Преимущества среднего формата. Форматы пленки


Преимущества среднего формата

Эта статья позволит вам погрузиться в мир среднеформатной фотографии. Мы рассмотрим базовые понятия, разные камеры, виды пленки, сканеры и вопросы обработки, чтобы вы могли попробовать поработать с этим видом фотографии!

А вы подсели на мегапиксели?

Пользуетесь доступными услугами печати через интернет, чтобы получить снимки ваших собак в плакатном формате и повесить их, как работы Рембрандта? Или может вам просто нравится дарить  хорошие отпечатки? В таком случае, я должен вас удивить.

Цифровая фотография – это, конечно, чудесно, но когда дело доходит до печати больших, детализированных изображений, нет ничего лучше, чем среднеформатная пленка. Ваша камера может быть 12, 15 или даже 20-мегапиксельной, но среднеформатный негатив или слайд может быть 50-мегапиксельным. В этом уроке я объясню, почему этот старый формат по-прежнему на коне, и расскажу, как войти в мир среднего формата с наименьшими затратами.

Размер имеет значение

В мире пленки, все дело в размере. Среднеформатная пленка в 4 раза больше, чем 35мм. За все время существовали десятки пленочных форматов. Помните APS, или Advantix, или 110? Так вот, это лишь верхушка айсберга. По сути, действительно выжили только два формата: 35мм и средний формат.

Среднеформатная пленка бывает двух видов. 120 пленка имеет бумажное покрытие по всей длине и может вместить 12 кадров 6см х 6см на катушку. 220 пленка не имеет бумажного покрытия по всей длине, и может вместить 24 кадра 6см х 6см на катушку. Не все среднеформатные камеры совместимы с 220 пленкой. Следующий кадр был сделан на 120 пленку.

Математика

У меня нет классной доски, так что постарайтесь проследить ход моих мыслей здесь. Допустим, средняя новая DSLR камера – 12-мегапиксельная. В стандартном формате 3:2, это 4300 пикселей по большей стороне изображения.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует 35мм негатив так, что большая сторона получается 6300 пикселей. Это значит, что, теоретически, 35мм негатив – 26-мегапиксельный. Но если учитывать зерно на пленке с разной светочувствительностью, это не так уж и много.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует негатив 6см х 6см так, что одна сторона получается более 10 000 пикселей. То есть более 50 мегапикселей. Существуют цифровые задники и цифровые камеры среднего формата, которые могут снимать 50-мегапиксельные изображения, но они стоят более $20,000 USD. Изображение ниже – 100% увеличение предыдущего изображения. Вы можете посчитать количество окон в комнате, ориентируясь на отражение в ее глазе.

Анализ стоимости

Если вы знаете рынок фототехники, вы, возможно, начнете смеяться прямо сейчас. Как насчет затрат на пленку? На проявку? На сканирование? Не говоря уж о том, что одна «тушка» Hasselblad может стоить $3,000 USD.

Не переживайте. Позвольте мне сломать стереотипы. Есть множество доступных чудесных, полнофункциональных среднеформатных камер, новых и б/у. Я взял свою по очень выгодной цене. Она обошлась мне примерно $250 USD. Мой сканер Epson 4490, который сканирует 35мм и средний формат, стоит меньше $150 USD. Итого, я истратил около $400 USD. Сэкономленных $19,600 USD хватит на уйму пленки и материалов для проявки и печати. Фотография ниже снята на весьма доступную камеру Bronica SQ-A.

С чего начать

Я уже упомянул несколько вещей, которые вам нужно знать для того, чтобы начать работать со средним форматом. Вам нужна камера, коих великое множество. Вам нужна пленка. Возможно, вам нужно будет приобрести отдельный экспонометр, если он не встроен в вашу камеру.

Еще одна вещь, стоящая внимания, это поиск места, где вы сможете проявлять и печатать ваши пленки. Если вы живете в большом городе, там могут быть лаборатории, которые это делают. Если тут вам не повезло, вы можете поискать в интернете и найти проявщика с возможностью заказа по почте.

И наконец, вам, возможно, понадобится сканер, чтобы переносить кадры на ваш компьютер. Ниже вы можете видеть сравнение среднеформатной пленки с 35мм.

Камеры

Большая часть ваших трат придется на камеру. Первая вещь, с которой стоит определиться, будете ли вы покупать новый аппарат или б/у. Это по большей части будет зависеть от вашего бюджета. Что касается новых камер, Hasselblad, Rollei и Mamiya все еще выпускают высококлассные среднеформатные камеры. Если говорить об уровне пониже, то можно рассмотреть вариант Seagull или «Киева».

В случае с камерами б/у, можно говорить обо всех вышеперечисленных марках плюс Zeiss, Yashica, Bronica и «Москва». Ну и конечно, есть еще недорогие камеры Diana и Holga. Хорошие места для начала поисков как новых, так и б/у камер всех видов, это KEH, B&H, Adorama и Lomography. Камера, изображенная ниже, это складная Zeiss Nettar 515-2. С ее помощью вы можете снимать огромные негативы, и раздобыть ее можно довольно дешево.

TLR

Существует несколько видов среднеформатных камер. TLR (англ. Twin Lens Reflex) - двухобъективная зеркальная камера. Один объектив нужен для фокусировки, второй – непосредственно для съемки. В этих камерах вы смотрите через верхнюю часть аппарата, чтобы увидеть изображение. Это самый дешевый вид «профессиональных» камер.

Главный недостаток этих камер состоит в том, что они имеют несменные объективы, следовательно, вы ограничены объективом, которым укомплектована камера, с определенным фокусным расстоянием. Seagull (недорогие) and Rollei (чрезвычайно дорогие) до сих пор выпускают такие камеры. Бывшие в употреблении камеры Yashica легко найти по хорошей цене, а компания Mamiya произвела чуть ли не единственную TLR со сменными объективами. Ниже – моя Yashica 635, она может снимать также на 35мм пленку при помощи специального адаптера.

SLR

Все мы знаем, как выглядят SLR-камеры (англ. Single Lens Reflex), они же однообъективные зеркальные камеры. Этот тип камер наиболее распространенный и доступный среди камер продвинутого уровня. Но среднеформатные SLR могут выглядеть совершенно иначе. В зависимости от бюджета, я бы посоветовал рассмотреть SLR-камеры от компаний Bronica или Hassleblad. Я приобрел Bronica.

Когда вы собираете фотокомплект, вам нужно множество элементов, поскольку система должна быть максимально настраиваемой. Мой набор (объектив, тушка, видоискатель и пленочный задник) был весьма доступен, его было просто собрать. Продукция Hassleblad в этом плане ведет себя прескверно. Они высоко ценятся и стоят дорого. Они также являются единственными камерами, которые когда-либо были на Луне. Ниже вы можете видеть мою камеру Bronica SQ-A за $250 USD, укомплектованную объективом 80мм, шахтой и 120 пленочным задником.

Покупка и проявка пленки

В отличие от 35мм пленки, тут общий подход исключен. Итак, вы будете покупать разные катушки пленки. SLR-камеры со сменными задниками имеют отдельные задники для 120 и 220 пленки, так что убедитесь, что выбрали правильную пленку для задника, который у вас есть.

Если у вас есть разные камеры, проверьте информацию о совместимости их с различными типами пленки. Если нигде не можете найти такую информацию, предположите, что камера работает со 120 типом. Большинство видов 35мм пленки также доступны в варианте 120/220. Так что выбирайте ту, с которой вам комфортно работать. Можно начать с цветной негативной 400 ISO.

Как я упоминал выше, проявка среднеформатной пленки может вызывать трудности. Если вы снимаете на черно-белую пленку, я бы предложил вам проявлять ее самостоятельно. На этом сайте есть прекрасная статья о проявке пленки Kodak T-Max.

Цветную пленку тоже можно проявлять в домашних условиях, но температурный режим должен выдерживаться более точно. Большинство фотолабораторий смогут проявить для вас среднеформатную пленку, но это будет стоить вам денег. Прежде чем куда-то сдавать свои пленки, проведите небольшое интернет-исследование.

Сканирование пленки

Для сканирования вашей пленки я настоятельно рекомендую приобрести планшетный сканер с подсветкой в крышке. На рынке доступны несколько моделей от разных производителей. Существуют специальные пленочные сканеры для среднеформатной пленки, но они очень дорогие.

Планшетник – это хороший вариант, и он поможет вам получить отличные результаты. Мой Epson 4490 позволяет сканировать полоски пленки длиной до 12см, что значит, он может работать с негативами наиболее интересных среднеформатных камер. Просто ищите планшетные сканеры, которые помечены как «фото» или что-то в этом духе. Определить, сканирует ли он пленки, должно быть довольно просто. Изображение ниже – скан с супер-длинного негатива 6см х 9см, снятого на камеру Zeiss, изображенную выше.

Заключение

В стоимостном выражении, действительно трудно превзойти хорошую пленочную среднеформатную камеру по четкости и разрешению. Поскольку спрос на пленочные фотоаппараты так сильно упал, б/у камеры можно приобрести по более низкой цене.

И то, что ряд компаний до сих пор выделяет средства на производство новых версий некоторых из этих камер, является свидетельством высокого качества и востребованности изображений, которые можно получить с их помощью. Если вы ничего не имеете против размера, вы действительно не найдете более эффективного способа вложения ваших денег.

Автор: Cameron Knight

photo-monster.ru

Преимущества среднего формата

Эта статья позволит вам погрузиться в мир среднеформатной фотографии. Мы рассмотрим базовые понятия, разные камеры, виды пленки, сканеры и вопросы обработки, чтобы вы могли попробовать поработать с этим видом фотографии!

А вы подсели на мегапиксели?

Пользуетесь доступными услугами печати через интернет, чтобы получить снимки ваших собак в плакатном формате и повесить их, как работы Рембрандта? Или может вам просто нравится дарить  хорошие отпечатки? В таком случае, я должен вас удивить.

Цифровая фотография – это, конечно, чудесно, но когда дело доходит до печати больших, детализированных изображений, нет ничего лучше, чем среднеформатная пленка. Ваша камера может быть 12, 15 или даже 20-мегапиксельной, но среднеформатный негатив или слайд может быть 50-мегапиксельным. В этом уроке я объясню, почему этот старый формат по-прежнему на коне, и расскажу, как войти в мир среднего формата с наименьшими затратами.

Размер имеет значение

В мире пленки, все дело в размере. Среднеформатная пленка в 4 раза больше, чем 35мм. За все время существовали десятки пленочных форматов. Помните APS, или Advantix, или 110? Так вот, это лишь верхушка айсберга. По сути, действительно выжили только два формата: 35мм и средний формат.

Среднеформатная пленка бывает двух видов. 120 пленка имеет бумажное покрытие по всей длине и может вместить 12 кадров 6см х 6см на катушку. 220 пленка не имеет бумажного покрытия по всей длине, и может вместить 24 кадра 6см х 6см на катушку. Не все среднеформатные камеры совместимы с 220 пленкой. Следующий кадр был сделан на 120 пленку.

Математика

У меня нет классной доски, так что постарайтесь проследить ход моих мыслей здесь. Допустим, средняя новая DSLR камера – 12-мегапиксельная. В стандартном формате 3:2, это 4300 пикселей по большей стороне изображения.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует 35мм негатив так, что большая сторона получается 6300 пикселей. Это значит, что, теоретически, 35мм негатив – 26-мегапиксельный. Но если учитывать зерно на пленке с разной светочувствительностью, это не так уж и много.

Мой дешевый пленочный сканер сканирует негатив 6см х 6см так, что одна сторона получается более 10 000 пикселей. То есть более 50 мегапикселей. Существуют цифровые задники и цифровые камеры среднего формата, которые могут снимать 50-мегапиксельные изображения, но они стоят более $20,000 USD. Изображение ниже – 100% увеличение предыдущего изображения. Вы можете посчитать количество окон в комнате, ориентируясь на отражение в ее глазе.

Анализ стоимости

Если вы знаете рынок фототехники, вы, возможно, начнете смеяться прямо сейчас. Как насчет затрат на пленку? На проявку? На сканирование? Не говоря уж о том, что одна «тушка» Hasselblad может стоить $3,000 USD.

Не переживайте. Позвольте мне сломать стереотипы. Есть множество доступных чудесных, полнофункциональных среднеформатных камер, новых и б/у. Я взял свою по очень выгодной цене. Она обошлась мне примерно $250 USD. Мой сканер Epson 4490, который сканирует 35мм и средний формат, стоит меньше $150 USD. Итого, я истратил около $400 USD. Сэкономленных $19,600 USD хватит на уйму пленки и материалов для проявки и печати. Фотография ниже снята на весьма доступную камеру Bronica SQ-A.

С чего начать

Я уже упомянул несколько вещей, которые вам нужно знать для того, чтобы начать работать со средним форматом. Вам нужна камера, коих великое множество. Вам нужна пленка. Возможно, вам нужно будет приобрести отдельный экспонометр, если он не встроен в вашу камеру.

Еще одна вещь, стоящая внимания, это поиск места, где вы сможете проявлять и печатать ваши пленки. Если вы живете в большом городе, там могут быть лаборатории, которые это делают. Если тут вам не повезло, вы можете поискать в интернете и найти проявщика с возможностью заказа по почте.

И наконец, вам, возможно, понадобится сканер, чтобы переносить кадры на ваш компьютер. Ниже вы можете видеть сравнение среднеформатной пленки с 35мм.

Камеры

Большая часть ваших трат придется на камеру. Первая вещь, с которой стоит определиться, будете ли вы покупать новый аппарат или б/у. Это по большей части будет зависеть от вашего бюджета. Что касается новых камер, Hasselblad, Rollei и Mamiya все еще выпускают высококлассные среднеформатные камеры. Если говорить об уровне пониже, то можно рассмотреть вариант Seagull или «Киева».

В случае с камерами б/у, можно говорить обо всех вышеперечисленных марках плюс Zeiss, Yashica, Bronica и «Москва». Ну и конечно, есть еще недорогие камеры Diana и Holga. Хорошие места для начала поисков как новых, так и б/у камер всех видов, это KEH, B&H, Adorama и Lomography. Камера, изображенная ниже, это складная Zeiss Nettar 515-2. С ее помощью вы можете снимать огромные негативы, и раздобыть ее можно довольно дешево.

TLR

Существует несколько видов среднеформатных камер. TLR (англ. Twin Lens Reflex) - двухобъективная зеркальная камера. Один объектив нужен для фокусировки, второй – непосредственно для съемки. В этих камерах вы смотрите через верхнюю часть аппарата, чтобы увидеть изображение. Это самый дешевый вид «профессиональных» камер.

Главный недостаток этих камер состоит в том, что они имеют несменные объективы, следовательно, вы ограничены объективом, которым укомплектована камера, с определенным фокусным расстоянием. Seagull (недорогие) and Rollei (чрезвычайно дорогие) до сих пор выпускают такие камеры. Бывшие в употреблении камеры Yashica легко найти по хорошей цене, а компания Mamiya произвела чуть ли не единственную TLR со сменными объективами. Ниже – моя Yashica 635, она может снимать также на 35мм пленку при помощи специального адаптера.

SLR

Все мы знаем, как выглядят SLR-камеры (англ. Single Lens Reflex), они же однообъективные зеркальные камеры. Этот тип камер наиболее распространенный и доступный среди камер продвинутого уровня. Но среднеформатные SLR могут выглядеть совершенно иначе. В зависимости от бюджета, я бы посоветовал рассмотреть SLR-камеры от компаний Bronica или Hassleblad. Я приобрел Bronica.

Когда вы собираете фотокомплект, вам нужно множество элементов, поскольку система должна быть максимально настраиваемой. Мой набор (объектив, тушка, видоискатель и пленочный задник) был весьма доступен, его было просто собрать. Продукция Hassleblad в этом плане ведет себя прескверно. Они высоко ценятся и стоят дорого. Они также являются единственными камерами, которые когда-либо были на Луне. Ниже вы можете видеть мою камеру Bronica SQ-A за $250 USD, укомплектованную объективом 80мм, шахтой и 120 пленочным задником.

Покупка и проявка пленки

В отличие от 35мм пленки, тут общий подход исключен. Итак, вы будете покупать разные катушки пленки. SLR-камеры со сменными задниками имеют отдельные задники для 120 и 220 пленки, так что убедитесь, что выбрали правильную пленку для задника, который у вас есть.

Если у вас есть разные камеры, проверьте информацию о совместимости их с различными типами пленки. Если нигде не можете найти такую информацию, предположите, что камера работает со 120 типом. Большинство видов 35мм пленки также доступны в варианте 120/220. Так что выбирайте ту, с которой вам комфортно работать. Можно начать с цветной негативной 400 ISO.

Как я упоминал выше, проявка среднеформатной пленки может вызывать трудности. Если вы снимаете на черно-белую пленку, я бы предложил вам проявлять ее самостоятельно. На этом сайте есть прекрасная статья о проявке пленки Kodak T-Max.

Цветную пленку тоже можно проявлять в домашних условиях, но температурный режим должен выдерживаться более точно. Большинство фотолабораторий смогут проявить для вас среднеформатную пленку, но это будет стоить вам денег. Прежде чем куда-то сдавать свои пленки, проведите небольшое интернет-исследование.

Сканирование пленки

Для сканирования вашей пленки я настоятельно рекомендую приобрести планшетный сканер с подсветкой в крышке. На рынке доступны несколько моделей от разных производителей. Существуют специальные пленочные сканеры для среднеформатной пленки, но они очень дорогие.

Планшетник – это хороший вариант, и он поможет вам получить отличные результаты. Мой Epson 4490 позволяет сканировать полоски пленки длиной до 12см, что значит, он может работать с негативами наиболее интересных среднеформатных камер. Просто ищите планшетные сканеры, которые помечены как «фото» или что-то в этом духе. Определить, сканирует ли он пленки, должно быть довольно просто. Изображение ниже – скан с супер-длинного негатива 6см х 9см, снятого на камеру Zeiss, изображенную выше.

Заключение

В стоимостном выражении, действительно трудно превзойти хорошую пленочную среднеформатную камеру по четкости и разрешению. Поскольку спрос на пленочные фотоаппараты так сильно упал, б/у камеры можно приобрести по более низкой цене.

И то, что ряд компаний до сих пор выделяет средства на производство новых версий некоторых из этих камер, является свидетельством высокого качества и востребованности изображений, которые можно получить с их помощью. Если вы ничего не имеете против размера, вы действительно не найдете более эффективного способа вложения ваших денег.

Автор: Cameron Knight

photo-monster.ru

Средний формат для новичка: dmitry_novak

Причаститься к среднему формату сейчас многим хочется – и не зря. Во-первых, пленка еще не запредельно дорогая. Во-вторых, на квадрат можно поснимать на настоящую пленку, опять же, влияние инстаграма и всяких хипстаматиков. Ну и вообще, круто же, средний формат.

Вообще надо для начала четко понять, зачем тебе нужен этот заветный СФ.

Доводы новичка могут быть примерно такие:

- «СФ это изначально круто, профессионально». В принципе, имеет право на существование, ведь средний формат способен здорово вправить мозги цифровому фотографу, по части философии процесса, заставить более вдумчиво подойти к съемке, что само по себе уже неплохо.

- «На среднем формате качество опупенное». И да, и нет. Если кадр делается квалифицированно, с крепкого штатива, на оптимальной диафрагме, если правильно сделан экспозамер – то у тебя есть шанс получить кадр, который технически намного превзойдет снимки с цифры и тем более с узкопленочных камер. В то же время, СФ – это пожалуй самый легкий способ получить брак, если не соблюсти какие-то условия.

- «Средний формат круто размывает задний план». В целом, если забить на перестановку причины и следствия – тоже вполне себе довод. Особенно если есть нацеленность на портрет, то на 35 мм системах и тем более на кропе довольно трудно получить объемную картинку, причем дело не только в самом размытии фона, но вообще в рисунке оптики. В этом плане даже недорогие СФ объективы, установленные в простеньких «двуглазых» камерах (TLR), по передаче глубины пространства, по тональной пластике часто превосходят топовые светосильные фиксы на 35 мм камеры (цены на которые начинаются от 1500 уе). И получить малую ГРИП на среднем формате изначально намного проще.

Здесь есть и обратная сторона медали – на СФ трудно получить большую ГРИП, скажем, для пейзажа, «чтобы все было резко». Приходится зажимать диафрагмы до 22 и выше, – привет дифракция, длинные выдержки, постоянный штатив с собой.

- Изначальное преимущество пленки перед цифрой и особое преимущество широкой пленки перед узкой.

Если говорить о фотошироте, то утверждение справедливо для негатива, со слайдом же все не так, типичная вельвия 100f имеет входную фотошироту (диапазон яркостей сцены, который она может эффективно зарегистрировать без искажений) порядка 5-6 ступеней, тогда как у современных цифровых камер с малошумящими матрицами ДД измеряется как минимум вдвое большим числом.

Поэтому первое, с чем сталкивается новичок на пленке – ошибки экспозиции.

Если говорить о цвете, то здесь тоже не все однозначно, на пленке вы получаете то, что заложили при ее разработке. На цифре – то, что сами захотите. Причем пространство для телодвижений очень разное, при пленочном процессе вариантов интерпретации вообще немного и зависят они собственно от выбора материала.

Лучше ли широкая пленка, чем узкая?

По видимости зерна относительно площади кадра – однозначно да. По детализации кадра – да. Во всем остальном – хуже. Во-первых, меньше кадров на катушке. Во-вторых, сложнее и дороже сканеры и сканирование (и там еще вездесущее провисание широкой пленки в сканере и потеря резкости при сканировании). В этом смысле с узкой пленкой намного проще, за 10-15 тыср можно купить прекрасный узкопленочный сканер. Поэтому если хочется просто попробовать пленку вместо цифры – может быть проще и значительно дешевле будет докупить к своей системе пленочную 35 мм тушку?

Ну и еще у пленки есть колоссальное преимущество как у артефакта - это не набор нулей и единиц, это реальный кусок целлулоида, который был с тобой в том самом месте в то самое время, в твоей камере и впитал в себя тот самый свет. Его можно вставить в проектор или смотреть с лупой – и эти впечатления будут намного более яркими, чем от просмотра цифровых снимков на мониторе.

- «Сейчас средний формат – это дешево». Опять же, и да, и нет.

С одной стороны, большинство камер можно купить буквально за копейки. С другой стороны, почти все они требуют профилактики, надо быть готовым. Но то, что СФ-техника и оптика стали на порядок доступнее в последние годы – это факт.

Далее нужно помнить, сколько сейчас стоит пленка. И она будет дорожать. А потом и вовсе вымрет. Я лично уверен, что у нас с вами есть еще максимум лет пять до прекращения выпуска пленки, при этом она будет дорожать, потом останутся лишь старые запасы, будут сложности с проявкой, короче, строить далекие планы на средний формат не стоит. С пользой провести грядущую пятилетку – и потом поставить камеру на полку как в музее или продать за бесценок. Такие реалии, никуда не денешься, это будет неизбежно.

И плюс всякая чисто цифровая «ломка» – нельзя сразу посмотреть снятое, чтобы поделиться, надо сканировать и не только сканировать, но и научиться делать цветокоррекцию сканов, чтобы выглядели прилично на экране, не поснимаешь динамику, никакого автофокуса (либо он очень медленный и заметно удорожает камеру). И 10-16 кадров на катушке. И тяжелая техника. В общем, для цифровика на пленке и особенно на среднем формате – куча демотиваторов, которые предстоит как-то забороть и не потерять по дороге съемочного азарта.

Какие вообще варианты есть у начинающего любителя при выборе первой СФ-камеры?

Попробовав за свою жизнь всякие типа TLR Seagull, Yashica, зеркалки типа Pentax 645, Pentax 67, Pentacon Six, хочу сказать, что недорогие TLR («двуглазые» камеры) только на первый взгляд выглядят как простой и легкий старт в среднем формате. Но и там много подводных камней.

Поэтому хотелось бы уберечь новичков от иллюзий.

У TLR типа Яшика Мат есть совершенно конкретные недостатки, которые могут напрочь отбить тягу к СФ у неподготовленного любителя:

1. Несменная оптика (насадки не решают проблемы, а скорее создают их). Есть исключение – TLR Mamiya, но там уже опять довольно громоздкая система получается, нужно ли оно?

2. Невозможность поставить призму (за исключением некоторых роликов), что делает невозможной нормальную съемку с уровня глаз без табуретки

3. Сложно добыть светофильтры (редкие байонетные либо на малую резьбу)

4. Малый вес – это иллюзия, большинство TLR-ок ненамного легче, чем нетяжелая СФ зеркалка со штатником (пентакон например).

5. Малая цена – также иллюзия, TLR в хорошем состоянии после профилактики стоит примерно столько же, сколько механическая тушка, если брать дешевле – никаких гарантий, разъюстировка объективов, перекосы, нерабочий экспонометр и прочее – обычное дело, и новичку все это совершенно не нужно.

6. Еще вспомнил, что обычно у TLR-ок минимальная дистанция фокусировки объектива довольно большая (метр и более), поэтому ни о каком мало-мальском макро речи не идет. Даже крпноплановый портрет не снять.

Впрочем, большой плюс TLR – возможность снимать с рук за счет отсутствия хлопающего зеркала и за счет центрального затвора. Это серьезное преимущество, но среди зеркалок также есть вполне аккуратно работающие модели, никто не заставляет начинать с мастодонта Pentax 67, который одним звуком отпугивает самок в радиусе километра :)

В принципе, если смотреть в сторону двуглазых камер, то надо выбирать либо дорогие роллейфлексы, либо дешевые яшики, но обязательно с профилактикой затвора, оптики, с юстировкой.

Не надо покупать Seagull, это лотерея, может повезти, может не повезти. Если денег мало – то брать Яшика мат 124, но после профилактики у мастера. Такая камера будет стоить тыщ десять максимум и прослужит еще годы. Из фанатизма можно купить 124-ю яшику у персонажа под сетевым ником IceAxe, за 18 тыср, плюс вам впарят бленду за 3 тыщи (которую я лично с ебея взял за 1300 р с доставкой) и всякие клоузап и теленасадки, утверждая, что с ними вы получите универсальную камеру. Это разводилово, насадки сильно портят качество, и цена комплекта с ними приближается к цене автофокусной камеры 645-го формата. Нахрена вам это – решайте сами.

Ну а так, почему нет, если вы себе хороше представляете, что именно покупаете.

В принципе даже после покупки зеркальной СФ камеры легкий двуглазый аппарат будет хорошим спутником в поездках в компании с цифрой.

Еще среди TLR есть миниатюрный 127-й формат, с кадром размером 4х4. Камеры очень компактные, но пленка редкая. И на выходе кадр не сильно больше, чем на 35 мм. Поэтому я б не стал, если честно. Разве что в коллекцию на полку.

Теперь о бюджетных среднеформатных зеркалках.

Здесь у нас царит разнообразие форматов кадра – 6х6, 6х4.5, 6х7 и даже больше.

Среди 6х6 вариантов просто море - тут и старые хассели, и киевы, и пентакон, и мамии, и броники. Наиболее демократичными я бы назвал киевы и пентакон. На хассель оптика дорогая. Зеркальные мамии – довольно крупные тяжелые камеры. Броники тоже немаленькие.

Киев 60 можно найти в рабочем состоянии, и это надежная камера, куда ставится море нашей и немецкой оптики цейсс йена, типа легендарных флектогона и зоннара 180 мм. То же самое с пентаконом сикс, но пентакон – это еще и более эстетичная, красивая камера. Обеими можно снимать и снимать годами, получая технически классные кадры.

Про Киев-88 не говорим – очень капризная, ненадежная, плохо собранная техника, любитель с такой камерой прольет море слез и только разуверится в силе СФ :)

Еще мне кажется совершенно неоправданным пренебрежение 645-м форматом. Мол, это "недо-СФ" и все такое. А в общем-то не стоит забывать о том, что 645-й – это тот же 6х6, чуть подрезанный с краев. Ну я много пламенных речей слышал на разных форумах о том, что, мол, на 645 оптика уже «совсем не та, что на 6х6», но это бредни. Я снимал достаточно много на Пентакс 645, нормальная оптика, есть объективы с прекрасным рисунком, ничуть не хуже, чем на 6х6 формате.

При этом 645-е камеры довольно компактные, легкие, удобные, не сильно хлопают зеркалом и вообще неплохо приспособлены для съемки с рук. И там еще есть не очень дорогие продвинутые тушки с автофокусом, как например Пентакс 645N. А у Мамии есть AFD, куда потом при желании и наличии денег можно найти и поставить цифрозадник даже.

И большой плюс 645 формата – 30%-я экономия пленки. А пленка дорогая. Тоже взять на заметку.

Теперь о «тяжеловесе» в среднем формате – это я про 6х7.

Считается, что тут нет равных Пентаксу 67. Как альтернатива – броника GS. Но у пентакса куча классной оптики, есть из чего выбрать. У броники выбора оптики практически нет, она не такая светосильная, хоть и резкая. И плюс мин. дистанция фокусировки там побольше в целом по больнице, чем на пентаксовских объективах, которых просто море на любой вкус и кошелек.

Плюсы броники – задники-кассеты (это значит, что можно менять пленку в процессе и вообще быстро ставить новый ролик в виде заряженной дома кассеты), еще один плюс – центральный затвор. Он трясет камеру меньше, чем шторно-щелевой на пентаксе 67, значит, броника менее требовательна к жесткости штатива.

Пентакс 67 нужно брать непременно с предподъемом зеркала (MLU), плюс проверить юстировку и межкадровое расстояние, а так это совершенно дубовая камера, которую очень трудно сломать :) Естественно, большая и тяжелая (но не больше и не тяжелее какой-нибудь мамии RZ).

Вообще Пентакс 67 очень хорошо подходит для тех, кто долгое время снимал 35 мм зеркалкой. Органы управления те же, даже взвод затвора и протяжка пленки. Как бы зенит на стероидах, всё ясно и понятно сразу, где и за что дёргать.

А, да, еще говорят, пентакс хорош тем, что нет проблем с изгибом пленки и как следствие – уходом фокуса по площади кадра. Мол, на камерах с задниками-кассетами перегибы другие, и можно нарваться. Прокомментировать никак не могу, но с резкостью по полю кадра на моем пентаксе 67 все в порядке.

Если есть деньги, можно купить 67II, там вроде бы как затвор помягче срабатывает, ну и сама тушка более няшная.

Что сказать вам про среднеформатные дальномерки?Ну есть неплохие фуджи с несменной оптикой. Есть дорогие Мамии-7. Есть копеечные Иконты и легендарная Москва.

Серьезный минус дальномерок, лично для меня, в том, что там теряется отдельный кайф от самого построения кадра по матовому экрану. Ну и дальномеры тоже имеют свои особенности и сложности в обращении. Зато камеры более компактны. В общем, это нужно самому взять в руки попробовать.

Вот пока основное, что могу на своем опыте сформулировать по среднеформатной камере для новичка.

А, да, еще вам нужен будет спотметр и много читать и упражняться по экспонометрии. А что делать, СФ изначально предполагает большую трату времени. Опять же, вы должны понимать, зачем вам это счастье :)

Опять же, если встал на этот путь – надо сразу быть готовым к трудностям. Вес и размер, неторопливый процесс, покупка пленки, сканирование. И если начали – во многом придется ломать себя после цифры. Результат может быть как сногсшибательным, так и попросту никаким, причем то и другое будет соседствовать на начальном этапе. И, что обидно, мало зависит от предыдущего опыта на 35 мм системе.

А вообще на пленке и тем более на СФ удачные кадры приносят намного больше радости, чем на цифре. Потому как на то она и цифра – нули и единицы, снял да удалил. А на пленке все твои успехи и неудачи будут перед тобой в сливерах и под лупой как на ладони, «шедевры» – как офигенный стимул, а брак – как немой укор и постоянная напоминалка о том, что надо учиться и расти. Потому что свои вот эти вот живые и настоящие слайды жалко ведь выкинуть, как каждый день удаляешь десятки файлов и ничему не учишься при этом.

dmitry-novak.livejournal.com

Среднеформатные камеры

Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.

Средний формат

Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.

Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.

Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).

В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).

Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!

Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:

  • Дальномерные
  • Двухобъективные зеркальные
  • Однообъективные зеркальные

Дальномерные среднеформатные камеры

В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).

На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.

Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.

Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.

Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!

Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).

Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Двухобъективные среднеформатные камеры

Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).

Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день. Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные. Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.

В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть. Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель. Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.

Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.

Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.

Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.

Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.

 

Зеркальные камеры

Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.

Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.

Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.

Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель. Пожалуй, одназначно  лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно. Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.

Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).

Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив. Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники. Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.

Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года. К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики. Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.

Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.

Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.

Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.

Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.

Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.

Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).

Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.

Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!

Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.

Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага. Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой. Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.

С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.

Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой MFB-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.

По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус. Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше. Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.

Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.

В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.

Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и  оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.

И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.

В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.

Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.

Продолжение следует..

fototips.ru

120 (формат фотоплёнки) Википедия

Ролик плёнки типа 120 и катушки (слева направо): оригинальная деревянная для Kodak Brownie, Kodak 620 и современная пластмассовая 120. Слева плёнка типа 120 (220), справа — типа 135

Фотоплёнка тип-120 (рольфильм) — тип неперфорированной фотоплёнки, предназначенной для среднеформатных фотокамер. На сегодняшний день[П 1] это один из двух выпускающихся типов плёнки для среднего формата[П 2].

История и перспективы

Законодателем стандартов в области фотоплёнок была фирма Eastman Kodak. Некоторое время фирма маркировала плёнки по названию камер, для которых они были предназначены. В 1908 году для удобства маркировка плёнок была переведена Kodak на цифровые обозначения. Нумерация типов плёнок была порядковой. Изначально цифровые обозначения плёнок применялись изготовителем лишь для внутренних нужд, однако к 1913 году номерное обозначение типов плёнки попало на страницы каталогов продукции. Далее цифровой код плёнки не мог быть порядковым: требовалась понятность покупателю.

Плёнка типа 120 была внедрена фирмой Kodak в 1901 году для выпускаемой ею камеры «Kodak Brownie No.2». Однако своё сегодняшнее название она получила лишь в 1908 году. Плёнка задумывалась для применения в любительской фотографии, но к концу 1960-х годов на этом поприще была заменена плёнкой типа 135. Последняя превзошла по популярности 120-й тип, который до тех пор был самым распространённым.

К рассвету цифровой фототехники для среднего формата по сути осталось только два типа плёнки: 120 и 220. На сегодняшний день 120-й тип (и его вариация 220) находит применение, в основном, в профессиональной съёмке, реже — в любительской. Плёнка этого типа, хоть и не часто, но встречается в продаже. В настоящее время плёночная фототехника настойчиво вытесняется цифровой аппаратурой и предположения о переходе на другой тип со ставшей классической среднеформатной плёнки уже маловероятны. Кроме цифровых задников под имеющиеся в обращении плёночные фотоаппараты для плёнки типа 120/220 выпускаются всё больше полностью цифровых среднеформатных фотоаппаратов со сходными размерами фотосенсоров.

Описание типа

Плёнка типа 120 поставляется неперфорированной, в катушках без кассеты. Катушка изначально изготавливалась из дерева с металлическими наконечниками, в более поздние годы — целиком из металла, на сегодняшний день — целиком из пластмассы. Несмотря на отсутствие кассеты, плёнка предназначена для зарядки на свету. Защиту от засветки выполняет ракорд: слой чёрной непрозрачной бумаги покрывающий плёнку по всей длине. Маркировка плёнки и номера кадров (для перемотки и позиционирования кадров в камере) отпечатаны на ракорде. Ряд камер позволяет наблюдать номер установленого кадра через специальное окно на задней стенке фотоаппарата (как правило, закрыто светофильтром красного цвета)[П 3]. Приёмная катушка располагается внутри камеры. При зарядке камеры разматывают несколько первых витков ракорда, и его конец вставляют в щель приёмной катушки. Засветкой плёнки это не грозит, так как ракорд сделан с большим запасом по длине. После зарядки и закрытия камеры продолжают намотку на приёмную катушку, пока в окне на задней стенке камеры не появится обозначение первого кадра. В тех фотоаппаратах, где перемотка плёнки сблокирована с взводом затвора ракорд наматывают на приёмную катушку до совпадения символов (на ракорде и на корпусе камеры), затем закрывают камеру и несколько раз взводят затвор согласно инструкции.

Ширина плёнки составляет 61,5 мм, длина — 806—850 мм. Длина ракорда — 1475 мм[1]. Спецификация для плёнки типа 120 определяются стандартом ISO-732. Ранее им же регламентировались стандарты неприменяемых сегодня плёнок типа 127 и 620.

Размеры кадра

Среднеформатная SLR-камера Rolleiflex 6008 формата 6×6[2] и катушки с плёнкой типа 120.

Размер кадра может варьироваться как самой камерой, так и применяемыми к ней сменными задниками или рамками. Количество кадров на одной плёнке зависит от применяемого формата и особенностей конкретной камеры. Форматы 6×12 и крупнее используются специальными панорамными камерами[П 4].

Размеры кадров на 120-м типе плёнки. Обозначение Соотношение сторон Номинальные размеры (мм) Кадров на плёнку 6 × 4,5 6 × 6 6 × 7 6 × 8 6 × 9 6 × 12 6 × 17 6 × 24
1,35:1 56 × 41,5[3](57 × 41[П 5]) 16
1:1 56 × 56(57 × 57) 12
1,25:1 56 × 70(57 × 72) 10
1,37:1 56 × 77 9
1,50:1 56 × 84(57 × 82,5) 8
2:1 56 × 112(56 × 114) 6
3:1 56 × 168 4
4:1 56 × 224 3

Другие типы среднеформатной плёнки

Катушечная плёнка типа 105 была предложена фирмой Kodak в 1898 году для их первой складной камеры и имела формат кадра 6×9 см. В 1900 году Kodak внедрил плёнку типа 117 для своей первой камеры серии «Brownie» с форматом 6×6 см. Оба этих формата использовали плёнку той же ширины, что и тип 120 (61,5 мм), но с отличающимися катушками. Для типа 105 катушка была аналогичной применявшейся для 116-го типа. Катушка типа 117 была немного уже, чем у формата 120. Оба типа закончили своё существование в 1949 году, а тип 116 — в 1984.

620-й тип был введён Kodak в 1931 году как альтернатива для 120-го типа. Хотя использовался он в основном камерами «Kodak», но получил большую популярность. 620-й тип являлся, по сути, тем же 120-м, но использовал более тонкую цельнометаллическую катушку вместо деревянной. Такая катушка позволяла Kodak создавать более компактные камеры, хотя существовали камеры[П 6] для плёнки типа 120 меньших размеров, чем камеры для плёнки типа 620. 620-й тип прекратил своё существование в 1995 году, однако можно перемотать на использованную 620-ю катушку плёнку с 120-й и использовать в камере формата 620.

В 1965 году появилась плёнка с «говорящим» названием — тип 220. Эта была плёнка типа 120 удвоенной длины. Такое количество плёнки удалось уместить на катушке благодаря почти полному удалению ракорда. Оставался он лишь в начале плёнки и в конце и служил для транспортировки катушки и зарядки плёнки на свету. Именно из-за отсутствия ракорда такую плёнку нельзя использовать в камерах, оборудованных контрольным окошком на задней стенке. Кроме того, плёнка без ракорда стала тоньше, и это нужно учитывать при регулировке прижимного столика камеры. На некоторых камерах появился селектор его положения[П 7], на других — сменный задник[П 8].

См. также

Примечания

Источники

Ссылки

wikiredia.ru

Форматы фотопленок

Форматы фасовки фотопленокПосле производства фотоматериала его фасуют в кассеты, продают листами или наматывают на ролики. Существует несколько стандартов фасовки фотопленки, каждый из которых используется только в определенном типе фотоаппаратов.

Каждому типу фасовки присваивается свой номер или фирменное название. Поскольку законодателем в этой области является Kodak, то и присвоенные этой компанией номера типов фасовки становятся общепринятыми. Первый тип пленки, производимый Kodak, имел номер 101. Всем последующим типам фасовки присваивался либо порядковый номер, либо номер, ассоциирующийся со спецификациями фасовки.

Самый распространенный тип фотопленки — это 35-мм перфорированная роликовая фотопленка, или ТИП 135. Продается эта пленка в металлических кассетах по 12, 24 и 36 кадров. Также можно встретить кассеты и с достаточно нестандартным количеством кадров: 27, 15 или вроде того. Некоторые производители реализуют свои фотоматериалы рулонами, в коробках от 15 до 300 метров. Купив такую упаковку, можно самостоятельно разматывать пленку на отдельные кассеты, поэтому цена коробки, как правило, несколько ниже фасованной пленки. Так как такая фасовка наиболее часто используется для кинопленок, то и встречаются в такой упаковке обычно черно-белые кино- и фотопленки. Найти цветную негативную фотопленку в такой фасовке практически невозможно.

Тип 120 представляет собой ролики пленки шириной 61 мм. Используется такая пленка в профессиональных среднеформатных фотоаппаратах и позволяет делать кадры размером 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х9 см. Некоторое время назад промышленность выпускала и любительские камеры, использующие такую пленку, но сегодня их производство прекращено. Количество кадров на пленке зависит от длины кадра, и при размере кадра 6х6 см составит 12 кадров. На всем протяжении пленка защищена бумажным ракордом, который защищает намотанную на катушку пленку от засветки. На обратной стороне ракорда указываются номера кадров, которые можно видеть в отверстии на задней панели камеры во время съемки.

Форматы фасовки фотопленок:

1. 35-мм фотопленка; 2. Форматная листовая фотопленка;3. Тип 120; 4. Тип 135; 5. Advansed Photo System. 6. Тип 110.  

Тип 220 аналогичен типу 120. Главное отличие — увеличившееся вдвое количество кадров. Достичь этого, не изменяя габаритов ролика, удалось благодаря частичному отказу от бумажного ракорда. У этой пленки защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика и отсутствует в середине. В настоящее время в продаже тип 220 встретить практически невозможно.

Формат APS. Стандарт Advanced Photo System был создан благодаря сотрудничеству крупнейших фотографических производителей и должен был стать промежуточным в переходе любительской фотографии с 35-мм камер на цифровые. Пленка продается в картриджах по 15, 25 и 40 кадров. Зарядка пленки в камеру осуществляется полностью автоматически, зарядный хвостик пленки даже не торчит из камеры. После проявки пленка снова заматывается в кассету, что обеспечивает ее надежное хранение, ведь пленка с изображением будет недоступна для рук фотолюбителей. Главное отличие этого типа пленки — наличие магнитной дорожки для записи информации об условиях съемки, что должно улучшить качество автоматической фотопечати. Распространенный за границей в России этот формат не прижился. Лабораторий, работающих с пленками данного типа, очень мало, поэтому и в продаже APS пленка встречается не часто.

Листовая фотопленка. В профессиональных камерах высокого класса используется листовая фотопленка. Пленка продается в листах разных форматов, будучи упакованной в коробки по 10, 20 и 50 листов. Самые распространенные форматы: 9х12 см, 10,16х12,7 см, 13х18 см и 20,3х25,4 см. Лист пленки обычно заряжается в специальную кассету от фотоаппарата в полной темноте. Для облегчения этого процесса и возможности определения типа пленки в полной темноте на одной из сторон листа имеются фигурные надсечки.

Не так давно с производства была снята миниатюрная пленка ТИП 110. Пленка продавалась в пластмассовых картриджах, имела защитный бумажный ракорд с номерами кадров. Аналогичную, но несколько большую кассету имели пленки формата 126. Другой недавно исчезнувший тип пленки — это дисковая пленка (FILM DISK). Диск плоской пленки вращался в процессе экспонирования. На один диск можно было сделать 15 кадров форматом 8х10 мм. Оба формата были предложены фирмой Kodak и использовалась в компактных любительских фотоаппаратах.

dryk.info

Форматы пленочных камер.

Вместо вступления.

Приветствую тебя страждущий мой читатель, на втором занятии моей маленькой, но удаленькой фотошколы. В прошлой статье, а для кого-то и уроке, мы разобрали такой важный аспект, как история фотографии. Мы рассмотрели самые важные пунктики, по которым она собиралась и создавалась, и благодаря которым, мы ее имеем именно такой, какая она есть. Теперь же самое время разобраться что такое фотоаппарат, какие разновидности его родного бывают и с чем их пользовать. НО обо всем по порядку.

 Как я обычно делаю, чтоб всем было понятно, даю определения. Так вот и теперь отходить от привычки не стану. Давайте для себя определим, что такое фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера).

 Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) — это устройство преобразования светового потока от реального сюжета к виду удобному для документирования (запоминания), выполняющее покадровое запоминание изображения реального сюжета.

 Световой поток — от реального сюжета ограничивается углом обзора объектива; фокусируется в фокальной плоскости с нужного фотографу плана; калибруется по интенсивности (апертуре) и времени воздействия; балансируется по цвету и т. д.

 Документирование (запоминание) светового потока — в аналоговой фотографии детектирование (обнаружение) и запоминание изображений проводит светочувствительный материал (фотоплёнка, фотопластинка и т. п.). В цифровой фотографии детектирование (обнаружение) изображений проводит матрица, а запоминание проводится в буферной и внешней флэш-памяти цифровых фотоаппаратов.

 Из всего вышесказанного имеем, что фотоаппарат, это некая конструкция, способная благодаря своим физическим, химическим и техническим составляющим, запоминать и в последствии отображать, некоторый временной участок события и участок пространства, попадающий в зону обзора этого самого аппарата.

 Итак, с определением разобрались, шагаем дальше. Чтоб было понятнее, для начала разберемся с форматами камер. То есть разберемся какие форматы носителей были у каких камер. Я не буду описывать абсолютно все варианты, я начну с камер, которые были в ходу в период с 1917 года.

 

Крупноформатная камера.

камера FKD-13×18

Раньше во времена пленочной фотографии, когда еще не было каких либо стандартов, в ходу, среди фотографов, было явным преобладанием крупноформатных камер. То есть камер, фотоносители которых были большими. Что я имею в виду под фотоносителем, конечно же фотопленку или фотослайд, вставленный в кассету. Как правило это были большие деревянные коробки или металические кейсы. В качестве сменного фотоносителя была однозарядная кассета, внутри которой был расположен, заранее в темной комнате нарезанный и вставленный слайд из фотопленки, или собственноручно нарезанный из большого рулона моток пленки в 3-5 кадров. В качестве фокусирующего элемента у этих камер были передвижные кожаные меха (как гармошка). Размеры этих самых слайдов были разнообразны, их резали и делали, кто во что горазд. А все только потому, что развитие шло в сторону упрощения процесса, а не минимизации. Вот вам для примера размеры использующихся в форматных камерах слайдов: 90х120 мм, 65х90 мм, 45х60 мм, 130х180 мм, 180х240 мм. Страждущие и любопытствующие, могут ради интереса, вырезать эти размеры из бумаги и получить более полное представление. Камеры эти были с простым устройством. Фокусировочные механизмы были в основном сделаны исключительно на расчетной основе, с применением визирования по шкале дальномера. Объективы для таких камер, как правило были достаточно тяжелыми, громоздкими и простыми в устройстве, ни о каком просветлении линз тогда даже речи не шло. Совсем забыл сказать, что фокусироваться в камерах крупного формата приходилось двумя способами, первый это наведение фокуса по шкале дальномера, то есть фактически на глазок, а второй способ — это наведение фокуса на резкость по матовому стеклу, при чем, чтоб облегчить себе задачу, фотографу приходилось закрываться с фотоаппаратом некоей накидкой, оставляя снаружи только переднюю часть камеры с объективом.

 

Среднеформатная камера.

фотоаппарат Киев-6С ТТЛ

Время шло, технологии менялись, а вместе с технологиями менялись и фотоаппараты. Как мы уже теперь понимаем, ходить с крупноформатной камерой, которая только сама весит не один килограмм, а бывало что она весила и не один десяток килограмм. На смену таким камерам пришли современные материалы, легкие сплавы металлов, пластик и так далее. Сразу же и определились с форматом, то есть с размерами слайда(он же кадр). У среднеформатных камер всего два размера кадра, это 60х60 мм и 60х40 мм. Был конечно еще и панорамный, крайне редко встречающийся 60х120 мм, но о нем стоит только упомянуть, что я и сделал. Среднеформатные камеры стали более технологичны. Для таких камер появились не только разнообразные объективы, решающие разные фотографические задачи, более светлые в рисунке, более технически улучшенные, но так же появились и разные технические решения для работы затвора, для фокусирования на объекте, на лентопротяжном механизме пленочного полотна. В общем фотография стала обретать более понятные рамки и форматы. Стала более доступной и начала широко входить в массы. Так же в среднеформатных камерах начали использовать электронику. Первые устройства экспозамера, электронные фотодатчики в пентапризме, и многое другое, что раньше не было доступно в камерах крупного формата, вместе с прогрессом начало находить применение в камерах среднего формата.

Узкий формат или привычные 35 мм.

фотоаппарат Киев-4а

Так как средний формат куда удобнее применять для более масштабных целей, для съемки портретов, для крупной предметной съемки, для более сильного выражения фотографических задач на планке масштабирования, то решили масштаб уменьшить и пересмотреть варианты использования. Фотографическое общество задумалось о том, что камеру было бы замечательно применять и в повседневной жизни, в репортаже, для фиксации быстрого события, для быстрых зарисовок чего либо. Для этих целей, был принят следующий в этапе развития фотографии формат. Формат, площадь слайда которого равен 24х35 мм. Именно этот формат, дал широкое распространение фотографии, как народному искусству. Этот формат стал не просто применимым, он стал доступным и простым в использовании. Камеры узкого формата, стали легче и меньше, они совмещали в себе технологичность среднего формата и обеспечивали компактностью и простотой. Благодаря узкому формату, мы на данный момент имеет хорошо запечатленную историю, имеем широчайший спектр применения фотографии, от моды, до жанрового фото, мы имеем возможность снимать камерами которые просты и понятны в использовании. В общем спасибо прогрессу и тому кто создал формат 35 мм.

Миниатюрные и полуформатные камеры.

фотоаппарат Киев-30М

Ну и напоследок. Чтоб уж совсем не было скучно. Поведаю вам о том, что фотолюбители, получив в руки узкий формат, захотели еще его уменьшить. Согласитесь, удобно, ходишь себе по городам и весям, а в кармане пачка, размером с коробочку с леденцами. Пленки нужно мало, потому как формат слайда на таких камерах составлял либо половину кадра узкой пленки, то есть 24х18 мм, либо совсем уж был миниатюрен и составлял 13х17 мм. Как правило полуформатные камеры ничем кроме размера от своих «узкоформатных» братьев и сестер не отличались, а вот камеры миниатюрные имели более простое устройство. Как правило имели простенький калькулятор экспозиции, в виде символов погоды с ручной установкой этой самой экспозиции, снабжались центральным затвором и имели сильно ограниченный ряд выдержек. Зато вот габаритами такие камеры обходили все предыдущие. К примеру габариты камеры «Киев-30» составляли 28хх46х86 мм. Согласитесь удобно такую носить в кармане. Вот только история фотографическая их не приняла. Распространения миниатюрные и полуформатные камеры не получили, а экземпляры, которые остались на руках у людей, на сегодняшний день пригодны разве что, для теоретического знакомства с их устройством и работой.

Часть итоговая

камера ФКД + трипод и чехол

Ну вот собственно и все. В этой статье я рассмотрел все основные виды форматов камер. Есть конечно еще специализированные, редкие форматы. Есть камеры дальномерные, зеркальные, шкальные, но это уже совсем другая тема. Тема для следующей статьи. Сейчас же хочу под итожить.  С течением времени, человек стал стремиться к минимизации устройств вокруг себя. Сейчас это тонкие телевизоры, а когда то они были огромными и громоздкими, сейчас это тонкие ноутбуки, а когда то вычислительные машины занимали площадь, равную хорошему складу товаров. НО так или иначе, те фотоаппараты что дошли до нашего времени, особенно камеры узкого и среднего формата, это действующие камеры. На них не только делают фотографии, на таких камерах работаю мастера. Люди которые тонко понимают и чувствую поведение и структуру света. Желаю вам друзья так же изучить свои фотоаппараты, чтоб со временем вы могли творить ни чуть не хуже, а то и лучше тех мастеров, творчеством которых мы сейчас восхищаемся.

На последок похвастаюсь галереей моих пленочных камер. Это конечно же не все камеры, НО они все в рабочем состоянии и на все я снимаю. ГАЛЕРЕЯ ТУТ!

P.S. Друзья, если статья понравилась вам или стала вам полезной. Сделай и мне взаимное добро. Поделитесь ссылкой на статью на своих страничках «Вконтакте», «Одноклассниках», «Facebook», «Tweeter» и других страничках. Для этого нужно всего лишь нажать кнопку внизу страницы и следовать простым шагам инструкции. Так же приглашаю вас подписаться на мою рассылку, тогда вы точно не пропустите следующую, надеюсь интересную и полезную, статью. Форма подписки находится в верхнем правом углу страницы.

foto-talk.ru


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта