Цветные фильтры в черно-белой фотографии. Пленка светофильтр красный


Светофильтры - Фототехника СССР

В советские времена выпускалось немало различных видов светофильтров. Какие-то из них, в почти неизменном виде, присутствуют в продаже и сейчас. Какие-то уже практически не применяются.Не претендуя на 100%-ю полноту, пройдемся по основным параметрам светофильтров, их видам и назначению.

Первое, чем отличаются светофильтры — это их диаметр. Это естественно, т.к. размер самих объективов может сильно отличаться.

Диаметр фильтра на советских объективах указывался на оправе. В большинстве случаев, после диаметра через знак «х» указывался шаг резьбы.

Также нужно знать, что советские светофильтры могли крепиться как к передней части объектива, так и к задней. На этом фото фильтры для объективов Мир-20 Автомат (побольше) и Мир-47К (поменьше). Первый крепился к передней части объектива, второй — к задней.У большинства объективов с задним креплением фильтра, сам по себе фильтр является частью оптической схемы объектива. Даже если вам не требуется никакой фильтр, какой-то из них стоять должен обязательно. Например, ультрафиолетовый.

Отличались светофильтры и по способу крепления. Основной способ — это резьба, конечно. Но были варианты с креплением только за счет трения.

Так крепились фильтры как для довоенных ФЭДов, так и для очень современных советских объективов. Правда, тут уже применяются дополнительные зажимы для более надежной фиксации.

На абсорбционных (цветных) светофильтрах в маркировке указывали цвет и плотность фильтра.

Фильтр ведь отсекает часть светового потока. В результате, экспозицию, рассчитанную внешним экспонометром нужно корректировать.

Множитель показывает, во сколько раз нужно увеличить количество света за счет изменения настроек аппарата – выдержки или диафрагмы.

Запись 1Х означает, что корректировка не требуется. 2Х — означает, что света нужно в 2 раза больше, т.е. экспозицию нужно скорректировать на 1 ступень.

При 4Х — света нужно в 4 раза больше, т.е. требуется 2 ступни корректировки.

С появлением TTL экспозамера надобность в такой корректировке исчезла. Камера все измеряет сама.

По назначению рассмотрим следующие виды:

Ультрафиолетовый светофильтр

Маркировался как УФ-1Х. Фильтр визуально прозрачный и никакого видимого влияния на изображение не оказывает.

В настоящее время в продаже имеется масса УФ-фильтров. Зачем они конкретно нужны?В рекламе этим фильтрам приписываются многочисленные, практически магические свойства по улучшению качества картинки. На практике всего этого волшебства ждать не стоит.

Для чего ж их все-таки придумали? Да еще и выпускали во времена СССР, когда реклама еще не была столь агрессивной?

Я встречал два объяснения.

Первое. Существуют специальные объективы для научной детальности, пропускающие ультрафиолетовые лучи. Применяются они, естественно, со специальной пленкой. Если по какой-то причине нужно блокировать прохождение УФ-излучения через этот объектив, — на него надевают специальный фильтр.

Второе. При съемке в условиях высокогорья длиннофокусной оптикой, при стечении ряда обстоятельств, на изображении, в результате действия УФ лучей, теоретически могут возникать некоторые артефакты.

Особой ясности не возникает, но понятно, что УФ фильтр на самом деле вещь довольно специфичная, нужная далеко не всегда. В большинстве же случаев УФ-фильтры никакого влияния на изображение не оказывают.

Зачем их раньше часто прилагали к объективам? Да просто как защитные. Эти фильтры предохраняют переднюю линзу от грязи и механических повреждений. Способность задерживать УФ лучи — лишь дополнительное свойство с неочевидной полезностью.

Поляризационный светофильтр

Да, в СССР выпускались и такие. Маркировались «ПФ» с указанием диаметра резьбы. Рассказу о действии поляризационного светофильтра у меня посвящена отдельная статья.

Нейтральный светофильтр

Этот фильтр нужен, чтобы снизить интенсивность светового притока, никак не влияя на прочие его характеристики. Просто немного затемнить.

В советские времена потребность в таком фильтре была, пожалуй, даже повыше, чем сейчас.Ведь выдержки короче 1/500 были редкостью. Если у вас заряжена пленка под 250 единиц, а снимать нужно днем и солнце яркое и желательно получить размытие, т.е. прижимать диафрагму нельзя, то единственный выход, это использовать нейтральный фильтр.

Правда наводить на зеркалке фокус с ним — очень сложно. В видоискателе банально темно.

Переходим к абсорбционным светофильтрам.

Это как раз те самые цветные стекла, которые сейчас если и применяются, то очень редко.

Зачем было нужно все это цветное многообразие? Тем более, что использовали все эти фильтры только с черно-белой пленкой!

Да, именно с черно-белой.

Давайте рассмотрим каждый цвет в отдельности.

Желтый светофильтр

На заре любительской фотографии желтый светофильтр был если не единственным, то наиболее часто применяемым.

Дело в том, что ранние фотоматериалы обладали высокой светочувствительностью только к сине-фиолетовой части видимого спектра. Такие фотоматериалы называются ортохроматическими.

Желтые, оранжевые, красные цвета пленка фиксировала слабо. Подчеркиваю, речь о черно-белой пленке. Но на ней ведь, хотя и в черно-белом формате, но с естественным балансом света и теней должны отражаться все цвета.

Если пленка на цвет не реагирует, то в этом месте она не темнеет. Значит, на итоговом фото это место будет засвечено.

Применение желтого фильтра позволяло приглушить, ослабить высокую чувствительность эмульсии к сине-фиолетовой части спектра и тем самым компенсировать недостаточную чувствительность к желтым лучам.

Годам к 60-м, все негативные и обращаемые черно-белые фотопленки в СССР были уже равномерно чувствительны ко всему спектру. Такие фотоматериалы называют панхроматическими.

Однако, желтые светофильтры не потеряли при этом своего значения. Они широко применялись при съемке пейзажей и сюжетов, в которых значительную часть кадра занимает небо.

Ослабляя поток голубого света от неба, желтый светофильтр передает на итоговой фотографии небо более темным. На небе четче и ярче проступают облака.

Желтый фильтр снижает действие воздушной дымки, которая и в ясный день просматривается в пейзаже с далью.

При портретной съемке желтый светофильтр способствует ослаблению или даже исчезновению на лице веснушек.

Также этот фильтр усиливает контраст светотени. В этом несложно убедиться, просто положив фильтр на ладонь. Рисунок кожи через желтое стекло будет казаться более контрастным и четким.

Зеленый светофильтр

Его применяют при съемках пейзажей, в которых преобладает зелень разных оттенков. Фильтр способствует раздельному тональному изображению этих оттенков.

Желто-зеленый светофильтр

Желто-зеленые светофильтры в большей степени, по сравнению с желтыми, приближают спектральную чувствительность пленки к чувствительности глаза, способствуя тонально правильной цветопередаче

Желто-зеленый светофильтр наиболее подходит для лучшей передачи зелени и зеленых массивов, для подчеркивания различных оттенков зелени при ландшафтных съемках. Передача неба, облаков, воды не отличается от передачи с желтым фильтром.

Оранжевый светофильтр

Этот светофильтр сильно затемняет зеленый и осветляет красный, желтый и оранжевый цвета. Более темным, чем с плотным желтым светофильтром, передается синее небо и более резко на нем выделяются тонкослойные, перистые облака и белые здания.Более темными, чем в действительности, почти черными передаются теневые части объекта, проработка деталей в них едва проступает и даже исчезает.

Оранжевый светофильтр способствует лучшей передаче дали, сильно убирая воздушную дымку.

Красный светофильтр

Одно из наиболее эффектных применений светофильтра — превращение дневного объекта в ночной. Если съемки происходили при солнечном освещении и небо было безоблачным, то такой снимок создает эффект лунного освещения.Синее или голубое небо передается очень темным, почти черным. Такими же передаются теневые места объекта съемки. На фоне темного неба резко выделяются облака, которые часто выглядят неестественно белыми.

Голубой светофильтр

Этот фильтр является полной противоположностью всех вышеперечисленных цветных фильтров. Он ослабляет оранжево-красные лучи. Это позволяет уменьшать контраст изображения дальних планов с целью усиления эффекта воздушной перспективы.Про цветные фильтры — все. По весне обязательно пойду поснимать на ч/б пленку и обязательно с фильтрами!

Ну и на закуску интересный факт. Недавно узнал, что на фильтрах к довоенным ФЭДам прямо на стекло в периферийной области наносилось такое вот клеймо.

Невооруженным взглядом его заметить нереально. Снимок сделан с увеличением.Точность просто филигранная!

У меня все, удачи!

Уважаемые читатели!В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов

 

fotoussr.ru

Цветные фильтры в черно-белой фотографии

Использование фильтров позволяет нам контролировать, процесс преобразования цветной фотографии в черно-белую. Благодаря им, вы сможете придать вашим фотографиям нужный контраст и настроение.

Распространенной проблемой черно-белой фотографии является то, что при конвертации изображения в оттенки серого некоторые цвета могут выглядеть практически одинаково. Например, некоторые оттенки красного, зеленого и синего выглядят совершенно по-разному, как цвета, но при этом практически идентичны при переводе в черно-белый формат.

В результате этого объекты в черно-белом формате могут сливаться друг с другом, делая вашу фотографию плоской и скучной, лишая ее контраста и четкости.

Цветные фильтры для объективов фотокамер дают возможность решить эту проблему благодаря тому, что они влияют на процесс преобразования отдельных цветов в черно-белый формат. Это позволяет нам контролировать конечный результат и гарантирует то, что нужные объекты не сольются и останутся четкими.

Основы использования цветных фильтров

Существует пять цветных фильтров, которые наиболее часто используются при черно-белой съемке: красный, оранжевый, желтый, зеленый и синий. Эти фильтры пропускают свет идентичного цвета и одновременно блокируют полностью или частично свет других оттенков. Например, красный фильтр полностью пропускает красный свет, но при этом блокирует зеленый и синий.

В результате на конечном изображении цвета, идентичные фильтру, получаются ярче, а остальные - темнее. Другими словами, благодаря этому в черно-белой фотографии изменяются оттенки серого.

Следующее изображение демонстрирует, как различные фильтры влияют на цвета при преобразовании в черно-белый формат.

Каждый из цветных фильтров будет оказывать определенное воздействие на ваши снимки.

Использование фильтров в черно-белой фотографии

Из-за различий в получаемом эффекте, каждый из цветных фильтров должен использоваться в определенной ситуации.

Красный фильтр

Красный фильтр дает очень сильный эффект, значительно повышая контрастность изображения. Подобные фильтры считаются слишком "жесткими" в большинстве случаев, однако их можно использовать для получения поразительных творческих эффектов.

Красный фильтр придает снимку сильный, эффектный контраст. Автор фотографии Nicholas.

В пейзажной фотографии красный фильтр позволяет сделать небо практически черным, выделяя облака и придавая снимку экспрессии. Этот фильтр также помогает повысить видимость в туман и смог.

Во время съемки растений данный фильтр помогает увеличить контраст между цветами и листьями, что особенно полезно при съемке красных цветов, которые по тону практически совпадают с листвой.

Благодаря крайне сильному эффекту, получаемому при использовании красного фильтра, фотографии могут выглядеть практически так, словно они были сделаны с применением инфракрасного фильтра. Это делает красный фильтр популярной и дешевой заменой инфракрасной съемке.

Оранжевый фильтр

Оранжевый фильтр по своим свойствам находится между желтым и красным, гармонично сочетая их особенности. Благодаря этому оранжевые фильтры очень популярны и относятся к категории универсальных.

Оранжевый фильтр придает коже теплые, гладкие тона. Автор фотографии David Jubert.

В портретной фотографии оранжевый фильтр уменьшает количество веснушек и пятен, придавая коже более здоровый гладкий вид.

Во время съемки зданий и городских пейзажей этот фильтр придает приятный оттенок кирпичам и увеличивает контраст между различными материалами, что подчеркивает глубину и текстуру снимка.

Также как и красные, оранжевые фильтры могут быть использованы для уменьшения задымленности и тумана или подчеркивания облаков за счет затемнения неба.

Желтые фильтры

Желтые дают самый легкий эффект из пяти основных фильтров. В некоторых случаях разница практически не заметна, но иногда этого может быть вполне достаточно. Эти фильтры популярны среди начинающих, потому что они могут быть использованы практически с любым снимком.

Желтый фильтр придает легкое затемнение, увеличивая контрастность неба. Автор фотографии Alex Gorstan.

Во время съемки пейзажей желтый фильтр позволяет слегка затемнить небо, что упрощает балансировку экспозиции по более темной поверхности земли. Также чуть-чуть прорисовываются облака, что делает небо более интересным.

В портретной фотографии этот фильтр дает приятный, теплый и естественный оттенок кожи, по аналогии с оранжевым фильтром, но менее интенсивно.

Желтые фильтры также помогают отделять оттенки зеленого, что дает возможность повысить контрастность листвы при съемке растений.

Зеленые фильтры

Зеленые фильтры менее популярны, чем остальные, но они могут быть очень полезны при определенных обстоятельствах.

Зеленый фильтр осветляет листья, отделяя их от цветов. Автор фотографии aussiegal.

Зеленый фильтр используется преимущественно при съемке растений, потому что он помогает оттенить зеленую листву от ярких бутонов цветов.

Также эти фильтры могут быть использованы в пейзажной фотографии для того, чтобы повысить яркость травы и деревьев, однако одновременно происходит осветление неба, поэтому следует быть осторожным, чтобы не потерять его детали.

Синие фильтры

Синие фильтры редко используются в черно-белой фотографии. Они затемняют большинство цветов и уменьшают общий контраст изображения.

Синий фильтр делает большинство цветов более темными и снижает контраст. Автор фотографии Tony Armstrong.

При правильном использовании снижение контраста может быть полезно для того, чтобы придать снимку более успокаивающую атмосферу. Синий фильтр также усиливает дымку и туман, что делает его полезным при съемке утренних сцен.

Если вы серьезно относитесь к черно-белой фотографии, то набор цветных фильтров станет для вас замечательным аксессуаром. Они позволят вам получить больше контроля над результатом съемки, помогут создать настроение, регулировать контрастность и подчеркивать важные элементы снимка.

Автор: Photographymad.

photo-monster.ru

Цветные светофильтры в черно-белых фотографиях

Постоянная проблема черно-белых фотографий – это то, что некоторые цвета выглядят похожими, когда используются полутона (т.е. когда фото преобразовано в серую шкалу — greyscale). Например, некоторые оттенки красного, зеленого, и синего выглядят абсолютно разными в цвете, но почти одинаковыми на черно-белой фотографии.

Из-за этого, некоторые объекты черно-белой фотографии смешиваются друг с другом, делая снимок плоским и безжизненным. Такой фотографии обычно недостает контраста и четкости.

Решить проблему можно с помощью цветных светофильтров, т.к. они влияют на способ конвертации цветов в черно-белое изображение. Они дают вам возможность контролировать конечный результат фотографии, все объекты будут выглядеть раздельно и четко.

Черно-белые фильтры. Основы.

Есть 5 цветов светофильтров, которые обычно используются в черно-белой фотографии — красный, оранжевый, желтый, зеленый, и синий. Каждый пропускает свет собственного цвет и частично блокирует другие цвета. Например, красный светофильтр пропускает красный свет, но блокирует насыщенные зеленые и синие оттенки.

В результате, цвета, соответствующие цвету светофильтра, кажутся более яркими на конечной фотографии, в то время как другие цвета кажутся более темными. Это означает, что на черно-белой фотографии, объекты будут иметь более светлые или более темные оттенки серого.

Эта фотография показывает, как с помощью различных светофильтров, цвета преобразуются в черно-белое изображение:

Различные светофильтры (верхняя линия) придают вашей черно-белой фотографии различные эффекты.

Использование черно-белых фильтров

Из-за их различных эффектов каждый цветной светофильтр имеет тенденцию использоваться разными способами.

Красные светофильтры

Красные светофильтры дают очень сильный эффект, увеличивая контрастность. Они часто считаются «слишком резкими» для большинства типов фотографии, но могут использоваться, для получения удивительно творческих фотографий.

Красные светофильтры резко увеличивают контрастность. Фотограф Nicholas.

В пейзажной фотографии, красный светофильтр преобразует голубое небо в почти черное, при этом облака становятся резко выделенными, придавая снимку драматические ощущения. Красные светофильтры прекрасно подходят для того, чтобы увеличить видимость при дыме или в тумане.

Фотографируя растения, вы сможете увеличить разницу между цветами и листвой. В особенности, если вы снимаете красные цветы, т.к. они имеют схожий тон с окружающими листьями.

Красные светофильтры придают фотографиям удивительный эффект. Ваша фотография может выглядеть как при съемке через инфракрасный фильтр, что делает светофильтры прекрасной и более дешевой альтернативой настоящей инфракрасной фотографии.

Оранжевые светофильтры

Оранжевые светофильтры находятся между красными и желтыми фильтрами, создавая прекрасный баланс цветов. Это делает их популярным фильтром общего назначения.

Оранжевый светофильтр придает коже теплые тона, делая ее гладкой. Фотограф David Jubert.

В портретной фотографии, оранжевый светофильтр уменьшает проявление веснушек и пятен, придавая коже здоровый, гладкий вид.

Фотографируя здания и городские пейзажи, они задают кирпичам особый, приятный тон, а также увеличивают контраст между различными материалами, добавляя глубину и структуру к изображению.

Так же как и красные светофильтры, вы можете использовать их, чтобы сократить визуальное влияние дыма или тумана, а также, чтобы затемнить небо и подчеркнуть облака.

Желтые светофильтры

Желтые светофильтры дают самый утонченный эффект среди всех 5 цветных светофильтров. В некоторых случаях различие едва заметно, но его может быть достаточно, чтобы сделать хорошую фотографию. Эти светофильтры популярны среди новичков, т.к. они могут использоваться практически в любом типе фотографии.

Желтые светофильтры затемняют голубой цвет, увеличивая контраст фотографии. Фотограф Alex Gorstan.

Когда вы фотографируете природу, желтый светофильтр немного затемняет небо, помогая сбалансировать влияние на снимок более темной земли. Он также придает приятный оттенок облакам.

К портретной фотографии он добавляет теплые, естественные, приятные тона. Так же как оранжевый светофильтр, но действует менее интенсивно.

Желтые светофильтры прекрасны для выделения зеленый оттенков. Они могут использоваться для увеличения контраста листвы, когда вы фотографируете растения.

Зеленые светофильтры

Зеленые светофильтры менее популярны, чем другие, но полезны при определенных обстоятельствах.

Зеленый светофильтр высветляет зеленые цвета, увеличивая их контраст с цветами. Фотограф  aussiegal.

Зеленый светофильтр, главным образом, используется, чтобы фотографировать растения, т.к. он помогает отделить зеленую листву от ярко-разноцветных бутонов цветов.

Они могут также использоваться в пейзажной фотографии, чтобы улучшить внешний вид травы и деревьев, но при этом они высветлят небо, поэтому вам следует использовать их с осторожностью, чтобы не потерять важные детали снимка.

Синие светофильтры

Синие светофильтры редко используются для черно-белой фотографии. Они затемняют большинство цветов и уменьшают контраст всей фотографии.

Синий светофильтр затемняет большинство цветов и используется, чтобы уменьшить контраст. Фотограф Tony Armstrong.

При правильном использовании, это уменьшение контраста может быть полезным для создания спокойного, умиротворенного снимка. Синий светофильтр также усиливает проявление дыма и тумана, придавая особое настроение фотографии при съемке ранним утром.

Если вы серьезно относитесь к черно-белой фотографии тогда, выбор цветных фильтров — важное дополнение к вашему комплекту фотографа. Они дадут вам намного больше контроля над получаемыми фотографиями, помогая вам создать настроение, уравновесить контраст, и подчеркнуть самые важные части снимка.

makebestphoto.ru

Цветные фильтры в черно-белой фотографии

При создании черно-белого снимка остается необходимость выделять детали. Делается это при помощи тонкой тональной передачи.

Для придании особой выразительности в черно-белой фотографии используют цветные фильтры.

Как цветные фильтры помогают в создании черно-белой фотографии

Дело в том, что оттенки красного, зеленого и синего сильно отличаются в цвете. На черно-белой картинке они сливаются из-за одинаковой тональной передачи. Теряется контраст и объем (фу-фу-фу!)

В эпоху пленочных аппаратов красный, оранжевый и желтый выглядели черными, а голубой становился белым при отсутствии цвета. К счастью, среди производителей фотоматериалов встречались эстеты, и вскоре появилась ортохроматическая пленка с повышенной чувствительностью к зеленой и желтой части спектра. Следом вышла в продажу панхроматическая пленка с пониженной чувствительностью к голубым частям спектра. Далее — изопанхроматические фотоматериалы, передающие большинство цветовых оттенков.

Цифровая черно-белая фотография не обладает преимуществами пленки.

Красный светофильтр блокирует зеленый и синий, благодаря чему идентичные ему цвета становятся более насыщенными и тп.

Отсюда разница конвертации.

В фотошопе не всегда можно добиться эффекта цветных фильтров.

В каких случаях какие фильтры стоит применять, а когда недопустимо

На цветовом круге цвет и его дополняющий размещены друг напротив друга. Для синего — желтый, для зеленого — малиновый. Цвет аналогичный фильтру всегда будет светлее, чем в действительности, а дополняющий цвет — темнее. Это повышает контраст в черно-белой фотографии.

Цвет фильтра позволяет решать определенные задачи. Выделим несколько.

Синий фильтр

Синий (голубой) фильтр используется редко, так как затемняет другие цвета в ущерб контрастности. С другой стороны, это допустимо как прием, чтобы усилить тон неба, придать таинственности, сделать акцент на лучах в дымке и тумане при съемке ранним утром.

В портретной фотографии синий фильтр проявляет мельчайшие пятна на коже, а светло-голубой — идеальное решение для исправления спектра искусственного света, где преобладают желто-красные оттенки. Тон кожи при дневном освещении будет выгодно затемнен.

В целом, синий фильтр бывает незаменим, подчеркивая детали определенных цветов.

Желтый фильтр

Желтый фильтр годится для разноплановой съемки, оказывая умеренное влияние на картинку, подчеркивает мягкие, теплые тона, едва затемняет небо, слегка прорабатывает облака, усиливает желтые, оранжевые и красные тона, повышает контраст при съемке листвы, делает ее более различимой, создавая плавный переход между зелеными тонами, насыщает пейзажную фотографию естественной четкостью.

При съемке портрета выгодно подчеркивает контур губ, осветляет цвет волос, передает тона кожи, добавляя мягкий оттенок при дневном освещении, приглушает тон веснушек, скрывает нежелательные цветовые пятна на лице за счет меньшей выразительности, которой легче добиться, используя зеленый фильтр.

Темно-желтый фильтр подчеркивает фактуру снега и песка. Губы становятся светлее, а глаза темнее.

Зеленый фильтр

С помощью зеленого фильтра можно смелее подчеркнуть тон кожи и губ, например, когда на губах яркая помада или хочется выделить веснушки.

В пейзажной фотографии предпочтительно использование зеленого фильтра, чтобы выделить на черно-белом изображении зеленую палитру во всем ее многообразии, наполнить оттенками темные тона. Голубое небо, при этом, важно не загнать в белое пятно, потому что оно будет выглядеть светлее.

При помощи желто-зеленого смешанного фильтра можно отделить оттенки зеленого при съемке весеннего пейзажа.

*Надо заметить, что желто-зеленый фильтр задерживает фиолетовый цвет, а потому применяется для блокирования ультрафиолета.

Красный фильтр

Наиболее сильным по степени воздействия, контрастности, создания экспрессивной окраски, искажения действительности выделяют красный фильтр. Он тесно сообщается с голубым, отчего небо чернеет, а облака заметно выделяются на этом фоне, добавляя эффект драматизма.

При съемке красного на фоне зеленой листвы, красный фильтр вполне оправдан. Это интересный инструмент для экспериментов.

*Если вы знакомы с инфракрасной съемкой, то этот эффект практически идентичен.

arbuzov.livejournal.com

Цветные светофильтры

Светофильтры – это устройства, способные изменять спектральный состав светового потока, проходящего через них. Они используются для исправления цветового баланса освещения, достижения оригинальных художественных эффектов, смягчения рисунка изображения и поляризации света. Сегодня существует большое разнообразие светофильтров – защитные, ультрафиолетовые, поляризационные…

Но первыми в фотографии начали использоваться цветные (окрашенные) светофильтры, которые делали передачу тонов на черно-белом изображении более реальной и более близкой к действительности. Черно-белые фотоматериалы еще несколько десятилетий назад были не настолько чувствительны, чтобы правильно передавать на снимке, сделанном при дневном освещении, те или иные тона. Как раз для этой цели и применялись цветные светофильтры, чтобы тональная передача на фотографии полностью соответствовала нашему восприятию.

С появлением более чувствительных пленок необходимость в использовании цветных светофильтров отнюдь не отпала. Все дело в том, что фотопленка в любом случае не обладает такими специфическими, избирательными особенностями восприятия, как человеческие глаза. Она передает окружающую нас действительность документально, фотограф же хочет видеть предметы и краски на изображении такими, как он их сам воспринимает. Поэтому цветные светофильтры по-прежнему сохраняют свою актуальность для корректировки цветового баланса изображения, изменения яркости или контрастности фотографируемых объектов.

Конечно, цветные светофильтры наиболее востребованы в черно-белой фотографии. Несмотря на постоянное совершенствование черно-белой фотопленки, пока не удается создать такую пленку, которая бы по восприятию яркости цветов соответствовала особенностям зрения человека. Здесь-то на помощь фотографу и приходят светофильтры.

В черно-белой фотографии действует следующее правило: при съемке объекта, цвет которого близок к цвету светофильтра, он будет высветляться, в то же время объекты, которые окрашены в дополнительные к цвету светофильтра цвета, наоборот, будут получаться на снимке более темными. Желто-зеленый фильтр применяется в черно-белой фотографии для блокирования ультрафиолета, с его помощью можно сделать синее небо гораздо более темным. Применение же красного фильтра сделает небо по-настоящему черным. Голубой фильтр часто используется для акцентирования тумана или дымки, оранжевый светофильтр помогает немного притемнить синие цвета.

Помимо правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии цветные светофильтры также применяются для изменения контраста изображения между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. Необходимость в применении таких фильтров управления контрастом возникает тогда, когда на черно-белом снимке близкие по своей яркости объекты контрастных цветов практически сливаются друг с другом.

Например, небольшие белые облака и сине-белесое небо. Для того, чтобы сделать снимок более выразительным можно увеличить контрастность передачи синего неба и белых облаков, использовав для этой цели желтый, оранжевый или красный светофильтр. С помощью цветного светофильтра можно несколько притемнить сине-фиолетовый свет, идущий от неба, и выделить, таким образом, облака на снимке. В результате, пейзаж на фотографии получится более соответствующим зрительному восприятию человека. По степени эффективности управления контрастом красный фильтр оказывает более мощное воздействие, чем желтый светофильтр средней плотности.

Интересно, что окрашенные светофильтры могут применяться не только в черно-белой фотографии, но и в цветной. Хотя на первый взгляд кажется, что в цветной фотографии каких-либо проблем с правильной передачей цветов и разделением тонов не должно быть в принципе. Особенно при использовании высококачественных цветных фотоматериалов и современной цифровой фототехники.

Но дело в том, что свет может иметь различную цветовую характеристику, разницу в которой заметить иногда довольно сложно. Самый яркий пример этому – свет обычного фонарика, который ночью будет восприниматься человеческим глазом как белый, а при дневном освещении становится желто-оранжевым. Цветовая характеристика освещения несколько меняет и цвет объектов в кадре. Обычная же цветная фотопленка передает цвета предметов на снимке точно такими, какие они есть при имеющемся освещении.

Для измерения цветовой характеристики или «цветовой температуры» источника света используют специальный прибор – колорметр (color meter). Диапазон значений цветовой температуры света при чистом безоблачном синем небе достигает10000-20000 К. Средняя же цветовая температура дневного освещения составляет порядка 5500 К, а при студийной съемке с использование галогенных ламп – порядка 3000 – 3200 К. Зачем нужно знать цветовую температуру источника света?

Для того, чтобы правильно согласовать цветовые характеристики объекта съемки и самой фотопленки. Это позволит получить на снимке изображение, которое будет наиболее близким по цветопередаче восприятию фотографа. Сегодня выпускаются пленки, предназначенные специально для съемок в условиях дневного света с цветовой температурой в 5500 К, а также «вечерние» пленки, подходящие для съемок при свете ламп накаливания. Имеются и другие виды фотопленок, ориентированные на применение в условиях разного освещения.

Окрашенные светофильтры в данном случае нужны для того, чтобы иметь возможность, например, использовать пленку, сбалансированную для дневного света, для съемки при свете галогенных ламп. То есть синие и оранжевые светофильтры обеспечивают изменение цветовой температуры источника света для пленки. Кроме того, они позволяют скорректировать при пейзажной съемке излишнюю теплоту освещения сразу после восхода солнца или незадолго перед его закатом. Причем от плотности используемого светофильтра зависит и интенсивность получаемого эффекта на снимке.

Таким образом, цветные светофильтры позволяют корректировать чувствительность пленки, управлять контрастностью сюжета, сохранять или намеренно искажать правильную цветопередачу в черно-белой фотографии. С помощью окрашенных фильтров также обеспечивается «приспособляемость» цветовой фотопленки к тому или иному освещению, чтобы, в конечном счете, изображение на снимке выглядело максимально близким к тому, каким его видит сам фотограф.

Источник: Фотокомок.ру – учимся фотографировать (при копировании или цитировании активная ссылка на источник обязательна)

www.fotokomok.ru

Для чего применяются светофильтры. Практическая фотография

Для чего применяются светофильтры

«Фильтрование света» — у неискушенного человека эти слова могут вызвать представление о каком-то сложном физическом процессе. В действительности речь идет об очень простом явлении.

Еще со школьной скамьи вы знаете, что белый свет представляет собой оптическую смесь многих цветных излучений. Выделение из этой смеси тех или иных цветных лучей и представляет собой фильтрование света. И для этого не требуются какие-либо сложные приборы. Любое цветное стеклоэто светофильтр.

Светофильтры применяются в очень многих областях техники. Применяются они и при фотосъемке. Это небольшие, окрашенные в массе, прозрачные, тщательно отшлифованные стекла, укрепленные в круглой оправе, с помощью которой они во время съемки надеваются на объектив фотоаппарата или ввинчиваются в его оправу.

Светофильтры бывают разных цветов: желтые, желто-зеленые, оранжевые, красные, голубые, синие. Бывают и бесцветные светофильтры, задерживающие ультрафиолетовые лучи, и туманные, и особые поляризационные светофильтры.

Каково же назначение светофильтров и какой эффект они дают?

Вернемся к главе 4, где говорилось о цветочувствительности пленок. Вспомните, какие неприятности испытывали первые фотографы, когда им приходилось снимать на несенсибилизированных фотопластинках.

Современные пленки таких неприятностей не приносят. Но идеальны ли они в отношении цветопередачи? Оказывается, нет. Правда, в отличие от несенсибилизированных пленок, чувствительных только к сине-фиолетовой зоне спектра, пленки типа «Фото» чувствительны и ко всем другим цветным лучам, включая и темно-красные, но, как и все прочие пленки, они более всего чувствительны к ультрафиолетовым, фиолетовым и синим лучам и в меньшей мере к желтым, оранжевым и красным, в то время как глаз более всего чувствителен к желтым лучам.

Иными словами, распределение чувствительности пленок по спектру не совпадает со спектральной чувствительностью глаза. Спектральная чувствительность пленки типа «Фото», несомненно, более широка, чем у несенсибилизированной, но абсолютно правильной цветопередачи и на этой пленке получить невозможно. И мешает этому не что иное, как непропорционально большая ее чувствительность к синим лучам.

Как же выйти из этого затруднения? Очень просто: задержать во время съемки часть синих лучей и тем самым ослабить их действие на пленку. Эту задачу выполняют желтые светофильтры.

Беспрепятственно пропуская все лучи спектра от желтого до красного включительно и весьма незначительно ослабляя зеленые, эти светофильтры частично задерживают лучи сине-фиолетовой зоны спектра. Именно желтые светофильтры наиболее часто и применяются на практике.

Разумеется, что если бы мы воспользовались желтым светофильтром для съемки на несенсибилизированных пленках, то, по существу, закрыли бы доступ к пленке именно тем единственным лучам, к которым эта пленка чувствительна, и пропустили бы лучи, к которым пленка совершенно нечувствительна. Результат получился бы таким же, как если бы мы надели на объектив не светофильтр, а просто светонепроницаемую крышку.

Ясно, что пользоваться желтыми светофильтрами можно при съемке на сенсибилизированных фотоматериалах.

Наша промышленность выпускает желтые светофильтры двух типов: светло-желтый и желтый. При съемке на различных пленках каждый из этих светофильтров дает иной эффект. Чем плотнее желтый светофильтр, тем больший эффект он дает.

Для примера допустим, что мы фотографируем пейзаж с бледно-голубым небом и яркими облаками. При съемке без светофильтра облака, конечно, получатся, но на снимке они будут не такими яркими, как в натуре. Достаточно сделать снимок того же пейзажа со светло-желтым светофильтром, как облака станут на снимке более заметны. И не столько потому, что они станут светлее, а потому, что небо вокруг них станет чуть темнее.

При съемке с желтым светофильтром небо станет еще темнее, и на его фоне облака будут казаться еще светлее. Практически соотношение тонов неба и облаков получится таким же, как их яркости в натуре. Но стоит надеть на объектив оранжевый или красный светофильтр, как небо станет на снимке уже темнее, чем в натуре. Произойдет то, что в фотографии называется переисправлением цветопередачи.

Не будем пока разбираться в вопросе: хорошо это или плохо? Это вы в свое время решите сами. Важно обратить внимание на то, что с применением светофильтров изменяется тональность не только неба и облаков, но и всех других цветных объектов, попадающих в поле кадра, изменяется и контрастность снимка. Одним словом, изменяется характер всего изображения, и в этом главное.

Уже давно светофильтры перестали быть лишь средством правильной тональной передачи объекта съемки.

Переисправление цветопередачи при использовании различных светофильтров открыло перед фотографами широчайшие творческие возможности и превратило светофильтры в одно из средств художественной выразительности фотоснимков. И если во времена ортохроматических пластинок дело ограничивалось применением лишь желтых светофильтров, поскольку эти пластинки к оранжевым и красным лучам были нечувствительны, то в наше время стало возможным применение оранжевых, красных и других светофильтров.

Рис. 104. Снимки, полученные на пленке «Фото-250» с разными светофильтрами

Наглядное представление о действии светофильтров дают снимки, помещенные на рис. 104. Все они сделаны на пленке «Фото-250»: а — без светофильтра, б — с желтым светофильтром, в — с оранжевым светофильтром, а г — с красным светофильтром. Обратите внимание, как изменяются облака и зелень листвы, и вы поймете, какие творческие возможности открывают перед фотографом светофильтры разных цветов. Подобно тому как художник пользуется своей палитрой красок, фотограф может с таким же успехом, пользуясь светофильтрами, придавать своему снимку разнообразный характер, решать различные творческие задачи.

Поскольку светофильтры поглощают часть света, они требуют соответственно увеличения экспозиции.

Число, показывающее, во сколько раз следует увеличить экспозицию при съемке со светофильтром по сравнению с экспозицией, которая требуется в тех же условиях без светофильтра, называется кратностью светофильтра.

Раньше на оправах светофильтров обозначали марку стекла, из которого изготовлен светофильтр. С 1968 года на оправы светофильтров стали наносить новые обозначения, по которым можно определить и цвет светофильтра и его кратность (табл. 9).

Таблица 9

Определив экспозицию для данных условий съемки, не забудьте помножить ее на кратность применяемого светофильтра. Кратность зависит не только от цвета и плотности светофильтра. Она зависит также и от спектрального состава света, при котором производится съемка.

Искусственный свет обычных электрических ламп отличается от дневного тем, что содержит значительно меньше синих и значительно больше желтых, оранжевых и красных лучей. Практически такой свет как бы сам заменяет собой светофильтр, поэтому пользоваться светофильтрами при таком освещении просто нецелесообразно.

Для начала нет большой необходимости обзаводиться всеми светофильтрами. Такие светофильтры, как О-2,8х; К-5,6х; Ж3-1,4х; Ж3-2х; а тем более Г-1,4х; УФ-1х и Н-4х, могут понадобиться очень редко. Не обязательно иметь и два желтых светофильтра, но один из них (лучше Ж-2х) иметь необходимо. Раньше такой светофильтр обозначался ЖС-17.

Светофильтры бывают разных диаметров, поэтому, покупая светофильтр, надо подобрать его соответственно диаметру оправы вашего объектива.

Кроме цветных существуют так называемые поляризационные светофильтры, или поляроиды. Они бесцветны и по внешнему виду ничем не отличаются от обыкновенного стекла, но действие их исключительно интересно.

На предметах с блестящей поверхностью, например изделиях из стекла, полированных вещах, предметах из пластмассы почти всегда возникают яркие блики на гранях и изгибах.

Происходит это из-за прямого зеркального отражения лучей. Обычно блики не мешают съемке, а часто даже оживляют снимок, подчеркивая форму и объемность предметов. Но бывают случаи, когда чрезмерно яркие блики вызывают на снимках неприятные световые пятна, так называемые ореолы, или вообще мешают съемке, забивая светом важные детали объекта. Так бывает, например, при съемке людей в очках, когда бликующая поверхность очковых линз заслоняет глаза. Так очень часто бывает при съемке застекленных картин, витрин магазинов и т. п. Часто из-за этого приходится отказываться от съемки.

В таких случаях и приходят на помощь поляроиды. Если смотреть на бликующие предметы сквозь поляризационный светофильтр и медленно поворачивать его подобно колесу вокруг оси, то можно увидеть интересное явление: по мере вращения светофильтра блики на предметах начинают затухать, гаснуть и в некоторых случаях совершенно исчезают. Явление это связано с поляризацией света, о чем из-за некоторой сложности явления мы подробно рассказывать не станем, но практически важно и интересно, что с помощью поляризационного светофильтра можно не только смягчить блики и отражения, но и полностью избавиться от них. Насколько сильно действие поляроида, можно судить по двум снимкам, приведенным на рис. 105, из коих верхний был сделан без поляроида, нижний — с соответственно ориентированным поляроидом.

Рис. 105. Витрина магазина, сфотографированная без светофильтра (вверху) и с применением поляризационного светофильтра (внизу)

Поляризационный светофильтр состоит из стеклянной пластинки, покрытой прозрачной пленкой, содержащей кристаллики поляризующего свет вещества. Поляризационный светофильтр имеет круглую форму и состоит из собственно светофильтра и металлической оправы, которая в свою очередь вставлена во вторую (наружную) оправу и может в ней поворачиваться в плоскости светофильтра. Этой наружной оправой светофильтр надевается на объектив фотоаппарата.

В каждом случае светофильтр должен быть определенно ориентирован относительно снимаемого объекта. При съемке зеркальными камерами светофильтр надевают на объектив и, глядя в окуляр, наблюдают за изображением на матовом стекле. Поворачивая светофильтр, следят за бликами и отражениями, добиваясь нужного эффекта, после чего производят съемку.

Несколько иначе обстоит дело при съемке незеркальными камерами. Светофильтр в этом случае ориентируют глазом. Поворачивая светофильтр перед глазом, находят требуемое его положение и в таком положении надевают на объектив.

Разумеется, что после того как светофильтр сориентирован и надет на объектив, поворачивать фотоаппарат уже нельзя: ориентировка будет нарушена.

Поляризационные светофильтры выпускают разных размеров, т. е. диаметром оправ. Как и все прочие, поляризационные светофильтры поглощают часть света и требуют поэтому примерно 3-кратного увеличения экспозиции.

Со всеми светофильтрами надо обращаться бережно и осторожно. Перед съемкой их следует слегка увлажнить дыханием и хорошо протереть чистой мягкой тряпочкой. Потертости и царапины на светофильтрах снижают резкость изображения.

В заключение главы приведем несколько практических советов, которые могут пригодиться малоопытным фотолюбителям при съемке наиболее часто встречающихся объектов. О технике съемки спорта уже было рассказано в разделе «Когда предмет движется». Здесь мы кратко остановимся на технике съемки архитектуры, пейзажей и портретов.

Под архитектурной съемкой имеется в виду съемка не только зданий, но и вообще всевозможных сооружений: памятников, мостов, индустриальных сооружений и т. п.

Для начинающего фотолюбителя — это самые благодарные объекты съемки. Они объемны, имеют четко выраженные линии, многие из них отличаются богатством форм. Кроме того, они неподвижны. Все это облегчает съемку.

Как и при любой другой съемке, важную роль при съемке архитектуры играет освещение (рис. 106). Наименее удачными получаются снимки при переднем освещении объекта. Объекты при таком освещении получаются плоскими, а снимок — невыразительным. Не следует фотографировать архитектуру и против света — ничего, кроме силуэта здания, вы на снимке не получите.

Рис. 106. При съемке архитектуры освещение играет особенно важную роль

Снимки получаются более выразительными и технически более удачными, когда объект освещен верхне-боковым солнечным светом.

В архитектурной съемке имеет значение расположение кадрового окна фотоаппарата по отношению к объекту. Высокие объекты композиционно получаются лучше, когда кадровое окно фотоаппарата расположено вертикально, — это подчеркивает высоту, монументальность объекта. Горизонтальное же расположение кадрового окна подчеркивает ширину объекта. Нельзя, конечно, рассматривать это как правило. В каждом случае композиционное решение снимка будет зависеть от многих условий, учитывать которые вы должны сами.

Важное значение имеет и направление съемки. Высокое здание типа башни можно сфотографировать, направив объектив фотоаппарата несколько вверх. Основание здания при этом на снимке не получится, но снимок может быть очень эффектным.

Иное дело, когда требуется вместить в кадр весь объект.

В этом случае съемку приходится вести с более удаленной точки, однако и при этом, чтобы охватить весь объект, приходится направлять объектив несколько вверх, так как при низкой точке съемки верх здания обычно не вмещается в кадр, а земли получается на снимке слишком много. Как правило, на таких снимках вертикальные линии здания сходятся кверху, геометрические формы объекта нарушаются и здание получается как бы падающим.

Лучшее, что можно в этом случае сделать, — это найти не только удаленную, но и более высокую точку съемки, чтобы вместить в кадр все здание, не направляя объектив вверх, или воспользоваться широкоугольным объективом. Но в последнем случае надо еще строже проследить за тем, чтобы оптическая ось объектива была горизонтальной, так как такие объективы особенно чувствительны ко всяким наклонам и вызывают еще большие перспективные искажения.

Правда, при горизонтальной установке фотоаппарата и съемке с широкоугольным объективом здание получится на снимке в меньшем масштабе и земля займет в кадре еще большее место, но снимок можно увеличить и при этом скадрировать, отрезав ненужную часть. Так или иначе, но в отношении правильности передачи геометрических форм здания такой снимок будет лучше.

Наконец, если не удастся применить описанные средства, то исправить перспективные искажения можно с помощью трансформации, описанной на стр. 258, но это надо рассматривать как крайнее средство.

Подобные же перспективные искажения получаются при съемке архитектурных сооружений с очень высокой точки, например с горы, с крыши или с балкона высокого дома. Вертикальные линии близлежащих зданий получаются в этом случае сходящимися книзу. Но отдельные здания снимать с такой точки обычно не приходится. Так фотографируют общие виды городов, широкие улицы и площади. Перспективные нарушения, возникающие при такой съемке, обычно невелики.

В архитектурной съемке большую роль играет резкость снимаемых планов. Здесь приходится думать о правильной наводке на резкость и диафрагмировании объектива.

Применение желтых светофильтров при съемке архитектуры, как и вообще при всякой натурной дневной съемке, повышает качество и выразительность снимков.

Несколько слов о пейзажной съемке.

Пейзаж — излюбленный вид съемки многих фотолюбителей. Редко можно встретить человека, владеющего фотоаппаратом и не увлекающегося съемкой природы. Удачно сделанный пейзажный снимок — это победа фотолюбителя, приносящая огромное удовлетворение. Художественно выполненный пейзаж, отпечатанный в крупном формате будет прекрасным украшением вашего дома.

Пейзажи исключительно разнообразны. Они различны не только в разных уголках нашей страны, но и в разное время года, дня и в разную погоду. Работа над созданием фотографического пейзажа увлекательна и благодарна.

Под пейзажной съемкой подразумеваются не только виды природы: лесов, морей, гор, рек, озер и т. д. Пейзаж бывает и городским, индустриальным, промышленным. В него могут быть включены отдельные строения, животные, и очень хорошо, когда в нем присутствуют люди. Пейзаж хорош, когда он не просто отражает природу, а в нем выражена какая-то творческая мысль, когда он имеет определенное содержание. Решающую роль в пейзажной съемке играет композиция кадра.

Наилучшее время для съемки пейзажа — ранние утренние и предвечерние часы, наилучшая погода — солнечная. Облака в пейзаже просто обязательны. Без них пейзажный снимок теряет большую часть своей прелести.

Точка съемки в пейзажной фотографии выбирается в зависимости от желаемой композиции, но обязательно должна быть согласована с наиболее выразительным для данной точки освещением.

Открытые удаленные пейзажи менее выразительны. Снимок значительно оживляется какими-нибудь объектами (строения, деревья, люди, животные) на переднем плане.

Пейзажи можно снимать любым фотоаппаратом и любым нормальным объективом. В отдельных случаях для охвата большего поля применимы широкоугольные объективы, а при съемке удаленных пейзажей с горами на заднем плане хороши длиннофокусные и телеобъективы.

Особо важное значение при съемке пейзажей приобретают светофильтры. Применение желтых светофильтров здесь обязательно, а при желании хорошо выделить на снимке облака или удаленные вершины гор требуются оранжевые, а иногда и красные светофильтры. Для искусственного создания на снимке воздушной дымки применяются голубые светофильтры. Следует также пользоваться солнечной блендой.

Никакая другая тематика не открывает перед фотолюбителем таких широких возможностей для проверки и проявления своих творческих способностей, как съемка пейзажа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Фототехника - Гид по выбору фотофильтров

Фотофильтры (светофильтры) – интересная и разнообразная группа фото аксессуаров, которая довольно давно применяется в фотографии. Фильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, B+W, Tiffen, Polaroid, чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата. Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив.

Работа всех светофильтров основана на подавлении, выделении или преобразовании части светового потока для достижения необходимого эффекта, но бывают фильтры, изготовленные из прозрачного осветленного стекла (нейтральные). Одной из важнейших задач фильтров является защита передней линзы объектива от отпечатков пальцев, ударов, царапин и других механических повреждений, а также от пыли, загрязнений и влаги. Для этого можно использовать обычный защитный фильтр, предназначенный для предохранения передней поверхности объектива от механических воздействий. Обычно эти фильтры обозначаются (N) — простое прозрачное осветлённое стекло. От падения объектива фильтр никак не защитит, равно как и от сильного удара тоже не поможет. Но от небольших воздействий — помогает. Часто в этой роли используется ультрафиолетовый фильтр. Защитные фильтры могут быть с водозащитным покрытием (WPC — англ. water proof coat — водонепроницаемое покрытие).

Существует несколько различных видов фильтров: спектральные, поляризационные, нейтральные, смягчающие, градиентные и т.д. Наибольшее распространение в современной фотографии получили первые три вида.

Ультрафиолетовые фильтры (UV – Ultra Violet).

УФ-фильтр относится к группе спектральных фильтров и предназначен для снижения воздействия ультрафиолетового излучения в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки.Плёнка и цифровая матрица более восприимчивы к ультрафиолетовому излучению, чем человеческий глаз. Ультрафиолетовое излучение может стать причиной общей голубоватой засветки кадра в яркий солнечный день, особенно в горах и на море. Для устранения этих эффектов и рекомендуется пользоваться UV-фильтрами. Самые современные защитные фильтры, созданные специально для цифровых камер, отсекают не только ультрафиолет, но и лучи теплового диапазона, из-за которых повышается уровень шума цифровой картинки, а просветляющие слои на некоторых делаются антистатическими и влагоотталкивающими. Использовать качественный защитный фильтр важно еще и потому, что специализированное просветление, нанесенное на прочное и очень тонкое оптическое стекло, позволяет избавляться от паразитных бликов, являющихся бичом серьезных цифровых камер.

Следует заметить, однако, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный УФ-фильтр, и, в отличие от пленочного фотоаппарата, эффект от применения такого фильтра не столь очевиден. Поэтому основной задачей UV фильтров сегодня является физическая защита высококачественного объектива от пыли, царапин, влаги, отпечатков и т.д.

Поляризационные фильтры.

Поляризационный светофильтр в фотографии (чаще всего применяется CPL — англ. circular polarization — круговой поляризатор) — фильтр, предназначенный для устранения нежелательных эффектов: бликов, отражений, уменьшения яркости (с одновременным повышением насыщенности) неба или для достижения художественных целей. Работу поляризационного фильтра практически невозможно воспроизвести в программах компьютерной обработки изображений. При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съемкой, поворачивая на угол от 0° до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30° - 45°, в зависимости от характеристик поверхностей.

Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.Существуют два типа поляризационных фильтров: круговой и линейный. Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter - CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного фильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL - Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.Поскольку поляризационный фильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку - когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость. Использовать поляризационный фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно. Однако, вы можете приобрести поляризационный фильтр с подвижной оправой - в этом случае, после настройки фильтра во время фокусировки вам нужно будет лишь придержать оправу фильтра.

Нейтральные фильтры.

Нейтральный светофильтр уменьшает количество света поступающего в объектив, не влияя на контрастность, цвета, отражения и блики. Нейтральные светофильтры обозначаются буквами ND (Neutral Density). Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый — ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2 × ND4 = ND8. Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше. Существуют также нейтральные фильтры с плавной регулировкой плотности (variable range nd filter) от ND2 до ND400 и даже ND1000. Фактически, это два поляризационных фильтра, вращающиеся один относительно другого.

Такие фильтры используются фотографами в основном для съемки на длинных выдержках и/или с открытой диафрагмой при ярком освещении. Например, для уменьшения глубины резкости снимка в солнечный день или для эффектных снимков:

Спектральные (цветные) Инфракрасный фильтр — пропускает инфракрасное излучение, задерживая все остальные части спектра.

Корректирующие фильтры применяются в чёрно-белой фотографии; «жёлтый фильтр», «жёлто-зелёный фильтр», «оранжевый фильтр» и «красный фильтр» в разной степени демпфируют синюю часть спектра и делают изображение более контрастным. «Голубой фильтр» обладает противоположными свойствами.

Конверсионный фильтр — общее название группы фильтров, служащих для преобразования (конверсии) спектра o Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков. Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении.o Флуоресцентный фильтр — специальный корректирующий светофильтр, приводящий освещение лампами дневного света к балансу, близкому к лампам накаливания.o Конверсионные фильтры для фотографирования при свете ламп накаливания на цветную фотоплёнку, предназначенную для солнечного освещения и наоборот.

Мозаичные светофильтры для субтрактивной фотопечати - светофильтры, состоящие из большого числа элементов разных цветов, расположенных в определённом порядке. Применяются при получении пробного цветного отпечатка, по которому определяется комбинация корректирующих субтрактивных светофильтров.В цифровой фотографии цветные светофильтры используются реже, так как последующая обработка изображения на компьютере позволяет получить практически идентичные их применению результаты. Такие фильтры более актуальны для черно-белой фотографии.

Эффектные Имеется множество фильтров, которые в процессе фотографирования производят различные световые эффекты на изображении. Например, светящиеся короны вокруг источников света или сверкающие в различных местах звёзды. Имеются различные цветные фильтры, которые изменяют цветовые переходы и соотношение цветов.• Туманные — создают эффект дымки, тумана. Понижают контраст и насыщенность цвета• Диффузные (софт-фильтр) — снижают резкость. Изготавливаются: o Рефракционные. Простейший вариант — вазелин на стеклеo Дифракционные. Большое количество тонких штрихов, нанесённых на стекло• Звёздные — превращают изображения точечных источников света и ярких бликов в «звёзды». Обычно используют явление дифракции. Обозначаются по числу лучей. Изготавливаются нанесением на стекло нескольких групп параллельных прямолинейных штрихов, создающих дифракционную картину. Число образуемых лучей всегда вдвое больше числа групп штрихов. Некоторые фильтры носят отдельные названия: o Солнечные — восьмилучевыеo Астроиды — четырёхлучевые• Радужные — образуют гало или радужное пятно дифракционного происхождения вокруг изображений точечных источников света.• Цветные и многоцветные — изменяют цветовое решение снимаемой сцены или её части• Множительные призмы — создают дублированное изображение• Синтезированные голографические фильтры — голографическое изображение оптической системы является оптической системой. Однако помимо съёмки существующих оптических систем, можно рассчитать технически не реализуемую в веществе оптическую систему, после чего синтезировать голограмму такой системы и напечатать такую голограмму (например, отштамповать её на прозрачном пластике). Таким образом изготавливаются «коронные», «спиральные» фильтры, результатом применения которых является создание определённой формы (не реализуемой никакими другими фильтрами)вокруг изображений источников света. В строго математическом смысле, звёздные фильтры являются частным случаем синтезированных голографических.

Выбор фильтрПо типу крепления светофильтры делятся на прямоугольные и круглые.Прямоугольные устанавливаются с помощью специальной системы крепления, в которую можно устанавливать до 3 светофильтров одновременно. По такому принципу сделаны фильтры системы Cokin.Круглые распространены гораздо больше. Они крепятся в металлической оправе с резьбой для установки на объектив. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм. Фотолюбителю при покупке первой зеркалки стоит обзавестись защитным или ультрафиолетовым фильтром. В том случае, если объективов приобретено несколько (например, комплект Double Kit), фильтр нужно приобрести на каждый объектив. Если есть деньги и желание снимать пейзажи, можно купить поляризационный светофильтр на тот объектив, которым эти пейзажи будут сниматься. Остальные фильтры стоит покупать только по необходимости. При выборе фильтра следует учесть особенности его оправы: высота кольца оправы обычного фильтра от 4 до 9 мм, а у некоторых составных фильтров (поляризационных и эффектных) и того больше. Такая оправа может создать затемнение (виньетирование) по углам поля изображения. Если объектив вашей камеры имеет очень широкий угол (более 65 градусов), то понадобится тонкий фильтр для широкоугольных объективов. Его высота — от 2.8 до 4.5 мм, и он никак не влияет на качество изображения.Не рекомендуется одевать больше двух светофильтров одновременно на один объектив – это может заметно повлиять на качество изображения. Не стоит забывать, что любое стекло, добавленное к оптической схеме объектива, не улучшает ее характеристик.

Использованы материалы сайтов:1. http://freefotohelp.ru2. http://fujifilmru.livejournal.com3. https://www.schneideroptics.com4. http://ru.wikipedia.org5. http://www.mobimag.ru

22 мая 2013 г. 17:05

89018

52

club.dns-shop.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта