Оцифровка 35мм фотопленки. 35 мм пленка


35-мм плёнка Википедия

35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1893 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[6]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[7]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[8][9]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[10]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[11]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино[5][12]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до стандарта «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)[13].

Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы. Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро- и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы[14]. Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897 году на благотворительном базаре в Париже[15][16][17]. В 1907 году число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню[18]. Спустя четыре года аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи[19]. Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом[20]. Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед источником света при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году[21].

Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе «Победа», случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна[22][23][24]. В 1952 году Kodak, а за ним и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом был диацетат целлюлозы, уступающий нитратной подложке в прочности и износостойкости[25]. Он использовался для любительских 16-мм, 9,5-мм и 8-мм киноплёнок, подверженных износу в меньшей степени из-за небольших скоростей и нагрузок. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалом для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или «Safety Film»[26][27].

Современные сорта 35-мм киноплёнки, кроме негативной и некоторых контратипных, выпускаются на безусадочной лавсановой подложке. Полиэстеровая подложка обладает высокой прочностью и износоустойчивостью, но для её склейки требуются специальные склеечные прессы с ультразвуковой сваркой[* 1]. Для удобства монтажа по «классической» технологии соответствующие сорта киноплёнки выпускаются на триацетатной подложке, допускающей склейку обычным киноклеем.

Использование

35-мм киноплёнка стала основой для самого большого количества кинематографических систем. Самыми массовыми после немого кино стали система с классическим форматом кадра, а также кашетированные и анаморфированные широкоэкранные форматы. Наибольшей сложностью и информационной ёмкостью обладают панорамные и кругорамные системы кинематографа, использующие одновременно три и более 35-мм киноплёнок для съёмки и проекции изображения. Появление высококачественных широкоформатных киносистем на 70-мм киноплёнке стало толчком для разработки форматов с близкими размерами кадра на 35-мм киноплёнке. Результатом стали системы «Виставижн» и «Технирама» с продольным расположением кадра.

Известны также способы экономного использования площади 35-мм киноплёнки, на которой фильм размещался в две дорожки с продольным расположением кадра. Одна из попыток была предпринята в 1915 году корпорацией «Duplex», разработавшей киносъёмочную и кинопроекционную аппаратуру для двухрядных фильмов[15]. Позднее похожий принцип использовался в узкоплёночном формате 2×8 мм. Разница заключалась в отсутствии необходимости разрезания готового фильма вдоль, поскольку бобины с ним переворачивались в проекторе так же, как в камере. Однако, небольшой размер кадра 10×19 мм при доступном на тот момент уровне зернистости фотоэмульсий оказался достаточным лишь для домашнего просмотра, при этом уступая уже получившим распространение форматам на 28-мм и 17,5-мм киноплёнках.

В современном профессиональном кинематографе 35-мм киноплёнка остаётся практически единственным типом плёночного носителя для печати прокатных фильмокопий[28]. Из-за преобладания контактного способа печати все кинопроекторы этого формата со времён «Синематографа» рассчитаны на зарядку киноплёнки подложкой к объективу, в то время как в киносъёмочных аппаратах негативная плёнка расположена наоборот[29]. Это позволяет получать на экране прямое (незеркальное) изображение при контактной печати позитива «эмульсия к эмульсии». Съёмка осуществляется как на форматы 35-мм, так и «Супер-16», и по современной цифровой технологии Digital Intermediate предусматривает дальнейшее сканирование негатива. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество фотоэмульсий позволило отказаться от широких киноплёнок в пользу нормальной, за редким исключением.

В течение нескольких десятилетий 35-мм киноплёнка использовалась для печати диафильмов. Последовательность изображений с субтитрами представляла собой иллюстрированный рассказ, пригодный для публичной демонстрации в домашних условиях и учебных заведениях. Кроме того, на 35-мм обращаемой фотоплёнке изготавливались слайды, составляющие слайд-шоу с подобными диафильмам возможностями. До широкого распространения видеомагнитофонов обе технологии служили в качестве наиболее доступных мультимедийных инструментов.

Шаг кадра

В отличие от большинства узкоплёночных форматов, шаг кадра которых совпадает с шагом перфорации, на 35-мм киноплёнке эти параметры отличаются. Поэтому, шаг кадра различных 35-мм киносистем измеряется как в миллиметрах, так и в перфорациях.

В профессиональном кинематографе стандартным считается шаг в 4 перфорации, что соответствует для позитивной киноплёнки 19 миллиметрам или ¾ дюйма[30][* 2]. Этот параметр остаётся неизменным с момента, когда был установлен Эдисоном для кадра с соотношением сторон 4:3 шириной в 1 дюйм[13]. Шаг в 4 перфорации используется во всех прокатных форматах и большинстве производственных, поскольку соответствует стандарту, использующемуся во всех кинопроекторах. Кашетированный кадр уменьшенной высоты также располагается в пределах такого шага, оставляя неиспользованным широкий межкадровый промежуток. Некоторые системы 3D-кинематографа располагают в пределах стандартного шага два кадра стереопары, уменьшенные по высоте вдвое. Шаг кадра, отличающийся от 4 перфораций, используется только в производственных форматах для негатива, рассчитанного на последующую оптическую или цифровую трансформацию.

Потребность в повышении качества изображения заставила разработчиков создать форматы с более крупными размерами кадра, чем доступный в пределах стандартного шага. В таких киносистемах кадр с шагом в 8 перфораций расположен не поперёк, а вдоль 35-мм киноплёнки, которая движется в киносъёмочном и кинопроекционном аппаратах горизонтально[31]. Форматы «Виставижн» и «Технирама» с таким шагом кадра использовались недолго и, главным образом, для негатива[32]. Фильмокопии в оригинальном формате печатались в единичных экземплярах только для фестивальных и конкурсных показов, поскольку требуют специальных кинопроекторов, несовместимых с другими форматами[33]. Горизонтальный ход киноплёнки также предопределил расположение и размеры малоформатного кадра с таким же шагом в фотоаппаратах. Такой же шаг кадра использовался в системах стереокинематографа, например советской «Стерео-35», с так называемой «вертикальной стереопарой», в которой её разные части располагались на классических кадрах друг над другом[34]. Увеличенный шаг кадра в 6 перфораций использовался в панорамных киносистемах «Синерама», «Синемирэкл» и «Кинопанорама», использующих одновременно три 35-мм киноплёнки. Каждый кадр на экране состоял из трёх кадров на разных киноплёнках с таким шагом.

Рост фотографического качества фотоэмульсий позволил уменьшить размеры кадра и укоротить его шаг в некоторых производственных форматах. Современные киносъёмочные аппараты используют шаг в 3 и даже 2 перфорации, позволяя экономить киноплёнку, затраты на которую составляют значительную часть бюджета кинопроизводства[35]. Попытки создать прокатный формат «Юнивизиум» (англ. Univisium) с шагом в 3 перфорации не привели к успеху, поскольку это потребовало бы модернизации огромного парка кинопроекторов[36].

В панорамных фотоаппаратах используется наиболее длинный шаг кадра в 13 («Горизонт») и даже 24 перфорации («Hasselblad X-pan»).

Применение в фотографии

Киноплёнка шириной 35-мм послужила в качестве фотоматериала, использующегося в малоформатной и полуформатной фотоаппаратуре. Впервые киноплёнка использована для фотографии в 1913 году в американской камере «Симплекс Мульти»[37]. Широкое распространение формат получил благодаря Оскару Барнаку, сконструировавшему в 1914 году фотоаппарат «Leica»[38]. Размер кадра составил 24×36 мм, длина в стандартной кассете 1,6 метра. В 1963 году немецкая компания Agfa разработала систему «Рапид» для быстрой зарядки такой же 35-мм плёнки.

«Фотоплёнка тип 135» стала самой распространённой в мире, оставаясь одним из немногих типов фотоматериалов, выпускающихся после цифровой революции в фотографии. Кроме того, в фотографии зачастую вместо фотоплёнки использовалась негативная чёрно-белая киноплёнка, сходная по фотографическим и геометрическим характеристикам с плёнкой, специально выпускаемой для фотоаппаратов. Особой популярностью у советских, а затем российских фотожурналистов пользовался кинонегатив «А-2» и «А-2Ш», обладавший высокой светочувствительностью.

Технология лабораторной обработки чёрно-белых киноплёнок совпадает с режимом проявления фотоплёнок, позволяя обрабатывать оба типа фотоматериала в одинаковых условиях. Цветные негативные киноплёнки для фотографии непригодны, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, отличающемуся от C-41, общепринятого для фотоплёнок[39].

См. также

Примечания

  1. ↑ Склейка скотчем допускается только при монтаже рабочего позитива или ремонте фильмокопий [1]
  2. ↑ Шаг перфорации негативных и позитивных киноплёнок незначительно отличается. Для 35-мм позитива он составляет 4,75 мм, а для негатива — 4,74 мм

Источники

  1. ↑ ГОСТ 4896-80. Киноплёнка 35-мм. Размеры и методы контроля (рус.)  (недоступная ссылка — история). Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Проверено 15 мая 2012. Архивировано 1 августа 2012 года.
  2. ↑ Принципы широкоформатного кинематографа, 1962, с. 8.
  3. ↑ Детали и механизмы киноаппаратуры, 1980, с. 19.
  4. ↑ Всеобщая история кино, 1958, с. 104.
  5. ↑ 1 2 Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 43.
  6. ↑ Примечания (рус.). Фотоплёнка. Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
  7. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 376.
  8. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 9.
  9. ↑ Удивительный путь развития формата (рус.). «Кинопроект». Проверено 29 марта 2015.
  10. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 347.
  11. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 374.
  12. ↑ Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Коновалов (18 ноября 2011). Проверено 19 мая 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  13. ↑ 1 2 35 mm/4-perf becomes standard (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  14. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 30.
  15. ↑ 1 2 Film sizes, marvelous scope for collecting (англ.). More than one hundred years of Film Sizes. Проверено 11 апреля 2015.
  16. ↑ Максим Медведев. Человек с бульвара Капуцинок (рус.). Частный Корреспондент (5 октября 2014). Проверено 25 марта 2015.
  17. ↑ Форматы любительского кино (рус.). Примеры работ. Оцифровка. Проверено 7 февраля 2015.
  18. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 7.
  19. ↑ Александр МАЛАХОВ. Мастера горячего проката (рус.). Подробно. журнал «Коммерсантъ Деньги» (15 мая 2006). Проверено 7 февраля 2015.
  20. ↑ В. А. Устинов. Реставрация архивных кинофильмов (рус.). Архивные технологии. журнал «Техника кино и телевидения» (декабрь 2001). Проверено 2 января 2015.
  21. ↑ 1930—1959 (англ.). History of Kodak. Kodak. Проверено 1 января 2015. Архивировано 31 мая 2012 года.
  22. ↑ Пароход «По…беда» (рус.). Живой Журнал (1 сентября 2011). Проверено 7 февраля 2015.
  23. ↑ Октябрь Бар-Бирюков. Гибель маршала (рус.). «Совершенно секретно» (3 апреля 2009). Проверено 7 февраля 2015.
  24. ↑ ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ МАРШАЛА ФЭН ЮЙСЯНА (рус.). Статьи. Пейнтбольный клуб «Патриоты». Проверено 7 февраля 2015.
  25. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 34.
  26. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 12.
  27. ↑ Глоссарий кинематографических терминов, 2007, с. 192.
  28. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 36.
  29. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 205.
  30. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 39.
  31. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  32. ↑ Specifications at a glance - VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Проверено 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  33. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 72.
  34. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 126.
  35. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 41.
  36. ↑ Б. Фишер. Витторио Стораро — «Управление светом» (рус.) (18 февраля 2009). Проверено 6 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  37. ↑ Stephen Gandy. Historic 1st Production 24x36 Full Frame 35mm Camera (англ.). 1914 Simplex. CameraQuest (20 October 2013). Проверено 24 ноября 2014.
  38. ↑ Малоформатная фотография, 1959, с. 8.
  39. ↑ Процессы обработки киноплёнки, 2007, с. 142.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Веденов, А. Н. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л., : Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский. Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство, 1979. — 440 с.
  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М., : Искусство, 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Детали и механизмы киноаппаратуры / М. А. Неупокоева. — Л.: ЛИКИ, 1980. — С. 17—41. — 520 с. — 3000 экз.
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.

Ссылки

wikiredia.ru

35-мм плёнка Википедия

35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка[ | код]

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1893 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[6]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[7]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[8][9]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[10]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[11]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино[5][12]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до стандарта «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)

ru-wiki.ru

Кассеты для 35 мм пленки

Исторически так сложилось, что юбилейными для моего проекта являются простые числа. На 7-летие я написал статью «Простой юбилей». Теперь прошло еще четыре года, новую юбилейную статью я писать не собираюсь, однако вынужден констатировать изменившиеся реалии. Одиннадцать лет назад все, что я рассказывал о цифровой фотографии, было новинкой, не всем известной. Про пленку же большинство знало достаточно, чтобы любые рассказы о ней воспринимались как банальность. По прошествии 11 лет новым стало хорошо забытое старое. Рассказать что-то, что стало бы откровением и не было бы уже описано, о цифровой фотографии стало довольно трудно. В то же время, некоторые эпизоды из истории пленочной фотографии хорошо забыты и в сети трудно найти по ним исчерпывающую информацию. Поэтому я собираюсь регулярно пополнять раздел «История», в котором постараюсь рассказать о некоторых конструкциях, использовавшихся в пленочной фотографии. Данный цикл статей не претендует на историческую полноту. Это попытка зафиксировать и проиллюстрировать свой личный опыт. Данная статья посвящена кассетам для 35 мм пленок из моей коллекции. Я ее специально не собирал, просто, разбирая старые коробки, нашел несколько десятков старых кассет, обнаружил, что они сильно различаются по конструкции, и решил рассказать то, что я о них знаю.

На первой фотографии изображена кассета Kodak, которая наверное многим знакома. В подобные кассеты упаковано большинство продающихся сегодня пленок. Она у меня в коллекции в единственном экземпляре, да и то сломана, поскольку кассета неразборная и повторному использованию не подлежала.

Большинство кассет, которые я сохранил, многоразовые, и за свою жизнь использовались неоднократно, поскольку пленка раньше продавалась не только в кассетах, но в рулонах и на катушках. Ниже среди других катушек приведена фотография пленки на катушке фирмы Свема. Зарядка этой пленки в кассеты производилась в полной темноте. Фирма ORWO выпускала пленку на катушках с длинным бумажным ракордом. Стоимость пустой кассеты была сравнима со стоимостью пленки в рулоне, большинство кассет использовались до тех пор, пока их бархотка не начинала откровенно царапать пленку. Больше всего у меня кассет фирмы ORWO. Они были разборными, вероятно, до 90-х годов. Во всяком случае, в моей коллекции есть одна кассета, внешне похожая на предыдущие, но уже неразборная.

Разборные кассеты ORWO

Неразборная кассета

Кассета ORWO

В общем, большинство кассет, до 90-х годов встречавшихся в СССР, были разборным, и даже полностью скрученная в них пленка, так что кончик уже не торчал из кассеты, могла быть извлечена путем разбора кассеты на составляющие. Таким образом, устройство для извлечения кончика, которое приведено на фото ниже, не имело никакого смысла. Необходимость разработки подобной конструкции возникла только с появлением неразборных кассет.

Устройство для извлечения кончика пленки из закрытой кассеты фирмы hama

Как видно на следующих фотографиях, одноразовые и многоразовые кассеты могли быть практически одинаковой конструкции, просто конструкция крышек и их защелок реализована по-разному. Необходимость различать новую и использованную кассету с пленкой была и раньше. В кассетах ORWO эта проблема решалась наклейкой, которая разрывалась при повороте крышки. Таким образом, было легко отличить фирменную упаковку от вторично использованной. Кроме того, наклейка позволяла защитить крышку от случайного открывания.

Кассета FOMACHROM является фактически полным аналогом современной неразборной кассеты, однако ее верхняя и нижняя крышка могут быть сняты и, что самое главное, одеты обратно. Советская кассета типа 135 М ценою 35 копеек, сделанная, судя по значку в виде стилизованной совы, на Уральском оптико-механическом заводе в Свердловске (Екатеринбурге), конструктивно тоже очень похожа, но внешне отличается уже существенно сильнее. В это же время Красногорским механическим заводом им. С.А. Зверева выпускались и металлические кассеты более сложной конструкции. Но уже по 70 копеек.

Кассета FOMACHROMКассета типа 135М. Уральский оптико-механический завод. Свердловск.Кассета. КРАСНОГОРСКИЙ ЗАВОД им. С.А. Зверева

Большинство же кассет того времени были пластмассовыми, стоили 20 копеек, и отличались формой и конструкцией крышки: у одних резьба внутренняя, у других — внешняя. Кроме того, они были абсолютно круглыми и не имели козырька, на который могла быть наклеена фиксирующая бумажка.

  
Кассета. КРАСНОГОРСКИЙ ЗАВОД им. С.А. Зверева

Любая кассета состоит из корпуса и катушки. Все катушки в моей коллекции имеют унифицированную конструкцию нижней части: внутри центральной трубки снизу есть перегородка, за которую цепляется вилка обратной перемотки.

Верхняя же выступающая часть катушки имеет разную конструкцию. Однако я не встречал аппаратов, которые требовали бы этой специфической формы.

Основное отличие катушек — это в способе крепления к ним кончика пленки. Тут есть совсем простой вариант — в одноразовых кассетах пленка просто крепится бумажной наклейкой; следующая по сложности конструкция представляет собой щель во втулке, в которую вставляется кончик пленки, потом он загибается и таким образом фиксируется. И, наконец, огромное разнообразие всевозможных пружинных зажимов. Некоторые из них, как в кассетах ORWO, позволяли вставить пленку, но не вынуть ее. Для того, чтобы извлечь пленку, нужно было ее обрезать и затем выдернуть кончик с другой стороны. Зажимы на наших кассетах часто имели выступ, на который можно было нажать пальцем и таким образом освободить пленку из кассеты.

Слева направо: пленка на катушке Свема; катушка с креплением пленки бумажной наклейкой фирмы Kodak; катушка с подпружиненным зажимом КМЗ; катушка ORWO; катушка с щелью, в которую вставляется кончик пленки, после чего кончик складывается пополам и втягивается обратно в щель, что обеспечивает надежное крепление; еще одна катушка с щелью, но более хитрой формы; металлическая катушка ФЭД с пластинкой, под которую засовывается кончик пленки.

Все вышеприведенные кассеты были многоразовыми, но не вечными. Постепенно бархотка засорялась и начинала царапать пленку, кассету приходилось выкидывать. Однако еще более старые кассеты были не просто многоразовыми, они были вечными. В них нет бархотки. Пленка намертво зажата стенками внешнего двойного корпуса кассеты. Когда пленка вставлена в аппарат, при повороте замков крышки внутренний цилиндр кассеты поворачивался относительно внешнего, в нем образовывалась широкая щель, через которую пленка транспортировалась уже не касаясь кассеты.

Кассета ФЭД

Кассета Киев

Конструктивно очень похожие кассеты, однако они не взаимозаменяемы. Они имеют разную конструкцию фиксатора внутри аппарата. Одна из них предназначена для аппарата типа Киев завода Арсенал, которые является копией довоенного фотоаппарата Contax, выпускавшегося на оборудовании, вывезенном из Германии. Эта кассета подходит и для аппарата Старт Красногорского завода.

Киев 3а

Старт

Фотоаппарат Старт 1962 года выпуска

Задняя крышка аппарата Киев 3а 1957 года выпуска.

Другая кассета предназначена для аппаратов типа ФЭД и Зоркий. Причем детальное рассмотрение показывает, что отнюдь не для всех аппаратов ФЭД. В частности, к довоенному, выпущенному в 1937 году, аппарату в с надписью ФЭД Трудкоммуна НКВД-УССР им. Ф.Э.Дзержинского Харьков, эта кассета не подходит.

ФЭД Трудкоммуна НКВД-УССР

Нижняя крышка у нее фактически той же конструкции, что и у послевоенных аппаратов, и так же предусматривает использование кассет с щелью. Однако замок предполагает, что в кассете должен быть не штифт, как в моей, а прорезь, внутрь которой входит штырь замка и при повороте его открывает щель. Кассеты этой конструкции я никогда не видел. И не знаю, это один к одному скопировано, как и весь аппарат, с конструкции Leica, или это уже наше творчество.

Фотоаппарат Зоркий 2-С со вставленной кассетой и на переднем плане нижняя крышка от аппарата ФЭД 1937 года выпуска.

Замечу, что в аппараты Киев и Старт могли быть вставлены две кассеты, приемная и подающая. Таким образом, отснятый материал мог быть безболезненно извлечен в любой момент съемки, причем в аппарате Старт был предусмотрен резак, позволявший отрезать пленку и полностью смотать ее в кассеты. Таким образом, можно было спасти от засветки еще один кадр.

Вид снаружи на рукоятки замков, обеспечивавших открывание и закрывание щели в кассетах. Сверху ФЭД, под ним Киев 3а и внизу Старт. P.S.

Зайдя в период, когда я работал над этой статьей, в магазин Кинолюбитель, я обнаружил, что черно-белая пленка уже стала экзотикой и стоит на кассетах дороже цветной. Однако, в продаже есть 35 мм кинопленка по 60 м в рулоне, и если ее зарядить в описанные выше кассеты, то цена получается вполне приемлемая :-) Напомню, что длина пленки на 36 кадров 24×36 мм составляет 165 см. Так что если встретите старую кассету, не выбрасывайте, а вдруг предоставится возможность поснимать старым аппаратом.

www.ixbt.com

Оцифровка 35мм фотопленки / Хабр

Доброго времени суток, наверно у каждого из нас имеется много старой пленки. Так вот недавно я решил взять и оцифровать ее, а заодно поделиться с вами, тем что у меня из этого вышло. Итак, в этой статье я хочу показать и рассказать как практически из подручных средств можно собрать домашнюю фото-лабораторию, в частности будет рассмотрено как оцифровывать: цветную, черно-белую позитивную и негативную пленку. Цель оцифровать более 1000 кадров. Требование качества-очень высокое. В конце статьи затрону оцифровку слайдов.

Если Вам все еще интересно добро пожаловать под кат. Начнем с того, что нужно собрать все необходимое, ниже я приведу список необходимого, но не обязательного, почему так расскажу дальше.

Что потребуется: — цифровой зеркальный фотоаппарат(DSLR) — вспышка(мощный источник света) — объектив 50мм-80мм — макро-кольца — фотоувеличитель — софтбокс — soft к DSLR — кабель usb-mini usb

Возможно потребуется: — переходное кольцо М42 — синхрокабель для вспышки — слайд-адаптер — скотч — фонарик

Начнем подготовку рабочего места, собираем фотоувеличитель, удобнее всего поставить его рядом с ПК.

Собранный фотоувеличитель.

Красным обведено то что необходимо будет снять т.к. помешает установке фотоаппарата. Перейдем к объективу, здесь у каждого будет индивидуально, скажу только то, что можно использовать практически любой объектив(как штатный так и сторонний), желательно с фиксированным фокусным расстоянием от 50мм до 80мм (не зум), лучше попробовать разные, потому что объектив может искажать цвета, я использовал старенький советский «зенитар-м 1,7/50» через переходное кольцо М42 и два макро-кольца которые давно пылились в коробке рядом с этим объективом. Макро-кольца подбираются опытным путем, об этом позже.

Переходим к сборке софтбокса, он будет использоваться как фон. В моем случае он был самодельный, я взял первую попавшуюся коробку, вырезал в ней два отверстия одно под вспышку, другое для установки фона, внутри коробки поместил два листа белой бумаги для лучшего отражения.

Как бы это банально не звучало, в качестве фона я использовал поддон от печенья, закрепил на скотч, выглядит это примерно так.

Дает очень мягкий, ровный и рассеянный свет, то что нужно. С обычной белой бумагой вместо фона вы не получите такого света, в худшем случае будут видны ворсинки.

В качестве источника света была использована вспышка, я считаю что это самый удачный выбор, т.к. вспышка обладает рядом преимуществ: — можно регулировать мощность — мощный свет дает возможность снимать при коротких выдержках и на закрытой диафрагме Но это не значит, что нельзя использовать другие источники, мне кажется диодные панели тоже покажут не плохой результат.

Ну вот маленькими шагами переходим от подготовке к настройке. Итак, теперь очень ответственный момент, необходимо подобрать макро-кольца и настроить фокус, от этого этапа зависит всё. Так же хочу отметить что подойдет любой фотоаппарат со сменной оптикой, будь то CANON или SONY, на качестве снимка это практически ни как не отразиться, очень хорошо если в нем есть режим Live View. Единственная разница в фотоаппаратах будет если вы используете кроп или фулфрейм-хотя все это поправляется макро кольцами, в моем случае в качестве тушки canon eos 7d-это кропнутый фотоаппарат и я использую два макро-кольца, одно большое, другое маленькое. Просто помните, что чем больше колец тем сильнее увеличение.

Для подборки колец выньте из фотоувеличителя слайд-адаптер и закрепите в нем пленку, выберете самый резкий кадр, дальше сделайте подсветку для слайд-адаптера, ну тут все очень просто лично я использовал свой телефон, открыл на нем белый экран и поставил тайм-аут отключения дисплея на максимум, получается своеобразный пред просмотр в процессе оцифровки так им и пользовался.

Встаем вертикально над столом и наводим на резкость, смотрим что бы кадр не обрезался, если обрезается то нужно либо убавить количество колец, либо поставить более короткое кольцо и наоборот. Лично я пренебрег этим правилом и позволил себе немного обрезать кадр, получилось так что примерно по 2-3мм с ширины и высоты срезалось т.е. по факту я переснимал кадр не 36х24мм, а 34х22, я не считаю это критичным. хотя можно было бы и снять кадр целиком, а позже обрезать в редакторе. Определились с кольцами пол дела сделано, снимаем с фотоаппарата наглазник, переводим его в ручной режим(у canon диск ставим в «M»), на объективе отключаем авто фокус, подключаем к компьютеру и кладем его вертикально под фотоувеличитель, вставляем слайд адаптер с пленкой.

Запускаем удаленное управление камерой и как можно лучше ловим фокус перемещая фотоувеличитель вверх или вниз. Для более точного фокуса я открыл диафрагму на максимум(f1.7) и дополнительно подсвечивал фонариком.

Поймав резкость я затянул все гайки на фотоувеличителе, перешел к более тонкой настройке фокуса, в режиме Live View сделал цифровое увеличение и уже кольцом фокуса на объективе поймал идеальный фокус, после чего закрыл диафрагму на максимум (f16), дабы вытянуть максимальную резкость и иметь запас погрешности.

Устанавливаем софтбокс и подключаем вспышку к фотоаппарату, у меня в качестве ведущей вспышки выступала встроенная, так же можно подключить через синхрокабель. В сборе выглядит вот так:

Теперь перехожу к настройке фотоаппарата, вся съемка будет производиться полностью в ручном режиме, так же перевожу вспышку в ручной режим. Ставим ISO100, если есть возможность поставить меньше, то это хорошо, выдержку 1/250с это самая короткая выдержка для работы со вспышкой, у некоторых она может быть 1/125с, проверяем еще раз диафрагму, у меня написано f1.4, вранье по факту f16, формат съемки я выбрал RAW те кто знает что это поймут, те кто не знает-снимайте в JPEG, по поводу баланса белого(ББ) я поговорю отдельно для каждого типа пленок, пока я поставил температуру Кельвина, в настройках делаем что бы снимок сразу сохранялся на компьютере, ну вроде все осталось нажать кнопку спуска.

Немного отойду от темы для просмотра готовой фотографии я использовал программу FastStone Image Viewer, она достаточно удобная, быстрая и бесплатная, особенно хорошо работает с RAW, но можно использовать и другой софт, на вкус и цвет… По умолчанию в ней стоят горячие клавиши для инверсии цвета (Ctrl+I) и поворот изображения, влево(L), вправо(R.), отразить по горизонтали(Alt+R) и по вертикале(V). Все это очень удобно и значительно ускоряет процесс оцифровки.

Вернемся к оцифровке, начну с негативов(цветные и Ч/Б). Для Ч/Б негативов в настройках фотоаппарата ставим пользовательский режим изображения-монохромное. Цветовая температура здесь не играет ни какой роли, ее не трогаем. Можем снимать.

Для цветных можно поставить портрет, пейзаж или оставить натуральные цвета. Цветовую температуру(ББ) можно менять. Вообще для большинства фотографий подойдет 5500К, но бывает так что после инверсии вы видите, что изображение излишне теплое, хочется добавить холода, то вам потребуется поднять температуру к примеру до 6200-6500 или выше и наоборот(снимая в RAW это можно будет сделать потом в lightroom или photoshop).

Самое главное правило для успешной оцифровки это рассчитать мощность вспышки и правильно подобрать ББ.

У негативной пленки: 1. Чем больше света при съемке, тем темнее она будет в итоге и наоборот. Получается, что если вы сделали снимок, инвертировали его и ведите что он явно пересвечен, то вам нужно добавить мощность вспышки. 2. Чем выше стоит температура, тем ниже она будет на готовом снимке и наоборот. Честно говоря часто путался.

С позитивной пленкой все проще, тут чем больше света тем ярче и чем выше цветовая температура тем теплее.

Пару примеров:

Ч/Б негатив.

Москва. 1974 год. Цветной негатив.

Москва. Цветной позитив.

Подведу итоги, лично я результатом доволен, не уступает сканерам, если только в разрешении, но это дело техники, при увеличении моих снимков до 100% видно зерно пленки, я считаю лучше уже не куда. Вообще по большей части качество фотографий зависит от пленки. Возможно из данного топика кажется, что это все сложно и долго, но на самом деле зная выше сказанное, подготовку к съемке я делаю за 10 минут и сам процесс съемки довольно отлажен, со временем руки привыкают, примерно за 3 дня(в день по 5-7 часов) я отснял 1500 кадров. Тему по поводу пост обработки я не затрагиваю.

Как и обещал скажу пару слов об оцифровке слайдов. Вообще для слайдов действуют те же правила что я описал выше, единственное, не нужен фотоувеличитель.

Самое сложное в оцифровке слайдов, это слайд-адаптер и где его взять. Лично я его взял из советского проектора и примотал скотчем к уже знакомому нам поддону от печенья(просто валяется без дела) и еще немного скотча ушло, что бы все это чудо примотать к книжке, дабы уровнять на одном уровне с софтбоксом.

Ставим софтбокс, фотоаппарат на штатив, здесь главное соблюдать плоскостность.

(фотографии носят условный характер, у меня стоит не ровно)

В итоге должно получиться вот так:

Расстояние от софтбокса до слайда 20-30см, если во время съемки на пленке появляться белые блики и вы уверены, что это не дефект пленки, попробуйте отодвинуть софтбокс еще дальше или перевернуть слайд. Все остальное так же как и с фотоувеличителем.

P.S. Весь необходимы софт к своей камере вы можете скачать с официального сайта. По этим ссылкам вы можете посмотреть примеры фотографий в реальную величину 18MP:Пример№1Пример№2Пример№3Пример№4

UPD: Хочу немного добавить по поводу диафрагмы. Всегда думал, что чем сильнее закрыта тем резче, спасибо всем кто указал на эту ошибку, вы прямо открыли мне глаза на мир. Но все оказалось не так просто, я переснял один кадр на f5, f7, f9, f11 и f16, действительно резче всего получилось на f7, но так же наблюдается падение резкости и оптическое искажение по углам кадра. Скажу сразу пленка ровная и прижимается стеклом плюс ко всему я ее переворачивал и пробовал разные кадры. Так вот на мой взгляд оптимальный вариант оказался на f9. Ниже показываю что получилось в 100% увеличении.

f7

f9

f16

Спасибо за внимание. Буду рад объективной критике, а так же готов ответить на интересующие вопросы.

habr.com

35-мм плёнка Вики

35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка[ | код]

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1893 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3][4][5]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм[6]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса[7]. Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет[8][9]. Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[10]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[11]. Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино[5][12]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до стандарта «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)[13].

Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы. Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро- и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы[14]. Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897 году на благотворительном базаре в Париже[15][16][17]. В 1907 году число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню[18]. Спустя четыре года аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи[19]. Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом[20]. Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед источником света при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году[21].

Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе «Победа», случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна[22][23][24]. В 1952 году Kodak, а за ним и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом был диацетат целлюлозы, уступающий нитратной подложке в прочности и износостойкости[25]. Он использовался для любительских 16-мм, 9,5-мм и 8-мм киноплёнок, подверженных износу в меньшей степени из-за небольших скоростей и нагрузок. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалом для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или «Safety Film»[26][27].

Современные сорта 35-мм киноплёнки, кроме негативной и некоторых контратипных, выпускаются на безусадочной лавсановой подложке. Полиэстеровая подложка обладает высокой прочностью и износоустойчивостью, но для её склейки требуются специальные склеечные прессы с ультразвуковой сваркой[* 1]. Для удобства монтажа по «классической» технологии соответствующие сорта киноплёнки выпускаются на триацетатной подложке, допускающей склейку обычным киноклеем.

Использование[ | код]

35-мм киноплёнка стала основой для самого большого количества кинематографических систем. Самыми массовыми после немого кино стали система с классическим форматом кадра, а также кашетированные и анаморфированные широкоэкранные форматы. Наибольшей сложностью и информационной ёмкостью обладают панорамные и кругорамные системы кинематографа, использующие одновременно три и более 35-мм киноплёнок для съёмки и проекции изображения. Появление высококачественных широкоформатных киносистем на 70-мм киноплёнке стало толчком для разработки форматов с близкими размерами кадра на 35-мм киноплёнке. Результатом стали системы «Виставижн» и «Технирама» с продольным расположением кадра.

Известны также способы экономного использования площади 35-мм киноплёнки, на которой фильм размещался в две дорожки с продольным расположением кадра. Одна из попыток была предпринята в 1915 году корпорацией «Duplex», разработавшей киносъёмочную и кинопроекционную аппаратуру для двухрядных фильмов[15]. Позднее похожий принцип использовался в узкоплёночном формате 2×8 мм. Разница заключалась в отсутствии необходимости разрезания готового фильма вдоль, поскольку бобины с ним переворачивались в проекторе так же, как в камере. Однако, небольшой размер кадра 10×19 мм при доступном на тот момент уровне зернистости фотоэмульсий оказался достаточным лишь для домашнего просмотра, при этом уступая уже получившим распространение форматам на 28-мм и 17,5-мм киноплёнках.

В современном профессиональном кинематографе 35-мм киноплёнка остаётся практически единственным типом плёночного носителя для печати прокатных фильмокопий[28]. Из-за преобладания контактного способа печати все кинопроекторы этого формата со времён «Синематографа» рассчитаны на зарядку киноплёнки подложкой к объективу, в то время как в киносъёмочных аппаратах негативная плёнка расположена наоборот[29]. Это позволяет получать на экране прямое (незеркальное) изображение при контактной печати позитива «эмульсия к эмульсии». Съёмка осуществляется как на форматы 35-мм, так и «Супер-16», и по современной цифровой технологии Digital Intermediate предусматривает дальнейшее сканирование негатива. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество фотоэмульсий позволило отказаться от широких киноплёнок в пользу нормальной, за редким исключением.

В течение нескольких десятилетий 35-мм киноплёнка использовалась для печати диафильмов. Последовательность изображений с субтитрами представляла собой иллюстрированный рассказ, пригодный для публичной демонстрации в домашних условиях и учебных заведениях. Кроме того, на 35-мм обращаемой фотоплёнке изготавливались слайды, составляющие слайд-шоу с подобными диафильмам возможностями. До широкого распространения видеомагнитофонов обе технологии служили в качестве наиболее доступных мультимедийных инструментов.

Шаг кадра[ | код]

В отличие от большинства узкоплёночных форматов, шаг кадра которых совпадает с шагом перфорации, на 35-мм киноплёнке эти параметры отличаются. Поэтому, шаг кадра различных 35-мм киносистем измеряется как в миллиметрах, так и в перфорациях.

В профессиональном кинематографе стандартным считается шаг в 4 перфорации, что соответствует для позитивной киноплёнки 19 миллиметрам или ¾ дюйма[30][* 2]. Этот параметр остаётся неизменным с момента, когда был установлен Эдисоном для кадра с соотношением сторон 4:3 шириной в 1 дюйм[13]. Шаг в 4 перфорации используется во всех прокатных форматах и большинстве производственных, поскольку соответствует стандарту, использующемуся во всех кинопроекторах. Кашетированный кадр уменьшенной высоты также располагается в пределах такого шага, оставляя неиспользованным широкий межкадровый промежуток. Некоторые системы 3D-кинематографа располагают в пределах стандартного шага два кадра стереопары, уменьшенные по высоте вдвое. Шаг кадра, отличающийся от 4 перфораций, используется только в производственных форматах для негатива, рассчитанного на последующую оптическую или цифровую трансформацию.

Потребность в повышении качества изображения заставила разработчиков создать форматы с более крупными размерами кадра, чем доступный в пределах стандартного шага. В таких киносистемах кадр с шагом в 8 перфораций расположен не поперёк, а вдоль 35-мм киноплёнки, которая движется в киносъёмочном и кинопроекционном аппаратах горизонтально[31]. Форматы «Виставижн» и «Технирама» с таким шагом кадра использовались недолго и, главным образом, для негатива[32]. Фильмокопии в оригинальном формате печатались в единичных экземплярах только для фестивальных и конкурсных показов, поскольку требуют специальных кинопроекторов, несовместимых с другими форматами[33]. Горизонтальный ход киноплёнки также предопределил расположение и размеры малоформатного кадра с таким же шагом в фотоаппаратах. Такой же шаг кадра использовался в системах стереокинематографа, например советской «Стерео-35», с так называемой «вертикальной стереопарой», в которой её разные части располагались на классических кадрах друг над другом[34]. Увеличенный шаг кадра в 6 перфораций использовался в панорамных киносистемах «Синерама», «Синемирэкл» и «Кинопанорама», использующих одновременно три 35-мм киноплёнки. Каждый кадр на экране состоял из трёх кадров на разных киноплёнках с таким шагом.

Рост фотографического качества фотоэмульсий позволил уменьшить размеры кадра и укоротить его шаг в некоторых производственных форматах. Современные киносъёмочные аппараты используют шаг в 3 и даже 2 перфорации, позволяя экономить киноплёнку, затраты на которую составляют значительную часть бюджета кинопроизводства[35]. Попытки создать прокатный формат «Юнивизиум» (англ. Univisium) с шагом в 3 перфорации не привели к успеху, поскольку это потребовало бы модернизации огромного парка кинопроекторов[36].

В панорамных фотоаппаратах используется наиболее длинный шаг кадра в 13 («Горизонт») и даже 24 перфорации («Hasselblad X-pan»).

Применение в фотографии[ | код]

Киноплёнка шириной 35-мм послужила в качестве фотоматериала, использующегося в малоформатной и полуформатной фотоаппаратуре. Впервые киноплёнка использована для фотографии в 1913 году в американской камере «Симплекс Мульти»[37]. Широкое распространение формат получил благодаря Оскару Барнаку, сконструировавшему в 1914 году фотоаппарат «Leica»[38]. Размер кадра составил 24×36 мм, длина в стандартной кассете 1,6 метра. В 1963 году немецкая компания Agfa разработала систему «Рапид» для быстрой зарядки такой же 35-мм плёнки.

«Фотоплёнка тип 135» стала самой распространённой в мире, оставаясь одним из немногих типов фотоматериалов, выпускающихся после цифровой революции в фотографии. Кроме того, в фотографии зачастую вместо фотоплёнки использовалась негативная чёрно-белая киноплёнка, сходная по фотографическим и геометрическим характеристикам с плёнкой, специально выпускаемой для фотоаппаратов. Особой популярностью у советских, а затем российских фотожурналистов пользовался кинонегатив «А-2» и «А-2Ш», обладавший высокой светочувствительностью.

Технология лабораторной обработки чёрно-белых киноплёнок совпадает с режимом проявления фотоплёнок, позволяя обрабатывать оба типа фотоматериала в одинаковых условиях. Цветные негативные киноплёнки для фотографии непригодны, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, отличающемуся от C-41, общепринятого для фотоплёнок[39].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Склейка скотчем допускается только при монтаже рабочего позитива или ремонте фильмокопий [1]
  2. ↑ Шаг перфорации негативных и позитивных киноплёнок незначительно отличается. Для 35-мм позитива он составляет 4,75 мм, а для негатива — 4,74 мм

Источники[ | код]

  1. ↑ ГОСТ 4896-80. Киноплёнка 35-мм. Размеры и методы контроля (рус.)  (недоступная ссылка — история). Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Проверено 15 мая 2012. Архивировано 1 августа 2012 года.
  2. ↑ Принципы широкоформатного кинематографа, 1962, с. 8.
  3. ↑ Детали и механизмы киноаппаратуры, 1980, с. 19.
  4. ↑ Всеобщая история кино, 1958, с. 104.
  5. ↑ 1 2 Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 43.
  6. ↑ Примечания (рус.). Фотоплёнка. Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
  7. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 376.
  8. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 9.
  9. ↑ Удивительный путь развития формата (рус.). «Кинопроект». Проверено 29 марта 2015.
  10. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 347.
  11. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 374.
  12. ↑ Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Коновалов (18 ноября 2011). Проверено 19 мая 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  13. ↑ 1 2 35 mm/4-perf becomes standard (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  14. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 30.
  15. ↑ 1 2 Film sizes, marvelous scope for collecting (англ.). More than one hundred years of Film Sizes. Проверено 11 апреля 2015.
  16. ↑ Максим Медведев. Человек с бульвара Капуцинок (рус.). Частный Корреспондент (5 октября 2014). Проверено 25 марта 2015.
  17. ↑ Форматы любительского кино (рус.). Примеры работ. Оцифровка. Проверено 7 февраля 2015.
  18. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 7.
  19. ↑ Александр МАЛАХОВ. Мастера горячего проката (рус.). Подробно. журнал «Коммерсантъ Деньги» (15 мая 2006). Проверено 7 февраля 2015.
  20. ↑ В. А. Устинов. Реставрация архивных кинофильмов (рус.). Архивные технологии. журнал «Техника кино и телевидения» (декабрь 2001). Проверено 2 января 2015.
  21. ↑ 1930—1959 (англ.). History of Kodak. Kodak. Проверено 1 января 2015. Архивировано 31 мая 2012 года.
  22. ↑ Пароход «По…беда» (рус.). Живой Журнал (1 сентября 2011). Проверено 7 февраля 2015.
  23. ↑ Октябрь Бар-Бирюков. Гибель маршала (рус.). «Совершенно секретно» (3 апреля 2009). Проверено 7 февраля 2015.
  24. ↑ ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ МАРШАЛА ФЭН ЮЙСЯНА (рус.). Статьи. Пейнтбольный клуб «Патриоты». Проверено 7 февраля 2015.
  25. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 34.
  26. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 12.
  27. ↑ Глоссарий кинематографических терминов, 2007, с. 192.
  28. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 36.
  29. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 205.
  30. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 39.
  31. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  32. ↑ Specifications at a glance - VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Проверено 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  33. ↑ От немого кино к панорамному, 1961, с. 72.
  34. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 126.
  35. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 41.
  36. ↑ Б. Фишер. Витторио Стораро — «Управление светом» (рус.) (18 февраля 2009). Проверено 6 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  37. ↑ Stephen Gandy. Historic 1st Production 24x36 Full Frame 35mm Camera (англ.). 1914 Simplex. CameraQuest (20 October 2013). Проверено 24 ноября 2014.
  38. ↑ Малоформатная фотография, 1959, с. 8.
  39. ↑ Процессы обработки киноплёнки, 2007, с. 142.

Литература[ | код]

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Веденов, А. Н. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л., : Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский. Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство, 1979. — 440 с.
  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М., : Искусство, 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Детали и механизмы киноаппаратуры / М. А. Неупокоева. — Л.: ЛИКИ, 1980. — С. 17—41. — 520 с. — 3000 экз.
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Снимаем на пленку

Практика 
  • Продажа
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Микшерные пульты
      • Рекордеры/плееры
      • Наушники
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Объективы
      • Видеомониторы и системы отображения
      • Операторское оборудование
      • Все видео
    • IT оборудование
      • Системы хранения данных
      • Системы графического оформления эфира
      • Все it оборудование
    • Измерительное оборудование
      • Data Video
      • Прочее
      • Все измерительное оборудование
    • Системы служебной связи
      • Все системы служебной связи
    • Видеомонтаж
      • Программное обеспечение
      • Платы ввода-вывода
      • Все видеомонтаж
    • Фото
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Комплекты светильников
      • Блоки питания и кабели
      • Все осветительное оборудование
    • Радиовещание
      • Системы автоматизации эфира
      • Все радиовещание
    • Профессиональные носители
      • Карты P2
      • Устройства хранения данных HDD/SSD
      • Все профессиональные носители
    • Кабели, разъемы
      • Кабели
      • Разъемы
      • Инструменты
      • Все кабели, разъемы
  • Аренда
    • Аудио
      • Микрофоны
      • Рекордеры/плееры
      • Микшерные пульты
      • Все аудио
    • Видео
      • Видеокамеры и камкордеры
      • Операторское оборудование
      • Объективы
      • Все видео
    • Осветительное оборудование
      • Направленные светильники
      • Заполняющие светильники
      • Гелиосферы
      • Все осветительное оборудование
    • Фотоаппараты
    • Проекционное оборудование
      • Проекторы
      • Экраны
      • Светодиодные экраны
      • Все проекционное оборудование
    • IT оборудование
      • Системы захвата и оцифровки видеоматериала (ingest)
      • Все it оборудование
    • Системы служебной связи
    • Генераторы
    • Автомобили для съемок
    • Генераторы эффектов
    • Камеры 360 градусов
  • Локации
    • Павильоны
      • Фотопавильоны
      • Кинопавильоны
      • Все павильоны
    • Аппаратные нелинейного монтажа
    • Киноконцертные комплексы
    • Конференц-залы
  • Статьи
  • Новости
  • События
  • Вход

tvkinoradio.ru

Обзор зеркальной фотокамеры Зенит 122 и оцифровка пленки 35мм / Хабр

В данной статье я познакомлю вас с пленочной фотокамерой Зенит 122 и расскажу, почему я считаю ее очень хорошей камерой для начинающих фотографов. Под катом – немного теории и истории, обзор фотоаппарата и оцифрованные снимки. Также мы рассмотрим различные способы оцифровки негативов 35мм. Внимание, трафик!
Обзор фотоаппарата
Зенит – наверное, самая известная марка фотоаппаратов, которую выпускал СССР. Первая фотокамера этой серии поступила в продажу в 1952-м году, а за все время было выпущено более 40-а моделей. Все они рассчитаны на работу со знакомой всем фотопленкой типа 135 (обычная 35мм пленка), которую и сейчас можно приобрести в любом магазине фототоваров.

Приобрести сам фотоаппарат можно на любой интернет-барахолке по цене от 500 до 5000 рублей, а у многих из вас он и так лежит где-нибудь на антресолях.

Для начинающих я советую выбирать модели 122, TTL, 10-19 из-за наличия встроенного экспонометра. За исключением экспонометра – эти фотоаппараты полностью механические и все параметры фотосъемки вам необходимо настраивать вручную. Если вы не знаете, что такое экспозиция, диафрагма или ГРИП – категорически рекомендую ознакомиться с этой статьей. При чтении статьи, мысленно замените все слова “сенсор” и “матрица” на слово “пленка” — в остальном настройка пленочного фотоаппарата практически ничем не отличается от настройки его современных цифровых потомков. Единственное отличие — за баланс белого и ISO отвечает пленка. Просто попробуйте разные пленки, чтобы увидеть разницу.

Органы управления Зенит 122:

Многие ругают эту модель за малое количество вариантов настройки выдержки: ручная, 1 к 30, 60, 125, 250 и 500 – этого действительно мало. Особенно в солнечный день – 1/500 это очень долго.

Варианты ISO – 25, 50, 100, 200, 400.

Зенит 122 поставлялся с объективами Гелиос и Зенитар. К сожалению, про Зенитар ничего сказать на личном опыте не могу, но в интернете пишут, что он более резкий. В любом случае – стоят они копейки и можно взять оба.

На моем объективе Гелиос-44М можно установить значения диафрагмы от 1/2 до 1/16.

Также на фотоаппарате есть режим автоспуска, счетчик кадров, стандартное гнездо для штатива и крепление для внешней вспышки.

Вид фотоаппарата сзади:

Фотоаппарат оснащен встроенным экспонометром, работающим по системе TTL. Это значит, что экспозамер осуществляется через объектив камеры. Принцип его использования таков – при слабом нажатии на кнопку затвора, в видоискателе загорается один из 3-х светодиодов. Верхний и нижний красные светодиоды означают пере- и недоэкспонирование, а центральный зеленый – правильную настройку экспозиции. Меня работа экспонометра полностью устраивает, однако при долгой ручной выдержке его лучше отключать – на снимке снизу виден красный засвет от светодиода:

Весь процесс зарядки и разрядки пленки в Зенит можно увидеть на YouTube.

Вот примеры моих снимков:

И напоследок – плюсы и минусы фотокамеры Зенит для начинающего фотографа

Плюсы

  • Стоимость
  • Понимание настроек фотоаппарата
  • Надежность (моему уже за 20, а он все фотографирует))
  • Ограниченное число кадров. Это заставляет вас не бездумно щелкать затвором, а создавать продуманную композицию сразу.
  • Артефакты пленочного фотоаппарата на снимках – пыль, блики, etc. При желании – легко убираются
  • Зарядка не сядет, только батарейки экспонометра, которые необязательны
  • Винтаж в конце концов!
К тому же невозможно описать то приятное чувство, когда бежишь весь в предвкушении забирать свои снимки из салона. Это нужно испытать :)

Минусы

  • Ограниченное число кадров
  • Засветка кадра при ручной выдержке
  • Вес (820 грамм)
  • Нельзя сразу просмотреть снимки
  • Новых в продаже нет

Теперь расскажу о некоторых способах оцифровки негативов.

Оцифровка негативов 35мм

Итак, как же получить наши фотографии с пленки? В любом случае — сначала пленку нужно проявить – процесс этот весьма кропотливый и не простой, поэтому для начала я советую сдавать пленку на проявку в фотосалон. К тому же, удовольствие это совсем дешевое: 20-50 рублей за пленку. На выходе мы получаем цветные негативы (если пленка у вас обычная, процессы проявки CN-16 и C-41, это написано на коробке). Можно приступать к оцифровке одним из способов, далее мы разберем каждый из них:

  • Оцифровка в фотосалоне
  • Сканирование
  • Пересъемка негативов на цифровой фотоаппарат
Оцифровка в фотосалоне
Самый простой способ — вы сдаете негативы в фотосалон, их там сканируют и записывают на диск или на любой ваш носитель. Стоит услуга в районе 100-150 рублей.
Сканирование
Обычные домашние сканеры не подойдут для сканирования пленки, даже если у них в комплекте поставки есть слайд-модуль (пластина, внутри которой помещаются пленки). В худшем случае вы получите черный квадрат, в лучшем — почти черный. Все дело в том, что при сканировании необходимо освещать пленку с обратной стороны, т.е. со стороны крышки. Существуют специальные планшетные фотосканеры, которые умеют это делать. Например снимки выше были оцифрованы с помощью сканера Epson Perfection V500 Photo:

На картинке видно, что пленка освещается светодиодной подсветкой сверху. В комплекте со сканером идут слайд-модули для разных форматов пленки:

В ПО, идущим в комплекте со сканером, есть специальные режимы сканирования пленок. Можно выбрать удаление пыли, артефактов и коррекции цветов при сканировании негативов. Так же есть режим Digital Ice — устранение пыли и царапин по ходу процесса сканирования. Стоимость подобного сканера от 6000 до 30000 рублей (хотя можно найти и на порядки дороже, но имеет ли это смысл для домашнего использования?).

Для сканирования негативов, существует и отдельный тип устройств — слайд-сканеры:

Отличаются друг от друга разрешением и дополнительными плюшками, например — сканирование без подключения к ПК, на SD карту. Стоимость от 3000 рублей до 20000 (опять же — для желающих можно и дороже).

Пересъемка негативов на цифровой фотоаппарат
Еще один способ оцифровки — это пересъемка наших негативов на цифровой фотоаппарат с макро-объективом. Технология такова — подсвечиваем пленку сзади (монитором, лампой — чем угодно, но белым светом), фотографируем на цифро-зеркалку и обрабатываем в фоторедакторе. Из-за отсутствия времени, я фотографировал с экрана монитора, поэтому видны гигантские пиксели на пленке. Чтобы их не было — необходимо положить между пленкой и монитором белый лист гладкой бумаги. Для съемки использовался Nikon d80 с макро-объективом Nikon 105mm f/2.8G IF-ED:

Крепим негативы на монитор и фотографируем:

Открываем в фоторедакторе и инвертируем цвета:

Меняем цветовой баланс, играемся с уровнями и экспозицией и все готово! Сравнение с фотографией со сканера:

Еще раз пардон за пиксели от монитора — если нормально подсвечивать сзади, то их не будет. Самое главное — я хотел показать принцип.

Спасибо за внимание!

habr.com


sitytreid | Все права защищены © 2018 | Карта сайта