Бобинные магнитофоны: обзор моделей, описание, характеристики. Пленка для бобинных магнитофонов
Катушечные магнитофоны возвращаются / Хабрахабр
Ретро снова в моде. Сегодня продажи виниловых пластинок находятся на рекордном уровне за несколько десятилетий, и это неспроста. Чем стремительнее прогресс цифровых технологий, тем сильнее людей тянет к старым аналоговым вещам… бумажные блокноты с кожаным переплётом, пластинки с тёплым ламповым звуком. Даже простенькие кассетные магнитофоны снова обретают популярность у тинейджеров, которые никогда раньше не слышали ласковое шипение аналоговой плёнки и не перематывали аудиокассету на карандаше.
Такие артефакты прошлого пробуждают теплоту в сердце и острую ностальгию по натуральной, естественной жизни. Некогда массовый продукт даже трансформируется в элитный дорогой товар, доступный только настоящим ценителям, которые могут позволить себе такой раритет.
На этой неделе произошло знаковое событие. После двадцати лет немецкая компания Roland Schneider Precision Engineering из Дюссельдорфа решила возобновить производство бобинных (катушечных) магнитофонов. Они поступят в продажу под маркой Ballfinger по цене от 9500 до 24 000 евро. Бобины с аудиоплёнкой доминировали на рынке звукозаписи львиную часть 20 века (примерно с 40-х до 90-х), пока их не вытеснили другие форматы. Они обеспечивали самый качественный профессиональный звук, а плёнку было относительно легко редактировать, склеивая аудиозаписи и вырезая лишние фрагменты. Только в конце 20 века появилась качественная цифровая техника, которая смогла заменить студийные катушечные магнитофоны в профессиональной работе со звуком. На компьютере было гораздо проще сводить и редактировать звук, а также копировать записи.
В бытовом секторе катушечники были практически вытеснены кассетными моделями к середине 80-х годов — для среднего потребителя компактность и простота использования оказались важнее качества звучания.
Казалось, технология навсегда ушла в прошлое. Наверное, бобины с плёнкой в фильме «Криминальное чтиво» видело больше людей, чем в реальности.
Но сейчас катушечные магнитофоны возвращаются к жизни. Немецкие модели Ballfinger нацелены на самых требовательных аудиофилов. Аппараты продаются по запредельной цене от 9500 до 24 000 евро (как в советское время самые качественные бобинники стоили годовую зарплату инженера, так и сейчас). Некоторые модели можно комплектовать под заказ.
Топовая модель Ballfinger оснащена тремя двигателя с прямым приводом, системой аудиомонтажа, волюметром и боковыми панелями из орехового дерева. Фото: Ballfinger
«Цифровые носители великолепны, но переживание музыки — нечто большее, чем просто прослушивание звукового файла, это нечто чувственное, это катушки, которые вращаются и которые можно потрогать, — говорит Роланд Шнайдер (Roland Schneider), дизайнер Ballfinger. — Когда дело доходит до качества звука, ничто другое в аналоговом мире не даёт вам такого ощущения пребывания в студии звукозаписи, как плёнка на катушках».
Фото: Ballfinger
Компания Schneider представила прототипы катушечных магнитофонов в прошлом году на промышленной ярмарке в Гамбурге. Они сразу вызвали ощутимый ажиотаж у аудиофилов — и сразу стало понятно, что такая ретро-техника будет востребована.
Такая тенденция к возвращению ретро наблюдается не только в западных странах, но и на постсоветском пространстве, где аудиофанаты с упоением обсуждают на форумах культовые модели советских магнитофонов и другой аппаратуры: «Соната 304», «Комета 209», «Ростов 102», «Ростов 112», «Олимп 003», катушки «Свема»…
Магнитофоны-приставки «Нота-202-стерео», «Нота-203-стерео» и «Нота-203-1-стерео» с 1976, 1977 и 1979 года выпускал Новосибирский ЭМЗНемецкая компания потратила шесть лет на проектирование катушечного магнитофона нового поколения. Ещё в процессе подготовке массового производства были получены заказы от более чем 80 дистрибьюторов со всего мира.
Очевидно, рынок созрел для возвращения ретро-формата, который даже звучит немного иначе, чем «плоские» цифровые записи без искажений. Аналоговое оборудование снова устанавливают в студиях звукозаписи, а многие звёзды эстрады заново открывают для себя старый способ производства песен. Lady Gaga, Ryan Adams и The Black Keys — вот лишь некоторые из артистов, которые записали песни на плёнку в последние годы. Эксперты предполагают, что их примеру могут последовать и другие.
habr.com
КАТУШКА--ПЛЁНКА--БАБИННА--с лентой(для бабинников)катушечных магнитофонов
Вся плёнка в хорошем состоянии.Помните,плёнка не новая,б/у.Плёнка фирменная(СОНИ,ТДК...) по 1400 рублей штука.------------550 метров. Записывается хорошо и в очень хорошем состоянии.Наша плёнка в пластиковых коробках с записью.Записи разные(есть и Битлз,Юрахип,Назарет и попса и разное)Без выбора.штука ---150 рублей. Качество записи не гарантирую,с разных источников катушки,продаю как материал только.ORWO-540 метров на катушке под 375 метров(тонкая лента)--------750 рублей.ORWO-540 метров на 500-метровой катушке--------850 рублей штука. Плёнка AMPEX-американка в рабочем состоянии.Всегда шла без ракорда(длина плёнки 700-750 метров)Хорошо пишет на мягких головах--750 рублей.Кстати,любимая плёнка американцев.Наша лента в бумажных коробках(записано разное) по 100 рублей штука.На всю ленту можно писать.Но!!Рекомендую перед работой почистить ленту(на перемотке через вату прогнать).Вперёд-назад.ВОПРОСЫ ЗАДАВАЙТЕ ЗАРАНЕЕ. |
Тип сделки:
Предоплата
Способы оплаты:
По договоренности
Банковский перевод
Наличными при встрече
Доставка:
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 220 руб.
Ставок пока нет.
auction.ru
Бобинные магнитофоны: обзор моделей, описание, характеристики
Старые бобинные магнитофоны для большинства сегодня - лишь груда металлолома. Однако для наших родителей и дедушек с бабушками когда-то они были единственной возможностью слушать музыку в доцифровую эпоху. Более того, в советские времена приобрести один из подобных устройств было непросто. Для каждого своего счастливого обладателя такой прибор был символом праздника. Рассмотрим самые известные модели бобинных магнитофонов СССР.
Магнитофон: что это за зверь и с чем его едят?
До появления цифровых плееров для записи звуковой информации и ее воспроизведения использовались магнитофоны.
Они существовали параллельно с граммофонами, патефонами и прочими проигрывателями для виниловых пластинок.
Изначально подобные приборы осуществляли запись на стальную проволоку со специфическим покрытием. В дальнейшем - на магнитную ленту.
Помимо магнитофонов для записи звука на основе этой технологии был изобретен видеомагнитофон.
Но к началу 2000-х оба прибора были окончательно вытеснены с рынка цифровыми носителями. И сегодня встречаются только у любителей старины.
Бобины
На заре существования в магнитофонах для записи использовалась проволока, а на закате они были адаптированы под прямоугольные компакт кассеты с магнитной лентой. Однако в свою золотую эпоху главным носителем были бобины. Еще их называли катушками. Отсюда и название - бобинный магнитофон (катушечный).
Каждая из этих приспособлений представляла собой две металлические или пластиковые пластины со стержнем по центру. На него наматывалась магнитная лента с информацией.
Для работы бобинного магнитофона всегда необходимо было использовать две катушки. Одна звалась подающей, вторая - принимающей.
Для проигрывания лента с одной перематывалась на вторую. В дальнейшем они могли меняться местами.
Чтобы извлечь звук, протяжный механизм позволял ленте приблизиться к магнитной головке бобинного магнитофона. Она выполняла роль считывающего, записывающего и стирающего устройства. Кстати, именно эта важная деталь стала предком головок дисковых накопителей, без которых сегодня невозможна работа ни одного компьютера.
Первые бобины для магнитофона были довольно громоздкими из-за толщины и ширины пленки. Постепенно она уменьшалась вместе с сокращением размера катушек. В конечном итоге они эволюционировали в компакт кассеты. Эти маленькие прямоугольники фактически содержали одновременно и подающую, и принимающую бобины. Из-за уменьшения ширины ленты качество звука ухудшалось. И хотя в быту кассетный магнитофон стремительно вытеснял катушечный, профессионалы по-прежнему предпочитали использовать последний. Это длилось вплоть до распространения цифровых устройств.
Магнитная лента
Главным и наиболее ценным в любой бобине была магнитная лента (пленка). На ней содержалась вся информация.
Ширина магнитной ленты в разных странах и в различные периоды отличалась. Для советских бобинных магнитофонов стандартной считалась 6,25 мм.
В отличие от ширины, стандарт допускал 3 варианта толщины: 55, 37, 27 или 18 мкм. Дело в том, что толстые ленты обладали лучшими механическими свойствами и были долговечнее. Но они были "капризны", так как для плотного прилегания к считывающей головке требовали сильного натяжения, а значит не каждый магнитофон был способен справиться с ними. Кроме того, толстой ленты помещалось на бобине значительно меньше, чем тонкой.
Для сравнения: на бобину диаметром 18 см помещалось 525 м пленки толщиной 37 мкм. В случае с 55 мкм на такой же катушке ленты было на 175 метров меньше. Не удивительно, что для бытовых нужд использовались более тонкие, хотя и менее надежные, пленки.
Что касается производителей ленты, в то в СССР на этом специализировались 3 предприятия: "Свема", "Тасма" и "Славич". За рубежом наиболее известными были TDK, Sony, 3М, BASF и Agfa.
Краткая история бобинного магнитофона
Первый полноценный работающий аппарат был изобретен в 1925 г. Куртом Штилле. Он записывал на проволоку.
Через 2 года была изобретена и запатентована магнитная лента. Поначалу ее основой была бумага. Позже ее удачно заменили на более прочную и долговечную полимерную пленку.
Что касается самой технологии катушечных магнитофонов, она была также разработана в 20-х годах. В это время Шуллером была предложена конструкция кольцевой магнитной головки. Впоследствии она стала классической. Состояла она из кольцевого магнитного сердечника с обмоткой с одной стороны и зазором с другой. В обмотку подавался ток записи. Он вызывал выход магнитного поля в зазоре, которое и намагничивало ленту в такт изменения сигнала.
Когда же происходил процесс воспроизведения, все было в точности до наоборот. Лента замыкала магнитный поток сквозь зазор на сердечник, наводила электродвижущую силу в обмотке.
Первые бытовые катушечные магнитофоны и магнитные ленты к ним стали производиться в 1934 - 35 гг. немецкими фирмами BASF и AEG. Кстати, именно с легкой руки последней и появилось название "магнитофон".
В течение нескольких лет именно немцы были королями этой ниши.
После победы во Второй мировой войне американская и советская стороны в качестве репарации "позаимствовали" у AEG конструкцию их магнитофонов и магнитной ленты. В дальнейшем каждая из стран стала активно развивать полученную технологию.
Наиболее известные советские марки магнитофонов
К сожалению, в СССР часто предпочитали копировать чужие изобретения, а не создавать свои, при том что наши ученые разрабатывали массу интересных и революционных идей, которые в перспективе могли сулить технологическое лидерство стране.
К примеру, еще на заре магнитофонной эры именно в Советском Союзе придумали аналог бумажной ленты - целлюлозную. Однако развитие своих открытий требовало финансов и времени. А вот гарантий положительного результата не было никаких. Поэтому предпочтение отдавалось уже проверенным "краденым" изобретениям, которые видоизменялись и переименовывались. Потом они запускались в производство. Так происходило с машинами, фотоаппаратами, компьютерами и магнитофонами.
Справедливости ради не стоит забывать, что так поступали не только в СССР, но и в тех же европейских странах и США. Но там эта привычка не набрала столь широкого распространения, как у нас. Поэтому, выкрав наравне с Советским Союзом технологию у немцев, уже к средине 50-х американцы доработали ее настолько, что получили возможность записывать не только звук, но и изображение на магнитную ленту. Так были изобретены видеомагнитофоны. Ирония в том, что этот прорыв был осуществлен россиянином Александром Понятовым, который еще во время революции 17-го года был вынужден уехать из страны и после многих лет скитаний осел в США.
Что касается успехов СССР в данной сфере, то на основе готовой технологии уже к 1949 г. был выпущен в продажу первый советский бытовой бобинный магнитофон "Днепр-1". Это был однодорожечный ламповый прибор, работающий со стандартной магнитной лентой в 6,25 мм. Несмотря на некоторую несостоятельность модели, она неплохо себя зарекомендовала. В дальнейшем стали появляться новые, более совершенные приборы разных марок.
В первые годы катушечные магнитофоны были весьма дорогим и дефицитным товаром. Поэтому рядовые советские граждане получили более-менее свободную возможность покупать их только к средине 60-х. Во многом это случилось благодаря появлению собственных предприятий практически в каждой республике, специализирующихся на производстве катушечных магнитофонов.
В Новосибирске выпускали "Ноту", "Комету", "Иней", в Нижнем Новгороде (в СССР он именовался "Горький") - "Романтик", в Санкт-Петербурге (Ленинграде) - "Астру" и "Орбиту", в Москве - "Яузу", в Омске - "Сатурн", в Киеве кроме "Маяка" был "Юпитер", в Кирове - "Олимп" и т.д.
Не все модели названных торговых марок были удачными, но многие из них были очень и очень достойными. Чтобы обеспечить всех желающих, приходилось до невозможности упрощать производство. Эта гонка за массовостью приводила к тому, что более половины всех магнитофонов были отвратительного качества. Так что радиолюбителям часто приходилось браться за паяльники и чинить заводские недостатки.
"Маяк"
Рассмотрение наиболее известных советских моделей стоит начать с продукции Киевского завода "Маяк".
Еще будучи "Днепром" (до 1963 г.), предприятие выпустило 14 моделей катушечных магнитофонов. Все они были ламповыми и были рассчитаны на ленту шириной 6,25 мм. Далеко не все из них были запущены в массовое производство.
Особо стоит отметить "Днепр-8" (1954). Он стал первым бобинным магнитофоном, работавшим от батареек. По сравнению с другими приборами, он считался портативным, весил всего 6 кг. Чтобы завести его, нужно было использовать пружинный мотор граммофонного типа. Процедуру стоило повторять каждые 5 минут, с помощью боковой ручки. Этакой гибрид патефона и магнитофона. На нем использовались катушки диаметром в 10 см (100 метров пленки). Скорость воспроизведения записи - 9,6 см/с.
Через 2 года вышла более революционная модель - "Днепр-9", первый советский двухдорожечный магнитофон. Основан на модели "Днепр-5". Весил 28 кг и был предназначен для катушек с диаметром 18 см (350 м). Скорость воспроизведения - 19,05 см/с.
После смены имени Киевский завод производил все те же ламповые модели, но уже под название "Маяк".
С 1971 г. предприятие начинает выпуск транзисторных катушечных приборов.
Наилучшим по качеству считался бобинный магнитофон "Маяк-203", а также его собрат "Маяк-001 стерео", который привез приз с международной выставки.
Последний начали выпускать с осени 1973 г. На нем можно было записывать и воспроизводить моно/стерео фонограммы. А также перезаписывать с одной дорожки на другую множество раз с возможностью наложения новой записи на уже готовую.
Также у "Маяка-001" был счетчик метража ленты и 2 скорости (19,05см/с и 9,53 см/с). Это чудо весило 20 кг. К нему прилагался пульт управления. Купить такой прибор было очень непросто.
Первый "Маяк-203" сошел с конвейера осенью 1976 г. Он позволял записывать моно/стерео с различных источников (микрофон, звукосниматель, радиоприемник/телевизор/радиолиния и другой магнитофон).
У этой модели было стразу 3 скорости: 19,05 см/с, 9,53см/с и 4,76 см/с. По сравнению с предыдущим, он был крошкой, весил 12,5 кг.
"Нота"
Эти товары производились Новосибирским электромеханическим заводом. С 1966 г. ламповые, а с 1975 г. - транзисторные.
Интересный нюанс, если вы попытаетесь найти бобинный магнитофон "Нота" - потерпите неудачу. Так как данное предприятие производило только приставки. С их помощью можно было слушать бобины на большинстве радиол или радиоприемников.
Они были, естественно, дешевле самых бюджетных магнитофонов. А поэтому обрели в народе особую популярность. Особенно среди радиолюбителей, использующих их в качестве основ для собственных изобретений.
Для примера, стоимость первой ламповой "Ноты" 1966 г. (скорость 9,53 см/с, катушки на 15 м, двухдорожечная монофоническая) 80 руб. В то же время, как самые дешевые бобинные магнитофоны стоили 85 руб. и дороже.
Кроме того, приобретение приставки "Нота" позволяло экономить пространство в и без того крохотных квартирах и коммуналках, а также пристроить их к работе радиолы.
Наиболее популярные ламповые модели - "Нота-М" (скорость 9,53 см/с, 2 дорожки, вес 9 кг) и "Нота-303" (тот же вес, скорость и количество дорожек, но данная приставка могла записывать звук с телевизора, радиолы или другого магнитофона).
Среди транзисторных моделей наиболее удачными считались:
- "Нота-304". Была спроектирована на основе "Инея-303". Имела 4 дорожки и весила 8 кг. Скорость - 9,53 см/с. Могла производить как запись, так и голоса, музыку из любого источника. В ней можно было регулировать громкость, уровень записи, ставить на паузу.
- "Нота-202-стерео" и "Нота-203-стерео" имели общий внешний вид и были собраны по сходной схеме. Однако последняя не имела автостопа. В остальном эти четырехдорожечные приставки были очень похожи. Масса каждой из них была около 11 кг. Они обладали двумя стандартными скоростями воспроизведения. Позволяли записывать с большинства приборов.
"Комета"
Катушечные магнитофоны под таким названием производили в Новосибирске, начиная с 50-х. Кстати, помимо различных моделей бобинного магнитофона "Комета", здесь же выпускалась еще одна марка подобного прибора - "Мелодия".
Наиболее известными были такие аппараты:
- "Комета-212-стерео". Благодаря особой популярности имела несколько модификаций: "Комета-212-1-стерео" и "Комета-212М-стерео". Оригинальная модель имела 2 мотора и 2 скорости (19,05 см/с и 9,53 см/с). Вес - 12,5 кг.
- "Комета-214" - катушечный стереофонический магнитофон, разработанный на базе моделей 209 и 212. Имел 2 стандартные скорости. Весил 11,5 кг. Его особенностью была возможность двухканальной монофонической синхронной записи с микрофонных входов. А также наложение новой записи на уже готовую.
- "Комета-120-стерео" считался более профессиональным. Имел 2 дорожки и 2 стандартных для "Комет" скорости. Комплектовался двумя колонками. Только одна масса его центральной части составляла 23 кг. Конструкция предусматривала возможность смешивания сигналов входов как микрофонного, так и общего, многократную перезапись с одновременным наложением сигнала, идущего из любого входа. Также на нем можно было прослушивать перезаписанную фонограмму, контроль сигнала во время записи и уровня воспроизведения индикаторами, выдерживать паузы в записи при движущейся ленте.
"Орбита"
Магнитофоны этой марки производились на Ленинградском заводе "Пирометр". Примечательно, что в линейке продукции были как магнитофоны, так и приставки.
Наиболее известные модели из первой категории: бобинный магнитофон "Орбита-204-стерео" и его собрат "Орбита-205-стерео". Все они имели по 2 стандартные скорости, а также 4 звуковые дорожки. Масса 15 кг.
В этих моделях можно было регулировать громкость, баланс, тембры, уровень записи, ставить на паузу.
Среди магнитофонов-приставок "Орбита" лучшими считались стерео модели 106 и 107. В них было 2 скорости, 3 мотора и 4 дорожки. Вес каждого - 24 кг. Такие приставки были предназначены для записи музыки и голоса с микрофона, радиоприемника, телевизора, а также для их воспроизведения через 2 выносные акустические системы.
"Олимп"
И последними среди самых известных в СССР приборов такого рода являются бобинные магнитофоны "Олимп".
Они производились на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Большая часть продукции - магнитофонные приставки. Хотя среди их товаров были магнитофоны.
Наиболее удачной моделью принято считать "Олимп УР-200", спроектированный на основе "Олимп-005 стерео". Он имел весьма специфическую сферу применения - запись телефонных переговоров. Естественно, его главной целевой аудиторией были спецслужбы.
Те из гражданских, кто приобретал эту махину весом в 20 кг, тоже не жаловались. Так как даже в роли обычного магнитофона "Олимп УР-200" был весьма качественным продуктом. Он имел 2 скорости: 19,05 см/с и 2,36 см/с. Среди других особенностей аппарата - кварцевая система стабилизации скорости, автокоррекция, электронная коммутация по всем входам, регулировка тока подмагничивания. В магнитофоне имелся полный автореверс, таймер, люминесцентная индикация уровня записи и счетчик ленты. С его помощью можно было искать нужный фрагмент по паузам.
Что же касается приставок, самыми лучшими были:
- "Олимп-003-стерео". Магнитофон-приставка высшей группы сложности. 4 дорожки и 2 классические скорости. Вес 27 кг. Предназначен для записи музыки и голоса с микрофона, радиоприемника, телевизора.
- "Олимп-005-стерео". Прибор наивысшего класса. Вес 20 кг. 2 стандартные скорости, а также полный автореверс, таймер, люминесцентная индикация уровня записи, счетчик ленты. В будущие годы на его основе был разработан "Олимп-006-стерео".
Как видно из описаний, начинка у большинстве "Олимпов" была просто фантастической. Можно было сказать, что в СССР наконец-то научились делать хорошие бобинные магнитофоны. Вот только был один жирный-жирный минус. Приборы эти появились в конце 80-х - первой половине 90-х, когда кассетные магнитофоны практически полностью вытеснили бобинные.
fb.ru