопласты (от греч. слова «хрома» — цвет) (рис. 88) и бесцветные лейкопласты (от греч. слова «лейкос» — белый) (рис. 89). С наличием хромопластов в клетке связана окраска цветков (желтые — лютик, одуванчик), плодов (красные — шиповник, рябина), корнеплодов (оранжевая — морковь), а так же осенних листьев.Рис. 89. Лейкопласты в клетке кожицы листа традесканцииВ каждой живой клетке могут находиться пластиды только какой либо одной группы: либо хлоропласты, либо хромопласты, либо лейкопласты.

    Возможно превращение лейкопластов в хлоропласты и (реже) в хромопласты. Хлоропласты также могут превращаться в хромопласты или лейкопласты. Зеленые плоды томатов, например, по мере созревания становятся красными.

    Запасные вещества клетки. В клетках различных органов цветковых растений накапливаются органические вещества: крахмал, белок, жир. Крахмал откладывается в лейкопластах в виде крахмальных зерен (рис. 90). Большое количество крахмала имеется, например, в клетках клубней картофеля. В этом можно убедиться, капнув на срез клубня слабым раствором йода — срез посинеет.Рис. 90. Крахмальные зернаЗапасной жир (масло) откладывается в виде мельчайших капель в цитоплазме клеток растений. Много жира содержат семена подсолнечника, кукурузы, арахиса.

    Белок накапливается в клеточном соке или в цитоплазме в виде плотных белковых зерен (рис. 91). Много белка образуется в клетках семян гороха, фасоли, сои.Рис. 91. Белковые зерна в клетках семени клещевины

    Растительная клетка; оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты; вакуоль, клеточный сок, клетчатка, крахмальное зерно, белковое зерно.

    1. В каких органах растений можно увидеть клетки невооруженным глазом? 2. Каково внешнее строение клеток в этих органах? 3. Какие основные части клеток мякоти листа элодеи можно увидеть с помощью микроскопа? 4. Какое органическое вещество составляет основу оболочки растительной клетки? 5. Что представляет собой цитоплазма клетки? 6. Почему в зрелой клетке она занимает пристеночное положение? 7. Что представляет собой клеточный сок и в чем он накапливается? 8. Почему клетки листа элодеи зеленого цвета? 9. Какие органические вещества накапливаются в клетках растений? Приведите примеры названий таких растений.

    Приготовьте препарат листа элодеи (рис. 87) и рассмотрите его под микроскопом. Какие части клетки вы обнаружили?

    blgy.ru


    sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта