Фотоплёнка. Когда появилась цветная пленка


AGFACOLOR в СССР | Первые в кино

Кадры из фильма «Парад Победы» (1945)

Наличие трофейных материалов и восстановленное производство пленки в Германии, позволило начать производство и тиражирование советских цветных фильмов с очень высоким качеством цвета. Поэтому большинство фильмов, снятых и выпущенных в прокат в 50-е годы, были цветными.

Кадр из фильма «Парад Победы» (1945)

Так уже 1945 году в СССР по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» на трофейной кинопленке были сняты и выпущены в советский прокат пять документальных фильмов: «ПАРАД  ПОБЕДЫ», «Всесоюзный парад физкультурников», «Берлинская конференция», «Празднование XXVIII годовщины Октября в Москве» и «XXVIII Октябрь».В этом же году советские цветные мультипликационные фильмы начали снимались на пленке «Agfacolor». Первый из них — «ТЕРЕМОК»* был выпущен в прокат в сентябре 1945 года.

Фрагмент из фильма «Развитие кинопроизводства в России.» (Парад Победы, 1945)  Режиссер Н.Майоров (2006)

Фрагменты съемок Берлинской конференции 1945 года

22 марта 1947 года студия выпускает первый советский полнометражный цветной мультипликационный фильм режиссера И.П.Иванова-Вано «КОНЕК-ГОРБУНОК»*.

Кадры из фильма «Иван Грозный» 2 серия (1945)

«Пир опричников» режиссера С.М.Эйзенштейна и оператора А.Н.Москвина во второй серии фильма «Иван Грозный» положил начало освоения нового цветного процесса в советском игровом кинематографе. К сожалению великим мастерам советского кино «трофейной» пленки «Agfacolor B» хватило только для съемки единственного цветного эпизода фильма продолжительностью около 18 минут. Известно, что С.М.Эйзенштейн планировал снимать третью серию «Ивана Грозного» уже полностью в цвете.

Кадр из фильма «Каменный цветок» (1946)

Нет ничего удивительного в том, что выдающийся киносказочник и мастер советского кино А.Л.Птушко, получив возможность снимать в цвете игровое кино, полностью и творчески реализовал возможности пленки «Agfacolor»  в фильме-сказке «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» и завоевал большой международный приз жюри за лучший цвет на Каннском кинофестивале в 1946 году.1 июля 1947 года на экраны страны выходит второй цветной игровой фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor» — «Старинный водевиль», ставший первым цветным фильмом творческой биографии режиссера И.Савченко и оператора Е. Андриканиса.Вслед за ЦСДФ, «Союзмультфильмом» и «Мосфильмом» негативно-позитивный процесс «Agfacolor» начинают внедрять другие киностудии СССР. Сектор хроники Тбилисской киностудии в 1946 году выпускает 2-х частевый цветной документальный фильм «Побережье Советской Грузии». «Моснаучфильм» выпускает в прокат два цветных фильма о художиках: «Живопись Репина» и «Живопись Шишкина».

Кадры из фильма «Каменный цветок»

Кадры из фильма «Парад Победы» (1945)

Кадры из фильма «Старинный водевиль»В 1947 году на экраны страны выходит первый украинский полнометражный документальный фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor» — «Советская Украина». Этот фильм «Украинской студии кинохроники» положил начало целой серии цветных документальных фильмов о советских республиках.

Таблица роста производства в СССР  цветных игровых и мультипликационных фильмов по негативно-позитивному процессу «Agfacolor»  с 1945 по 1954 г.

Год Игровые Мультфильмы
  Все Цв. Все Цв.
1945 19  1

«Иван Грозный» (2 серия)*

4 2
1946 23 2

«Каменный цветок»

«Старинный водевиль»

7 7
1947 23 2

«Поезд идет на восток»

«Сказание о земле сибирской»

7 6
1948 17 2

«Мичурин»

«Три встречи»

11 11
1949 19 3

«Кубанские казаки»

«Падение Берлина» (2 серии)

14 14
1950 12 10

«В мирные дни»

«В степи» (стереофильм)

«Далеко от Москвы»

«Донецкие шахтеры»

«Жуковский»

«Заговор обреченных»

«Кавалер Золотой Звезды»

 «Мусоргский»

«Смелые люди»

«Щедрое лето»

15 15
1951 9 6

«Большой концерт»

«Незабываемый 1919-й год»

«Свет в Коорди»

«Сельский врач»

«Спортивная честь»

«Тарас Шевченко»

9 9
1952 24 13

«Джамбул»

«Композитор Глинка»

«Концерт мастеров искусств»

«Концерт мастеров украинского искусства»

«Майская ночь, или утопленница»

«Майская ночь, или утопленница» (стереофильм)

«Максимка»

«Навстречу жизни»

 «Неразлучные друзья»

«Покорители вершин»

«Ревизор»

«Римский-Корсаков»

«Садко»

 

8 8
1953 44 26

«Алеко»

12 12
1954 51 33 20 20
*«Иван Грозный» (2 серия) закончен производством в 1945 году. Выпущен на экран 1 сентября 1958 года

Свой первый цветной фильм «Окно в невидимый мир» выпустила в 1947 году киностудия «Леннаучфильм».Первый советский цветной стереоскопический научно-популярный фильм «Кристаллы» киностудии «Моснаучфильм» был так же снят в 1948 году на кинопленке «Agfacolor B» .27 ноября 1950 года выпущен на экран первый цветной игровой фильм киностудии «Ленфильм» — «МУСОРГСКИЙ» режиссера  Г.Л. Рошаля.Так же на кинопленке «Agfacolor» киностудией «Ленфильм» снят первый в мире цветной стереоскопический фильм-опера «АЛЕКО», выпущенный на экран 3 августа 1954 года. Благодаря успешному освоению на киностудиях Советского Союза негативно-позитивного процесса «Agfacolor» производство цветных игровых фильмов в СССР выросло с 2-х фильмов в 1946 году до 50 фильмов в 1956 году.Надо заметить, что в советской литературе по истории кино тщательно умалчивался факт использования трофейной пленки «Agfacolor» , в то время как более 100 цветных художественных фильмов в 50-е годы снято именно на этой пленке.После распада СССР производство цветной кинопленки для кинематографии на кинопленочных фабриках России было практически свернуто. А цена на цветные киноматериалы украинской фирмы «Свема» дошла до уровня цен на кинопленки известных зарубежных фирм, не достигнув их по уровню качества.В настоящее время отечественные фильмы снимаются и печатаются на материалах фирм «Kodak», «Agfa», «Fuji» и других.

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ

ЦВЕТНЫЕ  ФИЛЬМЫ в СССР

 
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

 

cinemafirst.ru

Первые цветные фотографии | Интересные факты

Ещё каких-то 30-40 лет назад значительная часть фотографий, фильмов, телепередач были чёрно-белыми. Многие и не догадываются, что появилась цветная фотография намного раньше, чем широко вошла в жизнь. В этом посте — о развитии цветной фотографии.

На самом деле попытки получить цветные снимки стали предприниматься ещё в середине 19 века, вскоре после того, как появилась фотография. Но изобретателей подстерегало множество технических сложностей. Помимо того, чтобы просто получить цветной снимок, были большие проблемы с правильной цветопередачей. Именно из-за разнообразных технических сложностей широкое внедрение цветной фотографии в жизнь растянулось на более, чем сотню лет. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов, сегодня мы можем увидеть довольно качественные цветные фотографии 19 и начала 20 века.

«Ленточка из шотландки» — это фото считается первой в мире цветной фотографией. Его показал известный английский физик Джеймс Максвелл  во время лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте 17 мая 1861 года.

Впрочем, фотографией Максвелл всерьёз не занимался, и пионером цветной фотографии стал француз Луи Артюр Дюко дю Орон. 23 ноября 1868 года он запатентовал первый метод получения цветных фотографий. Метод был довольно сложен и предусматривал трёхкратную съёмку нужного объекта через светофильтры, а искомая фотография получалась после совмещения трёх пластинок разных цветов.

Фотографии Луи Дюко дю Орона (1870-е)

В 1878 году Луи Дюко дю Орон представил свою коллекцию цветных фотографий на Всемирной выставке в Париже.

В 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем было сделано открытие сенсибилизаторов — веществ, способных повышать чувствительность соединений серебра к лучам различной длины волны. Затем другой немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к разным участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.

Фотографии Адольфа Мите (начало 20 в.)

Пионером цветной фотографии в России был Сергей Михайлович Прокудин-Горский, который улучшил метод Адольфа Мите и добился очень качественной цветопередачи. В начале 20 века он объездил Российскую империю, сделав множество превосходных цветных снимков (до настоящего времени дошли около двух тысяч из них).

Фотографии Прокудина-Горского (Россия, начало 20 в.)

Всё же получать одно цветное изображение из трёх было неудобно, чтобы цветная фотография стала массовой, метод нужно было упростить. Этим занялись братья Люмьер, знаменитые изобретатели кинематографа. В 1907 году они продемонстрировали свой метод «Автохром», который позволял получать цветное изображение на стеклянной пластинке.

Некоторые из «автохромов» (начало 20 в.)

В течение следующих 30 лет «Автохром» стал основным методом получения цветных снимков для масс, пока фирма «Кодак» не разработала более совершенный метод цветной фотографии.

 

 

Похожие записи

interesnyjfakt.ru

Фотоплёнка — WiKi

История

Ранние фотографические процессы, такие как дагеротипия и калотипия не предусматривали использования фотоплёнки: дагеротипы снимались на медную пластинку, а калотипы изготавливались на бумаге, пропитанной галогенидами серебра[3]. Появившийся в середине XIX века мокрый коллодионный процесс был основан на фотопластинках, изготовленных на стеклянной подложке[4]. Несмотря на хрупкость и громоздкость, фотопластинки лучше других носителей подходили для фотографии, благодаря химической инертности и стабильности размеров стекла. После появления первых фотоплёнок фотопластинки ещё несколько десятилетий не выходили из употребления, а в некоторых отраслях науки, таких как астрофотография и регистрация заряженных частиц, использовались вплоть до 2000 годов.

Первый гибкий рулонный фотоматериал и фотоаппарат для него были созданы в Санкт-Петербурге в 1875 году польским инженером Леоном Варнерке[5][6][7]. Сухая коллодионная эмульсия наносилась на бумажную основу, удерживаясь на ней с помощью гуммиарабика, а после проявления переносилась на стекло[8]. Однако, из-за высокой стоимости фотоаппарата и кассет к нему, процесс не получил коммерческого успеха и распространения. Более успешной оказалась технология, изобретённая в 1885 году Джорджем Истменом, который использовал новейшую сухую желатиносеребряную эмульсию на такой же бумажной подложке[9][10]. Прозрачная гибкая основа была создана в 1889 году, и изготавливалась она из целлулоида, известного до этого уже более 20 лет. Возможность его использования в качестве подложки появилась, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году[11]. Появление гибкой фотоплёнки тесно связано с изобретением кинематографа: первая 35-мм киноплёнка для «кинетографа» была изготовлена Эдисоном разрезанием рулона 70-мм фотоплёнки вдоль[12].

Как и фотопластинки, чувствительные только к сине-фиолетовому излучению, первые фотоплёнки не подвергались спектральной сенсибилизации или были ортохроматическими. Панхроматические эмульсии с равномерной чувствительностью ко всему видимому спектру на фотоплёнках стали доступны только после открытия красного сенсибилизатора пиацианола Бенно Гомолкой в 1905 году. Выпуск первых панхроматических фотопластинок налажен Фредериком Рэттеном и Генри Уэйнрайтом только в 1906 году, однако распространение они получили позже из-за высокой стоимости[13][14]. Возможность обработки несенсибилизированных эмульсий при неактиничном освещении считалась более важной, чем правильная передача тона окрашенных объектов. Фотоплёнка долго считалась принадлежностью любительской фотографии из-за необходимости выравнивания в кадровом окне. Кроме склонности к скручиванию, для первых фотоплёнок была характерна более быстрая потеря светочувствительности, чем у фотопластинок[7].

Преимущества нового носителя начали проявляться одновременно с уменьшением форматов камер в конце 1920-х годов, когда появилась малоформатная и среднеформатная аппаратура профессионального класса. По сравнению с пластиночными камерами, такие фотоаппараты позволяли носить с собой значительно больший запас фотоматериала, нечувствительного к ударам и более удобного: быстрота перемотки фотоплёнки не шла ни в какое сравнение с длительностью замены фотопластинки при репортажной съёмке. Начало выпуска фотоплёнок в СССР совпало с вводом в строй первых фабрик киноплёнки — № 5 в Переславле-Залесском и № 3 в Шостке. Производство фотоматериалов в те годы было тесно увязано с оборонными отраслями промышленности, поскольку коллоксилин, используемый для синтеза нитратной подложки, одновременно был сырьём для взрывчатки[15].

Самый ранний способ цветной фотографии, основанный на автохромном процессе, предполагал использование жёсткой подложки фотопластинок. Тем не менее, первые попытки создания цветных фотоплёнок также основаны на растровых технологиях, впервые реализованных в 1928 году компанией Eastman Kodak[16]. Цветоделение происходило при помощи лентикулярного растра, изготовленного на стороне основы, обращённой к объективу с встроенными цветными светофильтрами. Однако необходимость специального оптического устройства для просмотра цветного изображения и невозможность его тиражирования ограничивали область применения лентикулярных плёнок. Первая многослойная цветная фотоплёнка Kodachrome с диффундирующими цветообразующими компонентами появилась на американском рынке в 1935 году, дожив до 2010 года почти без изменений[17]. Технология съёмки на такую плёнку ничем не отличается от съёмки на чёрно-белую, а цветной позитив виден невооружённым глазом.

Однако наиболее распространёнными стали хромогенные цветные фотоплёнки с синтезом красителей из недиффундирующих компонент, находящихся в эмульсии. Это значительно упрощало лабораторную обработку. Впервые этот способ цветной фотографии реализован в 1936 году немецкой компанией Agfa на основе патентов Рудольфа Фишера[16]. Все первые цветные плёнки были обращаемыми, давая позитивное изображение непосредственно в эмульсиях, на которые производилась съёмка. Новый цветной фотоматериал сразу стал популярным в издательской деятельности и среди фотолюбителей. Дальнейшее развитие пошло по пути внедрения негативно-позитивного процесса в цветную фотографию. В 1939 году появилась первая негативная многослойная фотоплёнка Agfacolor, а через два года — её американский аналог Kodacolor[18]. В 1947 году начат выпуск советских многослойных негативных фотоматериалов типа Sovcolor на основе немецких технологий, полученных в счёт репараций после войны[19].

Постепенно фотоплёнка почти полностью вытеснила фотопластинки, в том числе из крупноформатной фотографии. Подавляющую часть рынка с большим размером кадра заняла листовая фотоплёнка тех же форматов. К концу 1990-х годов более 90% фотографий, за исключением снимков одноступенного процесса, выполнялись на фотоплёнке. Ситуация начала меняться с начала 2000-х годов, когда стали появляться доступные для широкого круга потребителей цифровые фотоаппараты. Отсутствие накладных расходов на дорогостоящие фотоматериалы и скорость получения готового изображения быстро сделали цифровую фотографию более конкурентоспособной, а к середине десятилетия доминирующей на рынке. В 2006 году большинство производителей отказались от выпуска фотоаппаратов, рассчитанных на фотоплёнку, которая по прежнему доступна в продаже, но всё более дорогостояща[20][21].

Строение фотоплёнки

  Строение цветной негативной многослойной фотоплёнки: 1 — подложка; 2 — противоореольный слой; 3 — красночувствительная эмульсия; 4 — зелёночувствительная эмульсия; 5 — жёлтый фильтровый слой; 6 — синечувствительная эмульсия; 7 — ультрафиолетовый фильтрующий подслой; 8 — защитный слой

Фотоплёнка состоит из одного или нескольких эмульсионных слоёв, нанесённых на подложку. В современных чёрно-белых или монохромных фотоплёнках используется один эмульсионный слой, чаще всего состоящий из двух полуслоёв с различной светочувствительностью. Такое строение позволяет получать большую фотографическую широту при малой зернистости: яркие участки изображения фиксируются мелкозернистым низкочувствительным полуслоем, а тени — более высокочувствительным. Цветные фотоплёнки имеют более сложное строение. Они состоят из трёх эмульсионных слоёв с разной спектральной чувствительностью. Верхний несенсибилизированный слой чувствителен к синему свету, средний — к сине-зелёному, а нижний — к синему и красному излучениям. Расположенный под верхним синечувствительным слоем жёлтый фильтровый подслой задерживает синий свет, не пропуская его к нижним слоям, и обесцвечивается при лабораторной обработке[22].

В современных цветных негативных плёнках каждый зонально-чувствительный эмульсионный слой так же, как и в чёрно-белых, состоит из двух или, чаще — трёх полуслоёв для увеличения фотографической широты[23]. Между эмульсионными слоями, чувствительными к разным участкам спектра, находятся промежуточные слои, изолирующие от взаимного проникновения красителей во время лабораторной обработки, предотвращая ошибки цветоделения[24]. В процессе проявления чёрно-белых фотоплёнок на экспонированных участках серебро восстанавливается из галогенида до металлической формы, образуя видимое изображения. Неэкспонированный галогенид удаляется из эмульсии в процессе фиксирования. В цветных фотоплёнках восстановление серебра сопровождается синтезом красителей, образующих цветное изображение[25]. Для получения изображения, состоящего из одних красителей, серебро растворяется с помощью отбеливания[26].

Кроме эмульсионных слоёв современные фотоплёнки снабжаются дополнительными, несущими вспомогательные функции. Непосредственно на основу наносится желатиновый подслой толщиной около 1 микрометра, который служит для надёжного сцепления эмульсионных слоёв с подложкой[27][28]. На негативных плёнках его иногда окрашивают, используя в качестве противоореольного[29]. Противоскручивающий слой или контрслой наносится на обратную сторону подложки и состоит из желатина. Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя, предотвращающего образование ореолов вокруг ярких бликов из-за отражения света от обратной стороны подложки[30]. В современных фотоплёнках в противоореольный слой добавляется коллоидное серебро, которое обесцвечивается в процессе лабораторной обработки[27]. Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка негативной плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии[30].

Материал подложки

В качестве материала подложки первых фотоплёнок XIX — начала XX века использовалась нитроцеллюлоза. Этот материал обладал отличной гибкостью и износоустойчивостью, но был легко воспламеним, а его хранение требовало тщательного соблюдения противопожарной безопасности. В 1908 году для узкоплёночного кинематографа компания Eastman Kodak разработала негорючий диацетат целлюлозы, оказавшийся пригодным и для фотоплёнки[31]. В 1938 году Kodak полностью прекратил выпуск нитратной 35-мм фотоплёнки, а через год ацетатная подложка стала единственным носителем и для листовых фотоплёнок. В 1948 году анонсирована первая подложка из триацетата целлюлозы, практически не уступающая по прочности нитратной, и безопасная[32]. Через два года на этот материал перевели весь среднеформатный «рольфильм», в том числе его типы 616, 620, 828[33]. До середины 1980-х годов на иностранных фотоплёнках встречалась маркировка «Safety Film», обозначающая пожаробезопасную ацетатную подложку.

Новейшие полиэфирные материалы, главным образом, полиэтилентерефталат целлюлозы, в отличие от предыдущих, практически не подвержены усадке и обладают очень высокой прочностью и эластичностью[34]. В некоторых отраслях фотографии, где важна геометрическая точность воспроизведения объектов съёмки, триацетат был заменён новым материалом. Это коснулось фотоплёнок специального назначения, в том числе фототехнических и аэрофотоплёнок. Однако, подложка современных цветных и чёрно-белых негативных и обращаемых фотоплёнок до сих пор изготавливается из триацетата целлюлозы. В чёрно-белых негативных плёнках она обычно окрашивается в массе в серо-голубой цвет для уменьшения ореолов отражения[22].

Хранение фотоплёнок

Неэкспонированные фотоплёнки должны храниться в сухом месте при температуре не выше +15 °С[35]. При более высоких температурах старение фотоэмульсии происходит быстрее гарантированного производителем срока. Деградация фотографических свойств выражается прежде всего в снижении светочувствительности и возрастании уровня вуали. Превышение срока хранения, указанного на упаковке, даже при соблюдении температуры и влажности, приводит к постепенному ухудшению свойств вплоть до полной непригодности к использованию. Экспонированные фотоплёнки должны храниться в таких же условиях, если лабораторная обработка не производится сразу. Длительное хранение, даже с соблюдением условий, приводит к деградации скрытого изображения, снижению контраста и росту вуали. В цветных плёнках возможен разбаланс светочувствительных слоёв по контрасту, приводящий к искажениям цветопередачи. Вместе с тем, известны случаи находок экспонированных фотоплёнок, хранившихся несколько десятилетий, и после подбора режима проявления дававших удовлетворительное изображение. Хранение фотоплёнки недопустимо в среде агрессивных газов, таких как аммиак и сероводород[35].

Кроме соблюдения влажности и температуры все фотоматериалы требуют защиты от света. Даже кратковременная засветка приводит в полную негодность как неэкспонированную, так и экспонированную фотоплёнку. У плёнки в туго смотанном рулоне засвечиваются только несколько наружных витков и края у перфорации. В этом случае, большая часть отснятых кадров может остаться неповреждённой, но свежая плёнка после засветки в любом случае считается непригодной. Кроме видимого света фотоматериалы необходимо предохранять от проникающих излучений: рентгеновского, гамма- и космических лучей, лежащих в области естественной светочувствительности любых фотоматериалов[35]. Определённую опасность для фотоплёнки представляют интроскопы систем контроля доступа[36][37][38]. Несмотря на то, что мощность и длина волны используемого в них излучения подбираются неопасными, известны случаи засветки при прохождении контроля багажа. Для предохранения от потери фотоматериала выпускаются специальные освинцованные конверты, непроницаемые для слабого излучения[39][40].

Разновидности фотоплёнок

Все существующие фотоплёнки делятся по способности к воспроизведению цвета объектов съёмки на две большие группы: чёрно-белые и цветные. Чёрно-белые фотоплёнки дают монохромное изображение, состоящее из металлического серебра. Относящиеся к этой же группе монохромные плёнки отличаются от классических чёрно-белых тем, что изображение в них состоит не из серебра, а из красителя, как в цветных. Это даёт возможность их машинной обработки по цветному негативному процессу, распространённому в большинстве фильм-процессоров. Цветные фотоплёнки пригодны для воспроизведения цвета, в который окрашены снимаемые предметы. При этом используется субтрактивный синтез тремя эмульсионными слоями, в которых при проявлении синтезируются соответствующие красители[22]. К цветным также относятся спектрозональные фотоплёнки, воспроизводящие свет разных длин волн условными цветами.

Как чёрно-белые, так и цветные фотоплёнки в свою очередь бывают трёх типов: негативные, обращаемые и позитивные[41]. Негативные фотоплёнки при обработке по стандартному процессу позволяют получать негативное изображение, в котором распределение оптической плотности обратно полученной экспозиции[42]. При рассматривании негатива в проходящем свете тени объекта съёмки выглядят на изображении светлыми, а света — тёмными. На цветном негативе, кроме обратного распределения яркости, цвета изображения дополнительны к цветам объекта съёмки[43]. После печати негатива на позитивном фотоматериале происходит повторное обращение изображения, и полутона и цвета позитива соответствуют объекту съёмки. Негативные фотоматериалы обладают большой фотографической широтой, позволяя исправлять ошибки экспонирования и цветопередачи в процессе фотопечати[44].

Обращаемые фотоплёнки при обработке по соответствующему процессу дают позитивное изображение (диапозитив или слайд) непосредственно на том фотоматериале, на который производилась съёмка. При точном соблюдении экспозиционного режима и цветовой температуры освещения цветные обращаемые фотоматериалы обеспечивают более высокое качество цветопередачи, чем двухступенчатый негативно-позитивный процесс. Это происходит благодаря однократному цветоделению, вносящему наибольшее количество искажений. В то же время, небольшая фотографическая широта делает такую фотоплёнку чрезвычайно чувствительной к малейшим отклонениям экспозиции и цветовой температуры освещения[45]. Ошибки, допущенные при съёмке на обращаемые плёнки, практически не поддаются исправлению. Дубликат диапозитива, изготовленного на обращаемой плёнке, может быть получен путём его пересъёмки на такой же фотоматериал или печати на обращаемой фотобумаге. Позитивные фотоплёнки использовались, главным образом при промышленном изготовлении диапозитивов и микрофильмировании. Эти сорта характеризуются низкой светочувствительностью и большими значениями максимальной оптической плотности, а также низким уровнем вуали. В настоящее время вышли из употребления в связи с заменой диапозитивов мультимедийными способами презентации изображений и текста. Фотоплёнки для микрофильмирования продолжают использоваться в гибридной технологии COM (англ. Computer Output Microfilming) хранения данных[46].

Светочувствительность и разрешение

Светочувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсии, различными для разных типов фотоматериала. Наиболее высокой светочувствительностью обладают негативные фотоплёнки, поскольку от этого параметра зависит минимальная выдержка, с которой возможна съёмка. Это имеет принципиальное значение при съёмке быстродвижущихся объектов. В то же время, повышение светочувствительности сопровождается ростом размеров зерна, из которого состоит изображение на фотоплёнках. Крупное зерно снижает разрешающую способность, что особенно критично при небольших размерах кадрового окна фотоаппарата[42].

Светочувствительность цветных негативных плёнок в целом ниже, чем чёрно-белых, поскольку из-за необходимости соблюдения цветового баланса общая чувствительность определяется нижним эмульсионным слоем, экранированным от света всеми остальными, лежащими выше. Светочувствительность современных негативных и обращаемых цветных фотоплёнок не превышает значения ISO 3200[23]. Самой низкой чувствительностью обладают позитивные фотоплёнки, при экспонировании которых допустимы любые выдержки. При этом, как и все позитивные фотоматериалы, такая фотоплёнка обладает очень большим разрешением. Зернистая структура позитивного изображения определяется только размерами зерна негатива.

Светочувствительность современных фотоплёнок измеряется по стандарту ISO 5800:2001, полученному слиянием двух более старых систем ASA и DIN[47]. При этом, система ISO имеет две шкалы: арифметическую и логарифмическую. Оригинальное обозначение светочувствительности ISO предполагает наличие двух цифр, записанных через дробь. Первая из них обозначает значение арифметической шкалы, практически соответствующей старой ASA, а вторая — логарифмической. В России в большинстве случаев принято оперировать первым значением, близким к советской шкале светочувствительности ГОСТ, выведенной из употребления в середине 1980-х годов. Светочувствительность известных на сегодняшний день фотоплёнок не превышает ISO 50 000, давно уступив аналогичному параметру цифровых фотоаппаратов[23]. По состоянию на февраль 2016 года рекордное значение более 3 000 000 ISO принадлежит фотоаппарату Nikon D5[48].

Форматы фотопленки

  Маркировка листовой обращаемой фотоплёнки светочувствительностью 100 ISO

Вся фотоплёнка делится на две основные группы: листовую и рулонную. Наиболее распространённой считается рулонная фотоплёнка, выпускающаяся различной ширины и длины. Кроме того, она может снабжаться перфорацией, как киноплёнка или выпускаться на сплошной основе. В отличие от кинокамеры, фотоаппарат не требует высокой точности перемещения на шаг кадра, и наличие перфорации не обязательно. В настоящее время (2017 год) продолжается выпуск только двух типов рулонной фотоплёнки: тип-135 и тип-120. Первая продаётся как в стандартных кассетах, так и в рулонах различной длины. Рулонная фотоплёнка всех остальных форматов, в том числе и Усовершенствованной фотосистемы, доступна только на вторичном рынке.

Форматы листовой фотоплёнки в Европе и Америке отличаются. В европейских странах, использующих метрическую систему, распространены форматы 9×12 см, 13×18 см, 18×24 см и другие. В США, где преобладает дюймовая система измерений, выпускаются плёнки формата от 4×5 дюймов до 16×20 дюймов[49][50]. В настоящее время листовая плёнка выпускается в небольших количествах ограниченным кругом производителей, использующих американскую дюймовую систему. Современная листовая фотоплёнка поставляется в коробках по 100 листов, а тип и округлённое значение светочувствительности маркируется выемками различной формы, пробитыми на одной из коротких сторон подложки[51][52]. Эти же выемки используются для правильной ориентации плёнки при её зарядке в кассеты в темноте: лист обращён эмульсионной стороной, если выемки находятся в правом верхнем углу. Листовая фотоплёнка до сих пор находит применение в высокобюджетной рекламной фотографии, когда сканирующие цифровые задники неприменимы[53].

Использование киноплёнки

В момент появления малоформатной фотоаппаратуры 35-мм киноплёнка была для неё единственным штатным фотоматериалом[54]. Такое положение сохранялось вплоть до конца 1930-х годов, когда был налажен массовый выпуск фотоплёнки этого же формата, нарезанной на стандартные ролики. Однако, в профессиональной фотографии, и особенно, в фотожурналистике, наряду с фотоплёнкой часто использовался чёрно-белый кинонегатив, ввиду сходных фотографических и геометрических характеристик. У советских фоторепортёров пользовалась популярностью негативная киноплёнка А-2 или её более низкосортная версия А-2Ш («школьная»). Также, вследствие высокого фотографического качества особой популярностью для фотографирования пользовались 35-мм перфорированные аэрофотопленки, например, «Изопанхром тип-17»[55].

В 16-мм миниатюрных фотоаппаратах («Нарцисс», «Киев-30») также могла применяться киноплёнка формата 16 мм, 2×8 мм и 2×8 Супер, применяемая в любительских кинокамерах. Современные чёрно-белые киноплёнки, например Eastman Double-X 5222, также пригодны в качестве замены 35-мм фотоплёнки. Цветные негативные киноплёнки обрабатываются по процессу ECN-2, отличному от общепринятого в фотографии C-41, и доступному только в кинопроизводстве. Поэтому в фотографии цветные киноплёнки не используются.

Специальные фотоплёнки

Кроме фотоплёнок, предназначенных для обычной фотографии, выпускаются узкоспециализированные разновидности этого фотоматериала для медицинского, научного и технического применения. С 1896 года, сразу после открытия Рентгеном проникающих излучений, для их регистрации выпускаются специальные плёнки[31]. Используемые для таких фотоплёнок эмульсии не сенсибилизируются, поскольку рентгеновское и гамма-излучения лежат в области естественной чувствительности любых фотоматериалов. Отличие состоит в большой толщине эмульсии, которая наносится с обеих сторон подложки для снижения дозы облучения, необходимой для получения полноценной рентгенограммы[36]. Современные плёнки такого типа называются радиографическими. Их чувствительность к видимому излучению сопоставима с обычными позитивными фотоматериалами, и известны фотохудожники, использующие рентгеновскую плёнку в качестве дешёвой замены крупноформатной листовой[56][57]. Для съёмки в «ближних» ультрафиолетовых лучах пригодны любые фотоплёнки, не имеющие специального фильтрующего слоя, поскольку этот вид излучения также лежат в области естественной чувствительности фотоматериалов[58]. Для регистрации «дальнего» ультрафиолета необходимы специальные фотоэмульсии с малым количеством желатина, интенсивно поглощающим свет этих длин волн[59].

  Сюжет, снятый на спектрозональную инфрахроматическую фотоплёнку

Для регистрации инфракрасного излучения выпускают специальную фотоплёнку с инфрахроматической сенсибилизацией фотоэмульсии. Такие фотоплёнки способны регистрировать излучение с длиной волны вплоть до 1200 нанометров[23]. Из-за естественной чувствительности к сине-фиолетовой части видимого спектра съёмка на такие фотоматериалы должна проводиться через красный или инфракрасный светофильтры. Кроме того, при перезарядке инфрахроматическую плёнку необходимо предохранять от теплового излучения (например, от электронагревателей), способного засветить эмульсию. Пейзаж, отснятый на фотоплёнку такого типа, выглядит необычно: растительность, отражающая большую часть инфракрасного излучения, на снимке отображается почти белой, а небо оказывается практически чёрным.

Для судебной и медицинской фотографии выпускались обращаемые фотоплёнки для спектрозональной съёмки, один из трёх слоёв которых был чувствителен к инфракрасному излучению, окрашиваясь при проявлении в красный цвет. Два других слоя — красно- и зелёночувствительный — окрашивались в зелёный и синий цвета соответственно[60]. Такой фотоматериал предназначался для исследовательских целей, регистрируя явления, зависящие от рассеяния и поглощения инфракрасного излучения. Тем не менее, он применим в художественной фотографии, давая необычный эффект, когда листва выглядит красной.

Фотосъёмка с флюоресцентных экранов, в том числе осциллографов, предполагает повышенную светочувствительность к жёлто-зелёным лучам видимого спектра. Поэтому, специальные фотоплёнки для фоторегистраторов обладают в этом диапазоне более высокой чувствительностью, чем панхроматические. К этой же группе фотоматериалов относятся флюорографические плёнки, рассчитанные не на прямую регистрацию рентгеновского излучения, а на фотографирование вторичного видимого изображения с промежуточного экрана. Для изготовления фотошаблонов и печатных форм в полиграфии существуют фототехнические плёнки. Фотоплёнки для микрофильмирования в настоящее время используются в гибридной технологии архивирования текстовой информации[46].

Аэрофотоплёнка

  Военные лётчики просматривают отснятую аэрофотоплёнку

Для аэрофотосъёмки используется специальный тип фотоматериала — аэрофотоплёнка. Особенность этой разновидности фотоматериалов заключается в том, что они чаще всего не предполагают дальнейшей печати позитивного изображения, а дешифровка аэроснимков выполняется непосредственно на негативе. От обычных негативных фотоплёнок аэрофотоплёнки отличаются более толстым эмульсионным слоем, обеспечивающим высокие значения максимальной оптической плотности и коэффициента контрастности.

Для аэрофотографии выпускаются однослойные чёрно-белые аэрофотоплёнки с различной спектральной сенсибилизацией, в том числе инфрахроматические. Последние особенно эффективны при съёмке с больших высот, снижая влияние светорассеяния в атмосфере[61]. Кроме них выпускаются двухслойные и трёхслойные цветные спектрозональные аэрофотоплёнки, предназначенные для регистрации различных участков спектра, в том числе невидимых, на одном снимке[62]. Наиболее распространёнными стандартами ширины советских аэрофотоплёнок были 8, 19 и 32 сантиметра[63][64]. При этом плёнка одной и той же ширины выпускалась как перфорированной, так и без перфорации. Для специальных задач производились аэрофотоплёнки на 35-мм перфорированной подложке, пригодной для использования в малоформатных фотоаппаратах общего назначения.

Такая аэрофотоплёнка была популярна среди фотожурналистов благодаря более высокой светочувствительности, чем фотоплёнки, доступные в продаже. По шкале ГОСТ она составляла: «Изопанхром тип-17» — 500; «Изопанхром тип-42» 1500; «Панхром тип-13» — 3000; и «Изопанхром тип-24» — 4500 единиц[55]. При этом из-за требований к обычному негативу она проявлялась до более низкого коэффициента контрастности, чем рекомендованный, давая меньшую светочувствительность. Тем не менее, мелкое зерно и большая фотографическая широта позволяли получать более качественное изображение, чем на традиционных фотоплёнках.

Производство фотоплёнок

Фотоплёнка выпускалась во многих странах, обладающих развитой химической промышленностью: США, Германия, Франция, Великобритания, СССР, Чехословакия, Япония. С распространением цифровой фотографии многие производители сократили или полностью приостановили производство из-за резкого падения спроса. Тем не менее, некоторые компании продолжают её выпуск.

  Советские фотоплёнки фирмы «Тасма»

Продолжают выпускать фотоплёнку

Выпуск приостановлен

См. также

Примечания

  1. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 380.
  2. ↑ Фотомагазин, 1999, с. 26.
  3. ↑ Алексей Добротворский. Тальботипия (рус.). История фотографии. «Фотодром». Проверено 7 февраля 2016.
  4. ↑ Foto&video, 2009, с. 86.
  5. ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 62.
  6. ↑ Советское фото, 1959, с. 82.
  7. ↑ 1 2 Film and Plate Holders (англ.). Early Photography. Проверено 22 февраля 2016.
  8. ↑ Химия и жизнь, 1988, с. 31.
  9. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 34.
  10. ↑ Фотомагазин, 2001, с. 119.
  11. ↑ Химия и жизнь, 1988, с. 36.
  12. ↑ Примечания (рус.). Фотоплёнка. Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
  13. ↑ Фотография, 1988.
  14. ↑ History of Film Colour Sensitivity (англ.). DPTips-Central. Проверено 2 марта 2016.
  15. ↑ «Свема»: страницы истории (рус.). Этапы роста. Свема. Проверено 16 сентября 2015.
  16. ↑ 1 2 Редько, 1990, с. 169.
  17. ↑ David Friend. The Last Roll of Kodachrome—Frame by Frame!. Vanity Fair (February 9, 2011). Проверено 1 февраля 2011. Архивировано 5 сентября 2012 года.
  18. ↑ Редько, 1990, с. 188.
  19. ↑ Киноведческие записки, 2011, с. 205.
  20. ↑ Canon вслед за Nikon отказался от пленки (рус.). «7 Days» (26 мая 2006). Проверено 5 февраля 2016.
  21. ↑ Canon прекращает разработку новых пленочных фотоаппаратов (рус.). РБК (25 мая 2006). Проверено 5 февраля 2016.
  22. ↑ 1 2 3 Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 92.
  23. ↑ 1 2 3 4 А. В. Редько. Галогенсеребряная и цифровая фотография: современное состояние, тенденции, перспективы развития и применения (рус.). Научные статьи. Официальный сайт профессора Редько. Проверено 16 февраля 2016.
  24. ↑ Редько, 1990, с. 175.
  25. ↑ Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 17.
  26. ↑ Редько, 1990, с. 178.
  27. ↑ 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 65.
  28. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 91.
  29. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 242.
  30. ↑ 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 260.
  31. ↑ 1 2 Фотомагазин, 2001, с. 120.
  32. ↑ 1930—1959 (англ.). History of Kodak. Kodak. Проверено 1 января 2015. Архивировано 31 мая 2012 года.
  33. ↑ The Permanence and Care of Color Photographs, 2003, с. 677.
  34. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 66.
  35. ↑ 1 2 3 Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 93.
  36. ↑ 1 2 Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 51.
  37. ↑ Воздействие на фотопленку излучения рентгеновского оборудования, используемого для контроля багажа в аэропортах (рус.). Ответы на типичные вопросы. Kodak. Проверено 15 февраля 2016.
  38. ↑ Baggage X-ray Scanning Effects on Film (англ.). Technical Information Bulletin. Kodak (8 April 2003). Проверено 15 февраля 2016.
  39. ↑ Domke Film Guard Bag (X-Ray) (англ.). B&H Photo. Проверено 15 февраля 2016.
  40. ↑ Optech X ray Pouch (англ.). Shop. Freestyle Photographic Supplies. Проверено 15 февраля 2016.
  41. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 90.
  42. ↑ 1 2 Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 46.
  43. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 208.
  44. ↑ Редько, 1990, с. 8.
  45. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 100.
  46. ↑ 1 2 Беленький Ю. А. СОМ – микрофильмирование в практике архивов (рус.). Экспертное сообщество «Наш архив». Проверено 16 февраля 2016.
  47. ↑ ISO 5800:1987 (англ.). Photography — Colour negative films for still photography — Determination of ISO speed. ISO (21 June 2012). Проверено 8 ноября 2012. Архивировано 2 декабря 2012 года.
  48. ↑ Michael Zhang. The Nikon D5 is Official, and the ISO Goes to 3,280,000 (англ.). Gear. «Petapixel» (5 January 2016). Проверено 12 января 2016.
  49. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 55.
  50. ↑ Plate (Sheet) film formats (англ.). Films. Italian Film Photography. Проверено 14 февраля 2016.
  51. ↑ Code Notches for KODAK Sheet Films (англ.). TECHNICAL DATA. Kodak (April 2004). Проверено 15 февраля 2016.
  52. ↑ Sheet Film Code Notches and Emulsion Numbers (англ.). PROFESSIONAL DATA GUIDE. Fujifilm. Проверено 15 февраля 2016.
  53. ↑ Цифровые сканирующие приставки (рус.). Фотоэнциклопедия. Фотостудия «Сказочная жизнь». Проверено 28 января 2014.
  54. ↑ Foto&video, 2005, с. 88.
  55. ↑ 1 2 Советское фото, 1986, с. 45.
  56. ↑ Milosz Wozaczynski. Portrait with the Enfield (англ.). Old School Bikers. Персональный блог (25 June 2014). Проверено 16 февраля 2016.
  57. ↑ Shooting Large Format X-Ray Film (англ.). Film Photography Project. Проверено 16 февраля 2016.
  58. ↑ Дмитрий Катков. МИР ГЛАЗАМИ ПЧЕЛЫ или СЕКРЕТЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ ФОТОСЪЁМКИ (рус.). Заметки. Фотожурнал (2003). Проверено 16 февраля 2016.
  59. ↑ Редько, 1990, с. 104.
  60. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 49.
  61. ↑ Редько, 1990, с. 105.
  62. ↑ Руководство по аэрофотосъёмочным работам, 1988, с. 75.
  63. ↑ Волосов, 1978, с. 435.
  64. ↑ Г. Абрамов. Аэрофотосъемка — основные понятия и термины (рус.). Дополнительные материалы. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Проверено 17 февраля 2016.

Литература

  • Д. С. Волосов. Глава VI. Фотографические объективы специального применения // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — С. 430—448. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М. : Искусство, 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 380—382. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Владимир Левашов. Лекция 2. Развитие фотографической технологии в XIX веке // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — С. 29—53. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Раздел третий. Фотоматериалы // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 90—122. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6.
  • Ипп. Соколов. Первый плёночный фотоаппарат и первая фотоплёнка (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1959. — № 5. — С. 82—83. — ISSN 0371-4284.
  • Максим Томилин. Джордж Истмен и фотография на плёнке (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 1—2. — С. 117—121. — ISSN 1029-609-3.
  • Фомин А. В. Глава III. Фотографическая эмульсия // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 62—74. — 256 с. — 50 000 экз.
  • К. В. Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1987. — С. 37—41. — 255 с. — 50 000 экз.
  • А. Шеклеин. Аэрофотоплёнки в репортёрской работе (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1986. — № 5. — С. 45. — ISSN 0371-4284.
  • Андрей Шипилов. Оцифровка // «Фотомагазин» : журнал. — 1999. — № 3. — С. 26, 27. — ISSN 1029-609-3.

Ссылки

ru-wiki.org


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта